Почему нас ждет великий финал НБА
Фото: REUTERS/Soobum Im/USA TODAY Sports
Блог «Фонарь» объясняет, чего ждать от главного спортивного события июня.
«Сан-Антонио» и «Майами» уже выдали один великий финал
Нас ждет первый бэк-ту-бэк рематч в постджордановскую эпоху. Само по себе, наверное, это не стоит рассматривать как предпосылку к большим ожиданиям. Ожидания дарит другое: все те же расклады, что существовали в прошлом сезоне, не только сохранились, но были во многом преумножены.
«Сан-Антонио» и «Майами» вновь в финале, и вновь потому, что они доказали, что сильнее остальных, а не из-за слабости остальных. «Сперс» стали еще немного сильнее и сбалансированнее и даже умудрились без серьезных потерь прорваться через чудовищную Западную конференцию. «Хит» вроде бы немного ослабли, хотя чудовищная в прямом смысле Восточная конференция так и не дала понять их реальную силу. Попович за год пополнил свой отряд послушных зомби еще несколькими фигурами. Споэльстра научился с еще большим мастерством выжимать все без остатка из своих звезд. Сплиттер и Джинобили, прошедшие плей-офф на подъеме, настроены реабилитироваться после прошлогоднего провала. Большое Трио «Хит» теперь действует с уверенностью настоящих чемпионов, еще более умело перекладывая дополнительные функции и ответственность на ролевиков. Кавай Ленард доказал, что его потенциал останется не до конца понятным, пока Попович не отпустит удила и не перестанет сдерживать его развитие. Крис Бош доказал, что и в его возрасте можно развиваться и приобретать новые умения, усиливающие командую игру. «Сан-Антонио» вроде бы, наконец, достиг пика (это, конечно, чересчур смелые догадки), но им по-прежнему противостоит лучший игрок современности.
Короче, это должно быть почти как в прошлом году. Только в два раза интереснее.
Тони Паркер и статус лучшего разыгрывающего
Этот плей-офф кому-то доказал, что французский плеймейкер «Сперс» не должен фигурировать в споре за лучшего разыгрывающего. Паркер получил травму уже на старте плей-офф и проявил свои худшие качества в защите против «Маверикс», затем усугубил травму в серии с «Оклахомой» и вовсе не доиграл 6-й матч до конца. Между избиением «Портленда», учиненным во многом благодаря получившему от Поповича люлей Тони, и двумя остальными сериями разница, конечно, была, но не такая уж принципиальная. И это главная хорошая новость для болельщиков «Сперс»: за прошедший год Попович научил команду диверсифицировать игру в атаке и не столь зависеть от моторного плеймейкера. Благо на скамейке нашлись сразу два его двойника.
Теперь новость плохая. Проблема в том, что это финал и уже самый-самый настоящий плей-офф. ПолуПаркера могло хватить в битве с «Далласом», у разорванной в первых двух матчах и ослабленной повреждением Ибаки «Оклахомы» можно было выиграть и без него. Но сложно представить, чтобы действующего чемпиона можно было бы обыграть без лучшего игрока в серии. А лучшим игроком «Сперс» уже давно стал именно Паркер.
У француза выдались три невероятных года. Три года он тащит «Сперс» и сборную. Три года вся его работа и безустанное движение и механизма «Сан-Антонио», и тележки с кучей толстяков и надписью «France» натыкаются на неприятные повреждения, которые в одночасье рушат все, что было до того. В прошлом финале он уже на старте серии получил травму, до этого было повреждение глаза, которое подвело французов на Олимпиаде и отозвалось глухим звоном для Хуана Карлоса Наварро. Теперь вот опять. Можно считать или не считать Паркера лучшим разыгрывающим в НБА, но факт остается фактом: «Сперс» с Паркером выглядят на порядок более слаженной и мощной командой, а победа в финале невозможна без преодоления французом своих проблем. И тогда ему гарантированы звание MVP финальной серии, статус игрока Зала славы и лучшего разыгрывающего прямо сейчас.
Список Билла Симмонса, напомню, выглядел вот так:
1946-52: Кто же знает?
1952-60: Боб Кузи
1960-69: Оскар Робертсон
1969-72: Уолт Фрэйзер
1972-73: Тайни Арчибальд
1973-74: Уолт Фрэйзер
1974-76: Тайни Арчибальд
1976-77: Пит Маравич
1977-79: Гас Уильямс
1979-80: Майкл Рэй Ричардсон
1980-81: Тайни Арчибальд
1982-91: Мэджик Джонсон
1991-92: Тим Хардауэй
1992-94: Джон Стоктон
1994-96: Пенни Хардауэй
1996-98: Гэри Пэйтон
1998-2004: Джейсон Кидд
2004-07: Стив Нэш
2007-09: Крис Пол
2009-10: Стив Нэш
2010-11: Деррик Роуз
2011-12: Крис Пол
2012-13: Тони Паркер
Паркертроник. 35 фактов о Тони Паркере, которых вы не знали
«Майами» и «Сан-Антонио» – борьба антиподов
Сложно представить более разные клубы, чем «Майами» и «Сан-Антонио», они символизируют диаметрально разные подходы ко всему и представляют собой инь и янь сегодняшней НБА.
«Майами» и «Сан-Антонио» – это столкновение двух принципиально разных управленческих философий. С одной стороны, Пэт Райли и мастерское использование отсутствия штатного налога: с 90-х, когда крестный отец сбежал из Нью-Йорка, он принялся строить команды за счет хитроумных обменов и рынка свободных агентов. На одного Дуэйна Уэйда пришлись десятки заезжих звезд. С другой, Ар Си Бьюфорд и построение коллектива под командную концепцию, с помощью драфтов и долговременного выращивания собственных звездочек. «Сан-Антонио» как единая семья, где все умеют играть в баскетбол и готовы помочь в любой момент, против построенного на звездах «Майами» с кучей пассажиров.
«Майами» и «Сан-Антонио» – это столкновение совершенно разных тренеров. Вечно сердитый старый вояка, любящий суровый подход и армейский юмор, против молодого золотого мальчика, подчеркнуто деликатного и непременно вежливого. И соответствующее отражение этого на площадке: вымуштрованная боевая машина, подчиняющая себе индивидуальные таланты звезд «Сперс», и яркость индивидуальных талантов звезд «Хит», подчеркнутая выстроенной специально под них системой Райли/Споэльстры.
«Майами» и «Сан-Антонио» – это столкновение совершенно разных игровых стилей, причем столкновение настолько парадоксальное, что оно переворачивает понимание о сложившихся приоритетах и пристрастиях. «Сперс» – воплощение скоростного атакующего баскетбола, который тем не менее теперь ассоциируется со «старой школой», консервативными традициями тренеров прошлого и неэгоистичными звездами ушедшей эпохи. «Майами» – защитный бастион, вопреки всему привлекающий «труфанов»/«зомбодитей»/«глоров» и прочих оригинальных личностей, демонизирующих «Сперс» и поклоняющихся индивидуальному баскетболу.
Кавай Ленард как звезда
Прошлогодний финал подарил всем ощущение смены поколений у «Сперс». Косвенно это подтверждал и Грегг Попович: на вопросы о том, была ли это последняя возможность для команды выиграть титул в этом составе, тренер удивлялся и отвечал, что в следующем сезоне они не потеряют позиций, во многом потому, что есть Кавай, который еще будет расти. По ходу той серии Ленард вроде бы показал, что уже готов к чему-то большему, чем функции ролевого, хоть и выходящего в старте, юного игрока.
Как это почти всегда бывает с Поповичем, сезон разочаровал очень многих (больше всего тех, кто взяли Ленарда в Фэнтези). Болельщицкое понимание «помощи» команде сводится к повышению результативности и других базовых показателей, понимание тренера не имеет с этим ничего общего. Ленард по-прежнему действовал в режиме ограниченного времени и еще более ограниченной свободы, оставался на втором-третьем плане и не спешил потеснить сдающих позиции ветеранов, тем более, что как постепенно выяснилось, никто из них ничего сдавать не намерен.
Но только глубинные движения все равно имели место. Стоило Паркеру приболеть в конце сезона, как Ленард напоминал о себе повышенными нормами результативности. Стоило «Блейзерс» немного поднять голову, как «Сперс» переключились на немного другой баскетбол, лидером которого стал воскрешенный Скотти Пиппен, уничтоживший надежду «Портленда» перехватами и мгновенными ответными атаками. В серии с «Оклахомой» Кавай тоже был немного иным: более свободным и раскованным, что ли, охотнее берущим на себя, награжденным за старание дополнительными полномочиями. Кажется, именно в этих сериях он избавился от клейма сомнения, определившего его звездность исключительно в роли мощного форварда легкой пятерки. Теперь перед ним новая задача и новая возможность аргументировано выразить свои претензии на нечто большее. «Сперс» стали сильнее не только благодаря росту Ленарда, но именно прогресс Кавая наиболее ярко бросается в глаза.
Дуэйн Уэйд и Ману Джинобили как dei ex machina
Ману Джинобили прошлым летом все дружно отправляли на пенсию. Дуйэн Уэйд, несмотря на победу, не мог не задуматься о печальном влиянии времени. Оба взорвались по ходу прошлогодней серии лишь пару раз и выиграли для своих команд по матчу, но остальное время потратили на поиски себя прошлых. Максимализм, так хорошо проявивший себя в случае со Сплиттером (которого после финала чуть ли не предлагали выгнать из лиги, а потом долго крутили пальцем у виска при подписании нового контракта – и потом извинялись уже в первом раунде с «Далласом»), дискредитировал себя и в случае с Уэйдом/Джинобили. Первый пропустил кучу матчей, еще во множестве то появлялся, то пропадал. Второй то заменял Паркера в качестве движущего элемента неудержимого нападения и заваливал решающие броски, то брал паузу, чтобы посмотреть на тех, кто наступает ему на пятки. Но главного эти скачки не изменили: и Уэйд, и Ману по-прежнему остаются великими игроками, способными в любой момент прочертить границу между победой и поражением. И можно сколько угодно измерить их с максималистской рулеткой, но они снова в финале.
И кажется, их непредсказуемость как раз гарантирует невероятный финал. Для любого противостояния нет ничего лучше как пара великолепных ветеранов, то решающих передохнуть, то вдруг меняющих диспозицию волевым решением.
Для них обоих не идет речь о «наследии», титуле, который бы перевернул представлении об их карьере, или определении будущего. Мы знаем о них все. Мы видели их от начала до конца. Мы давно уже определились с их местом в истории. Не известно только одно: когда каждый из них встрепенется и выдаст удивительную феерию, которая станет последним великим матчем великой карьеры. Ясно лишь, что это может произойти в любой момент.
Крис Бош как персонаж серьезного жанра
Крис Бош похож на актера, который так долго и давно появляется в комедийных ролях, что в ином свете его не воспринимают и ничего глубокого предложить не рискуют. Он – потомок динозавров. Он – король видеобомб. Он – комичный плакса, не скрывающий, что хотел оказаться в телевизоре, жалующийся на критику журналистов и смешно рисующий флопы. Не спасают ни красавица жена, ни серьезные увлечения, ни вполне серьезная роль, ни победные трехочковые. Крис Бош – самый нелепый баскетболист современности, и этому даже не нужны какие-то особенные доказательства.
Колени Уэйда привели к перераспределению ролей в рамках «Большого Трио». Собственно, как и в «Сан-Антонио», кажется, что никакого трио больше нет: есть ЛеБрон и система ролевых игроков, построенная под его ипостась прокачанного Мэджика Джонсона. Только на фоне этой системы: снисходящей звезды Уэйда, периодически озаряющей небосклон, уходящей звезды Рэя Аллена, расширяющего свои функции в нужные моменты до чего-то большего, калейдоскопа взаимозаменяемых исполнителей, которых выхватывает Споэльстра под конкретную миссию – есть вторая звезда команды. Крис Бош по-прежнему остается главным стоппером («рупольности» в нем поубавилось) и все также неотъемлем для модели «Хит» благодаря своему броску (теперь развившемуся и в трехочковую плоскость). В серии со «Сперс» ему предстоит главное испытание этого сезона – Тьяго Сплиттер, выключивший из игры Дирка Новицки. Если «Сан-Антонио» изберет ту же тактику, что и в прошлом году – предпочтет ЛеБрона в качестве бросающего, а не проходящего игрока – то значительная часть противостояния будет решаться именно в этой дуэли. И если Бош окажется удачливее Новицки, то придется взглянуть на него всерьез.
«Последний поход» «Майами»
Про «последний поход» «Сперс» говорится уже, наверное, лет семь. Остается смириться, что пока эта дьявольская машина, несомненно присланная из ада в обмен на душу Поповича, чтобы разрушить устои старого доброго баскетбола эгоманьяков и наполеонов кроссовера, никуда не исчезнет.
Тема «последнего похода» «Хит», например, на порядок актуальнее. Остается последний месяц наблюдения за НБА эпохи постРешения: гениальная затея Райли, собравшего у себя в команде трех суперзвезд, воплотилась в четыре финала – но вот-вот она натолкнется на скалы нового коллективного соглашения. В любом случае этого «Майами» уже больше не будет, так что нынешний финал – последняя возможность для новых болельщиков «Хит» полюбоваться на плоды гениальной работы президента, посмаковать революционный смоллбол, изменивший баскетбол, оценить всю мощь Большого Трио, поглядеть на идеальное распределение обязанностей между звездами одного драфта.
Это не значит, что «Майами» сойдет со сцены. Дальше будут другие решения, будут другие гениальные ходы Райли, эта команда вполне может получить усиление в роли четвертой звезды или поменять одного из троицы, или пойти на невиданные жертвы, которые тоже приведут к принципиальным изменениям. Просто вот именно этой команды, которую все ненавидели два года, а потом восхищались еще два, которая плакала, а затем возвращалась снова, которая казалась такой новодельной и потому ненастоящей, но бросила вызов истории – вот этой команды больше не будет. Так что ловите момент.
«Любовь к игре была главной движущей силой моей жизни». Как Пэт Райли стал тренером
Грегг Попович и тренерская гора Рашмор
Грегг Попович – не гениальный тренер. Эту кощунственную мысль надо пояснить. Грегг Попович – великий тренер и все такое, но у него нет той гениальности, которая гарантированно превращает все в золото. Именно поэтому, на самом деле, его нельзя сравнивать с Редом Ауэрбахом, Пэтом Райли и Филом Джексоном – конечно, кто-то может свести все к дискуссии о персоналиях, но тех отличала именно гениальность: они даже сами не могли объяснить, как именно это получается (достаточно почитать, например, книги Джексона, где информация подается на довольно общем банальном уровне), но у них это получалось. Были осечки, были неудачи, были перегрузки, были случайности, (неизменно были величайшие игроки), но у них все получалось практически играючи: встать на место Стэна Ван Ганди, загипнотизировать Джордана/О’Нила, сделать Кузи/Расселла проводником своих идей – бац, и на руках уже не хватает пальцев для перстней.
У Поповича этого гения нет. У него есть другое, что многих привлекает гораздо больше. Попович понимает, «как надо», понимает, как создавать доминирующую систему, как находить на краю света игроков, идеально в нее вписывающихся, как минимизировать ошибки на драфте и растить исполнителей, как создавать идеальную семейную атмосферу, защищающую игроков от обменов и потрясений, как постоянно развиваться, меняясь вместе со временем и сменой приоритетов и эпох (ну и как быть ворчливым стариканом армейской закалки, но при этом привлекать окружающих). У него нет того, что помогло бы ему выиграть 9 титулов за 11 лет. Но зато есть то, что позволяет бороться за титул с тем же самым клубом спустя 15 лет после завоевания трофея.
В случае победы его запишут в число четырех величайших тренеров в истории НБА. На самом деле, он давно уже там, и это признание будет чистой формальностью.
В случае с Поповичем важнее как раз другое: в случае победы его системе удастся не просто подтвердить постулат насчет порядка и класса и взять верх над лучшим игроком лиги; по тому, как это представляется сейчас, «Сперс» вполне могут стать как раз той командой, которой удастся такая победа и без сверхяркой игры звезд, просто за счет наилучшего баланса, глубочайшей скамейки и тренера. И вот тогда набирающий силу (это видно по всеобщему обожанию Тибодо) тренд «тренерских команд» может пошатнуть устои НБА.
30 классических диалогов Грегга Поповича с журналистами
Данкан как лучший игрок своего поколения
Так вот возвращаясь к битве антиподов. «Майами» – «Сан-Антонио» – это еще, естественно, в первую очередь столкновение двух лучших форвардов современности, двух лучших игроков своих поколений или даже лучшего легкого форварда и лучшего мощного форварда в истории баскетбола.
Справедливости нет, бро, се ля ви, но внутренняя баскетбольная гармония восстановлена: после вот этого момента Тим Данкан возвращается в финал, чтобы на этот раз решить все по-своему.
Данкан проделал совершенно удивительный путь и теперь имеет возможность выиграть титул спустя 15 лет. И самое, конечно, замечательное, как за последние два года само осознание этого невероятного факта, постоянная эволюция «Сперс» и молчаливое упорство самого форварда, продолжающего карабкаться в гору, изменили отношение к Тиму и всему происходящему с ним. Данкан всегда был тем гением из серии, что «понятно, что у гениев есть знакомые, но кто поверит, что его знакомый – гений». Переходные титулы, странные финалы, поражения от доминантных «Лейкерс», непостоянство, мешающее попасть в главную серию два года подряд, тренерская система, маленький рынок, запрятанная харизма, проявляющая себя лишь в укоризненных взглядах на судей – все эти штампы преследовали Данкана всю карьеру и мешали воспринять его не иначе как очередного добротного баскетболиста и идеального спарринг-партнера для Шака, Кобе, ЛеБрона и других суперталантов. Уже к 2010-му любые попытки рассуждений были закрыты, Тиму отвели достойное, но не слишком выдающееся место на полке, и вдруг все изменилось. Данкан не стал веселее (отчасти стал, сменив спутницу жизни), пока ничего не выиграл, бьет рекорды, лишь соревнуясь с такими же стариками предпенсионного возраста, поражает, но гораздо сильнее поражает в том смысле, что «в его-то годы». Только теперь Данкан – это и есть история, проявляющая себя в каждом его шаге, промахе и хлопке по полу, персонифицированное баскетбольное величие, по-прежнему доступное в режиме прямого времени, или просто живая легенда.
Ему, наконец-то, воздают по заслугам. И самое важное заключается в том, что эта история продолжается. Очередной титул, «полноценный», выигранный в «нормальном» финале, навсегда избавит наследие Данкана от каких-либо сомнений и оформит его соседство с величайшими.
Шоу Тима Данкана. Краткая история «Сперс». Часть первая
ЛеБрон в контексте величайших
Если Данкан фигурирует в рассказе о 21-м оттенке великого, то для Джеймса новый финал – это новая ступенька по дороге к вполне понятному направлению.
Еще недавно ЛеБрон значился в злодеях и хронических неудачниках, теперь все изменилось. Все, кроме одного: невероятное давление на «Избранного» по-прежнему сильно как никогда и, похоже, не оставит его до самого завершения карьеры. Он доказал, что он умеет побеждать (и не исчезает в четвертых четвертях). Подчеркнул, что готов делать это в качестве главной звезды. Обрел себя в виде сверхэффективного разыгрывающего в теле четвертого номера. Уже кажется, убедил всех в том, что не он сбежал из «Кливленда», как все думали раньше, а он сам решил создать команду для себя, не дожидаясь помощи менеджеров. И не оставил ни у кого сомнений в том, что его баскетбольная судьба вписана в историю баскетбола. Вот только уровень строгости увеличивается пропорционально: достижения никому не интересны, интересен дальнейший путь и глобальное понимание побед, ну, например, следующей, которая то ли ставит ЛеБрона на уровень Мэджика Джонсона, то ли еще что. Это, и вправду, будет нечто совершенно особенное. Три-пит и абсолютное превосходство, особенно против этого выглядящего совершенным «Сан-Антонио».
На самом деле, кажется интереснее другое. Сам процесс. Знаете, какой самый запоминающийся момент с участием Джеймса в этом плей-офф? Объятия с Марком Джексоном. Потому что ЛеБрон становится кем-то другим. Никто больше не вспоминает пресс-конференцию «Я не учился в университете». Никто даже больше не вспоминает пресс-конференцию «Не один, не два, не три…» Остались в прошлом полузабавные/полускандальные истории, пуки на скамейке и все, что так долго ассоциировалось с «Королем». Теперь Джеймс – лидер игроков, их голос. И его новая социальная роль, проявляющаяся и в многочисленных высказываниях о Стерлинге, и в активном вмешательстве в дела профсоюза, и в этих объятиях с Джексоном, диктует и новые правила поведения, и меняет представления о нем и его образ.
50 фактов о ЛеБроне Джеймсе, которых вы не знали
Исчезли все слезы, нелепые разборки с ДеШоуном Стивенсоном, неуместные слова. Прежнего ЛеБрона Лэнс наверняка бы смог спровоцировать хотя бы на небольшую заварушку, но новый ответил самой чемпионской из всех своих улыбок. Джеймс стал чемпионом не номинально, а по духу. И это тоже обязано сделать финал, особенно против умеющего ему противостоять «Сан-Антонио», интереснее. Не будет никаких истерик, метаний и попыток переложить ответственность на неумного тренера или колени Уэйда. Джеймс обязан заставить себя уважать и в случае победы, и в случае поражения.
Да, исправь две орфографические ошибки, которые я заметил.
В ключевом, на мой взгляд, абзаце текста, где ты пишешь о "столкновение совершенно разных игровых стилей", ты чуть ниже пропустил букву "ч" в слове "неэгоистичными".
А вторая, в твоем тексте "...ипостась прокаченного Мэджика Джонсона" в слове прокачанного поставь "а" вместо "е".
Вот Данкан в 38 лет становится мвп финала и заканчивает - это было бы невероятно и трогательно.
Лично для меня этот аспект - Леброн. Его прогресс, как баскетболиста, как личности (одно без другого невозможно), от "одного из.." к "единственному в истории" в своей ипостаси.
Я помню аналогичное свое отношению к ЭмДжею в 90-х. Изначально я симпатизировал совсем другим командам, но постепенно история этого легендарного человека, его деяния привели к тому, что уже в битвах с Ютой, я всем сердцем переживал за Чикаго.
Вы скажете - я глор? Черт его знает, но я переживал за Джордана и когда он зачем-то вернулся попылить за Вашингтон.
Вы скажете - легко болеть за героев?
А я скажу - а за кого вообще болеть?
З.Ы. И да, статья потрясающая!