НБА сминает конкурентов в соцсетях. Откуда такая мощь?
Кликаем, лайкаем, смотрим.
НБА заходит в новый сезон в ранге самой востребованной американской лиги в соцсетях. Несмотря на очевидную смену поколений и истечение срока годности ранее востребованных афиш, лига все равно будет популярна.
НБА выиграла у конкурентов борьбу за «Поколение Z»
«Поколение Z», или «зумеры» – аудитория, родившаяся в период с 1997-го по 2012-й, когда начинала набирать обороты глобальная цифровизация общества. Среди характерных черт «зумеров»: гибкость и широта интересов, скорость получения и обработки информации, независимость, приверженность индивидуальному подходу, осознанность, амбициозность. И за подобный подход, с учетом личностных предпочтений, «зумер» готов платить своим вниманием, временем и деньгами – самыми ходовыми ресурсами в сфере медиа.
В НБА поняли это быстрее всех остальных спортивных лиг и создали себе гандикап не только за счет естественных преимуществ. Да, баскетбол НБА в силу своего формата – быстрая, эффектная игра с большим количеством матчей, ее легко упаковать – оказался более адаптивен к запросам молодой, увлекающееся, многочисленной и уже платежеспособной аудитории. Но не стоит сбрасывать со счетов и готовность к инклюзивности со стороны самой лиги.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/message/a/05/2be66afdc44d09d843976707577ae.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
В 2013-м НБА, заручившись партнерством компании Stats Platform, первой среди всех лиг в США начала собирать подробные данные о каждой игре. Сперва продвинутая статистика была доступна только лишь командам, затем средствам массовой информации, а после – и болельщикам. Лига совместно с производителем программного оборудования SAP создала специальный статистический портал со всеми данными и результатам, начиная со своего образования в 1946-м. Через год НБА открыла в Нью-Джерси специальный дата-центр стоимостью 15 миллионов долларов, чтобы повысить эффективность процесса классификации статистки, ее проверки и главное – распределения информации.
По сути, НБА стала первой лигой, позволившей болельщикам взглянуть на свою «внутреннюю кухню». Все дальнейшее – разработка мобильных приложений, увеличение количества функций просмотра матчей через NBA League Pass, даже не самые удачные эксперименты вроде запуска NFT «NBA Top Shot» (помните такую приблуду?) – так вот все это было направлено на привлечение болельщиков в процесс существования НБА.
Безусловно, сыграло свою роль и то, что баскетбол куда более интернациональный вид спорта, чем американский футбол, хоккей или бейсбол, но и тут важно выделять не только количество, но и возраст аудитории. И, что еще важнее, ее планомерный рост.
В 2022-м портал Ampere Analysis провел исследование, согласно которому 40% всех спортивных болельщиков в США следили за НБА. Притом сама лига являлась самым посещаемым соревнованием в возрастной группе от 18 до 34 лет (43%), тогда как посещение НФЛ со стороны аналогичной аудитории снизилось с 44% до 38%. Аналогичная картина происходит и за пределами Штатов. 26% спортивных болельщиков в возрасте от 18 до 34 лет следят за лигой – этот показатель занимает пятое место в общем зачете, уступая лишь футбольным турнирам.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/message/c/23/1644e86c34165bd99d3e426c9225a.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Тогда же Ampere выяснил, за какой командой НБА следят особенно пристально. Обошлось без сюрпризов, если не считать того, что за рубежом «Лейкерс» оказались еще более популярны (58% опрошенных следят за командой), чем в США (на родине «Лейкерс» – предмет пристального внимания 41% респондентов). А вот следующий показатель – и вправду серьезная заявка. Ampere провели опрос на шести различных рынках – в Бразилии, Испании, Китае, Индонезии, США и Великобритании – и оказалось, что спортивный бренд «Лейкерс» обошли только два – футбольные «Реал Мадрид» и «Барселона».
И возвращаясь к вопросу о планомерном росте. Все те же представители Ampere провели уже новый опрос в конце 2023-го на территории 12 стран. По итогам нового исследования 10,6% опрошенных включили НБА в тройку приоритетных соревнований для наблюдения. Уступила лига только АПЛ и чемпионату мира по футболу.
Доминация НБА в соцсетях – прямое следствие успешной глобализации лиги
Это видно даже по самой простой статистике вроде количества просмотров контента с участием конкретных игроков НБА. По итогам сезона-2023/2024 она выглядит так:
Леброн Джеймс («Лейкерс»): 1,9 млрд просмотров
Стефен Карри («Голден Стэйт»): 1,7 млрд
Виктор Вембаньяма («Сан-Антонио»): 1,3 млрд
Лука Дончич («Даллас»): 1,2 млрд
Кайри Ирвинг («Даллас»): 662 млн
Никола Йокич («Денвер»): 618 млн
Энтони Эдвардс («Миннесота»): 569 млн
Яннис Адетокумбо («Милуоки»): 558 млн
Джейсон Тейтум («Бостон»): 504 млн
Кевин Дюрэнт («Финикс»): 476 млн
Если в этом топе гастарбайтеры только подпирают коренных афроамериканцев, то в подборке самых просматриваемых моментов и вовсе лидируют.
1. Коллективное творчество «Даллас Мэверикс» в лице Луки Дончича, Кайри Ирвинга и немного Деррика Джонса (250 млн просмотров)
2. Паранормальный данк Виктора Вембаньямы в матче с «Бостоном» (247 млн просмотров)
3. Обыгрывающийся сам с собой и обыгрывающий «Мемфис» Энтони Эдвардс (140 млн просмотров)
4. Стеф Карри препарирует «Рокетс» в лице Диллона Брукса (128 млн просмотров)
5. И он же, в не менее издевательской манере, казнит «Финикс» (96 млн просмотров)
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/message/0/9d/b029a10574468ad679223b4a77203.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Но даже все это меркнет перед главными цифрами. Сезон-2023/2024 в регионе EME (Европа и Ближний Восток) стал самым посещаемым на социальных и цифровых платформах, впервые превысив отметку в 1 миллиард просмотров. В Европе было зафиксировано более 700 миллионов просмотров. 18 локализованных аккаунтов НБА в социальных сетях в регионе (контент представлен на восьми языках) увеличили количество просмотров вдвое по сравнению с предыдущим годом, а число подписчиков в социальных сетях увеличилось более чем на 50%. Количество просмотров на YouTube-канале NBA Europe увеличилось на 220%, а количество просмотров в приложении NBA выросло на 39%.
Первое, на что тянет списать такой скачок популярности НБА в соцсетях, конечно же, французская революция. И отчасти это так. Количество зрителей матчей «Сперс» во Франции увеличилось на 177%.
Но не менее важны и другие цифры.
Например, из всех европейских стран наибольшее количество подписчиков NBA League Pass зафиксировано в Германии. После того как Франц и Мориц Вагнеры из «Орландо» в составе сборной стали чемпионами мира, количество просмотров матчей «Мэджик» увеличилось в Германии в полтора раза.
Другие братья – Газоли – уже давно ушли на пенсию, но Испания продолжает поддерживать реноме одной из самых баскетбольных наций. Средняя аудитория блоков NBA Saturdays и NBA Sundays, которые в этом сезоне показывают более 40 матчей по выходным в прайм-тайм в регионе EME, увеличилась на 48% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на телеканале Movistar. В приложении NBA League Pass альтернативная трансляция на испанском языке от вещателей Drafteados собрала больше просмотров, чем любая другая подобная альтернативная трансляция, не связанная с конкретной командой.
Но больше всего радует и восхищает разнообразие. Как вам такое? Третье место среди подписчиков акккаунта NBA в икс-соцсети Илона Маска занимает вовсе не Франция или Испания, а – Турция. Турки, в едином порыве следящие за развитием центрового «Рокетс» Алперена Шенгюна (а он сейчас остался в лиге единственным из пяти соотечественников, игравших в прошлом сезоне), количественно уступают лишь США и Филиппинам.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/message/b/7b/fb6a6de07473b8d14b008ed2eaced.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Само собой, невозможно не упомянуть и о мгновенном эффекте от операции НБА в Персидском заливе. После двух прошлогодних предсезонных матчей между «Мэвс» и «Тимбервулвз», сыгранных в Абу-Даби, количество подписок на арабском языке в социальных сетях увеличилось на 279%. Эффект от встречи там же двух последних чемпионов, «Бостона» и «Денвера», в начале этого месяца, нам только предстоит измерить.
Если низводить вывод до примитива, то НБА нокаутировала прямых конкурентов элементарной «двоечкой»: нанесла один удар в битве за молодую аудиторию в США, другой – за аудиторию по всему миру. И это не сиюминутная победа, а весомый вклад в будущее развитие под солидный процент.
Что ждать дальше?
Минувший драфт наглядно показал, что лига не собирается сбавлять курс на интернационализм. Комиссионер НБА Адам Сильвер регулярно подкармливает прессу рассказами о возможном расширении лиги за счет команды из Мехико. А стремительное развитие технологий лишь преумножает количество площадок и способов, с помощью которых можно популяризировать НБА.
Перед началом сезона-2024/2025 лига заключила партнерское соглашение с Cosm, чтобы сделать свои игры доступными на специально построенных площадках иммерсивной реальности 8K shared reality в США. ESPN и TNT Sports также подписали соглашения с компаниями, специализирующимися на разработке и внедрении технологий дополненной и виртуальной реальностей.
В июле лига объявила, что переосмыслит свою роль в NBA 2K League. Киберспортивное мероприятие, организуемое совместно с издателем игры Take-Two Interactive, впервые состоялось в 2018 году, однако в последнее время растеряло зрительскую аудиторию. Теперь лига намеревается наверстать упущенное за счет привлечения игроков НБА, которые и без того не скрывают своей страсти к компьютерным играм, среди них Пол Джордж, Карл Энтони-Таунс, Де’Аарон Фокс, Девин Букер.
Все это только подогреет интерес в медиасфере к НБА вне обычных матчей на паркете и игровых хайлайтов. А значит, нехватки аудитории у НБА в ближайшее время не предвидится.
Фото: Gettyimages.ru/Alex Slitz, Michael Reaves, Angelo Merendino, Doug Pensinger
Так что зумеры с 97 по 2004-5 годов вполне платежеспособны.
А работа с каждым новым поколением это обязательно, или однажды тебя просто перестанут смотреть.
---------
Видимо, тут "помните" вместо "помогите"?