Кресты, зайцы, бананы, пиццы – погружаемся в особенности воздухоплавательного спорта
Прожектор на Спортсе зажег блог о воздухоплавании. Постепенно мы хотели рассказывать об истории, мифах, спортивной, технической составляющих, мира воздушных шаров, но ключевой здесь была постепенность. Однако марафон Прожектора перевернул привычный ход вещей. Поэтому «втопим с двух котлов» по спорту, который является официально признанным видом в реестре Министерства спорта РФ. И самым масштабно-красочным. По нашему, собственному мнению.
Сразу начнем с небольшого блиц-опроса, пока вы не пролистали следующие фото. Ответьте, не задумываясь, на пару вопросов.
Как происходит соревновательный процесс? В чем суть воздухоплавательного спорта?
Если задать подобные вопросы непосвященным, ответы в подавляющем большинстве будут в формате «кто выше/дальше/быстрее улетит». Такими пунктами тоже занимаются, но это уже совсем другая история. Это то самое «экстремальное», рекордное воздухоплавание. Рекордная деятельность – отдельное направление работы Федерации воздухоплавательного спорта России.
Если говорить именно о воздухоплавательном спорте, его можно охарактеризовать одним словом. Этим словом будет «точность». Точность пилотирования – основа основ сложного технического вида. Если не тянуть кота за хвост, то скажем, что у этой точности есть два типа для обывателя: заметный и незримый.
В первом случае зрители могут стать свидетелями выполнения физических заданий. Во втором только приборы, пилоты и судьи определят, успешно ли выполнена задача. Чтобы подробнее рассказать о них, необходима небольшая теоретическая подготовка.
Соревнования длятся несколько дней, в их рамках проводятся несколько полетов. Каждый спортивный полет имеет свой набор заданий для пилотов. Всего в международных правилах, на основе которых составлены и национальные, содержится 20 видов упражнений. Они схожи между собой, а спортивный директор может в определенной мере «креативить», дополняя их какими-то условиями.
Цель. Мишень. Маркер и связь с MMA.
Пожалуй, четыре ключевых термина для болельщика воздухоплавания. Игнорируя громоздкий язык документов, упростим их объяснение.
Цель – координаты. Координаты цели получают от Спортивного директора спортсмены и судьи. От координат производятся все расчеты заданий, где необходима эта самая цель.
Мишень – тряпичный крест, расположенный судьями в координатах цели (те самые физические задания).
Маркер – лента с грузом (сыпучий материал в мешочке), сбрасываемая пилотами для получения результата в физических заданиях.
MMA (Marker Measuring Area) – зона измерения маркера. Заданная территория (в большинстве случаев, окружность), в пределах которой пилоты получают зачетные очки, сбросив маркер.
Если вы подумали о единоборствах, значит, кликбейт подзаголовка сработал.
Кроме физических заданий есть и виртуальные. Воспринимать их тяжело, мыслить трехмерными формами не всегда просто. Тем более, когда вокруг только небо без ориентиров высоты. Представьте трехуровневый торт, а теперь перенесите его в пространство. Нижний слой высотой, допустим, 1 километр и радиусом 3 километра, второй слой – 1 километр высоты и радиусом два, третий – все тот же 1км высоты и километровый радиус.
Зачем мы его таким испекли? Чтобы получить результат в задании с трехмерной фигурой. Каждый слой имеет коэффициент, логично, что внизу он ниже, а вверху выше. А теперь, господа, спортсмены решайте как получить максимальные метры. «Бананы», «бублики», торты», пожалуй, самые популярные произведения виртуальной воздухоплавательной «кулинарии».
Самым же изысканным «блюдом» можно назвать «пиццу», она имеет физические контуры. Если в классическом заходе на крест необходимо скинуть маркер максимально близко к центру, то в этом задании есть два варианта. «Пицца» официально называется «двойной сброс на максимальном/минимальном расстоянии». Само наименование говорит за себя. Маркеры необходимо сбросить в противоположных секторах (это самое деление и создает «пиццеватость»), либо максимально близко к центру, либо наоборот, но в границах зачетки.
Судьи-измерители «в восторге» от этого задания. Кроме точного приезда в координаты цели и раскладки мишени им необходимо вспомнить геометрию и разделить окружность зачетной зоны на четыре сектора. Стандартным радиусом зоны измерения маркера сейчас принято считать 50м. Школьный «Два Пи Эр» превращается в 314 метров, плюс четыре деления по 50 метров. Пол километра ленты, которую необходимо закрепить, а потом оставить за собой чистое поле. И все это в три утра. А еще задание часто комбинируется со стандартным прилетом в цель. Умножаем количество работы по замерам на три.
«Пицца» часто становится тестом на жадность у пилотов, в попытке получить максимальный результат некоторые допускают ошибку. Сам сброс – секундное дело, а вот прилететь, «зайти» на цель с расстояния в несколько километров, чтобы допустить оплошность – драматургично.
Еще одним интересным вариантом заданий является «аэростат-заяц». Его роль выполняет или один из спортсменов, получая средний возможный результат по всем заданиям полета, либо главный судья, который обычно – высококлассный спортивный пилот. На борту «зайца» команда полевых судей транспортирует мишень и раскладывает ее после приземления у корзины. Преследователи работают за «ушастым» с определенным гандикапом при старте. Классная дань тем временам, когда по приборам почти не летали. Визуальный контакт и ориентирование по земным объектам.
Ну а теперь основа основ. Важней всего погода в доме… ветер.
Воздухоплавание – метеозависимый вид спорта, хобби, туризма и отдыха.
Это стоит помнить всегда. Отправляясь на брифинг перед соревнованиями, покупая подарочный сертификат на полет на шаре или просто желая посетить один из фестивалей.
Все может отмениться по щелчку пальцев и это не вина организаторов.
Даже, если вы проделали путь в несколько сотен километров, помните безопасность полета превыше всего. А ваши гневные тирады лишь эмоции непредусмотрительного человека. Даже, если вам кажется, что погодные условия хорошие и позволяют осуществить взлет, честно оцените свои знания в воздухоплавании. У него очень узкие рамки осуществления полетов, в спорте эти рамки в силу специфики, уровня подготовки, задач на пару пунктов шире, но не сильно.
Отправляясь на воздухоплавательные мероприятия, всегда имейте культурно-туристический план «Б», на случай отмены полета/полетов.
Незримый для большинства зрителей фактор – ветер. Главный друг, враг, брат и сват воздухоплавания, тем более спортивного. Именно он «управляет» аэростатом в горизонтальной плоскости, перемещает его в пространстве из точки «А» в какую-то другую точку. Пилот может только менять высоту, «рулить» вверх и вниз при помощи газовой горелки и парашютного клапана, позволяющего выпускать теплый воздух.
А вот ветер, не так прост, как многим кажется. С высотой, в разных слоях его направление и скорость меняются. На соревнованиях перед полетом спортсменам предоставляется актуальный (таким он бывает недолго) замер ветра. Шаг этого замера 150 футов (45,72м)
Замер выглядит интересно. В небо запускают зонд. Его функции выполняет шарик черного цвета (или другого контрастного с небом цвета) наполненный гелием (газом легче воздуха), адаптированный под эти цели геодезический теодолит позволяет наблюдающему отследить все отклонения курса с набором высоты. Для достижения стабильно высоких результатов некоторые команды оснащены подобным аппаратом и снабжают своего пилота обновлениями во время полета.
Если где-то в поле ранним утром увидите несколько здоровых, крепких мужчин или прекрасных и смелых девушек пристально следящих за шариком в небе, знайте где-то поблизости воздухоплавательное мероприятие.
Смотрите вверх и вы! Чистого неба и воздушного шара над головой!
Использованы фотографии Николая Рябцева и Игоря Шелапутина.
Расскажите в следующей статье, почему полёт на воздушном шаре стоит так дорого? Я несколько раз звонил, чтобы полетать, но каждый раз отталкивала стоимость мероприятия - от 15 до 25 тысяч рублей с человека.
У меня есть дилетантский вопрос - управление по курсу совсем-совсем никак не реализовано? Когда был малой и жил в Ленинградской области, часто видел воздушные шары, которые пролетали над моим домом в +/- одном направлении и садились в поле +/- в одном месте (условно, конечно). Выглядело, как "накатанный маршрут". Если никакого управления по курсу нет - то как это возможно?
С детства сложноподчиненная болезнь... Пытаемся лечить... А она всё возвращается и возвращается.
Интересный порядок цифр. Обычно на человека - до 15. От 25-30 уже полет полноценный на 2-3 человека.
Виной расходники и недолгий ресурс оболочки, требующей постоянного техобслуживания.
У нас пару лет назад на одну и ту же цель, один и тот же пилот, с разницей в сутки заходил на "встречных" курсах. Где-то даже в видеоблоге это должно быть))