Марио Мартини: художник, что рисует байк
Кроме вековых традиций инженерии (Московский Кремль и рамы De Rosa строили выходцы с одного полуострова) , в Италии есть большая традиция живописи. Cамым известным итальянским художником, работавшим с велосипедными рамами является Марио Мартини (Mario Martini). Ничего подобного я в советских/российских великах не встречал.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/9/67/c1bdc56b648378822ed964e5fcb56.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Родился он в 1945 году в маленькой деревеньке под городком Луго, в обычной крестьянской семье. Сначала пытался стал пекарем, но в 1972 вместе с братьями создал компанию F.lli Martini – вот их отметка.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/3/82/31f9a67ac45e1aec21c527267f724.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Красили промышленные объекты, но их главным вдохновением со второй половины 70-х стали рамы для велосипедов.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/2/ee/4524beb094a7ca52d5b8f92044565.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Это было массовое производство – бренды, с которыми они работали – Dosi, Adriatica, Vicini, Sintesi, Faenza, Ronchini, Colner и конечно же Somec (аббревиатура от Societa Mechanica). Именно владелец последней компании Оливьеро Галлегати (Oliviero Gallegati) как-то раз попросил Марио сделать «что-то особенное» для веловыставки в Милане.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/3/64/bb22bf83841a0a73bf411e29e8cf6.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Рамы, которые расписал Марио, стали мгновенным хитом – после возвращения телефон стал буквально разрываться от желающих заказать кастомную ливрею для своего велосипеда «от Мартини».
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/2/8f/6c375b58b43db822b50e77e0f25d0.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Из трех братьев Марио был самым дотошным: «Сначала наносится антикоррозийная грунтовка, затем рама шлифуется до идеала, затем выполняется покраска эмалью и, наконец, создается дизайн. Финальная стадия, которая создает индивидуальность рамы, выполняется небольшим распылителем: на этом этапе начинается творчество! Когда вы приступаете, нет четко определенной идеи, целое определяется почти само по себе, каждый всплеск цвета или графический эффект наводит на мысль о другом, и в итоге получается нечто оригинальное и гармоничное. Нужно быть дотошным, если какая-то деталь неверна, нужно начинать все сначала, это не то же самое, что холст, который можно изменить, если результат не понравился».
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/d/66/c4dd43837469da72e3831d4de136f.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Маэстро вышел на пенсию лет 20 назад: «Рынок изменился – раньше велосипед был предметом искусства, и поэтому должен был быть хорошо отделан, уделялось огромное внимание деталям, теперь все иначе – компании старают тратить меньше, производство в Тайване и Китае разрушило рынок европейского труда, и крупные компании окрашивают свой продукт автоматами, чтобы сократить расходы».
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/6/16/c217af2c948baacdbb72f54efb98a.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Здесь можно услышать историю создания этих удивительных велополотен из первых уст – отличное интервью с Марио сделали ребята из Ciclismo Furioso (субтитры на английском прилагаются):
Сейчас маэстро наслаждается жизнью на пенсии– танцует с женой на берегу моря (он любит буги-вуги) и вспоминает свои работы. Велосипеды, на которых рисовал Марио, все еще катают – искра творчества все еще с нами!
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/4/23/effbee8f44e3791ed226eef895f39.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Телеграм-канал Off The Record, посвященный винтажным велосипедам.