О благодарных австралийцах и отчаянных китайцах: обзор судейства на Олимпийских играх
В конце прошлого сезона я уже делала посты с обзором судейства: напомню, тогда мы выясняли, почему в Австралии не любят Никиту Кацалапова, и что общего у Испании с канадскими танцорами. Прошел почти год - время снова поговорить о тех, кто выносит вердикты спортсменам, тем более что ставки под занавес Олимпийского цикла серьезно выросли.
Зарисовка первая: о канадско-японской дружбе с привкусом мирового рекорда
В танцевальном турнире главной интригой было соперничество Тессы Виртью и Скотта Мойра с Габриэллой Пападакис и Гийомом Сизероном. В прошлом сезоне судьи отдавали предпочтение первым, в нынешнем лидировали вторые. Ввиду того, что в танцах соперника не перепрыгаешь и базу все стараются выкатать одинаковую, исход Олимпиады зависел от множества иных факторов, включая судейство.
В латине наблюдался паритет: оба национальных судьи попали в панель и имели шансы сделать задел для своих пар. Представительница кленового флага решил не мелочиться и дать Тессе и Скотту преимущество над соперниками аж в шесть с половиной баллов. С учетом сплошных +3 за качество элементов оценка за технику получилась максимально возможной, за компоненты – близка к потолку, поскольку десятки были за всё, кроме скольжения. Француженка метила в примерно тот же разрыв (только в пользу Габриэллы и Гийома, конечно же), но выставленный бригадой третий уровень за дорожку сократил его общую разницу до трех с половиной баллов (из них полтора – в компонентах).
Главным иностранным фанатом Тессы и Скотта (или ненавистником французов) выступила японка: ее ГОЭ отправили соперников канадцев на четвертое место, а разница по общей сумме между двумя парами составила практически не отыгрываемые в танцах пять баллов.
Перед произвольным танцем произошла жеребьевка, вследствие которой французская судья сказала «оревуар» надеждам нации на олимпийское золото. Канадка продолжала нарываться за выговор ставить баллы от чистого сердца, отгородив земляков от преследователей надежным пятибалльным отрывом. Япония в этот раз играла скромнее, но зато общий балл Тессе и Скотту поставила поистине легендарный: 124,70 – это абсолютный максимум, потолок по нынешней системе оценивания.
Что еще было любопытного в протоколах танцевального турнира? В общем-то все шло по накатанной: проамериканские судьи двигали три звездно-полосатые пары, пророссийские – Боброву и Соловьева (причем русская и турецкая судьи умудрились поставить идентичные баллы в коротком танце). Любопытно, что национальный судья дала огромный гандикап американцам Хаббел-Донохью: три с лишним балла преимущества над Шибутани, хотя в реальности разница составила 0,02.
Зарисовка вторая: о доброй кореянке и коварной японке
Пока русские болельщики к удивлению всего остального мира устроили фигурнокатательную гражданскую войну: юность и лутц-риттбергер против жизненной справедливости и компонентов, японский и китайский судья под шумок решали свои задачи.
Японка, например, поставила Медведеву четвертой в короткой программе – не только после основной соперницы, но и за спинами Осмонд и Мияхары (с последней, правда, разница составила копеечные 0,04). Притопила она Женю техникой: если оценка за компоненты у нее практически идентичная итоговой, то по элементам Медведева у страны восходящего солнца аж пятая. У китаянки Евгения получила за технику еще меньше – 40,60 против выставленных в протоколе 43,19 балла.
Еще один важный вывод по итогам короткой программы женщин: так называемый «блок бывших советских республик» всё же отдавал предпочтение Жене Медведевой. Сила общего прошлого была настолько велика, что казахский и латвийский судья умудрились выдержать одинаковую разницу между Евгенией и Алиной – ровно 0,23 балла в пользу первой. С такой филигранной точностью перестаешь удивляться совпавшим до сотой числам в произвольной.
Передел власти продолжал осуществляться и в произвольной программе. Канадский судья, дорвавшись до места в панели, радостно поставил Кейтлин Осмонд первой, дав ей на два балла больше, чем Алине Загитовой, и на четыре – чем Евгении Медведевой. Поддержал его и Китай, с той лишь разницей, что из россиянок предпочтение отдал Жене.
Четыре года назад все боялись, что слезки корейских болельщиков отольются российским фигуристкам в Пхенчхане, поэтому от местного судьи ничего хорошего не ждали. Между тем, она выставила обеим нашим девочкам просто космические оценки за технику: 84,53 балла для Жени (максимальная надбавка за все элементы!) и аж 86,41 Алине.
Зарисовка третья: о китайском патриотизме
Считаю, что главной звездой всей Олимпиады стала китайский арбитр, судившая короткую и произвольную программу мужчин, ведь у нее на Играх победил Боян Цзинь, в реальности ставший четвертым с отрывом в 20 баллов от первого места. Боян в глазах своей землячки был настолько хорош, что обошел даже Чена в произвольной программе, а тот, на минуточку, исполнил там шесть квадов. Произошло это благодаря стройной колонке +3 за каждый элемент, кроме четверного тулупа с падением и вращения со сменой ноги (на нем +2). За компоненты китаянка поставила своему парню сплошные 9,50, только за связки на четверть балла меньше: выше лишь у Ханю.
Американский судья не попал в бригаду именно тогда, когда был нужнее всего – в ставшей провальной для главной национальной надежды короткой программе. В произвольной он старался компенсировать отставание Нейтана Чена как мог, выставив ему аж на 10 баллов больше, чем в итоге пошло в протокол. Кого рекордный прокат американца не вдохновил, так это россиянку, поставившую обладателю самого безумного проката дня четырнадцатые компоненты среди всех участников.
К слову, своих российская судья оценивала максимально близко к реальности: Алиев получил от нее всего на балл больше, чем в итоговом протоколе, а Коляда – на два. В короткой – примерно те же не криминальные отрывы.
Еще из интересного: у японца что-то личное к Кигану Мессингу, ибо иначе объяснить отданное ни на что не претендующему канадцу 21 место в короткой программе невозможно. Впрочем, двадцатым у этого судьи стал Алексей Быченко, который тоже ничего, что поставило бы под угрозу его попадание в произвольную, не сделал.
Этот скриншот, на минуточку, подводит нас к трем важным выводам.
1. Если Михаилу Коляде продолжат отвешивать лещей в русскоязычных СМИ, он может с чистой совестью уходить кататься за Казахстан или Узбекистан.
2. Никогда не знаешь, когда придется расплачиваться за победу в командных соревнованиях, да, Патрик?
3. На каждого «лучшего сына своей мамы» найдется судья из Латвии, которая поставит тебе пятнадцатым.
Зарисовка четвертая: про благодарных австралийцев
Если вернуть 2007 старую систему судейства на один день, то в короткой программе Тарасова-Морозов были бы первые: пальму первенства им отдали пятеро судей. Слабое утешение с учетом итогового дерева, но будем учиться радоваться мелочам, тем более что российского судьи в бригаде не было, зато немецкий, китайский и канадский присутствовали.
Кстати, о китайцах. Самая азартная из них сидела, конечно, в бригаде соревнований у мужчин: она так старалась, что у нее золото выиграл Боян. В парах позиции Суй-Хань были сильны и без поддержки за бортом, но все же 7 баллов преимущества над россиянами, пусть и всего в одном столбце протокола, на дороге не валялись.
Австралия так благодарна Нине Мозер за свою спортивную пару (несмотря на то, что та не прошла в произвольную программу на Олимпиаде), что на Играх, как могла, помогала коллегам Александровской-Виндзора по тренировочной группе. Отплюсовать заваленный сальхов, за который даже свой судья ставит -2? Пожалуйста! Выставить самые высокие в бригаде компоненты? Да не вопрос! В итоге даже у российского судьи Тарасова-Морозов получили оценку на семь баллов меньше, чем у австралийского.
Как бы там ни было, судейство на этой Олимпиаде запомнится как одно из самых адекватных за последнее время. Без отчаянных патриотов, конечно, никуда (и снятие анонимности пока никак на это не повлияло), но противодействие в Корее находилось практически на каждое действие.
Таблички с оценками сформированы на сайте http://skatingscores.com/.
А следующий пост будет куда менее формальным: жду-не дождусь того момента, когда смогу похлопать всем нашим олимпийцам лично в Мегаспорте)
Раньше были обсуждения судейства в ИСУ после таких соревнований. Помню, читала о замечаниях судьям, дисквалификации их за явно предвзятое судейство. Есть ли сейчас такое?
"Пожизненная дисквалификация" и отстранение представителей страны на несколько последующих соревнований было бы, мне кажется, "сдерживающим инструментом" для таких судей - особо "впечатлительных от любви" к определенным спортсменам.