5 мин.

А где спорт? Вдогонку к ханты-мансийскому эксцессу

Напишу и я про инцидент в Хантах, хотя околоспортивные истории смаковать не люблю. Напишу с другого ракурса. Более обобщённого.

Мне эта история кажется очень характерной не с той точки зрения, что кто-то что-то показал не в том месте и не в тот момент, когда это «что-то» должно было быть показано. Если отбросить напыщенный морализм, эпизод со спусканием штанов некоторыми известными биатлонистами (простите, ссылок не даю, все всё уже видели, думаю) вряд ли может вызвать какие-то иные реакции, кроме улыбки. Ну что с них взять, с биатлонистов-то! Да, раскованность иногда бывает чрезмерной, однако это же не повод устраивать по этому поводу истерику о воспитании «там» и «здесь», выходя невольно на общеполитические темы, которые вообще тут на десятом плане, если не дальше! И хоть сей блог и называется «Второй план», говорить он о ювенальной юстиции сейчас не будет. Не тот профиль у нас.

А напишу я про другое. То, что сделали братья Бё, Фуркады, Свендсен и иже с ними (читай Кристиансен), очень ярко демонстрирует, что в последнее время произошло с биатлоном.

Можно было бы сказать банально: «Биатлон опопсел». Но точно так же «опопсели» и футбол, и хоккей, и теннис, и другие виды спорта, где денежные потоки и стабильная зрительская аудитория исчисляются миллионами, а то и миллиардами. Абсолютно естественно, что когда интерес со стороны болельщиков достигает таких масштабов, что на нём можно делать бизнес, оставаться в рамках хрестоматийных «голов-очков-секунд» невозможно. И внимание зрителей переходит к вещам, в общем-то, неспортивным. Все видели бюст «самой известной футбольной болельщицы», зазывающий зарегистрироваться на сайте? И это только самый кончик айсберга.

Так что говорить, что  «биатлон опопсел», акцентируя на слове «биатлон», не стоит. Я скажу проще – биатлон в том виде, в котором он сейчас существует, от спорта сохранил не так уж и много.

Да, бегают, стреляют, наматывают штрафные круги, изнемогают от усталости на финише. Но суть не в этом. Суть в «шоу-составляющей». Биатлон всё больше напоминает передачи типа «Большие гонки», где «наши» с «ненашими» соревнуются, и неважно, по каким правилам, главное, чтобы «наши» выиграли. Причём внимание, как и в любом уважающем себя шоу, всё более уделяется не тому, почему на вчерашнем спринте неудачно была выбрана смазка, а Маковеев всё ещё чувствует себя неважно после болезни. Кстати, как раз в России «шоу-составляющая» пока ещё не стала основополагающей частью биатлона, но годика через два-три, уверен, она ей станет. Определённые тенденции, по крайней мере, имеются.

Вот возьму недавнюю историю с комментатором, в прямом эфире обливавшим грязью главного тренера женской сборной России. Мне кажется, со временем все стали уже подзабывать, в чём предмет-то критики заключался, всё внимание переключилось на то, как одни стали яростно защищать Пихлера, а другие ещё более яростно поносить его. И виновник всей заварухи невольно подбросил дров в огонь, сказав, что лишний «промоушн» ему не помешает.

Вот как. Оказывается, критиковать немецкого специалиста нужно было не столько для того, чтобы что-то изменить в российском женском биатлоне, сколько для того, чтобы критикан за счёт учащённого своего упоминания смог в очередной раз напомнить телезрителям о своём существовании. То есть «шоу-составляющая» имеется и в этой, сугубо спортивной, казалось бы, истории. Появилось, кстати, продолжение. Думаю, оно лишний раз служит подтверждением моих слов.

Однако в этом случае хотя бы была создана видимость (не)конструктивной дискуссии на тему, со спортом связанную непосредственным образом. Гораздо чаще отношения к спорту биатлонно-информационные поводы не имеют.

Возвращаюсь к «стриптизу на трассе». Вот скажите, где тут спорт, кроме того, что всё это дело осуществляли спортсмены? Нигде. Зато сколько пиара! Пропиарились все, кто был причастен к «спусканию штанов», те, кто это спускание видел и те, кому это спускание посвящалось. Разве что вышеупомянутый «критикан» забыл сказать своё веское слово, и то, думаю, потому, что сезон-то уже закончился. А если бы «стриптиз» был на первом этапе, уверен, что про него мы бы весь сезон и слышали – вслед за пальцем Фака и протезом Гёсснер. Но это уже я в другую сторону иду.

А идти надо в сторону наличия в биатлоне спорта. Его становится с каждым годом всё меньше. В принципе, отправная точка возникновения пресловутой «биатлонной семьи» известна – свадьба Рафаэля Пуаре и Лив Грет Скьелбрейд. С тех пор процесс «шоуизации» начался – сначала медленными, почти незаметными темпами. В Солт-Лейке-2002 биатлон – пока ещё прежде всего спорт, а все околоспортивные истории связаны с допингом, что, может быть, и плохо, но хотя бы связано с самими соревнованиями достаточно прямо.

А затем процесс пошёл. Сначала всё ограничивалось единственной шоу-гонкой, Рождественской, а также нарастающим аки снежный ком количеством «брачно-семейных» новостей.  Какое-то время всё было в пределах цивильного. Но в последние годы пошло какое-то невыносимое обострение. И теперь мы только и слышим, что кто-то построил новый дом, её бойфренд создал фирму, ещё кто-то подшутил (без пошлостей) над сотоварищами по сборной и проч. и проч. Фамилии большой роли не играют, на самом деле, но есть несколько, которые упоминаются чаще всего.

Я считаю, что эти «балагуры» (вынесенные в теги) вредят имиджу биатлона как вида спорта. Понятно, что пиар никогда не бывает лишним, но у этих товарищей, мне кажется, он важнее непосредственно самих соревнований. Ну, завершайте тогда карьеру и развлекайтесь между собой! А тех, кто хочет смотреть спорт, а не конкурс «У кого длиннее», не трогайте!

Не только в них, конечно, дело. Биатлон – очень простой вид спорта, за что и критиковался многократно поклонниками иных видов спорта. И его очень удобно видоизменить под формат шоу-гонок. Эти ежегодные товарищеские турниры стали уже обыденностью.

Влияет и подогрев интереса к околоспорту со стороны СМИ, особенно нашей ВГТРК. Вы когда-нибудь видели в биатлонной программе «России 2» серьёзный разбор причин, приведших российскую сборную к очередному провалу (или успеху) на этапе Кубка мира? Я лично –нет, если видели Вы, значит, у нас какие-то разные биатлонные программы. Потому что в той программе, которая известно мне, ничего собственно про биатлон нет. Ну и как в таких условиях может вестись обсуждение спорта?

Больше всего обидно из-за того, что всего этого могло и не быть. По крайней мере, в России. И мы бы все вместе говорили не о Свендсене и Бё, а о Нуртуге и Легкове.

Почему же популярность биатлона так раздута, я попытаюсь рассказать в следующий раз. Всего доброго!