9 мин.

Поклюка-открывашка

Итак, до начала гонок в новом биатлонном сезоне остаётся меньше недели. И открывать сезон будет всем хорошо известная словенская Поклюка. Впрочем – так ли уж хорошо она вам известна?

Гонками в Поклюке, проводимыми на втором или третьем этапе Кубка Мира, никого не удивишь. А как насчёт самого первого? Вот спросить бы у кого из завсегдатаев биараздела, открывала ли Поклюка когда-либо сезон, – наверняка не ответит же, не полистав как следует Википедию. (Именно Википедию – дата-центр сайта IBU по-прежнему «на ремонте» ввиду похождений одной местной, словенской, гражданки.)

Так вот: открывала. Правда, всего однажды. Но зато что это был за раз! Воистину исторический.

Поклюка осенью

Декабрь 1992 года. Словения! Сколько тебе самой-то лет, родная? От силы – полтора года! А по соседству – ничуть не более старые сестрёнки из всё той же недавно единой югославской утробы: полыхающие в войне Хорватия и Босния. Как сказал поэт (Леонид Сергеев): «Началось лихое время: кто из «бывших» – сразу в темя! Молодое волчье племя – из всё тех же старых стен!»

Вот в таких вот экстремальных условиях этап-открывашка в сезоне 1992 / 1993 и проводился. Можно ли представить себе что-то подобное сегодня? Вряд ли. Вспомните хотя бы страхи перед Олимпиадой в Пхёнчхане. Не случится сегодня и многое другое из происходившего тогда. Что же ещё в том сезоне происходило такого особенного – вообще и в Поклюке в частности?

Так вот: много чего. Что-то происходило в первый раз, что-то – в последний…

UIPMB

1. Можем ли мы сегодня представить себе серьёзные международные биатлонные соревнования без аббревиатуры «IBU»? Не можем. А ведь детище Андерса Бессеберга образовалось не так уж и давно – 2 июля 1993 года. Хотя, конечно, иные действующие биатлонисты тогда ещё даже не родились – Лаура Дальмайер, например.

Именно сезон 1992 / 1993 был последним, проводившимся под эгидой UIPMB – Международного союза современного пятиборья и биатлона, образованного в 1948 году и взявшего стреляющих лыжников под свою опеку в 1953 году (серьёзные международные соревнования – в 1958 году). Как видите, та старая организация рулила биатлоном гораздо дольше, чем нынешняя контора Улле Далина. Которая, к тому же, ещё и не сразу обрела полную самостоятельность от UIPMB – только пять лет спустя, в 1998 году…

Эстафета - 4-й этап

2. Лишь в сезоне 1992 / 1993 женская эстафета получила, наконец, четвёртую участницу. Да-да, только в Поклюке-1992! Если лыжницы от этой старой «болезни» – три человека в эстафете – избавились аж в 1974 году, то биатлонистки даже на Олимпиаде в Альбервилле-1992 бегали ещё втроём.

С другой стороны, командная гонка, которую грезит вернуть на Кубок Мира Вадим Мелихов, в сезоне 1992 / 1993 в последний раз проводилась в своём старом, классическом, формате – на общей дистанции в 20 км у мужчин и 15 км у женщин. В следующем сезоне её сменил так называемый командный спринт – со вдвое меньшей дистанцией. А в 1998 году этот тип гонки мирно почил в бозе.

Микаэль Лёфгрен

3. Сезон 1992 / 1993 стал победным для шведа Микаэля Лёфгрена – того самого, который не одержал в своей жизни ни одной личной виктории. Да и в пресловутом сезоне он заехал на подиум всего дважды. Чего, однако, вполне хватило для общей победы, причём убедительной. Правда, чемпионат мира в зачёт не шёл, но и с его учётом Микаэль добился бы своего.

Боровец

4. А чемпионат мира в сезоне 1992 / 1993 проводился в экзотическом по современным меркам месте – болгарском Боровце. Марк Кирхнер – основной соперник Лёфгрена в тотале – выиграл на нём спринт. Это была его четвёртая подряд победа в данной дисциплине на главном старте (повторение достижения Франка Ульриха). В свою очередь, итальянец Андреас Цингерле сделал в Боровце то, что не получилось в прошлом году в Альбервилле, – выиграл индивидуальную гонку. Петра Шааф тоже выиграла её, раздобыв, таким образом, своё последнее – четвёртое – личное золото главных стартов, а Мириам Бедар, выиграв спринт, написала предисловие к своему золотому дублю в Лиллехаммере-1994.

Чехословакия

5. Не Югославией единой. В то время происходил и распад Чехословакии. В результате так называемого «бархатного развода» этап в Поклюке-1992 увидел на дистанции целых 9 женщин и 14-15 мужчин – представителей страны, которая с 1 января 1993 года должна была разделиться. Вот такое вот официальное разрешение выступить по расширенной квоте для тех, кто уже скоро станет либо чехом, либо словаком.

Н-да. Всё-таки UIPMB был явно менее строгой организацией, чем IBU. И вот такие вот «квоты-льготы» предоставлял, и откровенных незачётников к старту допускал, чтобы те получали практику и создавали массовку… Доходило ведь в своё время и до 31 (!) финна в одной гонке.

Россия, Беларусь, Украина, Казахстан

6. И, конечно же, столь привычные нам сегодня сборные России, Беларуси, Украины и Казахстана (а не СССР или СНГ) официально начинали именно тогда, в сезоне 1992 / 1993. Казахстанцы «приступили к работе» только на чемпионате мира, а россияне, белорусы и украинцы – в Поклюке. Молдаване – нет, они дотопали до Кубка Мира лишь в следующем, олимпийском, сезоне. (Кстати, то же самое касается женщин-словенок – в лице Андреи Грашич.) В свою очередь, эстонцы, латвийцы и литовцы бегали в самостоятельном качестве уже в сезоне 1991 / 1992.

Зато существовала в сезоне 1992 / 1993 ещё одна постсоветская сборная, весьма непривычно смотрящаяся сегодня, – Кыргызстана. Она приехала на последний этап в Контиолахти, будучи собранной из нескольких беглых россиян. И если у мужчин выступал только Иван Богданов, то у женщин образовалась полноценная четвёрка на эстафету – в лице Ирины Горбачёвой, Натальи Хлебородовой, Ирины Елисеевой и Евгении Роппель. Впрочем, сразу же по окончании сезона эта сборная была расформирована. Роппель в следующем сезоне, на Олимпиаде, ещё выступит за Беларусь, но, увы, столь же бесславно.

Кашкаров, Майгуров, Редькин

Немного – и о других беглых россиянах. Возможно, сегодня об этом уже никто не помнит, но Юрий Кашкаров, Виктор Майгуров и Евгений Редькин в сезоне 1992 / 1993 бегали за Беларусь. Причём Майгуров делал это также в сезоне 1993 / 1994, а Редькин – вплоть до сезона 1994 / 1995. Впоследствии в «восстановленную» сборную Кыргызстана перебегут также Александр Тропников, Пётр Ламичев, Дмитрий Тонкопрядчий, Владимир Бехтерев, Эдуард Рябов… Но это уже совсем другая история.

Анфиса Резцова

7. А вот кого из россиян Поклюка-1992 не увидела, – так это феерившую в 1993 году Анфису Резцову. Ну-ка, Самбур, Копачёв, Авдохин! Шагом марш к грандессе с вопросами! Почему российские мужчины приехали на тот этап в полном составе, а из женщин – только малоизвестная Елена Григорьева, которая на Кубке Мира больше нигде и никогда не выступала? Средств не хватило? (1992 год всё-таки.) Или войны испугались? Или и то, и другое?

Мартина Яшицова

8. Пришлось Поклюке-1992 вместо Резцовой довольствоваться одним любопытным новичком – Мартиной Яшицовой. Впоследствии она станет Шварцбахеровой, а затем – и Халинаровой, но это впоследствии. Пока же Мартина готовилась к роли Елены Григорьевой – «один в поле воин».

Дело в том, что январские этапы Кубка Мира сборная Словакии пропустила, приехав лишь на чемпионат мира. Поэтому в Оберхоф-1993 Мартине пришлось ехать в одиночку – даже парней-попутчиков у неё не оказалось (у Григорьевой были хотя бы они). А в Антерсельву-1993 не поехала уже и Яшицова.

Зато мир узнал о ней как следует на пятом этапе – в Эстешунде-1993. Юная словачка сделала всех в индивидуальной гонке – что, как выяснится гораздо позднее, было чуть ли не историческим достижением. Ибо победить, начиная с 1 января 1991 года и при условии, что тебе нет ещё и двадцати, – это что-то. На такое, помимо Яшицовой, была способна только Магдалена Нойнер. И всё-таки в Оберхофе-2007 Лена была на недельку старше Мартины в Эстешунде-1993!

Сикора, Андресен, Шельбрей, Бьорндален

9. Разумеется, не Яшицовой единой. В сезоне 1992 / 1993, как и в любом другом сезоне, начали выступать некоторые спортсмены, ставшие впоследствии знаменитостями. В Лиллехаммере это начали делать Томаш Сикора, Фруде Андресен и Лив-Грете Шельбрей, в Контиолахти – Уле-Айнар Бьорндален

Зубр, ГПМ, Даф, Фишер, Фавре, Рыженков

А в Поклюке – Елена Зубрилова, Зимоне Грайнер-Петтер-Мемм, Екатерина ДафовскаСвен Фишер, Патрик Фавре, Олег Рыженков. Вот, жалко, новичков в нынешней сборной Беларуси нет, а то последний мог бы выступить с обращением к ним: «Я, детки, тоже когда-то начинал. И тоже в Поклюке. И никого не боялся – уже во второй гонке взял приз! Слабо повторить?».

Поклюка зимой

10. Ну, а десятый пункт вы уж добавьте сами. Или помогите мне в этом. Можете, скажем, написать в комментариях, что, по вашему мнению, ждёт нынешнюю Поклюку-открывашку. Это, мол, первый этап Кубка Мира для нового руководителя IBU. Если смотреть чуть шире, то это – первый сезон с супермикстом на чемпионате мира, а также с укороченной индивидуальной гонкой и масс-стартом на 60 человек – на Кубке IBU.

Можете также загадать каких-нибудь новичков Кубка Мира. Особенно – тех, которые впоследствии, по вашему мнению, станут знаменитостями. Или просто озвучить новеньких 19-летних девушек – не сватая их, естественно, на роль Мартины Яшицовой.

У Себастьяна Самуэльссона шансов повторить успех Микаэля Лёфгрена, разумеется, нет. Равно как и у россиянок – успех Анфисы Резцовой. Да, кстати: ведь и нынешняя Поклюка не увидит явного лидера российской сборной, но теперь уже мужской…