Грязное бельё Александра Тихонова
После того, как заслуженный и уважаемый закулисный помощник и консультант Владимира Драчёва был назван мною грозным центром российского биатлонного Млечного Пути (и народу это в целом понравилось вроде), возникла шальная идея посвятить следующий пост именно Александру Тихонову.
Эх, бывали дни весёлые... Когда-то я раскладывал Александра Ивановича по полочкам-фразочкам, как впоследствии здешние «самбуры» раскладывали Александра Кравцова (а я – их самих). Но писать полноценный пост про Тихонова мне было как-то лень, да и информацией о нём я в то время обладал меньшей, чем сейчас.
По причине пресловутой лени я – отнюдь не первый блоггер, пишущий о Тихонове вообще и на sports.ru в частности. До меня из местных пользователей это сделал, например, Юрий Вешкин – давно уже, пять лет назад. Сделал он это в откровенно критикующем стиле, хотя и сдержанном по форме. Однако заслужил ли Александр Иванович другого стиля?
Тогда же Вешкин получил в ответ на свой критический рассказ мощный рык, а вернее – писк из местной «берлоги». Дело в том, что наш любимый Тимоша в то время был ещё маленьким и оттого – совсем уж по-прыщавому хамоватеньким. Он искренне считал, что на свете есть слоны, которым можно всё – даже в посудных лавках, и есть моськи, которым нельзя ничего. Ибо те, кто критикуют своего знаменитого соотечественника, способны лишь на подлизывание пятых точек Прохорова и Кущенко, а ещё – на удовлетворение собственного комплекса неполноценности.
Это от кого же Юрию пришлось выслушивать такие претензии? Ладно бы от какого-нибудь бедного, забитого жизнью «совка», молящегося на спортсменов-соотечественников, потому что больше ему в этой жизни не на что любоваться. И привыкшего, несмотря на казённую пропаганду о всеобщем равенстве и братстве, к постоянным указаниям на своё место со стороны «авторитетов». Что и впрямь очень способствует росту детского желания на ком-то отыграться-отдедовщиниться. Но ведь нет же!
Как раз наоборот – претензии шли от антипода такого «совка»! От ведущего местного поливателя всего русского, российского и совкового! Да, Тимоша в то время был уверен, что членомерка – замечательный инструмент для определения победителя. (Весьма характерная, кстати, черта для западэнцев-сранорашкинцев и их мелкого подобия – мимикристов-нелузеров.) Интеллектуальную культуру Михаила Жванецкого его мозг тогда ещё не был способен переварить.
Теперь вот, значит, я взялся выступать с критикой. И даже более нахрапистой. (К которой Тимоша, кстати, и призывал – раз уж взялся, мол, обхаивать такую звездищу.) Постараюсь не повторяться – вместо этого, где нужно, буду использовать ссылки на старые тексты, раскрывавшие ту или иную связанную с Тихоновым тему достаточно подробно и хлёстко.
Великий спортсмен, говорите?
Начнём с простенького – напомним, где находится Александр Иванович в так называемом «чиновничьем» призовом списке. Вот актуальный фрагмент:
Разумеется, данный список не учитывает огромную разницу в возможностях бегать и зарабатывать подиумы в разные годы (даже эпохи). Ну, так на то он и «чиновничий», а не аналитический. Вот если брать только главные старты, причём лишь те виды личных гонок, которые существовали и тогда, и сейчас (индивидуальная гонка и спринт; последний – начиная с 8-го по счёту главного старта), позиции Тихонова будут, несомненно, покрепче:
Но ведь Александр Иванович любит позиционировать себя по-другому – как четырёхкратный олимпийский чемпион. Никакого олимпийского чемпионства в двух вышеприведённых таблицах, естественно, нет, ибо все его четыре хвалёных трофея – эстафетные (как и добрая половина чемпионатных). А в личном плане у нашего героя имеется лишь одно серебро из Гренобля. Право же, Александр Привалов – и тот на Олимпиадах больше заработал, даром что участвовал в них всего дважды и при этом не выиграл в своей жизни ни одной (!) международной гонки.
Кроме того, хвастаться большим числом металлических кружочков с важнейших соревнований сегодня уже как-то... старомодно, что ли. Во-первых, «товар» обесценился: слишком уж много расплодилось вокруг таких четырёх- и даже более кратных чемпионов. А во-вторых, он обесценился вдвойне, ибо нынче на дворе – эпоха Интернета, а не времена «Советского спорта», когда вся пресса жёстко контролировалась властями. (Впрочем, для старичков характерно жить прошлым – это известный медицинский факт.) Рикко Гросс, Уле-Айнар Бьорндален, Мартан Фуркад, Эмиль-Хегле Свенсен, сам Александр Тихонов, наконец, – мы ведь сегодня столько знаем об их интеллектуальном потенциале, развивать который тренировки, увы, никогда не помогали... Вот разве что у Свена Фишера репутация будет получше. Хотя, возможно, исключительно по принципу: «Промолчишь – сойдёшь за умного».
К этому можно добавить и то, что советские спортсмены, формально числившиеся всякими там разнорабочими (а то так даже и «остродефицитными специалистами», когда нужно было отмазывать своего спортсмена от призыва в армию, вернее – в ЦСКА), бравыми военнослужащими и «вечными» студентами, были де-факто спортсменами-профессионалами – даром что не имели соответствующих официальных контрактов. За это они регулярно подвергались нападкам со стороны западной прессы, ведь в те времена на Олимпиадах разрешалось участвовать только спортсменам-любителям. (Бывало, кстати, что спортсменов и вправду банили за профессионализм – но не советских, а как раз западных: канадских хоккеистов, австрийских горнолыжников и пр.)
Так вот. Нагло паразитируя на том, что Советского Союза уже 27 лет как нет, поколения давно сменились, а к старичкам, которые «совки», сегодня в «прогрессивном обществе» принято относиться не иначе, как к брюзжащим занудам, я заявляю следующее.
Вы, Александр Иванович, подобно другим советским спортсменам, побеждали в основном (если не исключительно) благодаря тому, что были профессионалом, «воевавшим» против любителей. Поэтому – не вам ругать современных российских биатлонистов, которые этого преимущества лишены.
Да, я знаю, что у советских спортсменов было очень мало качественных тренировочных баз, а у не-элитных спортсменов – ещё и качественного инвентаря. Да, я знаю, что восточные немцы, поляки, чехи и другие спортсмены – представители социалистических стран тоже были профессионалами. Да, я знаю, что норвежские, шведские и финские биатлонисты, будучи всякими там таможенниками-пограничниками, активно совмещали свою основную – военную и полувоенную – работу с лыжной беготнёй. Всё это, конечно, сглаживает вашу «вину».
Но, как известно, хороший лётчик на плохом самолёте – это гораздо лучше, чем наоборот. Поэтому с современной аналитической точки зрения вы – никакой не четырёхкратный олимпийский чемпион и даже не однократный личный серебряный призёр. Вы – как Антон Шипулин, не допущенный к Пхёнчхану. Только не за подозрения в употреблении допинга, а за спортивный профессионализм, запрещённый на Играх вплоть до Олимпиады в Сараево. Да, то же самое касается и Франка Ульриха, и Клауса Зиберта. Но мы сейчас говорим о вас.
(К слову: если кому-то не нравятся высказывания Михаэля Рёша в адрес российских биатлонистов-допингистов – можете задать ему встречный вопрос: он от своего отца, Эберхарда Рёша, – профессионала и допингиста из ГДР, – отрёкся уже?)
Мудрый деятель, говорите?
Тихонов, как известно, любит повторять, как мантру, что именно при нём российский биатлон, особенно – женский достиг Успехов с большой буквы. Если сформулировать всё основное от начала до конца, на что сам Александр Иванович вряд ли когда-нибудь сподобится, получится следующее. Он принял команду после провального сезона 1994 / 1995 – и сразу же пошли успехи на ЧМ, а у мужчин – так даже и в тотале (причём со стороны не кого-нибудь, а Владимира Драчёва и Виктора Майгурова). Дальше – больше. Ну, а сразу после его ухода тут же наступил новый кризис – в сезоне 2010 / 2011.
Только вот, согласно такой логике, и Борис Ельцин был прекрасным президентом – ведь именно при нём состоялись Олимпиады в Альбервилле, Лиллехаммере и Нагано, которые российские спортсмены провели в целом весьма успешно. А стоило «патриарху» уйти – как сразу же начались допинговые скандалы. Вот то-то и оно, Александр Иванович, что «при вас» и «благодаря вам» – это не одно и то же. Кроме того – опять-таки нелогично после тех успешных и этих неуспешных лет быть противником удачливого тренера Валерия Польховского и ничуть не возражать против кандидатуры неудачника Анатолия Хованцева. Да и последний олимпийский цикл ничего, кроме вопросов, а вернее – презрения к деятелям, не вызывает.
Насколько эффективно можно управлять российским биатлоном, прячась в Австрии от российских же ментов, как раз и рассказывал Юрий Вешкин. При этом он активно ссылался на Алексея Шадрина, который ещё раньше поведал нам об организаторских «талантах» Тихонова, особенно – в финансовой сфере. А Константин Бойцов – когда-то ведь и он был «самбуром»! – о том, в какое дикарство выливаются эти «таланты», когда дело доходит до спортсменов, а особенно – спортсменок. (Кстати, в том числе – до Евгении Кравцовой.)
Впрочем, до тренеров – тоже. Особенно – до тех, которые спонсоров с собой водили. И, стало быть, были реальными конкурентами в борьбе за (абсолютную) власть. А если они при этом ещё и Результаты с большой буквы обеспечивали... Таких уж точно надо гнать в шею! Да ещё и регулярно поливать потом помоями. Ну, а коль уж большую бочку с пресловутой субстанцией приготовил – отчего бы и спортсменов заодно не полить? Особливо – тех, которые в одном колхозе находиться не хотят, плохо выступают, понимаешь, – даром что по рейтингу всяко повыше самого Тихонова будут. И вообще – патриотизма им, видите ли, не хватает.
Знаете, Александр Иванович, какая страна – такие и патриоты. Может, вы и в 1990-х гг. кричали в спину уезжавшим из России спортсменам, что, мол, есть такие понятия – «Родина» и «патриотизм»? И тренерам, кстати, тоже – начиная опять-таки с Анатолия Хованцева. Это мы сейчас ещё посчитаем, при ком – при Прохорове или при вас – из российской биатлонной сборной больше народу разъехалось. И вообще, про патриотизм многие высказывались задолго до меня...
«Давят на патриотизм... Проворовались, наверное» (М. Е. Салтыков-Щедрин).
«Патриотизм – это чёткое, ясное, хорошо аргументированное объяснение того, почему мы должны жить хуже других» (М. М. Жванецкий).
«Патриотизм – последнее прибежище негодяя» (С. Джонсон).
Сознательный патриот, говорите?
Про участие Тихонова в подготовке убийства Амана Тулеева по заказу своего друга Михаила Живило даже не рассказываю – сами всё хорошо знаете. Разве что напомню, что в друзьях у Александра Ивановича именно такие люди всегда и ходили – начиная ещё со времён Отари Квантришвили. А также про то, что ему тогда, конечно, очень вовремя подвернулась под руку амнистия в честь 55-летия Победы – к которой Тихонов никакого отношения не имеет.
Лучше расскажу вам другое – гораздо менее известное. Вернее, даже так: если вы – пользователь Интернета и только Интернета, то узнать это «другое» раньше вы могли лишь в том случае, если вам повезло оказаться в нужном месте (правда, здесь же, на sports.ru) и не полениться нажать на одну ссылку. Эту ссылку я дал в одном из своих комментариев, адресованном пользователю Liar Liar (возможно, он помнит). И содержала она в себе сфотографированную страницу книги «Everyone to skis!» («Все – на лыжи!») американского писателя Уильяма Франка – большого поклонника советских лыж и биатлона, если что.
Вот она, эта страница. Здесь сказано, в частности, следующее:
– в 1973 году Тихонов, будучи на чемпионате мира в Лэйк-Плэсиде, одолжил у своего коллеги – американского биатлониста Джона Мортона – определённую сумму долларов (какую именно – к сожалению, не говорится) для того, чтобы прикупить в США голубых джинсов и выгодно спекульнуть ими в СССР. Когда в следующем, 1974 году Мортон приехал на чемпионат мира в Раубичах, – который, напомню, чуть было не сорвался из-за амбиций советских политиков, – Александр Иванович ему эти деньги вернул. С процентами (какими?) или без – история умалчивает. Известно лишь, что американского друга Джона и его товарища по команде Мартина Хагена Тихонов возил тогда же по Минску на своём «жигулёнке». По пути он успел как следует отчитать какого-то солдатика, припарковавшего армейскую собственность не там, где надо.
– в 1976 году Александр Иванович, не скрывавший своей мечты о приобретении американской спортивной винтовки «Винчестер» с телескопическим прицелом, получил её в подарок от всё того же Джона Мортона и его тренера Билла Спенсера – аккурат в отеле на Олимпиаде в Инсбруке. Да ещё и со специально сделанной для него инструкцией на русском языке. Правда, чтобы провезти эту винтовку в СССР, Тихонову понадобилось спрятать её в лыжной сумке и не подвергнуться обычному таможенному досмотру. (Впоследствии, кстати, в рамках «дела Тулеева» у него из подвала достанут и конфискуют целый огнестрельный арсенал.)
Н-да-с! Валютчик, контрабандист и спекулянт – целых три советские уголовные статьи по вам плакали, Александр Иванович! Теперь жду от вас ответа в стиле: «Да этим кто только тогда не занимался – и спортсмены, и тренеры, и чиновники, и даже КГБ-шники! Многие ещё и водку с икрой экспортировали! И вообще, вы – жалкие, ничтожные люди! Вы не смеете меня трогать! Я – избранный! Мне можно!»
Избранный, говорите?
А ведь, чёрт побери, и вправду избранный! Только золотые медали тут ни при чём. Читаем пресловутую страничку дальше:
«Судя по тому, что Тихонов не подвергался таможенному досмотру, ездил с американцами без сопровождения, наорал на красноармейца в Раубичах и рукоприкладничал в Саппоро в отношении Маматова и Сафина (вот, кстати, они вам когда-нибудь рассказывали об этом? – Ред.), товарищ был офицером КГБ, не иначе. Собственно, Джон Мортон именно это у него и выпытал во время одной из поездок: «А какое у тебя, Шурик, военное звание и в каком полку ты служишь?» – «В милиции» – «В смысле – в военной милиции? В заградотряде?» – «Нет. В тайной милиции»».
Теперь, наконец, понятно, какие такие высокие связи у Александра Ивановича имеются (или имелись) и почему ему на протяжении долгого времени никто не осмеливался перечить. Хорошо подготовился товарищ, молодец. Только, повторяю, «пуленепробиваемый» пиджачок с наградами здесь ни при чём. Интересно, что в итоге выйдет у Валерия Польховского с его иском?
Бабуин шерстист, говорите?
Ну, и напоследок – позитивчик. Не столько исторический, сколько биологический.
Когда-то, ещё в 1990 году, Тихонов – не без помощи Александра Бурлы – выпустил книгу под названием «Первым буду я...». Собственно, данное жизненное кредо Александра Ивановича нам хорошо знакомо и без этой книги. Но сегодня тема первенства получит продолжение. Не то чтобы новое, но, надеюсь, всё равно интересное.
Лежит сейчас передо мной последний номер рижского журнала «Патрон» (апрель-май 2018 года). Листаю я его страницы. Что же я вижу? Вот всё то самое, что вы сейчас видите на обложке: от вайнштейновских «правил съёма» до интервью с Сергеем Савельевым – доктором биологических наук, заведующим лабораторией развития нервной системы Института морфологии человека Российской академии наук.
Из последнего, в частности, узнаём: мозг Ленина оказался абсолютно заурядным, ибо хитрость и ловкость политика не имеют отношения к одарённости человека. Это всего лишь проявление одного из трёх животных инстинктов – стремления к доминантности. Желание стать главным бабуином в стаде, и только. А степень «бабуинизации» и гениальность – это две большие разницы.
А ещё мы узнаём вот что (ох, и получу же я сейчас гнилыми помидорами!):
«Вот для чего они [женщины] взгромождаются на 15-сантиметровые каблуки, хотя это чревато невероятными проблемами с позвоночником в будущем? По очень простой причине: во всём ряду приматов удлинение голени самки сигнализирует, что она готова к размножению. Знает об этом девушка на каблуках? Да понятия не имеет. Но инстинкт подсказывает, что это верный способ приманить самца. По той же самой причине девушки так любят шубы. Казалось бы, что за глупая идея – носить пальто мехом наружу? Теплее, если мех будет внутри! Но девушка чувствует, что мехом наружу – соблазнительней, и правильно, ведь это получается имитация обезьяньей шерсти. Самка шерстиста, а значит, здорова. По этой же причине девушки распускают волосы».
Извините, дамы, если кого-то обидел. Обезьянки вы наши любимые.
На этом моё копание в грязном белье главного бабуина советского и российского биатлона закончено. Благодарю за внимание.
А уж при советских чиновниках-то сколько медалей было... Но любителями советские спортсмены не были. Насчёт скандинавов я тоже высказался.
2. Внимательно, повторяю, читали? "Да, я знаю, что норвежские, шведские и финские биатлонисты, будучи всякими там таможенниками-пограничниками, активно совмещали свою основную – военную и полувоенную – работу с лыжной беготнёй". Что за претензии после этого по Сулбергу-Свенсбергету?
3. В эстафете побеждал не Тихонов, а команда СССР. Эстафетные трофеи о личном уровне спортсмена ничего не говорят. Знаете, кто лучшая россиянка в плане эстафетных побед? Зайцева? Медведцева? Ишмуратова? Ничего подобного. Богалий. Вот так вот. А у норвежек - Андреассен.
4. "Как быть с пятью золотыми медалями в инд. гонках на разных чемпионатах мира", я указал в таблице. Тихонов хвастается отнюдь не этим.
5. Кубок Мира у Тихонова был неофициальным. Сугубо "журналистским".
6. А ордена и медали - это вообще не аргумент. Родченков и Тимашук тоже ордена получали.