Лестница в небо: Первый день турнира «Ломбардия трофи» глазами очевидца
На «Ломбардию трофи» я приезжаю уже второй год кряду: нравится этот симпатичный маленький Ломбардский город,
нравится камерная атмосфера турнира, позволяющая наблюдать за спортсменами и их тренерами с очень близкого расстояния, на которое не подобраться на крупных турнирах.
арена
внутри
Нравится возможность увидеть новые программы на их ранней стадии и сразу оценить их перспективы на сезон. Нравится состав участников, пусть и очень неровный. Но главная причина моей любви к Ломбардии — главная причина того, почему примерно 90 процентов зрителей платят немалые деньги, чтобы приехать в этот маленький уютный городок и попасть на холодную арену IceLab — это возможность увидеть вживую выступление японского фигуриста Шомы Уно.
приезд Шомы на арену
Первый день начался сразу со встречи с тренером Дмитрия Алиева, Евгением Рукавицыным, с которым мы с моей спутницей пересеклись на пути к арене.
Вскоре на глаза попался и сам Дима, отбивающий мячом бетонный забор возле арены.
Завернув в комлекс, пересекаешься с другими известными людьми: Барбарой Фузар-Поли и Маурицио Маргальо, главой «холдинга» Ниной Михайловной Мозер, с Алексеем Николаевичем Мишиным,
Алексей Николаевич в одиночестве около буфета
смотрит за соревнованиями со второго этажа
с самими спортсменами, участвующими в соревновании, с их тренерами… Концентрация известных личностей для такой малой арены просто зашкаливающая.
Утро начинается с тренировок, из которых мне удалось посетить только тренировки мужчин, начинавшиеся позднее остальных. В первой группе, естественно, интерес вызывали главным образом один из героев последнего чемпионата мира Козуки Томоно и итальянец Маттео Риццо. И сразу обращаешь внимание на проблемы первого: четверной сальхов совершенно не шел всю тренировку. Раз за разом — то бабочка, то тройной, то падение, то приземление на две ноги. За всю тренировку Козуки так сальхов и не сделает. Маттео разминается без явных проблем, но у него и прыжковый набор попроще. Оба катаются очень красиво: у обоих прекрасные линии, красивое скольжение.
Вторая разминка волею жребия оказалась центральной — здесь наш Дмитрий Алиев и фаворит соревнований Шома Уно. Разница в форме между ними на данный момент видна невооруженным глазом. Во время проката своей программы Дима сорвал практически все прыжковые элементы, да и в остальное время тренировки немало срывал. Стало очень тревожно за вечерний прокат.
Когда после тренировки я увидел Рукавицына, идущего с какой-то клюшкой в руках, подумалось — быть серьезному разговору между тренером и учеником. :) Шома же делал абсолютно все, причем очень уверенно и чисто. Начал тренировки с акселей — сначала двойного, потом тройные. Затем добавил четверные. Утренний прокат короткой программы в техническом плане был сильнее вечернего, с запланированным изначально каскадом 4-3. Поразило то, что японский фигурист не сорвал вообще ничего ни во время тренировки, ни во время вечерней раскатки.
После тренировки второй группы у входа выстроилась толпа: Шому провожали до машины и махали руками во время отъезда. Тут надо отметить, что на этом турнире Шома, конечно, находится в ранге суперзвезды. Его постоянно встречают и провожают болельщики и пресса, он всегда в центре внимания, он окружен людьми. И окружен невероятной любовью. Он — и, извините, «касса» турнира (без Шомы «Ломбардия» лишилась бы огромного числа своих зрителей), и его смысловой центр. То, как его встречают, как смотрят выступления, как реагируют на оценки, как фанаты готовят заранее трогательные подарки — все это говорит об огромной любви к этому фигуристу. О любви, которую он действительно заслуживает.
Михоко Хигучи рассматривает Шому
Но вернемся на арену. Собственно соревновательный день начинался с выступления женщин, которые в целом не порадовали. Ужасный день выдался для японской сборной, в составе которой совершенно неожиданно провалились и Каори Сакамото, и Мако Ямашита. На разминке перед прокатами у обеих все получалось очень неплохо, поэтому такой парный провал стал большим сюрпризом. Несмотря на заваленные прокаты, хочется отметить, во-первых, очень симпатичные и осмысленные программы. А во-вторых, прекрасное мягкое скольжение, особенно у Мако. Понятно, что все это померкло на фоне больших проблем с прыжками. Тем не менее, я почти уверен, что как минимум одна фигуристка еще выстрелит и наверняка покажет качественный прокат произвольной программы.
А пока Каори переживает в буфете
Из приятных сюрпризов можно отметить выступление фигуристки из Финляндии, Вивеки Линдфорс. Прекрасный прокат практически на максимуме возможностей, смотревшийся очень симпатично на фоне завалов фаворитов.
Наши Лиза Туктамышева и Соня Самодурова, к сожалению, обе не совладали с одним из элементов, но в целом справились с программами.
У Лизы вживую очень эффектно смотрится тройной лутц и обращают на себя внимание прекрасные руки, но сегодня катание смотрелось немного медленновато, как будто Лиза осторожничала, особенно после падения. У Сони прыжки не такие эффектные, но катание в целом смотрится очень симпатично и мне очень нравится подача материала — то, как она вкладывается в хореографию (с моей точки зрения, не самую эффектную, увы). В итоге Лизу и Соню разделил балл с небольшим, так что борьба в произвольной обещает быть достаточно плотной.
В соревновании пар три явных лидера — наши Бойкова/Козловский и Забияко/Энберт, и тоже отчасти «наши», итальянцы Делла Моника/Гуаризе, которых консультирует Нина Мозер. Бойкова/Козловский — пара, которой я очень симпатизирую (удалось пожелать им удачи при встрече у арены — ну они и не подвели). В целом прокат был очень достойным, практически без помарок. Единственное, что меня смущает еще с тех пор, как я увидел эту программу на мастер-классе Москвиной — это музыка. Не сами «Очи черные», разумеется, а именно выбор исполнения. На мой взгляд, это явный промах, песню там просто испортили.
Делла Моника/Гуаризе на фоне нашей экс-юниорской пары смотрелись «грязнее» — практически все основные элементы были с ошибками. Наверное, итоговое второе место за счет компонентного преимущества можно понять, но нашей паре хотелось большего.
Забияко/Энберт выиграли за явным преимуществом. Мне особенно хочется отметить топовое качество всех элементов. Недаром техническая оценка этого проката приблизилась к гроссмейстерскому уровню в 40 баллов. Программа понравилась больше прошлогодних. Мне кажется, что в ней пара смотрится достаточно интересно и, как минимум, нескучно. При такой чистоте элементов программа будет играть.
Завершали первый соревновательный день мужчины. На разминке первой группы Томоно продолжал биться с сальховым — и покорил его в конце-концов! В прокате этот сальхов вышел лучше всех тех попыток, что я видел у него за весь день. Однако Казуки сейчас пребывает в такой форме, что «нос вытащишь — хвост увязнет». В данном случае увяз каскад. Потеря оказалась очень дорогой, так что в итоге японский фигурист остался на скромном 5ом месте.
После чемпионата мира в Милане многие стали делать ставку на Томоно, думая, что в его лице подрастает смена лидерам японской сборной. Я был изначально настроен немного скептически. Во-первых, Томоно почти ровесник Шомы, так что говорить о «преемственности» здесь невозможно. Во-вторых, хотя тот чемпионат действительно стал для него прорывом, трудно было отделаться от вопроса, чем же он занимался все это время до этого. «Ломбардия» пока показывает туманность его перспектив: сальхов крайне нестабилен, тулуп вроде был разучен в это межсезонье, но в короткой программе его пока нет. На выходе — всего 75 баллов; мягко говоря, не гроссмейстерский результат.
Маттео Риццо второй год подряд доводит итальянскую публику до экстаза. Качественный чистый прокат, красивая программа, прекрасные линии, хорошее скольжение — постепенно Маттео превращается из исключительно «локального» феномена в угрозу на мировом или, по меньшей мере, европейском, уровне. Прорыв прошлого сезона не остался незамеченным и судьями, которые стали немного щедрее при выставлении второй оценки за компоненты. 85— результат для вчерашнего юниора очень хороший.
Дима Алиев откатался в целом неплохо. Мне очень нравится его скольжение и особенно его прекрасные балетные линии. Он демонстрирует очень интеллигентное и красивое катание, очень осмысленные программы. Единственное, в этом сезоне, как мне кажется, программам явно не хватает разнообразия. Прокат был в целом лучше того, что он демонстрировал на тренировке, падение было, увы, предсказуемым. Надеюсь, по ходу сезона проблемы с прыжками будут постепенно отступать и мы еще увидим чистые прокаты и высокие оценки. Пока же Дима остался третьим, и перспективы на произвольную программу достаточно туманны, с учетом явных проблем с физикой.
Вторым стал Андрей Лазукин, выдавший чистейший прокат своей программы с одним четверным прыжком. Для меня такой прокат сюрпризом не стал — во-первых, готовность Андрея была видна еще на контрольных прокатах несколько дней назад. Во-вторых, решимость прогрессировать читалась и в недавнем совместном интервью с Лизой Туктамышевой, которые я очень рекомендую всем посмотреть (если кто-то еще не посмотрел). Я очень надеюсь, что сезон для Андрея сложится успешно.
Шома Уно катался в конце второй разминки, прямо перед заливкой льда.
На фоне тех тренировок, за которыми мне удалось понаблюдать, прокат короткой программы (под гитарную обработку известной песни "Stairway to Heaven" -- Лестница в небо) был не более чем «рабочим». Выяснилось, в частности, что перед прокатом Шома слишком туго перевязал ботинки и немного осторожничал на дорожке. Но «рабочим» этот прокат был именно для Шомы. Конечно, на фоне остальных (да и вне каких-либо сравнений) этот фигурист производит огромное впечатление: своим фантастическим скольжением, своей бескомпромиссной артистичностью, какой-то «вживленностью», укорененностью в тот музыкальный материал, под который он катает. Технической сложностью своей программы, наконец. Продуманностью мельчайших деталей.
в КиКе
Все это не пришло к Шоме само собой — это результат гигантского труда, постоянных переездов от одного специалиста к другому (только за это лето Шома успел слетать в Канаду и Америку для работы над скольжением и прыжками), постоянной работой над собой, над слабостями собственного характера. Посмотрите хотя бы это видео из Чикаго — сколько раз надо упасть на тренироовке, чтобы можно было взлететь?
Даже за те последние два сезона, что я наблюдаю его прокаты вживую, бросается в глаза постоянное движение вперед. Неутолимая жажда совершенствования. Еще лет 5 назад многие говорили,что Шома никогда не прыгнет тройной аксель — теперь это один из трех лучших акселей по средней оценке ГОЕ за прошлый сезон. Что он никогда не прыгнет четверной тулуп. И уж точно никто и предполагать не мог, что он станет в итоге первым исполнителем четверного флипа в мире, что к флипу добавятся риттбергер, потом сальхов. Что Шома не только будет катать «выученное», но и станет активно участвовать в создании собственных программ, о чем не так давно рассказала Михоко Хигучи. Результаты всей этой огромной работы над собой были видны во вчерашнем прокате. В хорошо видимой вчера зрелости мастера, полном контроле над всеми элементами программы.
Огромный отрыв Шомы от остальных фигуристов не является каким-то унижением преследователей или, тем более, искусственно созданной судьями подушкой и результатом мифического влияния высших сил. Этот отрыв — «всего лишь» результат непрекращающейся работы над собой (в скобках вопрос — вы когда-нибудь видели пляжные фотографии Шомы на отдыхе? Вообще Шому на отдыхе? Нет — и не потому что их скрывают, ему просто некогда отдыхать. Отдыхает он разве что в шоу, на льду). Для остальных этот результат, напротив, должен стать прекрасной мотивацией для работы, потому что он показывает, как далеко можно уйти в ежедневной работе над собой.
Как высоко можно подняться по лестнице мастерства — в самое небо.
До новых встреч!
Спасибо, Михаил!
Ужасно интересно, как будет развиваться эта программа у Шомы по ходу сезона.