Сhamois: как коза оказалась в трусах у велосипедиста
Охотнее всего серны населяют возвышенные лесные пояса, летом часто поднимаются ещё выше в горы. Если внизу ей досаждают, серна поднимается в почти недостижимые для человека скалистые местности, откуда ранним утром делает вылазки на горные луга между скалами, а зимой спускается в леса.

Англичане, итальянцы и французы зовут их chamois – и именно из серн начали делать одноименную кожу, не боящуюся влаги и трения – chamois или замшу по-нашему. В 1709 году в Беаррице скорняки обнаружили, что обработанная тресковым жиром подготовленная кожа серны становится гигроскопичной, даже после мытья в мыльной воде. Так причем же тут антилопы, замша и велосипедисты?

В конце XIX века велосипедисты были настолько суровы, что гоняли на кожаных седлах в шерстяных шортах десятки часов – и многие из них натирали себе причинные места до крови. Шерсть для велоформы была выбрана потому, что даже намокнув, она не прекращала греть – даже моряки ее уважали.

И кто-то в начале века XX-го придумал подшивать в шорты и штаны кусок выделанной замши (chamois), чтобы смягчить пребывание в седле. С тех пор велопамперс (идиотское название кстати) англичане называют chamois или bikepad, у итальянцев он fondello, в Испании Gamuza, а у французов – peau.

До 30-40 годов вставку у профессиональных райдеров делали из серны или оленя, они была мягче, чем овечья, и не впитывала влагу. Панацеей замша не была – добавляла немного скольжения, чтобы дать некоторое облегчение от натирания, но слабо влияла на дорожные вибрации – благо седла тогда у всех были тяжелые кожаные.

В 50-е компания De Marchi начала делать вставки из сыромятной кожи (она была более анатомической), но не смотря на приход синтетических материалов в 70-е, снизу у всех гонщиков был пришит кусок старой доброй замши или сыромяти (лицо Эдди Меркса как бы намекает...).

Так продолжалось до 1980 года, когда сначала Castelli предложили синтетическую вставку, а позже японцы подоспели с изобретенной ими микрофиброй – тут неугомонные De Marchi предложили современный вариант – из вспененной синтетики.

В 90-е, после активного развития женского велоспорта были откорректированы отличия в анатомии (у женщин кости таза обычно стоят шире, чем у мужчин). «Памперс» продолжает развиваться – существуют десятки модификаций: для длинных и коротких заездов, триатлона, горного велика и прочих утех. Современные проставки защищают от трения в десятки раз лучше, так что постепенно исчезла нужда в кожаных сиденьях и chamois creme (хотя иногда он и не помешал бы). Так серны и угодили в штаны каждого велогонщика.

P.S. Я в свое время прикупил ретрошорты Santini и был удивлен, что вместо привычной пенной синтетики в них красуется самая что ни на есть замша (подозреваю, что искусственная). Хотя сзади есть карман для мобилки (или может он для карманных часов).

Следующая моя цель – прикупить шерстяные из мериноса.
