Думали, в России сильные шахматы? На самом деле за Непомнящим никого нет
Шахматы много лет оставались предметом национальной гордости.
И пусть чемпиона мира у нас нет уже 16 лет (в 2007-м титул потерял Владимир Крамник), попыток вернуть корону за эти годы было несколько. Дважды подряд играл матчи Ян Непомнящий, а в 2016-м был близок к победе над Карлсеном Сергей Карякин. Вроде бы неплохая статистика. Но на самом деле все гораздо сложнее.
• В шахматах, примерно как в теннисе, есть система начисления рейтинговых очков – это самый объективный показатель на текущий момент. Вот, например, топ-11 в мире в классических шахматах прямо сейчас:
В десятке лучших из россиян – один Непомнящий. Из-за неудачного турнира Grand Chess Tour в Бухаресте сразу после чемпионского матча (предпоследнее место) он заметно потерял в рейтинге, тем не менее, мировой топ-3 рядом.
Следующий по рейтингу из наших – Сергей Карякин на 11-й позиции. Но тут важная ремарка: рейтинг по шахматным правилам сохраняется, если провести хотя бы одну партию в течение года. То есть однажды приблизившись к заветному рубежу 2800, оставаться в топе можно, даже не играя активно.
Свой последний международный турнир Карякин сыграл еще в начале 2022-го в Вейк-ан-Зее. Чтобы активировать рейтинг после дисквалификации, Сергей уже в ранге президента подмосковной шахматной федерации сыграл две партии на недавнем командном чемпионате страны (выиграл у Владислава Артемьева и сделал ничью с Евгением Наером). Теперь он снова около мировой десятки и в теории может оставаться там довольно долго, даже не играя регулярно.
• А вот все россияне, которые входят в топ-100 мира в классических шахматах.
Всего 16 человек, из них пятеро – в топ-30. Не очень много, но вроде бы и не катастрофа. А теперь самое любопытное. Из недавнего интервью Ильи Левитова Sports.ru:
– Я тут специально подсчитал: в топ-100 лучших шахматистов мира по рейтингу есть 23 человека, которые родились после 2000 года. Вопрос: сколько среди них россиян?
Найдете ответ?
• Все шахматисты, родившиеся после 2000 года, которые сейчас входят в топ-100:
По состоянию на 1 июня у нас получилось даже меньше, чем у Левитова – 18 человек. Из них Россию представляет только один – Андрей Есипенко на 61-й позиции. Он считался огромным талантом, два года назад обыгрывал Карлсена, но в последнее время его прогресс замедлился.
Был еще чемпион Европы Алексей Сарана (56-е место), но в апреле этого года он сменил гражданство на сербское. Для сравнения: при этом в списке присутствуют четыре американца, три индийца, два узбекистанца...
• Почему речь идет именно про 2000-й год рождения? Это некий водораздел: возраст 20 с небольшим – расцвет для топовых шахматистов. Карлсен в 19 лет возглавил мировой рейтинг, а в 23 завоевал корону. Второму шахматисту мира прямо сейчас – Алирезе Фирудже – тоже 19. Карякин стал гроссмейстером в 12 лет, а в 26 входил в мировую топ-3 и сыграл чемпионский матч с Карлсеном.
Возможно ли, что расцвет приходит позднее? Конечно. Но современных примеров, когда в 20 с небольшим гроссмейстер не входил бы даже в мировую сотню, а потом достиг бы серьезных успехов – не существует.
Теперь – снова к Левитову: «Кто будет играть в сборной России через 10 лет, я вообще не знаю. Шахматы как профессиональный вид спорта в России умирают».
Неужели правда?
• Из 16 человек, которые у нас входят в мировые топ-100, только четверо, включая Есипенко, моложе 30 лет. Из этой четверки в топ-30 пробрался только один – 27-летний Даниил Дубов. Подавляющему большинству остальных россиян из первой сотни ближе к 40 или за 40. Будут ли они играть на серьезном уровне через 5-10 лет?
Есть, конечно, уникальные примеры шахматного долголетия вроде Вишванатана Ананда или Бориса Гельфанда, но наиболее вероятно – нет. Современные шахматы связаны со слишком большими физическими и эмоциональными нагрузками.
Что же тогда? За спиной у Непомнящего остаются только Дубов и Есипенко. Всего два топовых шахматиста на два поколения. Почему так случилось – отдельный сложный разговор. Но пока можно констатировать: надеяться, кроме как на Яна, нам просто не на кого.
Расстрел, диссиденты и скандалы. Как и когда шахматы стали политическим спортом в СССР
Фото: РИА Новости/Григорий Сысоев, Екатерина Чеснокова; instagram.com/andrey__esipenko
Сокращается и российская доля глобального рынка пусковых услуг. В 2000-м она составляла 42% и оставалась неизменной десять лет спустя. Однако в 2015-м на Россию приходилось уже 33%, а в 2020-м – всего 14% орбитальных запусков (в то время как США и КНР нарастили свои доли до 38% и 35% соответственно).
«Имидж России… неуклонно ухудшается, особенно в западных странах, начиная с присоединения Крыма. У заказчика [сегодня] есть выбор: дать денег [Илону] Маску [или] Путину. Западный заказчик, скорее всего, сделает выбор в пользу Маска», – полагает популяризатор космонавтики.
Отставание России по количеству запусков обусловлено, скорее, внутренней слабостью ее экономики и падающей конкурентоспособностью продукции, чем внешними факторами, считает Флориан Видаль из Ifri.
Сказал председатель правления Российской шахматной федерации, то есть исполнительный директор в РШФ в 2010-14 годах.
Ну еще немного и дождемся таких откровений от других "эффективных" менеджеров
Есть талантливые юные ребята - Володар Мурзин, Арсений Нестеров (2006 и 2003 г.р. соответственно), которые являются сильными гроссмейстерами уже сейчас, и вполне могут вырасти до элитного уровня.
Другое дело, что сейчас действительно выдающееся молодое поколение в Индии + есть несколько феноменальных молодых талантов из других стран - прежде всего Фируза и Абдусатторов. И скорее всего именно они в ближайшем будущем будут бороться за корону.
В России же шахматы достаточно популярны (хотя и не настолько, как хотелось бы), много сильных, в т.ч. и молодых игроков, но уникальных талантов не появлялось давно.
Давайте будем очень честны, шахматы в целом не самая интересная игра. В ней не хватает темпа, в ней не хватает зрелищности. Понятно, что когда отсутствовало что-то другое, шахматы были сильно популярнее, однако уже давно появились и развились иные настолки, более интересные и разнообразные, тот же D&D, позже развились и стали доступнее компьютеры и мобильные телефоны, там тоже вагон развлечений, притом куда более разнообразных.
В общем как развлечение шахматы под очень большим вопросом в наше время, следовательно ожидать массовости не приходится, притом во всём более-менее развитом мире.
Собственно кто остаётся? Отдельные люди, которых захватили шахматы, ну или у которых шамхаты лучше всего получаются.
В топ-100 юниоров всего 6 россиян. У Мурзина рейтинг 2612 в почти 17 лет, он на 14-м месте. Далее идут два шахматиста с рейтингами 2500+, затем 3 шахматиста с рейтингами 2400+ (самому молодому из них 17 лет).
Нестерову уже 20, рейтинг 2558. До элитного гроссмейстера вряд ли дорастет, как и все остальные россияне в этом списке, кроме может быть Мурзина.
20 лет назад в топ-10 бывало 4 россиянина, а сейчас один Непомнящий. И за ним действительно никого.