В НБА – французская революция. А когда-то федерация не выпускала баскетболистов из страны
В лиге было уже 50 французов.
Драфт НБА 2024 года подтвердил тенденцию – французы прут, как в битве при Маренго. 14 французских игроков выходили в прошлом сезоне на паркет НБА (рекордное количество). На драфт заявились 13 юных французов (опять-таки, рекорд): Закари Рисаше, Александр Сарр, Тиджан Салон, Паком Дадье, Мелвин Ажинса, Мохамед Диавара, Армель Траоре, Адама Баль, Ноа Пенда, Мохамед Диарра, Ясин Туми, Закари Перрен и Илиас Камарди. Пятеро первых были выбраны, а Траоре и Диарра позднее подписали контракты с «Лейкерс» как незадрафтованные свободные агенты.
До рекорда по выборам, установленному в 2016-м (тогда на драфте взяли аж 6 французов), не хватило одного человека. Но зачем повторять рекорд, когда можно установить новый? Рисаше (1-й номер), Сарр (2-й номер) и Салон (6-й номер) ушли в первой десятке, чего среди проспектов-международников не наблюдалось ранее никогда. А тот факт, что представитель Франции уходит под 1-м пиком второй год подряд, заставляет задаться вопросом: что за вторжение?
Франция – колыбель европейского баскетбола, но пробиться в НБА не удавалось очень долго
Игра приглянулась французам задолго до появления собственно самой НБА. Первый официально зарегистрированный баскетбольный матч в Европе состоялся в 1893-м, всего через два года после изобретения игры, – на площадке Рю де Тревиз, недалеко от знаменитых ночных клубов Парижа. Действо было организовано в рамках миссионерской инициативы YMCA (Ассоциация Юных Христиан).
Несмотря на столь ранний старт, прорыва пришлось ждать больше 100 лет – только в 1997-м в НБА дебютировал первый француз Тарик Абдул-Вахад (известный в колледже как «Оливье Сен-Жан»). Хотя еще в 1957-м Sports Illustrated тиражировал восторженные отзывы студенческих тренеров о Жан-Клоде Лефевре, который только что перешел в команду университета Гонзага. New York Times определила Лефевра в один из подразделов Красной книги за то, что при росте 221 см француз бегал как газель и прыгал как кенгуру.
Лефевр стал первым представителем своей страны, который играл в NCAA. На драфте-1960 Лефевра выбрали только что переехавшие в Лос-Анджелес «Лейкерс» под 64-м пиком. Жан-Клод мог стать самым высоким игроком в истории НБА на тот момент, и рекорд держался бы до 1980-х. Увы, в НБА он так и не сыграл, причина: французское министерство спорта не было в восторге от этой идеи. Всю свою карьеру Лефевр провел в домашнем чемпионате, сыграл в 57 матчах за сборную, а в двух матчах против сборной СССР на чемпионате мира в Бразилии в 1963-м набрал 21 и 22 очка.
Привычка ставить палки в колеса своим спортсменам дала знать о себе еще в одном интересном случае. С 1985-го по 1988-й многообещающего голландца Рика Смитса в команде колледжа Марист подменял центровой Руди Бургарель, в целом не блиставший, но выдававший норму в 10,7 очка, 6,8 подбора и 1,5 блок-шота. В 1989-м году Руди уехал играть во Францию.
Предвосхищая сакраментальный вопрос «Ну и?», предоставляю право ответа одному из ваших любимых игроков:
«Я слышал, что он планировал заявиться на драфт, но сборная Франции хотела, чтобы он играл за них. Его вынудили отказаться от просмотров, чтобы он успел приехать на сборы. Он сказал нет, но федерация заставила его вернуться в страну ради прохождения военной службы. В те времена это было обязательно. В итоге на службу он не пошел, но во Францию все же вернулся. Сейчас сложно все это понять, но если бы он попал в НБА, меня бы здесь не было. Это судьба. Сперва он играл в Париже, а после в Сен-Кентене, там он и познакомился с моей мамой», – Руди Гобер о своем отце Руди Бургареле.
Основу баскетбольной экспансии Франция начала закладывать еще в 70-е
Такую принципиальность Французской Федерации Баскетбола сложно одобрить, но можно попытаться понять. Начиная с 1975-го базирующийся в Париже Национальный институт спорта, экспертизы и результативности (INSEP) начал вести учет, поиск и подготовку многообещающих талантов по нескольким профильным видам спорта; баскетбол был в их числе. Естественно, авторы программы не были заинтересованы в том, чтобы расставаться с наиболее перспективными атлетами. С течением времени методы работы стали более демократичными, и впоследствии INSEP так или иначе была причастна к росту практически каждого французского игрока, попавшего в НБА.
«Наша система зарекомендовала себя. Благодаря дроблению на возрастные категории и скаутской программе нам удается выявлять таланты очень рано. Если нам и случается упустить какого-нибудь талантливого ребенка, тот это случается крайне редко», – уверяет Жиль Томас, директор баскетбольного департамента INSEP.
У INSEP есть целая структура собственных команд, которые обкатывают игроков в юниорской Евролиге, а их выпускники могут начать выступать за взрослые французские клубы еще в подростковом возрасте. Дарования имеют доступ к элитным тренировочным центрам, тренерам, которые в прошлом были профессиональными спортсменами, и надежному наставничеству со стороны руководства и бывших игроков.
Представители INSEP беспрерывно патрулируют страну и заморские территории в поисках 36 лучших мальчиков и 36 лучших девочек, которых затем приглашают в тренировочные лагеря. В конечном итоге отбор проходят всего около 20 подростков. Еще одна особенность модели INSEP – постоянное взаимодействие с клубными академиями команд французского чемпионата. Например, парижский «Нантер» время от времени отдавал Вембаньяму в аренду команде INSEP для более интенсивной практики. И только потом уже были переходы в АСВЕЛ и «Метрополитан 92».
Но даже при умении и желании выискивать таланты это не так-то просто делать, когда элементарно нет материала, с которым можно работать. На заре 90-х спортивная «большая тройка» для французских подростков выглядела следующим образом: футбол, регби, велогонки. Баскетбол молодежи был попросту не интересен. Все изменила Олимпиада-1992, выступление «Dream Team» громыхнуло, и вирус баскетбольной эйфории начал свое тотальное шествие по миру. Когда «Чикаго Буллз» приехали с предсезонным турне в Париж в 1997-м – это была форменная истерия.
«10 лет назад, в 1987-м, это было единственное место куда я мог приехать, ходить по улицам, ничем не выделяясь среди обычных людей. Сейчас люди преследуют меня в отеле, гонятся за мной, я не могу никуда пойти без сопровождения охраны. За 10 лет глобализация игры достигла колоссальных масштабов», – признавался Джордан.
Дополнительным топливом для реактивного взлета интереса к баскетболу во Франции стал дебют Тарика Абдул-Вахада в НБА. Бывший игрок университетов Мичигана и Сан-Хосе Стейт был выбран «Сакраменто» под 11-м номером. С 1997-го по 2003-й назойливый персональщик провел 236 матчей в составе «Кингз», «Мэджик», «Наггетс» и «Мэверикс», набирая в среднем 7,8 очка и 3,3 подбора.
«Быть первым труднее всего. Знаете, сенегальские солдаты спасли Францию в Первую и Вторую мировые войны, особенно во Вторую. Выходцев из стран Африки отправляли на убой первыми. Примерно так это ощущается, словно ты собираешься поймать первую пулю. Я не сгущаю краски. Поймите, что бы с вами ни случилось: хорошее, плохое или вовсе несущественное – это в любом случае будет преувеличено. Потому что вы первый», – проводит пугающие параллели Абдул-Вахад.
Вскоре он стал не единственным и уж точно не самым значимым.
«30 лет назад мы решили сосредоточиться на игроках французского и африканского происхождения. Люди поднимали нас на смех, говорили нам, что мы сумасшедшие и никогда не заработаем, потому что лучшие игроки – американцы. В то время у нас было лишь два клиента.
Тони Паркер сломал все существовавшие представления о французских игроках. Он был низкого роста, неатлетичный, Грегг Попович готов был отказаться от него через 10 минут после того, как бывший игрок «Сперс» Лэнс Блэнкс обыграл его в тренировочном лагере. Никто не говорил о нем перед драфтом. Его выбрали под 28-м пиком. Что было дальше? Четыре чемпионских титула. Тони стал первым европейцем-MVP финала. Шесть Матчей звезд. Зал славы. И это только в НБА. Все эти ребята, которых мы сегодня представляем обязаны своим попаданием в лигу именно ему», – слова Буна Ндиайе, генерального директора французского агентства Comsport.
Ндиайе и его коллега Жереми Меджана сегодня фактически имеют монополию на французских игроков. Именно они представляют интересы Вемабаньямы, Гобера, Батюма, Фурнье и Кулибали.
Баскетбольную французскую революцию двигают постоянство, система подготовки и, конечно, генетика
Можно вспоминать Паркера или Бориса Диао (оба, кстати, выходцы из той самой INSEP), но в случае французских легионеров это практически с самого начала вопрос количества, переходящего в качества. Тюриаф, Пьетрюс, Желабаль, Петро, Маинми, Серафин, Ноа, Батюм, Де Коло и (дайте шума!) – Гершон Ябуселе. Эти и многие другие игроки стабильно приучали нас и клубы НБА к тому, что французы могут и должны находиться в НБА в том или ином качестве.
Они же стали наглядным примером, что в НБА можно попасть, даже не будучи Батюмом, не говоря уже о Викторе Вембаньяме, можно быть Адамом Мококой или Франком Ниликиной. Из недостижимой мечты НБА превратилась в рабочий вариант построения карьеры, а успехи сборной Франции на международном уровне послужили здоровой дозой самолюбия и национальной гордости.
«Меня очень вдохновил выбор Вемби и Кулибали на прошлом драфте. Но из всех французских баскетболистов меня больше мотивировал путь отца. Он побеждал в чемпионатах Франции, Испании, Греции, завоевал серебро Олимпийских игр в 2000-м. Когда у меня появился мой первый айфон, я тут же полез на ютуб смотреть его игру», – слова 1-го номера драфта-2024 Заккари Рисаше об отце Стефане Рисаше, который, впрочем, до НБА не добрался.
Говоря о родителях, нельзя игнорировать тему наследственности. Отец 2-го номера прошедшего драфта Алекса Сарра – сенегалец. Отец Абдул-Вахада – выходец из Французской Гвианы. Отец Паркера – афроамериканец из Чикаго. Отец Гобера – из Гваделупы. Отец Вембаньямы – конголезец. Родители Кулибали родом из Мали.
«Теперь все двери открыты, и сейчас играют дети, чьи отцы – мои ровесники. Французский баскетбол перестал держать игроков в заложниках. Наоборот, он начал всячески способствовать их развитию. Количество баскетболистов из Франции поражает воображение. Это не значит, что все они будут представлены в Зале славы. Это не значит, что им всем уготовала долгая и успешная карьера. Но это означает, что здесь, именно в этой стране сочетаются такие факторы, как уровень таланта молодых игроков, африканское происхождение, режим подготовки и стиль игры.
Атлетизм французских игроков идеально и очень естественно сочетается с НБА. При этом многие из них начинают играть против взрослых баскетболистов на профессиональном уровне гораздо раньше, чем американцы», – главная мысль от Тарика Абдул-Вахада.
Все только начинается?
По количеству игроков, взятых на драфте, Франция стабильно держит курс на осаду клубных заявок НБА.
2019 – 1 игрок (15-й Секу Думбуя)
2020 – 2 (7-й Киллиан Хэйс, 34-й Тео Маледон)
2021 – 1 (45-й Жуан Бегарин)
2022 – 4 (11-й Усман Дженг, 43-й Мусса Диабате, 46-й Исмаэль Камагате, 58-й Уго Бессон)
2023 – 4 (1-й Виктор Вембаньяма, 7-й Билаль Кулибали, 43-й Райан Рупер, 44-й Сиди Сиссоко)
2024 – 5 (1-й Рисаше, 2-й Сарр, 6-й Салон, 25-й Паком Дадье, 51-й Мелвин Ажинса)
На днях юношеская сборная Франции выиграла второй подряд Евробаскет, так что с будущими поставками кадров напряжения не наблюдается. А с учетом того, кого сейчас признают главным дивом-дивным в НБА, количество французских мальчишек, выбирающих баскетбол вместо регби или футбола, будет только расти.
На данный момент во Франции 765 тысяч человек зарегистрированы в баскетбольных клубах, секциях и школах – это почти на 40 тысяч больше, чем два года назад, и на 165 тысяч больше, чем в 2014 году. И это только официальные данные.
А ведь есть и обычная дилетантская вовлеченность. О ней поверхностно можно судить на примере турнира Air Jordan Quai 54, который является одним из самых успешных и массовых для компании.
«Ле Баскет» никогда не был здесь так популярен, как сейчас. На каждой площадке стоят очереди парней и девчонок. А я могу вас заверить, что в Париже площадок хватает», – отмечает спортивный историк Линдси Краснофф.Е му вторит бывший генменеджер «Миннесоты», а нынче президент клуба «Париж Баскетбол» Дэвид Кан: «Не исключаю, что некоторые дети, которые выросли с мыслью об игре в футбол, теперь начинают думать о баскетболе. И так будет продолжаться год за годом, если французский баскетбол будет генерировать таланты такого рода».
Ветераны тоже не скрывают своего удовольствия.
«Радует то, что процесс не останавливается, несмотря на локальные неудачи. Франк Ниликина мог и, я думаю, все еще может стать лучше. У Киллиана Хэйса еще есть время, но сейчас у него очевидные проблемы. Секу Думбуя тоже испытал трудности с адаптацией к лиге. Несмотря на это, французские игроки продолжают приходить в лигу, и клубы дают им шанс. Конечно же, нельзя списывать «Эффект Вемби» – это игрок, способный стать лицом лиги на 10-15 лет вперед», – верит Эван Фурнье.
Для Джорджа Айвазоглу, руководителя отдела НБА по работе с болельщиками в Европе и на Ближнем Востоке, начало «Вембамании» стало не просто благом:« Это дар свыше. В прошедшем сезоне во Франции средняя телевизионная аудитория матчей регулярного чемпионата НБА выросла на 23%, количество подписок на League Pass возросло на 25%, а среднее количество просмотров приложения NBA за неделю увеличилось на 68%. Видео с Вемби в рождественском матче против «Селтикс» стало самым просматриваемым из когда-либо опубликованных в аккаунте НБА».
И меньше явно не будет – как денег с просмотрами, так и французских проспектов НБА.
Фото: Kenjiro Matsuo/AFLO, Panoramic/Keystone Press Agency, Gloria Ferniz/ZUMA Press/Global Look Press; Gettyimages/Candice Ward, Tyler Kaufman, Universal/Sygma, Monica Schipper, Jess Rapfogel, Patrick Smith
Скоро афроангличане подтянутся.
Ну и отвяжись уже от цвета кожи.