Станет ли ЧМ-2022 самым экологически чистым? Сомнения есть
ФИФА заявила о намерении сделать чемпионат мира по футболу 2022 в Катаре углеродно-нейтральным. Если это удастся, то он станет первым среди всех прошедших футбольных чемпионатов, который не окажет негативного влияния на окружающую среду. Но уже можно сказать, что шансы у ФИФА малы.
Чемпионат мира по футболу в 2022 году пройдет в Катаре, государстве на Аравийском полуострове, который окружён пустыней. Там настолько жарко (средняя температура июня +40°С), что игры пришлось перенести с лета на декабрь. 64 матча, 8 стадионов, 28 дней – цифры предстоящего чемпионата. В Катаре ожидают более 1 миллиона болельщиков.
ФИФА опубликовала стратегию предстоящего мероприятия, в которой заявила о планах добиться нулевого выброса СО2. Документ описывает все сферы, которые каким-либо образом влияют на окружающую среду: строительство, отели, питание, вода, перелёты, мусор, транспорт и другое.
Почему невозможно добиться углеродной нейтральности?
Главный аргумент, который не позволяет называть крупные спортивные мероприятия чистыми – перелёты болельщиков со всего мира. Это проблема не касается напрямую ФИФА, но самолёты – основной источник выбросов СО2. К примеру, расстояние между Москвой и столицей Карата Дохой – 3500 км. Это около 900 кг СО2 на одного пассажира эконом-класса в обе стороны. Чтобы компенсировать свой углеродный след, ему надо посадить 14 деревьев.
Ниже мы привели данные о распределении эмиссии углекислого газа по сферам среди четырёх чемпионатов мира по футболу. Половина всего СО2 приходится на международные перелёты (international transport). Для ЧМ-2006 в Германии такие подсчёты не проводили. По другим странам отчётливо видно, что самолёты стали главными виновниками загрязнения атмосферы.
На втором месте по выбросам стоит междугородный транспорт (intercity transport). Значительную долю занимают отели и гостиницы (accommodation) и потребление энергии (venue energy use and consumption).
Распределение выбросов СО2 по секторам на чемпионатах мира по футболу. Источник
Проблема заключается в том, что отменить выбросы СО2 от перелётов просто невозможно, их можно только компенсировать. Здесь и начинаются трудности. Углекислый газ, попадая в атмосферу, распространяется на многие сотни километров, да и болельщики в Катар будут лететь со всего мира, то есть загрязнения распределятся практически по всей Земле. Где производить компенсации?
Первый вид компенсации – высадки деревьев. В планах Катара — засадить 850 000 м2 вокруг стадионов и тренировочных площадок. При этом надо помнить, что Катар – это пустыня, и огромное количество дефицитной воды будет уходить на уход за растениями. Да и чем, например, России выгодны высадки зелени за тысячи километров?
Второй способ компенсации – модернизация оборудования и переход на углеродно-нейтральные технологии. Здесь ФИФА уже работает не только в странах, которые принимают чемпионат мира. Компенсация за ЧМ-2018 в России досталась как нам, так и другим странам, например, Таиланду и Кении. В городе Шарья Костромской области по программе компенсаций выбросов СО2 запустили проект по замене ископаемого топлива на биомассу. В Кении реализовали производство энергосберегающих кухонных плит, которыми пользуются в сельской местности. В Таиланде организовали очистку сточных вод на предприятиях по производству пальмового масла.
Даже при условии компенсации углеродного следа болельщиков нельзя говорить о полном нивелировании негативного эффекта на окружающую среду. Футболисты тоже вносят существенный вклад в выбросы СО2. Кто из мировых звёзд футбола «наследил» больше всех за 2019 год своими перелётами, можно прочитать здесь.
Что ещё планирует Катар и FIFA?
Правительство Катара планирует повысить свою энергоэффективность к 2022 на 10%, например, построить солнечные электростанции на 500 мВт. Страна практически полностью энергетически зависит от «грязных» источников энергии – нефти и газа. Катар – лидер по выбросам углерода на душу населения.
Также в стране остро стоит проблема нехватки деревьев и в целом зелени. Это вызывает другую серьёзную проблему загрязнения воздуха – песчаные бури, которые зачастую не дают свободно дышать на улицах городов.
Песчаная буря в столице Катара Дохе. Источник: www.gulf-times.com
С отходами в Катаре ситуация примерно схожа с российской. В стране перерабатывают менее 10% бытовых отходов. Власти Катара хотят довести эту цифру к 2022 году до 15%, для строительных отходов – 20%. Катар планирует увеличить повторное использование воды до 70%, сейчас это около 50%. В основном такая вода уходит на полив растений и для немногочисленного сельского хозяйства.
С междугородним транспортом Катару повезло. В ФИФА ожидают от него практически нулевые выбросы СО2. Страна настолько маленькая, что все стадионы чемпионата мира находятся друг от друга на расстоянии не более 60 километров. Перемещаться болельщики будут преимущественно на электрическом транспорте: метро, трамвае и электробусах. Метро уже есть, трамвайные пути прокладывают, а электробусы закупят. Также расстояния позволяют проходить от стадиона к стадиону и до отеля пешком.
Чиновники ФИФА заявили, что сократят свои деловые поездки в Катар, чтобы снизить выбросы СО2 от перелётов. Контролировать строительство они будут в большей степени дистанционно с помощью видеоконференций.
Как спортивные мероприятия становятся экологически чистыми
ФИФА задаёт тренд на экологическое строительство. В начале на графике видно, как в 2014 и 2018 годах исчезают выбросы СО2 от строительства стадионов (stadia construction and materials), за 2010 они настолько малы, что фиолетовый блок не виден. Начиная с 2012 года обязательным требованием к стадионам стала экологическая сертификация строительства и реконструкции. В России все 12 стадионов получили сертификацию: 3 по международному стандарту BREEAM, другие 9 – РУСО.
Стадион ЧМ-2022 Al Janoub, Катар. Источник: fifa.com
Менее масштабные соревнования также декларируют своё участие в экологической повестке. Например, у Евро-2024, который пройдёт в Германии, есть своя стратегия экологической ответственности. На сайте турнира по теннису Ролан Гаррос опубликованы 15 принципов, которых придерживаются организаторы. Например, минимум 80% поездок должны быть на электрическом и общественном транспорте, каршеринге или велосипеде. 80% всех закупок должны иметь соответствующие экологические сертификаты.
НХЛ в 2010 году запустила свою программу по уменьшению воздействия на окружающую среду. За первые 4 года им удалось спасти более 100 тонн еды от свалки, передав в местные банки еды. Организаторы соревнований компенсировали углеродный след в 1 728 тонн СО2, что равно 7,3 млн километров, пройденных на автомобиле.
В России КХЛ тоже заявила о приверженности к экологической ответственности и устойчивому развитию. Организаторы соревнований должны бережно относиться к окружающей среде при строительстве и эксплуатации спортивных сооружений. Кроме этого, энергоэффективность и экономное использование ресурсов становятся приоритетом для КХЛ.
Евгений Аниськов