Даже не кровь из глаз, а слезы. Площадки внутрисезонного турнира НБА – провал лиги
О некомпетентности комиссионера.
Время – самая ценная валюта, а первое и главное правило ведения бизнеса гласит: всегда защищайте свои инвестиции. Поэтому было бы непомерным транжирством казнить каждый из тридцати вариантов дизайна паркетов, предназначенных для внутрисезонного турнира. Они ужасны, все вместе и для каждой команды НБА в отдельности.
Для любого из них можно было бы найти отдельное определение. Один назвать чрезмерно вычурным, другой – неоправданно претенциозным, третий – блеклым, но это значило бы свернуть на дорогу, ведущую в никуда – искать художественную ценность и стиль там, где он изначально не предполагался.
Почему?
Да потому, что оформление всех тридцати площадок для внутрисезонного турнира – это один уродливый шаблон. Причем худший из всех возможных. Шаблон небрежного конъюнктурщика.
Редизайн площадок – инициатива Сильвера. Он не хотел шаблонных решений и поразил всех креативом
В апреле, когда лига была более-менее оптимистично настроена в отношении новой инициативы под названием внутрисезонный турнир, перед организаторами встал вопрос идентификации и узнаваемости родившегося продукта.
Нужно было показать потребителю, что это не обыденные матчи регулярки, а игры, где на кону престиж, слава и деньги. Это потом выяснится, что деньги – в первую очередь траты болельщиков на офтальмолога после столкновения с дизайном обновленных площадок. А тогда творческий отдел предлагал пусть и не новаторские, но вполне рабочие, проверенные, а главное, безопасные для здоровья варианты.
Само собой, предполагалось оповещать зрителей о турнире и его правилах во время самих матчей и с помощью специальных плашек по ходу трансляции. Как и в случае с началом плей-офф, планировалось разработать новый дизайн разминочных комплектов для каждой команды. В эту же категорию попадали специальные патчи на форме и наклейки на площадке, которые не так радикально, но недвусмысленно указывали бы, что это игра еще и внутрисезонного турнира.
Вариации концепций, основанных на опыте плей-офф и Матчей всех звезд, разрабатывали около двух месяцев, в середине июля их презентовали руководству лиги во главе с комиссионером Адамом Сильвером. Он периодически отмечал, что шаблонность в этом случае – не лучший выход, зато по окончании встречи выдал резюме, по своей детализации и концептуальности сопоставимое с корректировками феодального скупердяя из мультика «Золотая антилопа».
«Он говорил: «Нам необходимо что-то еще. Больше, больше – больше и смелее», – рассказывал в интервью ESPN Кристофер Арена, глава отдела НБА по работе с площадками.
Через время сам Сильвер и несколько представителей креативного департамента НБА общими усилиями облекли паркетную мегаломанию комиссионера во что-то конкретное.
«Они говорили: «А что, если мы покрасим всю площадку целиком? А если мы сделаем это для всех тридцати команд, используя один и тот же шаблон?» Самым значимым решением было покрасить площадку так, чтобы не было видно паркета. Именно это и должно было создать вау-эффект», – вспоминал Арена.
К концу июля выработали окончательный дизайн шаблона: основная часть площадки однотонная, сопоставимая по гамме с игровой формой City Edition, а вдоль центральной части площадки широкая линия, напоминающая взлетно-посадочную полосу, а также изображения кубка в центре и под кольцами.
«Вероятно, мы начали принимать решения позже, чем могли бы. Вся концепция была одним большим знаком вопроса. Мы думали: «Окей, мы знаем, чего хотим, теперь надо понять, как мы собираемся это сделать? Как мы разместим 30 площадок для 30 команд на 29 аренах («Лейкерс» и «Клипперс» – соседи-коммунальщики) и как нам сделать это вовремя? Все это слегка отдавало сумасшествием», – признавался Арена.
Сумасшествие – громкое слово. Скорее устроенная самим же себе паника. Не у всех клубов НБА такой опыт и сноровка в том, что касается умения переобуться.
Например, «Даллас» разок из-за технических проблем уже не успел перестелить паркет к игре против «Клипперс» и вынужден был провести матч внутрисезонного турнира на стандартной домашней площадке.
Время – а точнее его отсутствие – вообще было сопутствующей проблемой всей этой затеи.
Решения принимали в спешке, особенности некоторых арен не учли. По срокам горели все
Лишь к 10 августа лига смогла организовать онлайн-совещание для представителей всех клубов, чтобы представить макет нового оформления. Лига сразу подчеркнула, что шаблон, по сути, не подлежит обсуждению, и дала командам возможность только частично участвовать в выборе цвета.
Никого не интересовало, что часть клубов (в том числе «Бостон», «Лейкерс» и «Чикаго») долгие годы играли на каноническом паркете, оставшемся с триумфальных сезонов, и не использовали альтернативный настил. На повестке не было корректив в дизайн со стороны клубов, возможности озвучить пожелания болельщиков. Все делали в авральном режиме.
По срокам горели абсолютно все. Лакокрасочные компании, которым срочно нужно было оформлять площадки. Производители паркета, которым поступил огромный заказ в сжатые сроки. Особого выбора не было, поскольку паркеты для клубов НБА изготавливают только три компании: Horner Sports Flooring, Robbins Sports Surfaces и Connor Sports. Произвести одну большую партию для всех и сразу было невозможно: габариты площадок (как и арен) разнились в зависимости от числа сидячих мест, конструкций помещений, не говоря уже о прочих нюансах. «Индиане» и «Финиксу» и вовсе не досталось нового паркета. Они были вынуждены перекрашивать тот, который использовали для матчей женской НБА «Индиана Фивер» и «Финикс Меркьюри».
«Скажу честно, это было похоже на игру в тетрис. Количество непохожих друг на друга деталей растет, и ты в самый последний момент решаешь, как их скомпоновать. Но все говорили: «Ясно. Всем понятно, для чего мы это делаем». Сейчас, когда я вспоминаю об этом периоде, у меня мурашки по коже. Здорово, что все это удалось завершить вовремя», – признал Арена.
Задействовали даже судей. Лиге пришлось организовать консультации с Монти Маккатченом, старшим вице-президентом НБА по развитию и обучению судей, чтобы тот составил список потенциально спорных ситуаций, спровоцированных новой расцветкой паркета. По большей части это касается игры в «краске», где изображение кубка мешает быстрым и корректным судейским решениям.
Лучше всех процесс подготовки площадок для внутрисезонного турнира охарактеризовал все тот же Кристофер Арена.
«Уфф, нам просто нужно было сделать так, чтобы эти матчи выделялись из общего числа. Чтобы, переключив канал, вы могли сразу понять, что это что-то другое», – подытожил глава отдела НБА по работе с площадками.
Так и что же это? Просто халтура
Все зависит от того, как вы относитесь к инновациям. Я – за них, даже в случаях, когда они во многом спонтанны.
Но это не тот случай.
Во-первых, лучшие импровизации – те, что четко выверены (особенно если речь о таких масштабах).
Во-вторых, мне невдомек, зачем нужно было отрицать сам принцип индивидуального решения (которое тут, в общем-то, уместно) ради того, чтобы создавать авральную ситуацию и в итоге ограничить себя во всем.
Ведь процесс создания оригинальной площадки – колоссальный потенциал для демонстрации того, насколько близко лига может взаимодействовать с клубами и их болельщиками. Каждый паркет мог стать чем-то эксклюзивным, создающим атмосферу, рассказывающим историю клуба. Вместо этого нам в отдельных случаях приходится искать оранжевый мяч на оранжевом фоне («Никс»), поминутно отводить взгляд, чтобы не ослепнуть от красного («Чикаго») или пытаться зацепиться глазом за номер определенного игрока любимой команды, утонувшего в кислотной трехсекундной («Пеликанс»).
Если же организаторам претит такой типовой подход, стоило более детально обсудить индивидуальный дизайн с клубами, хотя бы протестировать то, как их прототипы будут выглядеть на экране. А то доходит до того, что из-за яркости паркета программное обеспечение, отвечающее за подсчет статистики, не считывает картинку и не в состоянии предоставить корректные данные. Если это не прокол самой технологичной баскетбольной лиги XXI века, то что тогда?
Все просто: это халтура. Не в плане стиля, подбора цветовых решений или исполнения. А с точки зрения организации.
Можно наштопать двадцать пять вариантов новых комплектов форм на все случаи жизни и дни китайского календаря, настрогать 29 паркетов и каждый раскрасить по мотивам известнейшего произведения Малевича. Это не заменит качественного подхода к воплощению любой, зачастую даже самой спорной инициативы. Количество переходит в качество, только когда ты начинаешь с малого и движешься к чему-то большему.
Кто бы что ни говорил, Сильвер принял лигу из рук великого комиссионера – противоречивого, своенравного, жесткого, мстительного, принципиального, имеющего собственное мнение по любому вопросу. Человека, чьи даже самые ультимативные решения впоследствии сыграли на руку НБА (вспомните его дресс-код, который потом превратил прибытие игроков на матч в модное дефиле).
Именно благодаря тому, что Дэвид Стерн мыслил нестандартно, он сделал НБА лучшей баскетбольной лигой в мире. Сильвер, в отличие от него, не способен грамотно покрасить паркет по шаблону.
Прости, Дэвид, мы все…
Фото: Gettyimages.ru/Ezra Shaw / Staff, Tim Nwachukwu / Staff, C. Morgan Engel / Freier Fotograf, Michael Reaves / Staff; Rodrigo Reyes Marin/ZUMAPRESS.com/; instagram.com/cparena88
Сильвер уж точно умный и не некомпетентный комиссионер, косяки исправят и доработают концепцию