8 мин.

I love you, Korolke-Witch!

В своей последней статье Вячеслав Самбур de facto сожалеет о том, что Владимира Королькевича не смогут назначить на олимпийский сезон старшим тренером женской сборной России «по политическим причинам» – хотя и сватали его активно на эту роль в течение всего апреля. А всё из-за главы норвежского биатлона Эрлена Шлоквика, не вовремя высказавшего своё (и явно не только своё) мнение насчёт приёма на работу тренера с допинговым прошлым.

То есть – если бы в течение последних трёх лет выяснилось, скажем, что в допинге Ирины Старых и Екатерины Юрьевой виноват был на самом деле Леонид Гурьев (а я лично уверен, что именно он), Самбур бы только радовался возвращению в российский биатлон такого замечательного тренера – «пожалуй, лучшего специалиста из тех, что доступны».

Далее в статье Вячеслав смачно прошёлся по забывчивости Дмитрия Васильева, при этом, однако, не отметив соответствующего качества у себя самого. А зря. Придётся напомнить ему (и, возможно, не только ему), что же на самом деле представлял собой Владимир Королькевич как тренер российской сборной – даже без оглядки на допинг.

В прошлом году я написал насколько-смог-серьёзную аналитическую статью, охватывавшую шесть последних сезонов. С тех пор моё отношение к событиям тех лет не изменилось (и я не вижу причин, по которым оно должно было бы измениться), и потому я не стану изобретать два новых велосипеда – просто процитирую пару-тройку раз самого себя в отношении сезонов 2014 / 2015 и 2015 / 2016, перемежая текст пояснениями в квадратных скобках, дабы уважаемые читатели не страдали от вырывания кусков из того контекста.

«Сезон 2014 / 2015

2014 / 2015

В этом сезоне Нечкасова осталась сама собой, Никулина и Якушова сменили Загоруйко и Назарову [в роли явных аутсайдеров сборной], а Волкова (Селедцова) и Услугина (Трусова) – прошлогодних Глазырину и Юрлову [также выступавших неуверенно]. В свою очередь, обе Кати, слегка «очухавшись», занимались кто с [формально] причастным к прошлогоднему допингу Королькевичем, кто – со старым добрым Хованцевым. В условиях сильно ослабшего пелотона Глазырина сумела набрать даже больше очков, чем Зайцева в прошлом сезоне (и занять в тотале такое же место), но в призы и в этих условиях попала всего однажды – как и Юрлова с Виролайнен.

Причём последняя стала раз за разом проваливать эстафеты. Плюс травма явно прогрессировавшей Подчуфаровой, новое западение у Романовой, отсутствие фактического прогресса у Шумиловой, полное отсутствие замены Старых… Вот так вот квоты и теряют. А вовсе не из-за ухода Зайцевой и Вилухиной, поскольку сборная Украины тоже лишилась Пидгрушной и Виты Семеренко (кстати, и Королькевича тоже), а всякие там абрамовы-варвинцы перед началом сезона выглядели ещё хуже романовых-подчуфаровых. В этих условиях подиумный счёт 1-2-0 оказывается ничуть не слаще прошлогоднего 0-5-4. А ведь у Королькевича это был уже не проходной сезон – как и сезон 2000 / 2001 у Куракина [который Александр Николаевич столь же успешно провалил]».

Повторяю, я не вижу причин отказываться от этих слов. Разве что добавить к ним ещё кое-какие – из того же самого поста: «совершенно упускалось из виду, что … подопечные Владимира Борисовича [белоруски] стали в холменколленской эстафете [на ЧМ-2016] и вовсе 18-ми [в то время как россиянки – 11-ми]». Так где же доказательства «замечательности» этого тренера? А, Самбур?

Почему вы пишете: «Он [Королькевич] тренировал россиянок с 2013-го по 2015-й – и не без успеха: были медали на Олимпиаде и ЧМ»? Не забыли ли вы, что в эстафетном серебре Сочи «виновата» всего одна из девушек Королькевича – Вилухина, причём это серебро у неё – наряду со спринтерским – вполне могут и отобрать? А также то, что золото Юрловой на ЧМ-2015 de facto относится к Хованцеву, а не к Королькевичу?

И к чему добавлять: «У многих был прогресс», если этот прогресс, происходивший сугубо на заднем дворе, совершенно не помог сохранить квоту? Да, личных кубковых успехов стало формально чуть больше – 0-2-0 против 0-1-0 (если смотреть аналитически – без Юрловой в первом случае и без Зайцевой, Вилухиной и Старых – во втором), но, во-первых, это – не очень-то и прогресс, а во-вторых, произошёл он в условиях заметно ослабшего после Сочи пелотона, в связи с чем отменяется вовсе. А уж про эстафетные «успехи» – вообще молчу.

Впрочем, продолжим. Может быть, всё познаётся в сравнении? Может, без Владимира Борисовича российской сборной стало ещё хуже?

«Сезон 2015 / 2016

2015 / 2016

Благодаря отмене масс-старта в Ханты-Мансийске Подчуфарова (провалившая, кстати, только и единственно холменколленский спринт) таки осталась в тотале впереди Юрловой, заняв в нём лишь 16-е место. Как видите, ваша новая любимица – Акимова – в среднем будет ничуть не лучше «перезрелой красотки» Шумиловой и «гурьевской отстойницы» Загоруйко. Зато хуже «блатной маминой дочки» Виролайнен. [В сезоне 2016 / 2017 Таня, разумеется, заслуживает уже совсем других слов, только вот, боюсь, угробили её теперь, как тогда Подчуфарову.] Никулина осталась на своём месте, а Кайшева и Щербинина… скажем так, начали так же, как в своё время Зайцева. (Соукалова, кстати, когда-то начинала с 99-го места.) Слепцова… ладно, молчу.

Итак, проходной сезон Сергея Коновалова получился весьма противоречивым. С одной стороны, сравнительно немногочисленные девушки, выступавшие на КМ, квоту вернуть не сумели, с другой – случились целых две «не-зайцевские» победы, чего не было аж с сезона 2009 / 2010. Такое же противоречие наблюдалось и в эстафетах: один раз взяли бронзу, но в среднем выступали в них ещё хуже, чем в предыдущем сезоне».

Основная идея такой оценки теперь уже предпоследнего сезона – в том, что первый сезон даже у самого грамотного тренера всегда является проходным (исторических доказательств – сколько угодно), и потому ругать его за неудачные результаты в нём нельзя. Однако это не относится к Королькевичу образца сезона 2014 / 2015, который был для него в российской сборной вторым и, стало быть, зачётным. У Виталия Фатьянова и Валерия Польховского в их вторые сезоны были совсем другие результаты – куда лучше, чем в первые.

Теперь – новенькое, которого год назад не было и быть не могло.

Сезон 2016 / 2017

2016 / 2017

В данном сезоне Кравцов и Ко перепробовали целых 14 спортсменок. Это, конечно, не рекорд мира и всея Руси, – в сезоне 1995 / 1996 Тихонов и Ко перепробовали целых 18 спортсменок, причём всего на шести этапах КМ, – но всё равно это много. Подобное, правда, наблюдалось и в сезоне 2012 / 2013, но тогда сие объяснялось тем, что Пихлер отказался везти своих девушек в Холменколлен, и его пришлось заменять Гурьеву – со своим совершенно отдельным десантом. Да и квота тогда была побольше.

Теперь же мы видим, что Акимова – единственная из россиянок, проведшая в сезоне более половины гонок. И, как уже было сказано выше в квадратных скобках, я очень опасаюсь, что Таню в Нове-Место-2016 форсировали примерно так же, как Подчуфарову в Антерсельве-2016, – по сезонным-то подиумам они друг друга стоят. В любом случае, второй Юрловой в сборной, к сожалению, не нашлось – даже в лице Старых. Оттого и всего два подиума от одной спортсменки – провал, которого не было с сезона 1987 / 1988 (когда советские биатлонистки провели всего две гонки на ЧМ).

Просидевшая бОльшую часть сезона на Кубке IBU Виролайнен – только со стула не упадите – набирала в среднем больше очков за гонку, чем Акимова. (На самом деле, конечно, всего четыре гонки – вряд ли репрезентативная выборка.) Просидела там и Шумилова, которую по факту заменяла временно вернувшаяся в пелотон Глазырина. Мошкова и Васнецова показали себя достойной заменой Никулиной и Щербининой, в то время как Миронова успешно опробовала себя в роли прошлогодней Кайшевой.

Последняя, в свою очередь, de facto была достойна уровня новичка Сливко – даром что спрогрессировала лучше, чем Слепцова, ибо та провела вдвое больше гонок. Н-да, тащили Секаса в очередной раз за уши – в отличие, скажем, от Загоруйко… Услугину тащили вместе с ней. Ну, где это видано в сборной России, чтобы спортсменку, набирающую в среднем менее (и гораздо менее) 10 очков за гонку, терпели на КМ в течение 10 гонок и более? По крайней мере, во втором десятилетии XXI века это первый такой случай. Весьма показательно, увы.

Что же в итоге? А ничего. Очередной проходной сезон, который, повторяю, не может всерьёз идти в зачёт никакому тренеру. Одно ясно: смена тренера в олимпийский сезон – 99-процентная гарантия провала. Так оно было даже в сезоне Лиллехаммера-1994, когда тренировать не кого-нибудь, а Резцову и Ко, взялся не кто-нибудь, а сам Александр Привалов (смотреть на личные гонки, а не на командные, и принимать во внимание тогдашний уровень конкуренции). Так оно было и в сезоне Солт-Лэйк-Сити-2002 – первом сезоне Валерия Польховского (смотреть на сезон в целом, а не только на ОИ).

Так оно (вангую) будет и в сезоне Пхёнчхана-2018, если дуэт Касперовича-Норицына заменить на кого бы то ни было – даром что он показал себя ещё хуже дуэта Ефимова-Коновалова. И тем более не будет хрен слаще редьки, если вернуть Королькевича с его проходными 0-2-1 и уже не-проходными 0-2-0 – против проходных 1-0-1 у Касперовича-Норицына. Насколько можно вновь надеяться на Юрлову – не знаю, но знаю, что Глазырина вернулась без блеска.

Тупик, господа, тупик. И выхода из него не видно. Придётся утешаться, как больным, – тем, что девушки Пихлера в сезоне 2016 / 2017 выступили ещё хуже россиянок.

Тупик