Виды аэростатов: рекорды, гонки и воздухоплавательный спорт
По запросам куратора Прожектора и первых читателей блога продолжаем образовательную миссию в сфере воздухоплавания на Спортсе. В пилотной публикации автор питал надежды на вопросы о соревновательной составляющей, однако они почти не оправдались. Сейчас у нас началось продолжительное турнирное межсезонье, а значит, мы можем не уповать на репортажи, спорт и соревнования, начнем наращивать массу и ставить базу.
NB! Автор блога не является пилотом, не проходил соответствующее обучение. Имеет большой практический опыт в командах подбора аэростата. Поэтому формат «для чайников» – то что надо!
Аэростаты, если обратиться к энциклопедиям, это «летательные аппараты легче воздуха». По способам достижения этой задачи они делятся на три вида: тепловые, газовые и комбинированные.
Тепловые аэростаты (монгольфьеры) – самые распространенные в «быту» и мире спорта воздушные шары. Со времен их первого появления в 1782 году глобально ничего не изменилось (история их создания заслуживает отдельной статьи). Теплый воздух в оболочке из-за разницы температур внутри и снаружи устремляется вверх. Братья Монгольфье использовали смесь шерсти с мокрой соломой, чтобы наполнить свой аэростат. Сейчас используется газ (смесь пропана и бутана), который подается в блок газовых горелок. Именно на монгольфьерах проходят все массовые воздухоплавательные фестивали, на них же проводятся соревнования знакомой всем иерархии: Чемпионаты стран, континента, мира и даже аналог воздушной Олимпиады.
Газовые аэростаты (шарльеры) – подобные воздушные суда имеют герметичную оболочку и заполняются газом легче воздуха и их смесей. В августе 1783 года французский изобретатель Жак Александр Шарль успешно испытал свой аэростат, наполненный водородом. Именно на газовых аэростатах проходит легендарная гонка на Кубок Гордона Беннетта (история турнира с более чем 100-летней историей также достойна отдельной статьи). Задача аэронавтов «проста» преодолеть наибольшее расстояние. Мешки с песком, как способ подняться выше, как в старых добрых фильмах. Кстати, внешний вид газовых аэростатов за 100 лет глобально тоже не изменился.
КОМБИНИРОВАННЫЕ АЭРОСТАТЫ (розьеры) – воздушные суда, которые поднимаются в воздух благодаря сочетанию двух принципов: нагретого воздуха и газа (смеси газов), который легче воздуха. В таких аэростатах используются две оболочки, что отличает их от других типов воздушных шаров. Этот принцип был разработан французским физиком Пилатром де Розье, его конструкция аэростата включала в себя верхнюю сферическую оболочку, наполненную водородом, и нижнюю цилиндрическую оболочку, заполненную горячим воздухом.
На аэростате подобного типа в 2016 году Федор Конюхов поставил абсолютный мировой рекорд наименьшего времени кругосветного полета (272 часа и 11 минут). Конечно, это тоже отдельная история. По мотивам этой экспедиции снят художественный фильм «Повелитель ветра».
Продолжаем задавать вопросы в комментариях и выбираем, что из выше анонсированного интересно в первую очередь. Чистого неба и воздушного шара над головой!
Для создания нижней части оболочки используют негорючие ткани. Из того, что у меня на слуху номекс.
Как Вы, уважаемый автор, смотрите на коммерческое использование аэростатов в подъёме на тросе?
Есть у меня на малой Родине достопримечательность - магнит для туристов, там каждые выходные автомобилей по тысяче штук в день приезжает, плюс народ на автобусах возят. Поток просто бешеный.
Вот думал купить аэростат поднимать людей для души. Ну и заработать можно попробовать немного. В принципе, даже новый воздушный шар не таких уж неприподъёмных денег стоит. Б/ушку вообще недорого можно взять. А пофоткаться на фоне замка в аэростате точно отбоя не будет, фоточки-то бомбезные с него получатся. И квадрокоптер есть, снимать можно дополнительно.
Извините, что не по теме. Очень интересно мнение со стороны от разбирающегося человека.
И ещё, спасибо за блог! Буду следить, удачи!!
Привык говорить, что это все как автомобиль, но умноженное на 10. И права, и матчасть, и налоги и расходники. Пока сами копим время и средства хотя бы на обучение, даже учитывая достаточный практический опыт и 14 лет, где-то в сфере. Без особых розовых мечтаний о приобретении аэростата после.
По поводу подъёмов на фале - не знал, что на каждый подъём необходимо согласование. Лет 10 назад, когда впервые эта мысль пришла в голову, звонил даже кому-то из продавцов аэростатов на авито поинтересоваться о перспективах. Попался занимательный собеседник, определённо в теме. Фанатик, можно даже сказать) у воздухоплавателей, как я понял, своя тусовка, судя по тому, что любезно отвечавший на глупые вопросы дяденька знает местных владельцев воздушных шаров. Так вот, он мне говорил, что для подъёма на тросе до 50 метров разрешения от надзорных органов не нужны. Но может, я путаю или правила изменились. В любом случае, спасибо за ответ!