8 мин.

7 причин, почему Майк Д’Антони должен уйти

Фото: REUTERS/Lucy Nicholson

Майк Д’Антони продолжит работать с «Лейкерс» и в следующем сезоне. Блог «Фонарь» объясняет, почему он должен был уйти прямо сейчас.

1. Д’Антони – несовременный тренер

Речь не о том, что Д’Антони – едва ли не единственный тренер НБА, который продолжает носить усы.

Как известно, все тренеры делятся на две категории: у одних есть система, в истинности и эффективности которой они не сомневаются, у других – есть понимание, что систему нужно строить вокруг тех, кто находится под рукой. Практика показывает, что в НБА специалистов первой категории остается все меньше и меньше: в жестких финансовых рамках не так просто собрать команду, которая бы полностью отвечала тренерским идеалам, а потому подобные коучи скорее находят себя в NCAA (что месяц назад в который раз показал Рик Питино со своим прессингом). Вторые же пытаются построить систему вокруг костяка и уже в нее вставлять подходящих ролевых игроков: самым ярким примером является, конечно, «Майами», не побоявшийся оформить революцию в баскетболе.

Д’Антони хватило способностей, чтобы отойти от любимого ран-н-гана, и осознать, что главной силой команды является пара Газоль-Ховард, но, во-первых, для этого ему потребовался фактически весь сезон, во-вторых, эффективным тандем был лишь в нескольких матчах, и в-третьих, вокруг них не получилось создать гибкой жизнеспособной конструкции (к каким-либо перестроениям она не была готова).

Понятно, что эксперимент нельзя считать абсолютно чистым: к гениальному решению Д’Антони все же пришел (хоть параллельно и разругался с Газолем), а его итоговый коллапс был связан с многочисленными травмами (их не избежал ни один из игроков «Лейкерс»), но фактическая сторона достаточно проста. Принимая «Лейкерс», Д’Антони обещал, что команда будет бороться за чемпионство, а значит, мягко говоря, не выполнил поставленную цель. Даже с учетом всех навалившихся проблем (а количество травм почему-то не кажется случайностью, а выглядит вполне вытекающим из изматывающего стиля ран-н-ган, который тренер пытался навязать в течение половины сезона) он оказался от нее невероятно далеко.

2. Д’Антони не может наладить защиту

История НБА закрепила в общественном сознании одну простую истину: защита выигрывает титулы. Обратных примеров тому нет: Майк Д’Антони является новатором не в том смысле, что он придумал систему 7 секунд и меньше или смоллболл, и не он сделал акцент на трехочковых атаках, он новатор прежде всего потому, что пытается оспорить самый важный тезис в истории игры. И пока без особенных оснований на то, что его точка зрения имеет право на существование.

Защита – это то, в чем «Лейкерс» совсем не прибавили по ходу сезона. Они научились использовать Пау Газоля, Дуайт Ховард восстановился после операции, появился атлетичный, быстрый и умеющий защищаться практически против всех позиций Эрл Кларк, Рон Артест стал собраннее и злее, периодически включался Кобе Брайант – при прогрессе команды в самых разных областях именно эта оставалась без изменений. По эффективности игры в защите команда занимает 17-е место в лиге, а визуально выглядит еще хуже: «Лейкерс» просто не могли защититься тогда, когда это требовалось, оказываясь в катастрофической ситуации при встрече с любым более-менее приличным разыгрывающим.

Все это опять же можно списать на просчеты комплектации: изначально было понятно, что лишь суперусилия Ховарда могут компенсировать многочисленные изъяны большей части его партнеров – но история Майка и отсутствие минимальных признаков желания что-либо поменять делают все эти наблюдения еще одним доводом не в его пользу.

3. Д’Антони не сделал ни одного изменения по ходу плей-офф

Плей-офф – это процесс, любая команда проходит определенный путь, постоянно меняется, лучше познает себя, понимает, в чем нужно прибавлять, и либо делает соответствующие коррективы сразу, либо понимает, что совсем уж кардинальные перемены возможны лишь летом. Уже в первом раунде это хорошо видно на примере самых разных команд: Джордж Карл тасует состав и меняет защиту против Карри, «Мемфис» вносит небольшие изменения, которые позволяют вернуть доминирование под щитами, «Голден Стэйт» варьирует переход на смоллболл и обратно, Том Тибодо пребывает в постоянном поиске, прибавляют «Рокетс» и так далее. Даже провалившийся «Милуоки» пытался что-то поменять. «Лейкерс» были единственной командой, которая не сделала ни одной перестановки, не обусловленной травмами, и не сумела прибавить ровным счетом ни в чем.

Из выступления команды, по которой катком проехался «Сан-Антонио», ясно только, что менять нужно все и прямо сейчас. Руководство, правда, решило, что тренер, выступивший в роли зрителя, тут вовсе не причем.

4. Д’Антони сделал лишь одного игрока сильнее

Одна из основных функций главного тренера – задействовать лучшие способности каждого игрока и скрывать его недостатки. В случае с Д’Антони вышло так, что мало того, что он пытался загонять команду не особенно подходящей ей беготней, но и не слишком внимательно присматривался к индивидуальным качествам тех, кто играет под его руководством. Дошло до абсурда: Кобе Брайант оказался лучшим ассистентом, Нэш был вынужден на старости лет переучиваться на атакующего защитника, Рон Артест стал снайпером, а Газоль – по-прежнему один из самых опасных в атаке «больших» лиги – почти весь сезон бродил на расстоянии 4-5 метров от кольца. То же самое относится и к скамейке с единственной оговоркой, что ее роли были менее четкими: исключением здесь стал Антуан Джэмисон, чьи атакующие навыки пришлись ко двору в системе Майка Д’Антони.

Само собой явление «д’инфляции» никто не отменял, и с точки зрения статистики (которая обращает внимание исключительно на атаку) практически все выглядят вполне себе на уровне, но на самом деле никто не только не сыграл на своем максимуме, но и не показал своей нормальной эффективности (вынося за скобки Брайана, который забыл про защиту, чтобы отбегать феноменальное количество времени и тащить команду впереди). В итоге единственным исключением оказался Эрл Кларк, печальное наследие трейда с участием Ховарда, выкопанный тренером на скамейке: выбранный Стивом Керром для «Финикса» (благодаря броску) форвард нашел себя в той системе, в которой ему суждено было играть изначально и раскрылся в контрактный для себя год.

5. Д’Антони не может повлиять на Кобе Брайанта

Многие тренеры выделяют звезд, многие дают лидерам еще больше прочувствовать ответственность за команду, многие не скрывают, что НБА – это лига игроков, а тренеры – всего лишь персонал, обеспечивающий их максимальную эффективность. Кое-где бывает даже так, что большой игрок сам определяет, когда его можно заменить, а когда ему нужно оставаться на площадке (например, ЛеБрон Джеймс и Крис Пол в этом сезоне). Но все это все же ограничивается какими-то разумными пределами: когда звезда сама себя гоняет по 47-48 минут, получает сложнейшую травму, а потом заявляет, что тренер тут вообще не причем, потому что он сам себе господин – это не лезет ни в какие рамки приличий.

Кобе Брайант существует независимо от команды и главного тренера и, как кажется, влияет на происходящее на площадке едва ли не больше, чем Д’Антони. Именно он решает, каким он будет сегодня – Кобе-агрессором или Кобе-распасовщиком, а все остальное уже подстраивается под него. Он сам определяет, стоит ли ему грузить «больших» или продолжать атаковать самому. Сам устанавливает, насколько будет выкладываться в защите против того или иного соперника. В общем, такие отношения сложно назвать нормальными чисто с баскетбольной точки зрения. Майка Брауна вряд ли кто-то рискнул бы посчитать авторитетным тренером, но даже у него Брайант оставался частью команды, а не представлял собой играющего независимого тренера.

6. Д’Антони не может создать правильную атмосферу

Из предыдущего пункта прямо вытекает следующий. Ненормальные отношения с Брайантом, возможно, и работают автономно от остальной команды (если все же считать, что травма была лишь случайностью и никак не связана с запредельными нагрузками), но в том-то и дело, что они не могут не повлиять на других. У многих тренеров есть любимчики, опять же многие выделяют своих звезд, но нигде не происходит такого, чтобы специалист фактически демонстрировал скептическое отношение к талантам своих ролевых игроков: по сути, давая Кобе играть по целому матчу, Д’Антони показывал, что его некем заменить, потому что остальные – полный хлам, который не может продержаться на площадке против резервистов и 10 минут. Даже если так оно и есть (что сомнительно), такая постановка вопроса не способствует ни моральному духу, ни созданию рабочего микроклимата.

Более того, за исключением Кобе и Ховарда (которого нельзя обижать, потому что тот может уйти), к остальным Д’Антони относился весьма бесцеремонно. Он умудрился испортить отношения с непривередливым Газолем, когда не ставил его на концовки (из-за того, что просто не знал, что с ним делать), вызвал гнев Джэмисона, когда просто выбросил его из ротации, и делал с остальными все что угодно (Кларк, Артест, Микс скакали между стартовым составом и глубокой ротацией, пока Д’Антони искал варианты, но так и не нашел).

7. Перестраиваться нужно прямо сейчас

Несмотря на то, что на ведомости продолжают висеть 30 миллионов Брайанта в следующем сезоне, чисто теоретически строить новую команду нужно уже этим летом. Принимать решение по Ховарду и истекающим контрактам (Газоля, Блэйка, Артеста, Микса, Дюхона, Хилла, Ибэнкса, Морриса, Сакре), видимо, склонять к завершению карьеры Стива Нэша, подбирать свободных агентов и тренера, которые бы подошли друг другу. Решение же связать свою судьбу с Д’Антони означает, что и новую команду придется строить под тренера, который за год не показал, какие конкретно таланты позволяют ему сохранить этот пост.

Теоретически строить команду нужно уже этим летом. Но «Лейкерс» так не считают и готовятся к следующему, чтобы поучаствовать в гонке трех команд («Майами» и «Кливленд») за ЛеБрона Джеймса, и по всей видимости, думают, что шансы у них не такие уж плохие. Потому следующий сезон может стать переходным, а кандидатура тренера сейчас окажется не столь уж и важной.