ОЛИМПИЙСКИЕ СИМВОЛЫ И ОЛИМПИЙСКИЕ ГЕРОИ
в эпоху мега-событий, подобных Олимпийским играм ключевое значение приобретает понятие «сторителлинга», т.е. метода влияния на аудиторию путем рассказывания историй с реальными или выдуманными персонажами. «Сторителлинг» тесно связан с понятием современного постмодернистского общества, в котором доминируют СМИ. СМИ же конструируют так называемый общественный фон, который окружает тот или иной вопрос. Сторителлинг, как понятие основано на не на понятии глубокой философии, а на приверженности к простым и понятным вещам. Все должно быть объяснено, как сказка для детей. Сторителлинг-это язык, эффективная реклама и маркетинг, которая была передана в политическом дискурсе и стала доминирующей темой дискурса в СМИ.
Традиционно, формой такого «сторителлинга» являются разные голливудские франшизы о супергероях. В подобных фильмах создается определенная картина, через конструирование образа этого супергероя – человека, который наделен неординарными способностями, которые он направляет на свершение подвигов во имя общего блага. Этот персонаж своими чертами, действиями и поведением определяет образ мышления зрителя, которое должно влиять на действия и поведение зрителя. Формируется персонаж с задачей донести до аудитории идею, заложенную политической, культурной или социальной обстановкой. В зависимости от той или иной идеи персонаж наделяется теми или иным качествами.
Так средний голливудский супергерой — это преимущественно одиночка, с низким социальным статусом или богатый мизантроп, с отсутствием личной жизни, друзей, карьерных успехов и так далее, который за счет появившихся сверхспособностей поднимает свой авторитет. Эти сверхспособности основаны на каких-то экспериментально-технических достижениях, а сюжеты придуманы с нуля.
Иными словами, голливудский супергерой культивирует в человеке, который берет его, как образ подражания: индивидуализм, презрение к социализации, которое должно компенсироваться неким внутренним миром, который ты создаешь в себе и не собираешься с ним делится с другими. Даже когда они объединяются в команду, первое что они блюдут строже всего – это свою индивидуальность. Команда супергероев на работе это прежде всего «сборная солянка» где каждый стремится подчеркнуть свое отличие и уникальность.
Злодеи же — это наоборот, как раз коллективисты, которые объединяются для достижения общей цели – изменения мира.
Следующий момент — это то что американский супергерой является охранителем глобального порядка от людей, которые хотят перемен. Причем порядка, конкретно американского, который с точки зрения условного человека-паука идеален и не должен быть подвергнут изменениям. Строго определены и противники этих супергероев. Это прежде всего диктаторские режимы за рубежом и преступность, связанная с этими диктаторскими режимами. Супермен боролся с Японцами, Рембо крошил из пулемета советских солдат в Афганистане, которые почему-то в афганскую жару воевали в шапках-ушанках, Железный человек в том же Афганистане уничтожает Талибов, и даже президент Линкольн выходит по ночам охотится на вампиров, которые по странному стечению обстоятельств являются конфедератами. Однако, вот, что странно никому из этих товарищей ни придет в голову бороться против секретных тюрем ЦРУ или против программ слежки АНБ или против других действий правительства, которые нарушают те «ценности», которые эти герои защищают.
Если брать японские медиафраншизы, к примеру, Сейлор Мун, то в них сюжеты основаны на местной мифологии и религиозной философии с погружением в культурную и социальную проблематику. Основа действий строится на коллективизме, отсутствии четко выраженного главного героя, и скорее наличии единой команды, в которой у каждого члена есть свои обязанности, свои положительные и отрицательные качества, которые помогают в достижении общих целей. В них может быть, даже слишком, идеализированы понятия любовь, мир, дружба, самопожертвование, к примеру, в 174 серии той же Сейлор Мун, Ами Мицуно, выбирает остаться с друзьями, а не уехать на учебу в Германию, то есть выбирает дружбу, а не карьеру. И главное это сказка, которая не претендует на политико-идеологическую реальность.
Этим всем японское аниме или манги больше похожи на наши сказки, чем на голливудские франшизы. Благодаря подобным сказкам человек узнает, что жизнь подобна путешествию, полному неожиданных открытий и приключений; что в любой миг мир может заговорить, потому что он — живой, и поэтому важно бережно и чутко относиться ко всему вокруг. Жизненный путь труден, что он не простой и гладкий; что каждое испытание помогает стать сильнее; что самое ценное зарабатывается трудом, а доставшееся легко и даром, может так же быстро исчезнуть. Сказка намекает, что сделать правильный выбор помогает любящее сердце и дружба, а не расчетливый ум, наконец подсказывает, что добро всегда побеждает, а справедливость важнее и действеннее чем грубая сила.
К чему спрашивается все это?
Дело в том, что именно так и создается образ так называемого Олимпийского героя.
Этот образ конструируется, как до самих Игр, так и во время самого мероприятия. Подавляющее большинство Героев принципиально формируются через «сторителлинг», даже не смотря на, что болельщикам этот «сторителлинг» не нужен. Они хотят реального действия. Поэтому «сторителлинг» оправдан только в том случае если он реально привлекает массу зрителей, так как затраты на Олимпиаду очень велики.
Перед каждой Олимпиадой, команда работников СМИ путешествует по миру, берет интервью у спортсменов, тренеров и спортивных чиновников, чтобы узнавать их истории и работают рука об руку с МОК, создавая профили спортсменов, которые появляются в репортажах и которые скорее всего станут звездами следующих Игр. Существует ряд штатных звезд, к выступлениям которых привлекает огромную аудиторию во всем мире.
И вот здесь как раз и важен вопрос насколько тот или иной Олимпийский герой самостоятелен и является ли он настоящим или придуманным, ведь не столь важно, будут ли это выдуманные герои или настоящие. Главное, чтобы зритель понимал, о чем идет речь, и верил в рассказанную историю. Но о чем эта история? О преодолении себя, самосовершенствовании и поддержке спортивного братства или о поддержании мирового порядка?
Например, в настоящее время уже нет ни у кого сомнений, что самый великий спортсмен всех времен и народов это Майкл Фелпс и две самые горячие новости Олимпиады в Рио были: Фелпс победив 13 раз на индивидуальных дистанциях, он побил рекорд древнегреческого легкоатлета Леонида Родосского, который выиграл свои последние три золотые медали из двенадцати за 2168 лет до этого в 152 году до нашей эры и допинг скандал с российскими атлетами.
В результате вырисовывается картина: одинокий атлет супергерой, у которого разрывается сердце от того, что ему приходится сражаться с российским допинговым Мордором.
И подавляющее большинство зрителей поверят в эту историю. Потому что зритель воспринимает простые и понятные факты.
Фелпс выиграл 23 олимпийских золотых медали? Выиграл. Честно? На данный момент да. Почему на данный? Потому что мы знаем, что иногда с подобными героями иногда случаются эксцессы, как это было с Ленсом Армстронгом, который был таким же супергероем, совестью мира, градом на холме и так далее, пока не попался на допинге, похоронив не только свою личною и сборной команды репутацию, но и репутацию USADA.
Иными словами, если Фелпс завоевал 23 олимпийских золота, значит одно это дает право ему выступать в качестве лидера общественного мнения.
Настоящая реальность намного сложнее. И здесь возникает объективный вопрос: только ли простым результатом (в данном случае медалями и рекордами) должен определятся уровень Олимпийского героя?
Ведь фактически Фелпс выиграл 23 олимпийских золота просто потому что FINA и МОК допускают достаточное для этого количество дисциплин, в которых может участвовать один атлет.
И дело тут не в терапевтических исключениях и не в непрапорциальных антропометрических параметрах, а в вопросе что кроме выигрыша медалей олицетворяет собой тот или иной герой?
Дело в том, что международной спортивной конъюнктуре выгодно иметь таких атлетов, как Фелпс, которые являются хранителями врат этой конъюнктуры. Атлетов, которые играют по правилам, по тем правилам о которых все договорились.
А почему? Потому что эти атлеты готовы на всё ради сиюминутной победы и сиюминутного рекорда. Эти атлеты упиваются своей славой, своей сопричастностью к системе.
Когда обращаешься к истории того же Ленса Армстронга сразу вспоминается монолог Френка Андервуда в одной из финальных серий «Карточного домика».
«Вы говорите, что я играю не по правилам, а я играл по правилам. По тем правилам о которых мы договорились, которые мы с вами вместе прописали. Да я виноват, но ведь вы тоже».
Такой монолог Армстронга в USADA вполне был возможен, вот только широкой общественности его не показали. Даже то самое достопамятное его интервью Опре Уинфри выглядело, как исповедь из которой следовало, что у Армстронга просто не было другой возможности побеждать, кроме как с помощью допинга. И сам Армстронг в этом интервью проявляется, как жертва обстоятельств. Не я такой, жизнь такая.
Если подумать над этим вопросом, то и получиться, что многие фигуры, как раз скорее предмет «сторителлинга», чем реальных моральных достижений. То есть Fortius, как храбрости. На самом деле рядовому зрителю не нужно, чтобы его спортсмен что-то отстаивал, какую-то честь страны, честь флага. Ему нужно действие. То, что назвывают неологизмом экшн. Этот зритель подсел на действие, на лозунги. Неважно, что делает или что говорит Фелпс. До тех пор, пока он что-то делает обыватель, готов его поддерживать, вне зависимости от того, как он будет побеждать честно или не честно. Главное, чтобы он – этот герой был, поэтому весь мир будет прикован к сражению Фелпса с акулой и не важно, что акула была ненастоящая, а была смоделирована компьютером. И сам Фелпс уже может быть компьютерным, неважно! Главное, чтобы он был этот герой и продвигал ценности мировой закулисы. «Добро пожаловать на похороны века разума» - как говорит тот же Андервуд.
Чистый спорт возможен только тогда, когда атлет идет на слом этой системы, когда спортсмены сами своими действиями заставляют говорить о них и сами вокруг себя конструируют реальность.
Когда выступает та же Евгения Медведева о ней тоже говорят во всем мире и для этого есть объективные реалии. И не только из-за медалей и рекордов, которых у нее не меньше чем у Фелпса, но прежде всего из-за манеры самовыражения, подчеркнутой вежливости, личной и спортивной мудрости и конечно уважения к болельщикам, к судьям, к виду спорта в целом. Она уже не предмет «сторителлинга», когда кто-тот создает её, а она сама создает свой собственный «сторителлинг» и вопрос СМИ принимать этот «сторителлинг» или нет. И в данном конкретном случае у СМИ уже нет выбора.
Не медали и рекорды, как сама цель, но желание приносить людям, которые смотрят на тебя радость и рекорды и медали, как средство развития себя, даже если при этом приходится выходить за рамки стандартизации. Она живая не «пластиковая» и за такой личностью хочется идти. Кода мальчик или девочка скажет: «Хочу быть, как Евгения Медведева», это значит, что в сознании встает: многочасовой труд, ответственность и простая человеческая любовь. Те качества, которые не могут быть просто сгенерированы СМИ.
Не техника и рекорды делают Медведеву такой потрясающей, а вера в образы, которые она демонстрирует. Желание показать зрителю этот образ, донести его смысл до зрителя. Именно это наравне с постоянным обучением позволяет ей быть не просто спортсменом, а настоящим художником.
У первого впечатления нет второго шанса – любил говаривать в сериале «Карточный домик» Фрэнк Андервуд. Поэтому в этом отношении важно, как тот или иной герой будет себя вести не только на стадионе, но и вне его. СМИ тратят огромные средства на формирования «правильного героя», потому как зрителям нравятся рассказы о самосовершенствовании, об учебе и преодолении трудностей. Вопрос только в том идет ли этот рассказ из души человека или он сгенерирован за него?
Тут уж не угадаешь. Все зависит, как раз от впечатления. Поэтому, когда происходят эксцессы системы, как это случилось с Армстронгом, эхо от таких падений, сопоставимо с тем, как если бы узнать, что Американцы не летали на Луну. Ведь говорить об этом, одно, а точно знать совсем другое.
Это XXI век, маски сорваны, господа и здесь два варианта: либо вы боретесь против этой системы и выживаете, либо вы часть этой системы и будете этой системой рано или поздно съедены, потому что, если вы соглашаетесь с правилами вы всего лишь инструмент для наживы кучки бюрократов.
Ведь в конце концов, Олимпийские игры-это нечто большее, чем просто спорт. Они представляют собой философию жизни, они имеют ряд положительных ценностей с мощным преобразующим потенциалом, и, следовательно, они гораздо большее, чем чистый «сторителлинг» или развлечение.
Поэтому существует постоянная дискуссия между практической целью и традиционной. Практический подход считает, что СМИ очень положительны для Олимпиады, так как они финансируют её и распространяют по всему миру, превращая в наиболее важное из глобальных спортивных мега-событий. Другим элементом дискуссии является то, что «Сторителлинг», на котором основано это распространение забывает о философии, которая лежит в сущности современного Олимпизма. Поэтому, когда вы смотрите Олимпиаду вы должны сами выбрать какую из двух таблеток вы выпьете: красную или зеленую и вопрос захотите или нет вы смотреть, как глубока кроличья нора, зависит только от вас!