Возвращение блудного этапа
Не знаю, кто из журналистов – Круглов, Самбур, Копачёв, Авдохин, Бойцов или ещё кто – будет писать отчёт о североамериканских этапах. Зато знаю, кто напишет предисловие к первому из них.
А ты кто?
Кэнмор – городок в провинции Альберта. Это – в западной Канаде, у восточных отрогов Кордильер. Или, если хотите, канадской части Скалистых гор. Расположен чуть выше 51-й параллели – примерно как Воронеж или Саратов. Только вот повыше их будет: центр города расположен на высоте 1 309 метров, то есть – в полноценном среднегорье. Не говоря уж про расположенные рядом «настоящие» горы, доходящие своими вершинами до почти 3-километровой высоты. Самой известной из них является, несомненно, Три Сестры – протяжённая гора с тремя вершинами:
Сегодня в Кэнморе насчитывается 13 тысяч жителей (Андрюха, если ты сейчас это читаешь – то в Кулдиге, Олайне и Сигулде живут 11 тысяч, а в твоём родном Алуксне всего 7 осталось), которые в прошлом году отпраздновали 50-летие своего городка, а заодно – и 130-летие расположенного по соседству старейшего национального парка Канады, Банфа. Он, собственно, и определяет местную экономику, основанную на туризме, и вообще образ жизни (здоровый). Полноценное становление городка началось в 1992 году – благодаря строительству гольф-курортов. Но нас с вами интересует, конечно же, другой вид спорта (кстати, в Кэнморе очень даже солнечная зима)…
Нате, любите!
Так уж получилось, что именно в Кэнморе в феврале 1987 года состоялся первый в истории биатлона неевропейский этап Кубка Мира. Именно этап Кубка Мира – главные старты в Америке вполне себе бывали и раньше (Скво-Вэлли-60, Лэйк-Плэсид-73, -80 и -87; был даже один азиатский ГС – Саппоро-72). Прошёл там этот этап не случайно – он представлял собой предолимпийскую неделю: гонки на Играх в Калгари-88 проходили именно в Кэнморе.
И всё же жители Северной Америки, если уж возьмутся за дело, непременно постараются привнести в него, а заодно – и в историю какую-нибудь новинку. Оно и понятно: добираться-то до них далеко, вот и приходится завлекать гостей чем-то особенным. Сначала первая олимпийская биатлонная гонка прошла отнюдь не в Европе, а в США, теперь же – предолимпийская неделя, которая до сих пор была неофициальным соревнованием, превратилась в полноценный этап КМ. Не захотелось жителям Нового Света отставать от жителей Старого, которые как раз тогда придумали 6-й, декабрьский, этап КМ (сезон 1986 / 1987 стал первым, включавшим в себя два календарных года).
После Игр в Калгари Кэнмор принимал у себя биатлонные соревнования топ-уровня в марте 1991 и 1994 гг., то есть во времена ранней и поздней Резцовой (которая сама, правда, в Канаду не ездила). В первом случае именно в Скалистых горах решалась судьба Больших Кубков сезона 1990 / 1991 (доставшихся в итоге Чепикову и Давыдовой), а во втором Кэнмор мало того, что сумел затащить в кубковое расписание ещё и соседний Хинтон, так ещё и провёл у себя командную гонку в рамках усечённого чемпионата мира: то был олимпийский сезон Лиллехаммера, а КГ, как вы знаете, так и не стала олимпийской дисциплиной. (Россиянки в ней тогда не дошли до финиша.)
Но потом канадцы несколько расслабились. В феврале 1999 года этап КМ наконец-то состоялся в США (всё в том же Лэйк-Плэсиде), на что соседи ответили мартовским этапом на военной базе в Вал-Картье. (К слову: именно там Олег Малюхин победил в спринте – до сих пор единственная победа латвийцев в биатлоне топ-уровня.) Впоследствии, однако, канадцам удалось ответить разве что Олимпиадой на Олимпиаду – Ванкувером на Солт-Лэйк-Сити (в обоих случаях я имею в виду также предолимпийские недели), в то время как этапы КМ в США проходили ещё 5 раз (с учётом текущего сезона – 6: дважды в Лэйк-Плэсиде, дважды – в Форт-Кенте и дважды – в Преск-Айле).
Пробуждение от спячки
Итак, теперь, 22 года спустя, вновь «просыпается» Кэнмор. Не то, чтобы он совсем уж «дремал» все эти 22 года: этапы Кубка IBU там проходили, причём целых 4 раза (правда, парочками – в сезонах 2011 / 2012 и 2014 / 2015; это были, кстати, единственные неевропейские этапы Кубка IBU), но биатлонных соревнований топ-уровня там не было со времён Анфисы Анатольевны.
Кроме того, у канадцев наблюдается аллергия на гонки преследования. Спринты, индивидуальные гонки, эстафеты, командные гонки, а теперь вот масс-старт, смешанная эстафета и супермикст – всё это было или скоро будет, но пасьют – шалишь. А ведь, судя по той же Антерсельве, именно эта гонка – наша любимая личная дисциплина, мотивирующая спортсменов по максимуму. Даром что это, во-первых, гандикап, а во-вторых, никаких тебе очков в зачёт Кубка Наций. Жаль.
Чего же нам теперь ждать от канадского городка? Сюрпризов? Что ж, бывали, конечно, у Кэнмора и сюрпризы, – например, победа местных любимиц, канадок, в командной гонке в 1991 году, – но я лично жду от него «мирового рекорда». Какого? Сейчас узнаете.
Рекорд по заказу
В Рупольдинге-2016 Йоханнесу Бё удалось не просто победить в спринте, но и показать в нём время 21:57.5. Так вот, это – «мировой рекорд» в мужском спринте, первое выбегание из 22 минут! А что было у женщин? Лаура Дальмайер махнула разок, Габриэла Соукалова потеряла палку – и обе они упустили в тот день свою очередную победу. После чего мне, как статистику, оставалось лишь сказать про себя: «Ну, Андрюха!.. Если уж откровенные кривые тебя вывозить пошли!..»
Послушай, судьба, довольно уже издеваться! 8 лет прошло, 20 атак было отбито! Я понимаю, что у мужчин пришлось ждать даже не 8, а 11 лет (с декабря 2004 года в Холменколлене), но, во-первых, неудачная атака на «рекорд» была всего одна (со стороны опять же Йоханнеса Бё – в Анси-2013), а во-вторых – то был сам Уле-Айнар Бьорндален! Этот-то – хоть во веки веков оставайся! А кто такая Андреа Хенкель – как супербегунья? И кто такой Эстешунд со своими капризными ветрами, даже если в нём чемпионат мира проводится? А вот – поди ж ты, стоИт, зараза, самое первое женское выбегание из 20 минут!.. Уж кто только не штурмовал его – и Лена, и Кайса, и Даша…
Почему именно в Кэнморе? По трём причинам. Во-первых, этому «рекорду» сейчас становится всё неуютнее: то ли спортсменки крепчают, то ли инвентарь улучшается, то ли профиль трасс меняют в более «быструю» сторону, то ли укатывают их лучше… То ли всё вышеупомянутое сразу. Как бы то ни было, в прошлом сезоне после 4-летнего молчания было предпринято целых 6 атак на этот «рекорд», а в текущем сезоне, ещё далеко не законченном, – уже 5. Во-вторых, у канадцев скоростные трассы: 12 из 21 женского спринтерского выбегания из 20 минут приходятся именно на них. Наконец, в-третьих – и это главное – в прошлом году, когда в Кэнморе проходили этапы Кубка IBU, лучшие спринтерши там… тоже показывали время из 20 минут! IBU-шницы!!
Короче, 19:43.1 – поняли, девчонки? Вот чтоб перекрыли, наконец! И сделали это на фоне Трёх Сестёр – пробуждающих и побуждающих! Но не рвавшихся в Москву чеховских, а тех, которых вы только что видели! Удачи.