10 мин.

Тренер «Селтикс» – фанат криминальной драмы «Город воров». Джо Маззулла смотрит его по 4 раза в неделю

Бен Аффлек представляет.

Джо Маззулла – единственный из выходцев новой волны тренеров НБА, которые «дает жару». Он хочет взрастить в «Селтикс» нечто большее, чем чемпионскую команду или даже династию, он хочет, чтобы у «Бостона» было свое лицо, своя ментальность. Отсюда – хлесткие ответы на вопросы журналистов, штраф в 35 тысяч за «поздравление арбитров с Рождеством» в матче с «Буллз» и даже толстовка с цитатой из криминальной драмы «Город воров» (в оригинале – просто «Город», «The Town»). Понятно, откуда тренер «Кельтов» черпает вдохновение.

«Ты помешан на фильме «Город воров», говоришь, что смотришь его четыре раза в неделю. Зачем тебе это, и как это связано с «Селтикс?», – спросил тренера бостонский комментатор и экс-игрок клуба Брайан Скалабрини.

«Это просто образ мыслей. Бостонский менталитет», – отрезал Маззулла.

Бостонский колорит – главное преимущество крепко сбитой криминальной драмы. Оно и неудивительно, ведь за постановку, написание сценария и исполнение главной роли тут отвечал коренной бостонец Бен Аффлек. В первую очередь, благодаря ему сюжет фильма перекликается с местами, событиями и обычаями Бостона.

В «Городе воров» Бен приврал, но талантливо и умело

Действие фильма разворачивается в бостонском пригороде Чарльстаун, где, согласно аннотации в начальных титрах, совершается наибольшее число ограблений банков в Бостоне. Собственно, главной центробежной силой сюжета являются взаимоотношения внутри группы налетчиков.

Даг Макрэй (за него Аффлек) – совестливый и подуставший от жизни на грани предводитель банды, он потихоньку готовится уйти на покой. Это с явным пренебрежением подозревает его главный друг и соратник Джимми Кафлин (уходящий в отрыв Джереми Реннер), который и рад бы последовать примеру приятеля, но кроме как вскрывать сейфы ничему не научился. В свойский мужской политес невольно вклинивается кассирша-заложница с глазами испуганной лани (повсеместно одинаковая Ребекка Холл), в которой Макрэй одновременно видит спасение и угрозу. Во многом из-за того, что вокруг кассирши настойчиво ошивается чересчур принципиальный фэбээровец (ненадолго убежавший из «Безумцев» Джон Хэмм).

Сюжет не слишком оригинальный, сценарий – адаптация романа Чака Хогана «Принц воров», который был вдохновлен репутацией Чарльстауна конца 80-х и начала 90-х.

Аффдек провел обширную подготовку, пообщавшись с мэрией Бостона, историками, коренными жителями Чарльстауна, криминальными авторитетами на пенсии, полицейскими, работниками инкассаторских служб и страховых компаний. Разве что не смог повернуть время вспять. За время, прошедше с момента публикации романа Хогана, Чарльстаун превратился из рассадника криминала в благоустроенный район. Например, в фильме персонаж Аффлека живет в ветхой лачуге на Банкер-Хилл-стрит. В сегодняшней реальности дом в этом районе стоит не менее двух миллионов долларов, и вряд ли грабитель банков мог позволить себе подобную роскошь без ненужного внимания со стороны полиции.

Что в фильме про спорт?

Конечно же, спорт никак не мог остаться в стороне. Даг Макрэй не сразу попал в криминальную среду, до этого он был подающим надежды хоккеистом. И надо же было такому случиться, что именно представители этого вида спорта подложили создателям свинью. Клуб НХЛ «Бостон Брюинз» наглухо запретил использовать символику в фильме, опасаясь репутационных потерь и ассоциаций с криминалом. Аффлек все же появляется на экране в бомбере, на котором явно угадывается эмблема «медведей».

Но это заслуга не клуба НХЛ, а художника по костюмам Сьюзан Мэтисон.

«У нас не было разрешения на использование логотипа. Поэтому я сидела с ножницами в 3 часа ночи и вырезала кусочки фетра, пока моя ассистентка Джина Роудс сшивала их вручную, чтобы у нас получился фальшивый логотип «Брюинз». Это должно было быть похоже на «Брюинз», но не «Брюинз».

Может быть, поэтому спортивные предпочтения Аффлека выстроились в следующем порядке: «Сначала бейсбольные «Ред Сокс», затем «Селтикс», следом «Нью-Инглэнд Пэтриотс» и потом «Брюинз». В 80-х, когда я был ребенком, на первом месте были «Кельты», они были просто превосходны».

Что же что же другие представители спортивной фауны «Бостона»? «Ред Сокс», по сути, одни из главных действующих лиц фильма (об этом позже), но деловитее всех – «Селтикс». Вот как звучит, пожалуй, самый аутентичный диалог в фильме.

«Нужна помощь. Не могу сказать, в чем суть. Не задавай мне никаких вопросов. Нужно сделать кое-кому больно», – сосредоточенно обращается к другу Макрэй.

«Чью тачку возьмем?», – расслабленно реагирует Кафлин в куртке с лого «Селтикс».

Сцене – длительностью двадцать секунд, с натяжкой, но в ней воплощена вся суть отношений двух главных героев. Один отчаянно пытается измениться, но не может сделать этого без помощи того, кто является воплощением всех пороков его прошлого образа жизни. Второй понимает, что теряет своего лучшего друга, но не может ему отказать, потому что это против уличного кодекса, в традициях которого они оба воспитаны. Это та самая дружба, важнее которой для персонажа Реннера ничего быть не может.

Работу актера оценили настолько, что номинировали его на Оскар за «Лучшую мужскую роль второго плана», хотя сам фильм не был номинирован на Оскар, крайне редкий случай. Джо Маззулла тоже оценил емкое и точное послание, запечатанное в этой сцене, поэтому на одну пресс-конференций «Селтикс» во время плей-офф 2023 года пришел в худи с надписью «Чью тачку возьмем?».

Аналогичные худи, разумеется, тут же начали продавать на всевозможных сайтах.

Покушение на святыню – бейсбольный стадион

У Парижа есть Лувр, у Рима – Колизей, у Барселоны – Саграда Фамилия, у Бостона – «Фэнуэй Парк», домашний стадион бейсбольных «Ред Сокс». Именно туда сюжет приводит главных героев «Города воров». Для Макрэя ограбление «Фэнуэй Парка» – последняя работа, которая обнуляет его предыдущую жизнь и дает шанс на будущее. Для Кафлина – последний шанс убедить друга, что вместе они способны вершить великие дела и добиваться успеха даже в самых стрессовых ситуациях. Только покусившись на бостонскую святыню, они могут проверить твердость устоев и попытаться образумить друг друга.

«Фенуэй» снимали в нескольких фильмах, начиная с «Лихорадочного шага» до «Тэда» и «Денежного кома». Но это была, пожалуй, самая напряженная съемка, как с точки зрения общего действия, так и с точки зрения грандиозности замысла. Сцену ограбления снимали почти две недели. Сами понимаете, тема довольно щекотливая, поэтому не думаю, что мы бы согласились на нечто подобное, если бы не знали заранее, с кем имеем дело», – признает вице-президент «Бостон Ред Сокс» Колин Берч.

Под «с кем имеем дело» подразумевается, конечно же, Аффлек.

«У меня давние отношения с владельцами «Ред Сокс». Я несколько раз участвовал в благотворительных мероприятиях клуба, и могу сказать, что для этих людей действительно важна помощь бостонскому сообществу. Мы очень быстро нашли общий язык. Я обещал, что не буду показывать, как на самом деле устроено поступление денег в хранилище «Фенуэй Парк», как они выводятся из него и куда поступают.

За это нам разрешили громко материться, стрелять из автоматического оружия, разнести к чертям сувенирный магазин, и… а, да, еще мы до смерти перепугали парочку молодоженов. Очень многие бостонцы приезжают сюда, чтобы пожениться. Церемония стоит около 25 тысяч долларов. Так вот одни такие забрели как раз в момент, когда мы снимали сцену ограбления. Мы об этом ничего не знали, и они тоже, поэтому, когда брачующиеся увидели людей в штурмовых костюмах, масках и с автоматами наперевес – они начали кричать. Они подумали, что на них напали! Я не знаю, испортили ли мы им свадьбу, но получилась замечательная история», – смеясь, поведал Аффлек.

Джо Маззулла явно оценил этот сюжет со стадионом в фильме. «Недавно был на «Фенуэе» и буквально думал о стратегиях отхода после ограбления. Так что если захотеть его ограбить, наверное, можно провернуть это. Как можно прийти на «Фенуэй» и не думать о том, что его обчистить?», – пошутил тренер «Селтикс» еще до того, как в плей-офф-2024 он смог ограбить всю НБА и утащить чемпионский трофей Лэрри О’Брайена.

Еще одно пересечение «Города воров» и Маззуллы – религия

Еще не сняли фильма об ограблении лучше, чем «Схватка» Майкла Манна с Де Ниро и Пачино в главных ролях. Аффлек прекрасно понимал, на какую территорию заходит, не стал сопротивляться очевидному, а решил отдать дань уважения шедевру. Это касается операторских ракурсов в сценах ограбления, монтажных склеек масштабной перестрелки между грабителями и полицией, а в одном из эпизодов Даг Макрэй и вовсе смотрит «Схватку» по телевизору. И все же Аффлек предпочел переосмысление обычному заимствованию.

«Мы долго думали, в каких масках должны быть грабители. В «Схватке» были хоккейные маски, а в Чарльстауне хоккей – спорт номер один. Но мы не хотели повторяться. Мы долго говорили на эту тему с одним отставным полицейским, практически зашли в тупик, и тут его супруга вернулась с воскресной службы. Я спросил у него, – а что если это будут маски священнослужителей. Он задумался на мгновение и сказал: «Это абсолютно точно сработает».

Понимаете, Бостон – католический город, у многих жителей очень сложные отношения с религией. Для кого-то это спасение, другие разуверилась в ней, что послужило причиной многих сложных решений в их жизни. Монашки в религиозных приютах могут быть очень строгими, поэтому мы использовали маски монашек как образ жесткого, религиозного возмездия. У нас получилось выразить бостонский дух в этой небольшой детали», – Аффлек о смысловых особенностях реквизита.

Главный тренер «Бостона» наверняка тоже нашел бы, что добавить к этому. Маззулла родился в Джонстоне в соседнем штате Род-Айленд, учился в школе епископа Хендрикена и является истовым католиком. После прошлогодней победы в чемпионате, первое, что сделал Джо – надел майку с надписью «Сперва… позвольте мне возблагодарить Бога».

Его мотивирующие речи, обращенные к команде, изобилуют религиозными отсылками, а сам он описывает свою веру так: «Это мой якорь. Важно, что я получаю удовольствие, придерживаясь ее строгих предписаний, даже в моменты, когда это особенно трудно».

«Город воров» – совершенно точно не лучший фильм про ограбление. И даже не лучший фильм о криминальном Бостоне: «Прощай, детка, прощай» от того же Бена Аффлека или «Таинственная река» Клинта Иствуда – гораздо более пронзительные картины, куда четче выписывающие отчужденную мрачность этого странного, холодного города.

Но именно «Город воров» с его путанными отношениями внутри криминальной группировки яснее ассоциируется с командными видами спорта, где точно так же неизбежно присутствуют конфликты в раздевалке, недоверие и понимание того, что друг без друга – никуда. Даже в другую, более светлую и честную жизнь.

Фото: Gettyimages.ru/Maddie Meyer