Девушка, которая занимается спортивными бальными танцами: в 16 лет отбирается на Чемпионат России и тренирует детей
Новый проект «Поколение Sport» - о моих сверстниках, которые в свои 15/16/17/18 лет по-настоящему кайфуют от спорта и уже многого в нем достигли. Нам есть, что рассказать, есть, чем поделиться. Ведь спорт - это не про экспертов в дорогих пиджаках. Это про нас. В этих интервью я буду стараться показать, чем живет мое поколение, а также то, что наши успехи тоже заслуживают интереса и внимания.
Первый выпуск - интервью с Елизаветой Звечаровской. Она занимается спортивными бальными танцами, тренирует детей, много работает на тренировках и с радостью смотрит в будущее.
Все фотографии с паркета в спортивных бальных танцах с водяными знаками - внутреннее правило
Привет, расскажи о себе в нескольких предложениях. В формате: «Лиза, 16 лет…»
Привет. Меня зовут Лиза, мне 16 лет. Я учусь в 10 классе. Помимо школы профессионально занимаюсь спортивными бальными танцами.
Три твоих главных качества как человека?
Как человека, наверное, готовность всегда помочь (неважно, в каких отношениях я нахожусь с человеком), честность – я всегда стараюсь быть максимально искренней со всеми – и наивность, если это можно назвать качеством.
Как спортсмена?
Как бы самовлюбленно это ни прозвучало, целеустремленность, выносливость, причем скорее моральная, и упорство.
Что тебе в принципе дает спорт?
Я считаю, что главное, что может дать спорт любому человеку, - некая закалка, внутренний стержень. Он делает характер тверже.
Ты профессионально занимаешься спортивными бальными танцами. Сколько лет назад ты впервые пришла в этот вид спорта?
Уже восьмой год. Для среднестатистического спортсмена-танцора я пришла достаточно поздно – мне было 9 лет, почти 10.
Почему именно спортивные бальные танцы?
Для меня всегда было важно, чтобы вид спорта отражался на внешних качествах человека. Танцы дают тебе осанку, красивое, здоровое и правильное тело. Это не тот вид спорта, который может серьезно «ломать», как тот же хоккей или футбол, да и фигурное катание, в общем-то. Для меня очень важна была эстетическая составляющая. Помимо того, что это спорт, это еще и красиво! По-моему, именно спортивные бальные танцы - это идеальное сочетание физики и искусства.
Но у тебя быстро начало получаться или поначалу были какие-то трудности?
Мой танцевальный путь стабилизировался года полтора назад, когда я встала в пару с тем партнером, с которым я сейчас. До этого были постоянные взлеты и падения. Конечно, не все и не сразу получалось. Было много слез, истерик, были и травмы. (Хотя, на самом деле, танцы – это чистая биомеханика, там все очень естественно, и в большинстве случаев, если тебе некомфортно или у тебя что-то болит, значит ты что-то делаешь неправильно). В один момент мне казалось, что я скоро все брошу, что мне больше это не нужно. Но потом я понимала, что ошибалась, и возвращалась в танцы с новыми силами, шла к каким-то новым целям.
Ты сразу воспринимала это как что-то профессиональное или поначалу шла так, для общего развития?
Изначально шла для общего развития. Родители, которые меня туда отвели, хотели, чтобы у меня была идеальная осанка. В моем виде спорта до определенного уровня это все называется «массовый спорт». Это не котируется как профессиональный спорт. Ты выходишь на небольшие соревнования, танцуешь и радуешься жизни. Дальше уже все более серьезно.
Опиши свою обычную тренировку. Я не думаю, что это просто отработка движений под музыку, наверняка это что-то большее.
Мы тренируемся каждый день. Но график индивидуален. Многие танцоры тренируются и в выходные. У нас в выходные обычно турниры. Мы приходим в зал где-то в 4-5 дня, и до 9 мы находимся в зале. Конечно, мы отдыхаем, мы не все время танцуем. Тоже есть какие-то веселые моменты, что-то неформальное. Но в основном, часа три с половиной у нас уходит на чистый танец. То есть на прогоны.
Это самостоятельная отработка?
Нет, в том числе это и занятия с тренером. Но я могу сказать, что у меня такой вид спорта, где успех процентов на 65-70 зависит от самих танцоров, от их упорства, трудолюбия. Потому что, когда ты приходишь на урок к тренеру, тебе дают информацию. И если после того, как ты ушел с урока, ты эту информацию не отрабатываешь и не переносишь на свой танец, то ты не извлечешь из этого урока ровным счетом ничего. Мы же приходим к ним ради того, чтобы на практике это как-то отражалось. Поэтому у нас большая часть успеха зависит от самоотработки.
Как вообще в спортивных бальных танцах происходит оценка? И вас, и тренерской работы.
У нас на соревнованиях пары оцениваются по аспектам: это музыкальность, динамика (это движение – ты должен быть заметным, ярким, а не «ползать» по паркету), линии (это вытянутость, позиции в руках), постановка корпуса в паре и техника, конечно же. Кроме того, оценивается даже внешний вид и харизма, эмоции, что в бальных танцах тоже немаловажно.
Думаю, что физически вы тоже серьезно готовитесь. Насколько это вам вообще важно?
Это очень важно, потому что, если у тебя нет физической составляющей, ты не сможешь ничего сделать. Казалось бы, это все очень просто - выйти и станцевать. Но танцы сложны тем, что тебе одновременно нужно контролировать выполнение очень многих элементов, и речь не только о движении. Ты должен одновременно думать о ногах, руках, о корпусе, о выражении лица, о теле, о дыхании, о технике и быть предельно сконцентрированным. Это все должно сложиться в твоей голове в большой пазл, который ты переносишь на свое тело. И если у тебя нет физики, элементарной физухи, когда ты качаешь пресс, ноги, тренируешь выносливость, ты не сможешь выполнять все это одновременно.
Сейчас вопрос скорее для девушек. Ты уже говорила, что в твоем виде спорта очень важен, во-первых, внешний вид и, во-вторых, вес. Следишь ли ты как-то за этим особенно? Есть какая-то программа питания, или все сгорает на тренировках?
На самом деле, я видела в танцевальном спорте разных людей: по комплекции, по телосложению. Но когда ты выходишь на соревнования приличного уровня, ты уже сам не можешь позволить себе выделяться своим весом. В повседневной жизни ты можешь весить сколько угодно, но в танцах, если ты хочешь чего-то добиться, ты должен соответствовать. Если ты физически много весишь, твой партнер просто не будет тебя таскать. Ему довольно сложно справиться с этим весом, контролировать его.
У меня нет какой-то особой диеты. Но тренировки идут плотным графиком, ты не успеваешь из него выбиться, поэтому никто особо не «обжирается».
У тебя довольно высокий разряд. Но в разных видах спорта эта разрядная система ценится по-разному. Насколько твой разряд престижен, насколько он отражает твой высокий уровень?
У меня 1-й взрослый. В спортивных бальных танцах очень тяжело получить КМС, потому что для этого тебе нужно на Москве (для меня, потому что я танцую за Москву) попасть в четверть [финал]. А для получения мастера [спорта] нужно попасть в полуфинал. Но это очень сложно, потому что в Москве конкуренция огромная. А пар должно пройти определенное количество.
Сколько примерно часов в неделю у тебя уходит на тренировки?
Каждый день в среднем 4-5 часов.
При всем этом остается ли время на себя, на личную жизнь, на развлечения?
На самом деле, никогда не могла понять людей, которые говорят, что у них на что-то нет времени, что их занятие отнимает у них время на личную жизнь. Я считаю, что кто хочет, тот всегда найдет время для семьи, для близких, родных. Я всегда уделяю какое-то время на друзей, общение с семьей, на учебу – без этого никуда. Иногда приходится от чего-то отказываться, но мои близкие относятся к этому с пониманием, они уже привыкли к этому. Я стараюсь держать баланс между реальным общением с людьми, личной жизнью и вот этим тренировочным процессом, спортом в моей жизни.
Ты очень часто, практически каждые выходные, ездишь на турниры. Сколько раз за месяц?
Каждый год проводятся примерно одни и те же турниры. Например, у меня эта зима была очень сложной в плане графика турниров. Мы каждые выходные танцевали. У меня был блок Чемпионатов Москвы (это отбор на Россию). Мы танцевали весь месяц, то есть три недели. На четвертую неделю у нас был перерыв, и потом, как раз, была Россия.
То есть вы прошли отбор?
Да, мы прошли отбор по одной из программ, по десяти танцам, и должны были ехать в Казань танцевать европейскую программу. Но по определенным причинам не получилось.
Тебе за эти 8-9 лет еще не надоело впахивать каждый день по 5 часов, вставать по воскресеньям рано утром, ехать в Крокус полтора часа на метро?
Да, да, да… (смеется)
Мне кажется, что в данной ситуации главное - желание. Я встаю в субботу, в воскресенье, в пятницу иногда (бывают турниры и в будние дни) в 5 утра, в 4 утра. Для меня это абсолютно нормально. Если тебе это действительно надо, то ты даже не думаешь о том, насколько тебе сложно. Ты просто берешь и делаешь, потому что ты живешь этим, тебе это нравится.
Как вообще проходит турнир по спортивным бальным танцам? На паркете так много пар. Как это возможно – всех одновременно оценивают? И как они вообще друг с другом не сталкиваются?
В принципе, любой зритель задается этим вопросом.
У нас есть возрастные категории, так же, как в любом виде спорта: юниоры, молодежь, взрослые и сеньоры. Потом у нас есть уровень танцевального мастерства. Это классовая система. Дети-«начинашки» – это N1, N2, N3, N4, N5, N6 и потом идут взрослые классы: E, D, C, B, A, S-класс и международный.
У тебя сейчас какой?
А-класс. Чтобы перейти в следующий класс, нужно набрать определенное количество очков. На турнире существуют категории, например, «молодежь+взрослые до A-класса». Все, кто подходят под эту категорию, могут там танцевать. Соревнуются пары отдельно в двух программах и в двоеборье.
У вас есть какие-то федерации или что-то похожее?
Есть три федерации. Первая – WDSF, они проводят международные соревнования. Там танцуют взрослые, молодежь и юниоры, не младше. Дальше российские федерации: МФТС и РТС. Я нахожусь в МФТС (Московская федерация танцевального спорта), РТС – это Российский танцевальный союз. Они [РТС] преподносят танцы больше как искусство, а моя федерация [МФТС] – это больше про спорт. Эти две федерации никак не пересекаются. У каждой свои турниры.
Опять же, ты уже затрагивала этот вопрос, но тем не менее. Сознание у людей так устроено, что очень многие не воспринимают танцы серьезно, не считают этот вид полноценным видом спорта. Что ты можешь сказать таким людям?
Я могу сказать, что, на мой взгляд, люди просто привыкли к стереотипу, что футбол, хоккей, все, что показывают по телеку, все, что публично пропагандируется в СМИ, - это спорт. Существует и другой стереотип, он есть даже у моих родителей, что спортом можно считать только то, что входит в программу Олимпийских игр. Я не согласна с такими людьми. Ведь что такое для меня спорт? Прежде всего, это преодоление себя, дух постоянной борьбы. Можно ходить в зал и тупо качаться. Но ты будешь делать это только для себя. А здесь физическое развитие идет вместе с соревнованиями, в состоянии жесткой конкуренции. Мне кажется, ни в одной из сфер жизни тебе не надо столько бороться – и с другими, и самим собой.
Помимо собственных тренировок в твои 16 лет ты тренируешь детей. Насколько тебе легко это дается, насколько просто с ними работать? Может даже есть уже какая-то своя методика?
В силу того, что у меня не так много тренерского опыта, бывает непросто. Но, с другой стороны, со мной всегда рядом мой тренер, который меня направляет, что-то постоянно советует, подсказывает. Глобально в этом нет ничего запредельно сложного. Важно, опять же, иметь желание. Если у тебя есть желание, ты способен найти подход к кому угодно. В наше время, в 21-м веке, есть новое поколение детей, с ними бывает достаточно сложно найти общий язык. Особенно когда приходят карапузы по 5 лет, которых приводят родители. Там родители требуют какого-то результата, в основном это идет от них. По-настоящему классно, когда встречается ребенок, у которого в глазах ты видишь осмысленное желание танцевать. Я не так много тренирую, как могла бы, из-за учебы, собственных тренировок, но я это практикую и не могу сказать, что мне очень сложно.
Думаешь ли ты о том, чтобы в будущем связать свою жизнь с танцами, например, пойти в тренеры?
На самом деле, я об этом много раз думала и думаю по сей день. Я знаю, что в том же РГУФКе есть факультет спортивных бальных танцев. Но пока я точно не решила. Я действительно сейчас живу этим видом спорта, но, наверное, на 100% связывать свою жизнь с танцами я не собираюсь. Я не собираюсь открывать свой клуб. Тренировать детей – да. Но совмещая, как хобби или какой-то вид заработка. У меня есть и другие интересы. У каждого спортсмена может наступить такой момент, когда он поймет, что он не то чтобы перегорел, но вот желание вкладываться 24/7 пропало (потому что это очень сложно). Наступает момент, когда ты устаешь, ты просто уже не можешь. Не потому что ты слабый. Много таких случаев, когда спортсмены исчерпывают себя. Та же самая Юля Липницкая после Олимпиады в Сочи. Она ушла из спорта, и я считаю это абсолютно нормальным. Ты можешь тренировать, отдавать полученные знания другим, но сам уже как действующий спортсмен выступать не будешь.
Не для кого не секрет, что бальные танцы – это парный вид спорта. Как вообще ставится пара, как подбирается партнер?
Существуют понятные параметры: рост, вес и т.д. По ним, во-первых, пары подбираются (не должны подходить точные цифры, конечно, но хотя бы комплекция). Кроме того, по характеру. Очень важно, чтобы не было никаких конфликтов внутри пары. Понятное дело, что ссоры бывают у всех, но тем не менее. Ваши отношения с партнером, как будто с мужем. Это человек, с которым ты уже несколько лет, фактически, живешь. И ты уже настолько хорошо знаешь этого человека, что не ссориться невозможно. У нас расходятся взгляды на какие-то вещи, но глобальных конфликтов нет. 90% времени мы просто "угораем" над чем-то, у нас всегда позитивно проходят тренировки. Я считаю, что мы с моим партнером Лешей друг друга нашли. Это очень важно, когда ты понимаешь, что ты с человеком, который смотрит на цели в вашем виде спорта так же, как ты. Он готов ради этих целей чем-то жертвовать, идти к ним вместе. Это нереально круто.
Наверняка же встречаются пары, в которых партнеры состоят между собой в отношениях?
Да, конечно. Особенно взрослые пары. В нашем возрасте такое реже встречается.
То есть к тебе не подкатывали другие партнеры на турнирах?
Ну-у-у было пару раз… (Смеется)
Но у нас это все настолько обыденно. Сам посуди: мы переодеваемся в одних раздевалках. Эти подкаты… мы даже не воспринимаем это как подкаты.
Подожди. И партнеры, и партнерши все в одной раздевалке?
Да.
И никого это не смущает?
Нет. И партнер помогает партнерше надевать платье. Для нас это даже теряет этот «вау-эффект». Это что-то обычное. Вообще, наш вид спорта очень хорошо помогает налаживать взаимоотношения с противоположным полом – это 100%.
На твой взгляд, какая главная проблема бальных танцев как индустрии или вида спорта в нашей стране?
Кстати да, это целая индустрия. Главная проблема – это непризнание. То, что это ни в какую не признают как вид спорта, относятся пренебрежительно. Даже, например, самый известный зал Крокус, который арендуется организаторами турниров, закрывают. Из него хотят сделать отель. Если бы там проводились олимпийские игры, то понятно, что никто бы его не закрыл. Это все государством не поддерживается почти никак.
Соответственно, проблемы с инфраструктурой, и все снова работает на частные средства?
Да, все работает только так. Из-за того, что это не признано, это не финансируется никак. Спонсоры – да, но эти спонсоры приходят с внутренней кухни. То есть это ателье, различные бренды танцевальной одежды, экипировки и т.д.
Что бы ты предложила для решения этой проблемы?
Что бы я предложила? Конечно, нужно это публично пропагандировать. Нужна реклама. В нашей ситуации это действительно важно, потому что надо привлекать внимание обычных людей. Раньше танцевальный спорт был более признан, чем сейчас. На соревнования ходили обычные люди, из эстетических соображений, потому что это красиво. Посмотреть и насладиться. А сейчас такого, к сожалению, нет. Десять лет назад на соревнования только пар приезжало в 2 раза больше. Зрителей было в 3 раза больше. Нужно рекламировать, стремиться привлечь к танцам внимание, и люди потянутся. Будет больше зрителей, танцоров, детей…
Последние несколько вопросов. Как ты считаешь, наше, новое поколение, к которому мы с тобой принадлежим (его еще называют поколением IT, поколением Z, там много разных терминов), что в целом мы способны привнести в спорт и конкретно в твое направление?
Опять же, я, может, повторюсь, но мы должны привлекать в спорт людей: младших братьев, сестер, просто знакомых. И мы в принципе уже больше спортом занимаемся, чем наши родители. Сейчас однозначно идет тенденция здорового, спортивного образа жизни. Это заметно и по соцсетям. Такие платформы как Instagram, YouTube сейчас развиваются очень стремительно, и там идет пропаганда здорового образа жизни. Сейчас не 2007-й, когда, кроме как шляться, я не знаю, по дворам, людям нечего делать было, и не нужно было.
А конкретно в бальных танцах?
Мы должны направлять все силы на то, чтобы этот вид спорта наконец признали, чтобы его наконец заметили. Когда это заметит власть, департамент спорта, будет лучше. Конечно, у нас на соревнованиях висит флаг, герб, эмблема Минспорта, звучит гимн России, как-то это все-таки финансируется. Но это совсем немного и, что даже важнее, не так публично. Это все время где-то как-то с краю, по остаточному принципу. Если бы это действительно как-то поддерживалось государством, было бы очень классно.
Последний вопрос: продолжи фразу «Мое поколение…»
Мое поколение – это то поколение, которое, как ни одно другое в истории, способно прогрессировать, способно развиваться и у которого есть миллион возможностей для этого. Ни у кого из наших предков не было столько возможностей, сколько есть у нас сейчас. И когда люди говорят «ой, у меня нет возможности сделать это, это, это», хочется сказать им: «Возможности есть всегда». Пока есть потребности, есть и возможности. И они в 2019-м году с каждым днем развиваются, увеличиваются. Я считаю, что главное – уметь ими пользоваться, все брать в свои руки. Никто за тебя этого не сделает, никто не даст тебе пинок под зад, потому что в один момент ты вырастешь, и никто уже не будет с тобой нянчиться и возиться. Нужно уметь пользоваться этими возможностями, пока они есть. Нам безумно повезло, что мы живем сегодняшним днем, в 21-м веке, когда все настолько развито и открыто.