I love you, Korolke-Witch!
В своей последней статье Вячеслав Самбур de facto сожалеет о том, что Владимира Королькевича не смогут назначить на олимпийский сезон старшим тренером женской сборной России «по политическим причинам» – хотя и сватали его активно на эту роль в течение всего апреля. А всё из-за главы норвежского биатлона Эрлена Шлоквика, не вовремя высказавшего своё (и явно не только своё) мнение насчёт приёма на работу тренера с допинговым прошлым.
То есть – если бы в течение последних трёх лет выяснилось, скажем, что в допинге Ирины Старых и Екатерины Юрьевой виноват был на самом деле Леонид Гурьев (а я лично уверен, что именно он), Самбур бы только радовался возвращению в российский биатлон такого замечательного тренера – «пожалуй, лучшего специалиста из тех, что доступны».
Далее в статье Вячеслав смачно прошёлся по забывчивости Дмитрия Васильева, при этом, однако, не отметив соответствующего качества у себя самого. А зря. Придётся напомнить ему (и, возможно, не только ему), что же на самом деле представлял собой Владимир Королькевич как тренер российской сборной – даже без оглядки на допинг.
В прошлом году я написал насколько-смог-серьёзную аналитическую статью, охватывавшую шесть последних сезонов. С тех пор моё отношение к событиям тех лет не изменилось (и я не вижу причин, по которым оно должно было бы измениться), и потому я не стану изобретать два новых велосипеда – просто процитирую пару-тройку раз самого себя в отношении сезонов 2014 / 2015 и 2015 / 2016, перемежая текст пояснениями в квадратных скобках, дабы уважаемые читатели не страдали от вырывания кусков из того контекста.
«Сезон 2014 / 2015
В этом сезоне Нечкасова осталась сама собой, Никулина и Якушова сменили Загоруйко и Назарову [в роли явных аутсайдеров сборной], а Волкова (Селедцова) и Услугина (Трусова) – прошлогодних Глазырину и Юрлову [также выступавших неуверенно]. В свою очередь, обе Кати, слегка «очухавшись», занимались кто с [формально] причастным к прошлогоднему допингу Королькевичем, кто – со старым добрым Хованцевым. В условиях сильно ослабшего пелотона Глазырина сумела набрать даже больше очков, чем Зайцева в прошлом сезоне (и занять в тотале такое же место), но в призы и в этих условиях попала всего однажды – как и Юрлова с Виролайнен.
Причём последняя стала раз за разом проваливать эстафеты. Плюс травма явно прогрессировавшей Подчуфаровой, новое западение у Романовой, отсутствие фактического прогресса у Шумиловой, полное отсутствие замены Старых… Вот так вот квоты и теряют. А вовсе не из-за ухода Зайцевой и Вилухиной, поскольку сборная Украины тоже лишилась Пидгрушной и Виты Семеренко (кстати, и Королькевича тоже), а всякие там абрамовы-варвинцы перед началом сезона выглядели ещё хуже романовых-подчуфаровых. В этих условиях подиумный счёт 1-2-0 оказывается ничуть не слаще прошлогоднего 0-5-4. А ведь у Королькевича это был уже не проходной сезон – как и сезон 2000 / 2001 у Куракина [который Александр Николаевич столь же успешно провалил]».
Повторяю, я не вижу причин отказываться от этих слов. Разве что добавить к ним ещё кое-какие – из того же самого поста: «совершенно упускалось из виду, что … подопечные Владимира Борисовича [белоруски] стали в холменколленской эстафете [на ЧМ-2016] и вовсе 18-ми [в то время как россиянки – 11-ми]». Так где же доказательства «замечательности» этого тренера? А, Самбур?
Почему вы пишете: «Он [Королькевич] тренировал россиянок с 2013-го по 2015-й – и не без успеха: были медали на Олимпиаде и ЧМ»? Не забыли ли вы, что в эстафетном серебре Сочи «виновата» всего одна из девушек Королькевича – Вилухина, причём это серебро у неё – наряду со спринтерским – вполне могут и отобрать? А также то, что золото Юрловой на ЧМ-2015 de facto относится к Хованцеву, а не к Королькевичу?
И к чему добавлять: «У многих был прогресс», если этот прогресс, происходивший сугубо на заднем дворе, совершенно не помог сохранить квоту? Да, личных кубковых успехов стало формально чуть больше – 0-2-0 против 0-1-0 (если смотреть аналитически – без Юрловой в первом случае и без Зайцевой, Вилухиной и Старых – во втором), но, во-первых, это – не очень-то и прогресс, а во-вторых, произошёл он в условиях заметно ослабшего после Сочи пелотона, в связи с чем отменяется вовсе. А уж про эстафетные «успехи» – вообще молчу.
Впрочем, продолжим. Может быть, всё познаётся в сравнении? Может, без Владимира Борисовича российской сборной стало ещё хуже?
«Сезон 2015 / 2016
Благодаря отмене масс-старта в Ханты-Мансийске Подчуфарова (провалившая, кстати, только и единственно холменколленский спринт) таки осталась в тотале впереди Юрловой, заняв в нём лишь 16-е место. Как видите, ваша новая любимица – Акимова – в среднем будет ничуть не лучше «перезрелой красотки» Шумиловой и «гурьевской отстойницы» Загоруйко. Зато хуже «блатной маминой дочки» Виролайнен. [В сезоне 2016 / 2017 Таня, разумеется, заслуживает уже совсем других слов, только вот, боюсь, угробили её теперь, как тогда Подчуфарову.] Никулина осталась на своём месте, а Кайшева и Щербинина… скажем так, начали так же, как в своё время Зайцева. (Соукалова, кстати, когда-то начинала с 99-го места.) Слепцова… ладно, молчу.
Итак, проходной сезон Сергея Коновалова получился весьма противоречивым. С одной стороны, сравнительно немногочисленные девушки, выступавшие на КМ, квоту вернуть не сумели, с другой – случились целых две «не-зайцевские» победы, чего не было аж с сезона 2009 / 2010. Такое же противоречие наблюдалось и в эстафетах: один раз взяли бронзу, но в среднем выступали в них ещё хуже, чем в предыдущем сезоне».
Основная идея такой оценки теперь уже предпоследнего сезона – в том, что первый сезон даже у самого грамотного тренера всегда является проходным (исторических доказательств – сколько угодно), и потому ругать его за неудачные результаты в нём нельзя. Однако это не относится к Королькевичу образца сезона 2014 / 2015, который был для него в российской сборной вторым и, стало быть, зачётным. У Виталия Фатьянова и Валерия Польховского в их вторые сезоны были совсем другие результаты – куда лучше, чем в первые.
Теперь – новенькое, которого год назад не было и быть не могло.
Сезон 2016 / 2017
В данном сезоне Кравцов и Ко перепробовали целых 14 спортсменок. Это, конечно, не рекорд мира и всея Руси, – в сезоне 1995 / 1996 Тихонов и Ко перепробовали целых 18 спортсменок, причём всего на шести этапах КМ, – но всё равно это много. Подобное, правда, наблюдалось и в сезоне 2012 / 2013, но тогда сие объяснялось тем, что Пихлер отказался везти своих девушек в Холменколлен, и его пришлось заменять Гурьеву – со своим совершенно отдельным десантом. Да и квота тогда была побольше.
Теперь же мы видим, что Акимова – единственная из россиянок, проведшая в сезоне более половины гонок. И, как уже было сказано выше в квадратных скобках, я очень опасаюсь, что Таню в Нове-Место-2016 форсировали примерно так же, как Подчуфарову в Антерсельве-2016, – по сезонным-то подиумам они друг друга стоят. В любом случае, второй Юрловой в сборной, к сожалению, не нашлось – даже в лице Старых. Оттого и всего два подиума от одной спортсменки – провал, которого не было с сезона 1987 / 1988 (когда советские биатлонистки провели всего две гонки на ЧМ).
Просидевшая бОльшую часть сезона на Кубке IBU Виролайнен – только со стула не упадите – набирала в среднем больше очков за гонку, чем Акимова. (На самом деле, конечно, всего четыре гонки – вряд ли репрезентативная выборка.) Просидела там и Шумилова, которую по факту заменяла временно вернувшаяся в пелотон Глазырина. Мошкова и Васнецова показали себя достойной заменой Никулиной и Щербининой, в то время как Миронова успешно опробовала себя в роли прошлогодней Кайшевой.
Последняя, в свою очередь, de facto была достойна уровня новичка Сливко – даром что спрогрессировала лучше, чем Слепцова, ибо та провела вдвое больше гонок. Н-да, тащили Секаса в очередной раз за уши – в отличие, скажем, от Загоруйко… Услугину тащили вместе с ней. Ну, где это видано в сборной России, чтобы спортсменку, набирающую в среднем менее (и гораздо менее) 10 очков за гонку, терпели на КМ в течение 10 гонок и более? По крайней мере, во втором десятилетии XXI века это первый такой случай. Весьма показательно, увы.
Что же в итоге? А ничего. Очередной проходной сезон, который, повторяю, не может всерьёз идти в зачёт никакому тренеру. Одно ясно: смена тренера в олимпийский сезон – 99-процентная гарантия провала. Так оно было даже в сезоне Лиллехаммера-1994, когда тренировать не кого-нибудь, а Резцову и Ко, взялся не кто-нибудь, а сам Александр Привалов (смотреть на личные гонки, а не на командные, и принимать во внимание тогдашний уровень конкуренции). Так оно было и в сезоне Солт-Лэйк-Сити-2002 – первом сезоне Валерия Польховского (смотреть на сезон в целом, а не только на ОИ).
Так оно (вангую) будет и в сезоне Пхёнчхана-2018, если дуэт Касперовича-Норицына заменить на кого бы то ни было – даром что он показал себя ещё хуже дуэта Ефимова-Коновалова. И тем более не будет хрен слаще редьки, если вернуть Королькевича с его проходными 0-2-1 и уже не-проходными 0-2-0 – против проходных 1-0-1 у Касперовича-Норицына. Насколько можно вновь надеяться на Юрлову – не знаю, но знаю, что Глазырина вернулась без блеска.
Тупик, господа, тупик. И выхода из него не видно. Придётся утешаться, как больным, – тем, что девушки Пихлера в сезоне 2016 / 2017 выступили ещё хуже россиянок.
Если вспомнить ЧМ-2015 в Контио, то тогда девчонки показали результаты до которых нам сейчас далеко.
Шумилова так даже при Пихлере не выступала! Спринт - 6 место (с двумя кругами штрафа между прочим), пасьют - 4 место (если бы не присела на "пятую" точку незадолго до финиша, то была бы с бронзой), масстарт - 10 место (впереди Кайсы, Вирер, Данкли, Экхофф).
Виролайнер была в одном выстреле от золота ИГ, попади и у нас было бы золото и серебро в этом виде. В спринте 21-е место, но с тремя кругами. Сейчас во второй десяток мы только с нулями забегаем. Пасьют - 16-е место. В масстарте худшая из наших - 22 место. Кстати, тогда все четверо наших бежали масстарт! Глазырина в связке 26 - 21 места при неидеальной стрельбе (по два промаха в каждой гонке), в масстарте 13-е место. В эстафете Катя первая передалась, обыграв на этапе Хильдебранд, Олсбю, Бескон, Скардино, Пушкарчикову.А в эстафете Шуми закопалась на стойке и упустила бронзу. Да и в успехе Юрловой тоже есть доля Королькевича.
Оставить Норицына. Жаль, Ростовцева на подхват не вернуть.
2. Но даже если Коновалов-Ефимов и Норицын-Касперович - и вправду физруки, это ещё отнюдь не доказательство большого профессионализма Королькевича. Пихлер в 2013 году тоже команду к ЧМ подвёл. Но, как и Королькевич, ни одной медали так и не заработал. Я лично считаю их обоих тренерами, но средними, а отнюдь не высококачественными.
3. Два промаха в спринте - не аргумент: во-первых, это проблемы самой спортсменки, а во-вторых, все остальные там тоже здорово мазали. Бронзы в пасьюте не было бы в любом случае, не надо иллюзий, - Новаковска Шумилову всё равно опередила бы. 10-е место в МС - не бог весть что, и смотреть надо именно на место, а не на то, кто в одной конкретной гонке оказался хуже. А вот за эстафету Шумилову сильно ругать не надо - она была в ней, несмотря ни на что, лучшей из россиянок. А худшей была, между прочим, Виролайнен. Говорить про которую в ИГ «попади она» наивно - это недопустимое условное наклонение.
4. И вообще, я предпочитаю (и призываю) смотреть не на ГС, а на сезон в целом. Репрезентативные выборки - они, знаете ли, объёмы любят.
5. Не следует упускать из виду, что пелотон сезона 14 / 15 был ослабленным по сравнению с таковым в сочинском сезоне. Поэтому места Шумиловой и Ко нельзя сравнивать с их более ранними местами просто так - только через призму качества. Например, по моему рейтингу выходит, что Шумилова в сезоне 14 / 15 была отнюдь не сильнее, а даже чуть слабее, чем в сезоне 13 / 14 (в среднем - 2202 очка против 2219).
6. Да, Глазырина, Виролайнен и Подчуфарова были в сезоне 14 / 15 в целом сильнее, чем в предыдущем, но Романова, Шумилова и Нечкасова - слабее.
7. И вообще, 0-2-0 по подиумам (Юрлова - отдельно) плюс потеря квоты - железный и неутешительный факт. У «физруков», заметьте, по подиумам было ничуть не хуже: 1-0-1 у каждой пары (Юрлова - опять-таки отдельно). Причём, повторяю, в проходных сезонах.
Да, сердцем и душой - видеть Касперовича в следующем сезоне мне не хотелось бы. Но мозгом я понимаю, что коней на переправе не меняют. Поймает Касперович в следующем сезоне ветер - его счастье. Нет, что скорее всего, - вполне может угробить и Виролайнен. Но менять - поздно.
"Касперовича мне вообще не хотелось бы видеть... Пусть [Касперович] угробит заодно и Виролайнен...". Но, тем не менее: "Коней на переправе не меняют... Так будет [плохо] и в сезоне Пхёнчхана-2018, если дуэт Касперовича-Норицына заменить на кого бы то ни было..."
Все это мало похоже на то, что "У автора есть чёткое... заключение", нет?
2. Зато против его спортсменок не бегали Бергер, Хенкель, Кузьмина, Гаспарин, Пидгрушная, Семеренко-ст., Флатлан, а до кучи - также Нойнер и Экхольм.
3. Наполовину. Но мне, как статистику, повторяю, более интересен сезон в целом.
4. То есть у Домрачевой и Мякяряйнен в том сезоне были плохие тренеры? А у финки - и в предыдущем? И у Соукаловой - в следующем?
5. Во-первых, мы сейчас сравниваем сезон 14 / 15 с сочинским, а не с последним. Во-вторых, расчёты, извините, доказывают обратное. И, кстати, кто такая Пройсс со своими 0-2-1? Кто такая Оберхофер со своими 0-1-1? Шевалье и Бреза лучше.
6-7. Потому что это был зачётный сезон против двух проходных. Плюс конкуренция возросла.
Получится, что в канун Пхенчхана мы меняем тренера - с Касперовича (де-факто) на Норицына.
При том, что Касперовича и мне видеть не хотелось бы. Как, впрочем, и Норицына. Как, впрочем, и других отечественных тренеров.
Экспериментальная эстафета на ЧМ проводилась за 40 лет до этого - в Элверуме-1965. А просто незачётная - на ЧМ в Антерсельве-1976 :)