Экология в большом спорте
Большой спорт серьёзно влияет на экологическую ситуацию: постоянные перелёты команд, огромное количество отходов на соревнованиях, разрушение природных территорий для строительства стадионов. Спортивные клубы и организации стали уделять внимание этому вопросу, когда поняли, насколько огромен ущерб, который они наносят своей деятельностью. Результатам можно только позавидовать.
В материале мы расскажем, как и почему зарубежные спортивные команды и организации становятся «зеленее».
Футбол
В Великобритании серьёзно взялись за дело. Там разработали систему оценивания экологичности команд Премьер Лиги и составили их рейтинг. Клубы оценивали по доле используемых ими возобновляемых источников энергии (ВИЭ), экологичности транспорта, обращению с отходами, участию в освещении проблемы и другим метрикам. В топе рейтинга – Арсенал, Манчестер Сити, Манчестер Юнайтед и Тоттенхэм Хотспур. Среди их инициатив — установка «зелёных» крыш на тренировочном центре (Тоттенхэм Хотспур); переход на альтернативную энергетику и установка энергоёмкой батареи для стадиона, которая экономит ресурсы (Арсенал); сокращение выбросов CO₂ на 2 000 т – столько производят 400 домохозяйств в год (Манчестер Юнайтед).
Кстати, Манчестер Юнайтед особенно активен в этом направлении: у команды есть своё озеро, где очищают собранную воду для повторного использования на поле. А ещё тренировочные покрытия в их центрах сделаны из старых кроссовок.
Обратите внимание на форму этих ребят из Форест Грин Роверс (Великобритания). Хотя их нет в рейтинге выше, FIFA признала их самой «зелёным» клубом и не просто так: они строят первый в мире стадион из дерева, стали первой футбольной веган-командой и обеспечивают свои стадионы 100% энергией из альтернативных источников. Участники не стесняются говорить об этом, что можно заметить по их форме (надпись «Ecotricity» – сочетание слов от английского eco («эко») и electricity («электричество»).
Бейсбол
В США Совет по защите природных ресурсов (NRDC) и Главная лига бейсбола (MLB) объединились и разработали экологическую стратегическую программу – первую в профессиональном спорте. MLB подготовил для каждого клуба руководство для действий, включил экоинициативы в Мировую Серию и Матч Звёзд, а также разработал ПО, которое собирает и анализирует данные работы стадионов – это необходимо для сокращения ресурсов, которые нужны для его работы.
Сотрудничество двух организаций стало чем-то большим – был создан Green Sports Alliance. Он объединил более 100 североамериканских спортивных команд на национальном уровне.
Уже в 2008 году мероприятия Главной лиги бейсбола проходили под «зелёным» флагом: на каждом собирали отходы на переработку, обеспечивали 100% электричества энергией ветра, что позволило сократить выбросы CO₂, равные выбросам 40% домохозяйств страны в год; выпустили мерч, который на 80% сделан из переработанных материалов; передавали непроданную еду на благотворительность и помогали всем принимающим площадкам быть более экологичными. Например, с их помощью стадион в Аризоне стал первым спортивным сооружением в США с золотым сертификатом LEED (мировая рейтинговая система оценки «зелёных» зданий).
Баскетбол
Небезызвестная NBA уже в 2007 объявила инициативы по защите природы своим приоритетом. И не обманула.
Баскетбольная ассоциация ежегодно устраивает «зелёные недели», когда её игроки на собственном примере показывают, как можно изменить мир к лучшему: помогают местным экопроектам, работают в саду и coбиpaют дeньги для восстановления окружающей среды. Также она проводила конкурс по сбору электроники, чтобы вовлечь фанатов в свои инициативы. На кону был серьёзный для болельщиков приз – билеты на финальный матч.
NBA полностью компенсирует выбросы, которые производит для обеспечения электричеством мероприятий; проходит экологическую сертификацию LEED для своих спортивных площадок и ведёт активную просветительскую деятельность. Например, посвящает на своем сайте специальный обучающий раздел про то, как можно помочь окружающей среде своими силами, или выпускает рекламный ролик с Советом по защите природных ресурсов на ТВ – его увидели более 17 миллионов человек.
Сложно судить об истинных намерениях команд – это продуманный маркетинг или бескорыстное стремление помочь? Как бы то ни было, спортивные объединения не только помогают своими силами, но и привлекают внимание к проблеме, что уже важно.
Екатерина Козелкова