Почему Майкла Джордана считают величайшим? Объясняем всем, кому не довелось его видеть
Справка для любознательного школьника.
Сегодня на ESPN+ стартует главное спортивное событие этой невеселой весны – 10-серийный документальный фильм «Последний танец», посвященный последнему сезону Майкла Джордана в «Чикаго» и его культурному влиянию.
Чтобы все могли приобщиться, рассказываем, почему Джордан продолжает занимать вершину даже через 20 лет после завершения карьеры.
Джордану не было равных
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/8/71/64628254843bd8acec8a5d776a33e.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
«Если бы он был животным, то Майкл Джордан просто лежал бы на скале – никто не рискнул бы его потревожить, никто не посмел бы его атаковать, – объяснял Хаким Оладжувон. – Большинство суперзвезд, когда выходят друг против друга на одной позиции, нейтрализуют друг друга. Когда вы придумываете план на игру, то понимаете, что если кто-то из них не проведет гениальный матч, то здесь у вас ничья – исход будут решать их партнеры. Но Майкла Джордана невозможно нейтрализовать. Он иной. Майкл Джордан доминирует среди суперзвезд: он может делать все, что делают защитники, но он крупнее и сильнее их, когда же он играет против больших парней, то проходит их за счет скорости и умения обращаться с мячом».
От всех претендентов на иллюзорное место величайшего Майкла Джордана всегда отличало отсутствие конкуренции.
На статистические рекорды Чемберлена находился Билл Расселл с его бесконечными титулами.
На трипл-даблы Оскара Роберстона – Джерри Уэст с его бесконечными финалами.
На Карима Абдул-Джаббара – его же проваленные сезоны и зависимость от маленьких.
На Мэджика Джонсона – Лэрри Берд. И наоборот.
На Шакила О’Нила – Тим Данкан и Кобе Брайант.
На Кобе Брайанта – Тим Данкан и Шакил О’Нил.
И так далее.
Джордан последовательно уничтожил рядом с собой все:
– вынес с сухим счетом и довел до истерики чемпионскую банду «Пистонс»;
– уничтожил еще недавно великих «Лейкерс» Мэджика Джонсона и Джеймса Уорти;
– закидал трехочковыми Клайда Дрекслера, которого позиционировали как его оппонента;
– лишил уверенности в себе Чарльза Баркли, которому посмели вручить принадлежавший Джордану MVP;
– выставил эталонными чокерами Карла Мэлоуна и Патрика Юинга;
– самоутверждался за счет Реджи Миллера, Алонзо Моурнинга и Тима Хардуэя, Шакила О’Нила и Пенни Хардуэя, Шона Кемпа и Гэри Пэйтона…
Если Джордан узнавал, что в его джунглях появляется новая суперзвезда, то непременно спешил ее обоссать. И единственный, кому более-менее повезло в этих встречах (и повезло избежать прямой конфронтации в плей-офф) – это сам Хаким Оладжувон, собственно, автор метафоры.
«Он хотел играть против лучших, – рассказывал Доминик Уилкинс. – И всегда стремился им показать, насколько он хорош. Таково было его отношение. Он настолько страстно к этому относился, что казался злым… Я очень хорошо запомнил один эпизод. Мы играли в Чикаго, и перед матчем он зашел к нам в раздевалку и сказал Рэнди Уитмэну: «Давай зашнуровывай свои гребаные тапки. У тебя сегодня будет тяжелый день». Зашел в обычном костюме, в уличной одежде! Я после этого у себя не раз спрашивал: «Он, правда, только что зашел к нам в раздевалку и сделал это?» Это говорит о его уверенности в своих силах».
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/d/05/8ec561a65483da3557b25ff660cb4.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Хаким Оладжувон
Не повезло даже его одноклубнику Скотти Пиппену. Роль форварда в победах «Чикаго» стала заметной лишь спустя десятилетия после этих самых побед. В 90-х его считали способным оруженосцем, не более: Джордан жестоко издевался над ним в начале 90-х и признал в качестве равного лишь в 97-м, Джерри Краузе все время пытался обменять Пиппена, хотя бы на драфт-пик, чтобы взять Трэйси Макгрэйди, или на Митча Ричмонда, соперники унижали его, постоянно твердя, что он никто без старшего товарища…
Джордан – единственная суперзвезда НБА, у которой не было никого, кто помог бы ему сохранить мотивацию, чтобы остаться на вершине. Именно поэтому он дважды уходил из спорта после беспрецедентных для НБА три-питов.
Джордан производил впечатление маньяка, повернутого на победах
Джордан, конечно, умел играть в баскетбол. Но особенным его делало патологическое нежелание проигрывать – страсть, которая очень редко ослабевала и выливалась в бесчисленные истории о джордане-потрошителе.
«Он выглядел словно убийца, который вышел на площадку, чтобы уничтожить вас и вырезать ваше сердце». Фраза Дэнни Эйнджа появилась в начале 90-х, а потом уже откликалась бесконечным эхом: Джордан был хищником, маньяком, мясником, социопатом, врачом, отключающим соперника от аппарата жизнеобеспечения, охотником, который целится в сердце, акулой, чувствующей кровь…
Когда Леброна дразнят простыми цифрами 6-0, имеют в виду именно это: Джордан стал образцом не из-за впечатляющей статистики, победных серий, левитационных способностей. Джордан постепенно превращался в киношного спортсмена и заставлял реальность подстраиваться под выстроенную им драматургию: когда в нем сомневались – он мстил за сомнения, когда бросали вызов – он вырезал сердца, когда от него ждали чего-то невероятного – он никогда не подводил.
В спорте же важнее всего не одаренность, работоспособность, зрелищность – важнее всего дух, именно он заставляет сопереживать. Недаром ближе всех к Джордану стоит Мухаммед Али – его соперники, его войны, его вызовы всем хорошо известны. Природа Джордана делала так, чтобы он не просто играл в баскетбол, не просто соревновался с абстрактными людьми. Айзейя Томас, Клайд Дрекслер, Деннис Родман, Тони Кукоч, Глен Райс, Дэн Марли и так далее – с каждым у него были свои личные счеты, каждый из них выдавливал из Джордана что-то еще невиданное, с каждым был конфликт, противостояние, высочайший градус эмоции. Кто-то украл у него MVP, кто-то много говорил, кто-то обидел его партнера – и Джордан мстил.
При этом каким-то невероятным образом он добился наилучшего киноэффекта – победа главного героя всегда казалась вопросом времени, и ее заведомое предвкушение делало процесс боления за него еще приятнее.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/6/47/c29be6a5d4d29928e20537d174a65.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
После победы «Портленда» в четвертом матче серии с «Чикаго» один из портлендских журналистов подошел к Дрекслеру:
– Клайд, ты блестяще прочитал Джордана, это был великолепный перехват.
Тот покачал головой:
– Погоди, погоди, ты не понимаешь. У большинства игроков есть два или три коронных приема, у Джордана – девять. Мне повезло, и я угадал. Вот и все. Случайно ты можешь завалить медведя, но рано или поздно медведь одолеет тебя.
Да, Джордан был еще и медведем, который все равно тебя заломает. На практике это выливалось в многочисленные победные броски, в четвертые четверти, проходившие при его полном и единоличном доминировании, в шесть лет (три плюс три) тотального превосходства над всей лигой.
Для современного мира метросексуалов, вездесущей толерантности, одурманивающей всепозитивности Джордан, возможно, и видится хулиганом, тираном, задирой или, как минимум, «плохим человеком». Но для своего времени он оказался совершенным героем. Потому что жил только игрой и победами. Потому что толкал к триумфу даже тех партнеров, которые этого не хотели. Потому что не терялся ни в перестрелке сверходаренных звезд, ни в мясорубке с брутальными мужиками. Джордан был одним из тех, благодаря кому в спорте появились обозначения из мира животных вроде «альфа-самца» – был идеалом мужественности: суровой, немногословной, беспощадной.
Через много лет Майк Кшишевски признается: «С большим уважением отношусь к Майку, но есть одна вещь – он не умеет быть добрым». К началу 90-х вся лига трепетала перед Джорданом – тренеры умоляли игроков не провоцировать его, надеясь, что он заскучает, выйдет расслабленным, потеряет концентрацию.
Вся карьера Джордана – цепочка бесконечных историй, как 1) кто-то забылся и повел себя дерзко, 2) получил за это сверху/50 очков в нагрузку/мяч на последних секундах/все вместе…
И особая пикантность тут в том, что по большей части все эти вызовы он придумывал сам. Охотно ловил косые взгляды. Радостно слышал в неотчетливом бормотании прямой вызов. Вламывался в чужие раздевалки перед матчами и намечал казни. Неправильно интерпретировал слова тренеров…
«Мне всегда казалось, что у Майкла была эта внутренняя ярость, – рассказывал Дуг Коллинз. – Это не совсем подходящее слово, но я не знаю, как еще описать человека, вылетающего на площадку с таким бешенством, словно что-то овладевало им. Он приходил на тренировки и также бушевал и там. Никогда не расслаблялся. Я ему говорил: «Майкл, пожалуйста, посиди». А он в ответ: «Нет, тренируемся дальше». Это мечта для любого тренера. Ваша первая работа, величайший игрок в истории баскетбола под вашим руководством, и он же – главный трудяга в команде.
Я всегда говорил, что Майкл не удовлетворялся тем, чтобы проводить каждый матч на высочайшем уровне. Он считал, что должен делать что-то невероятное, чтобы, уходя, болельщики говорили: «Мы никогда не видели ничего подобного». Он никогда не признавался мне в этом. Но в каждом матче он выходил с таким настроем: «Я им покажу сегодня такое, что они не забудут этого никогда» – как будто он был великим артистом».
Джордан наполнял спорт высшим смыслом. Он, как никто, максимально далеко ушел от образа скучающего миллионера, который снисходительно напрягается в главные моменты сезона, а все остальное время терпит любовь болельщиков и изнывает от проблем богатых людей. С первого до последнего матча было понятно, что ему не нужны никакие внешние импульсы: ни деньги, ни болельщики на трибунах, ни значимые эпизоды. Едва ли не более нацеленным на уничтожение он представал на тренировках за закрытыми дверьми: психовал, когда тренеры путали счет, уничтожал партнеров, дрался...
Джордан был неуязвим
Легче всего в командном спорте искать оправдания: не те партнеры, слишком много травм, судьи-321, тяжелый график… Джордан покорил мир в том числе и потому, что всегда преодолевал любые напасти.
Играл через травмы и боль.
Выходил с похмельем или гриппом, едва не теряя сознание от обезвоживания.
Не смотрел на повреждения и невразумительную игру партнеров.
Не считал, что суперзвезда может уйти в тень в решающие минуты
В итоге он вдолбил в болельщиков идею, что его не могут остановить ни болезнь, ни повреждения. Он словно умел фокусироваться исключительно на цели и заставлял свое тело двигаться к ней.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/b/a3/4bb31a4f548838e3800b2d8ff1160.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
«Ты как Джейк Ламотта, – говорил ему Джерри Краузе. – Тебя можно остановить, только убив».
«Его болевой порог был просто невероятен, – рассказывал Билл Уэннингтон. – Все мы играли через травмы. Все знали, что такое выходить с растянутым голеностопом или подколенным сухожилием. Но он делал это постоянно. Вел своим примером. Как вы могли пропускать игры под предлогом, что у вас заболело колено или еще что-то. Он ждал от каждого, что они выйдут на площадку. Помню его первый год после возвращения. Тони и Рон Харпер раздумывали над тем, не пропустить ли им пару матчей. Майкл вошел в кабинет тренера по физподготовке: «Парни, что вы тут делаете?» Они говорят: «Да че-то побаливает, мы не будем играть». Он сказал: «А ну пошли отсюда». И это работало. Майкл Джордан не пропускал тренировок. Как вы могли пропустить их?».
«Он был безжалостен, – свидетельствует Род Торн. – Даже когда играл сороколетним в «Вашингтоне». Я тогда работал с «Нетс», и он набрал против нас 40 очков. После игры он подошел ко мне и сказал: «Объясни этому вонючему Кеньону Мартину – в начале игры Майкл попал несколько раз, и Мартин сказал ему: «Меня что-то беспокоит спина. Не знаю, нужно ли мне было играть сегодня» – скажи этому вонючему Мартину, чтобы он не выходил на площадку, если не может играть». И все. Не надо жаловаться, что у тебя что-то болит. Иди на банку. Сядь там. Я хочу увидеть лучшее, на что ты способен».
«Гриппозная игра» Джордана – все еще вершина самопреодоления в спорте
Такие истории отдают безумием. Но у Джордана их миллион. Он стал главным спортсменом в истории по одной простой причине – у него легко получалось неизменно переводить спорт в героическую плоскость, регулярно демонстрировать превосходство духа над материей, и из всех невзгод он неизменно выходил победителем.
Он дрался до семи матчей с «Пистонс». Когда Скотти Пиппен страдал от мигреней, а игроков «Чикаго» бросали на паркет и дубасили под щитом.
Он вырвал семиматчевую серию у «Никс», беспощадных дуболомов, подавляющих размерами.
Он сделал что-то невероятное, когда спас семиматчевую серию у «Индианы». В яростной рубке под щитами, в играх, когда у него совсем не получалось попадать, а помощи ждать было уже неоткуда.
Джордан же – король победных мячей. Никто так часто не придумывал способ спастись броском под сирену. Для него эта феноменальная живучесть, эта готовность переломить игру в любой момент, это умение дожать в последний момент – совершенно органичны.
Джордан – это непревзойденное атакующее доминирование
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/e/26/dd491a1b141e6830c7ad18cf28169.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
«Если говорить о различиях между Кобе и Майклом, то я бы сказал, что Кобе совершал и реализовывал гораздо более сложные броски. Разница – в сложности исполнения, она у Брайанта гораздо выше, – объяснял Грант Хилл. – Это не значит, что Кобе лучше. Это значит, что Джордан делал то, что хотел. Он хотел бросать из определенной точки – он делал это. Мне казалось, что Кобе иногда нарушал ход атаки и говорил: «Сейчас я совершу какой-нибудь безумный бросок». Но в Джордане были особенное изящество, грациозность и просто понимание того, когда и где нужно забивать».
Хорошо заметная легкость на площадке выливалась не только в данки через Дикембе Мутомбо. Вот главные достижения Джордана в области набирания очков:
Джордан 10 раз брал титул лучшего бомбардира. (Это столько же, сколько вместе сделали Уилт Чемберлен, Карим Абдул-Джаббар и Шакил О’Нил).
Джордан по-прежнему – даже несмотря на годы в «Вашингтоне – имеет лучший средний показатель результативности за карьеру (30,1 очка). (У Чемберлена столько же, но на семь минут игрового времени больше и при совсем ином уровне конкуренции).
Джордан все еще является аномалией в том, что касается соотношения нагрузки и эффективности. Джеймс Харден, даже в трехочковом баскетболе, даже при зацикленности на аналитике и зонах эффективности, даже в отсутствие огромных центровых под щитами, даже отдыхая в защите, подобрался к нему лишь в одном сезоне.
В «Хьюстоне» утверждают, что Харден лучше в атаке, чем Джордан. Что это за ересь?
Джордан еще больше задирал планку в плей-офф. В отличие от практически всех суперзвезд, которым приходится сложнее в условиях более жесткой опеки.
Все это достигалось за счет того, что Майкл Джордан всегда позволял «Чикаго» найти неравноценный размен: он легко уходил от сильных и крупных соперников, он продавливал тех, кто успевал за ним на ногах. Его безотказный прием – это бросок со средней дистанции, благодаря которому соперник полагался лишь на его милость. А судя по проценту попаданий, милосердие ему было, скорее, чуждо.
Вот как об игре против Джордана рассказывал один из лучших защитников 90-х Стив Смит.
«Люди вроде Реджи Миллер бегали туда-сюда и пользовались заслонами. Майкл не тратил силы, он не играл с вами… Он получал мяч, давал вам возможность занять защитную позицию, а потом делал все что хотел. У него не было любимого приема: он мог пойти влево, мог пойти вправо. Шел напролом или выпрыгивал. Вы просто старались изо всех сил и надеялись, что в итоге он перестанет забивать».
Все это при том, что во времена Джордана защитникам еще можно было придерживать оппонента руками.
Майкл Джордан изменил баскетбол
Работа на средней дистанции – обычные броски, броски с отклонением, обыгрыш спиной – и составляла основу нападения «Чикаго». В 90-х все двигали мяч вниз – на центровых, которые обыгрывали под щитом. У «Буллс» не было столь умелого центрового, но они тоже двигали мяч вниз – но только на продавливающего защитника.
Джордан гремел еще в университете, но на драфте НБА ушел лишь под третьим номером. Под двумя первыми выбрали центровых.
НБА середины 80-х – это все еще лига огромных парней, которые являются системообразующими для своих клубов.
Джордан ворвался в нее 63 очками против массированной обороны «Бостона». Джордан ворвался в нее с почти 40 очками в среднем за матч по ходу целого сезона. Джордан ворвался в нее вот этим размеренным танцем, который описывает Смит – баскетболом один на один, в котором соперник мог только лишь надеяться на промах.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/c/9c/eb60abcb9452a8acff1d02e418b72.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Сначала он отнял лигу у «больших» – стал первым защитником, который на такой значительной временной дистанции может определять результат безо всяких крутых центровых и плодовитых форвардов за спиной.
Затем показал функционерам, что баскетбол маленьких гораздо в большей степени симпатичен зрителям, и задал тенденцию, которая вылилась в открытые площадки и игру с Такером на месте центрового. Он умудрился предсказать даже вроде бы новейший тренд сегодняшней НБА – выполнять функции огромного разыгрывающего, почти квотербека, ведущего все нападение – когда «Чикаго» потребовалось, Джордан взял мяч в руки и коллекционировал трипл-даблы не хуже нашего Леброна Джеймса.
Майкл Джордан не менее хорош и в защите
В 88-м Джордан набирал в среднем 35 очков за матч – больше всех в лиге. В этом же году он получил приз Лучшего оборонительного игрока лиги (приз, традиционно вручаемый «большим»). В этом же году он стал MVP.
Ничего подобного больше никогда не было.
«Тренер, выпейте воды, я не дам вам проиграть ваш первый матч». Майкл Джордан глазами очевидцев
Безукоризненным Джордана сделало то, что у него не было видно слабых сторон. В отличие от почти всех, кого можно гипотетически выдвинуть на место величайшего игрока, он совершенен и вызывающе стабилен. Главным образом из-за того, что никакие атакующие подвиги никогда не мешали ему выкладываться на своей половине, стать одним из лучших в истории по перехватам, делать больше блок-шотов, чем многие «большие», упираться против лучших игроков периметра ну и, само собой, выступать в роли дементора для совсем уж впечатлительных личностей.
Джордан девять раз включался в символическую защитную пятерку лиги и на протяжении 90-х был частью команды, год за годом входящей в элиту по защите (в 96-м году при мотивированном Родмане они были лучшими в НБА).
Главное, что нужно вынести из всего этого – величие Джордана строилось на двух компонентах, в которых ему всегда отказывали.
«Самое слабое место в атаке Майкла – это бросок, – говорил Фил Джексон. – Так что очевидно, что он достиг совершенства в том, о чем со времен университета всегда говорили, что он не может это делать. А он делал: бросал, бросал, бросал, бросал. И добился своего.
Еще одна штука – это защита. Всегда говорили, что он не очень хорошо защищается. А он нашел способ не только стать хорошим защитником, но и лучшим оборонительным игроком во всей лиге. Парень сказал себе: «Это мои слабые стороны. Я найду способ сделать их моими сильными сторонами». И сделал это».
Именно об этом и его прощальный финал 98-го. С расслабившимся Родманом, с не играющим Пиппеном, с пострадавшей от повреждений командой Джордан в 36 лет забрал шестой матч единолично – набрал 45 очков из 87 командных. И подарил главный момент в истории баскетбола – за 40 секунд до конца при «-3» он взорвался проходом от кольца до кольца, затем в защите отнял мяч у Карла Мэлоуна, а после этого тут же положил победный бросок. За это время ни один из его партнеров не коснулся мяча.
Майкл Джордан – это эстетическое совершенство
Джордан – воплощение всего эстетически ценного, что вообще есть в спорте и баскетболе, сама грациозность.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/e/cc/a3d7da4264161b827275df1bc54e5.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Все его движения казались отточенными. Каждый его шаг притягивал внимание. Зависания дарили ощущение абсолютной невесомости и нарушения законов физики. Каждое намерение было исполнено внутреннего содержания, элегантности и красоты.
Кажется, что эстетика второстепенна, но это не так.
Джордан предстал идеалом баскетболиста во многом потому, что был идеальным баскетболистом в каждом движении.
Данки, одновременно мощные и изящные. Совершенная линия броска, огромная закрывающая кисть, невероятные попадания с отлетанием от кольца. Виртуозные проходы, скрывающие невероятную силу, но подчеркивающие ловкость дикой кошки. Ехидные финты при помощи зажатого в руке мяча и показы, которым верилось даже с трибун. И безупречная работа ног, безукоризненная настолько, что когда мяч попадал в ногу, это удивляло его самого.
У Джордана были предшественники: парящие Джулиус Ирвинг и Дэвид Томпсон, фантазирующие с мячом Кузи, Маравич и Мэджик, фокусники из Гарлем Глоубтроттерс… Но вот столь сильное ощущение эстетического совершенства на баскетбольной площадке он дал первым и, возможно, до сих пор – до времен Кобе, Айверсона, Картера, Ирвинга – оставил самое сильное впечатление.
«Он выкладывался и в атаке, и в защите в каждом владении на протяжении всего матча, – вспоминал Грегг Попович. – Я даже не могу представить парней, которые могли бы такое делать и физически, и психологически. А он мог. Это может показаться упрощенным видением, но это так. Было множество игроков, которые выглядели блистательно в атаке, но их не было заметно в защите. И добавьте к этому, что он еще и подбирал. Именно это делает его уникальным. Откуда это идет? Очевидно, что отчасти это обусловлено его страстью к победе. Нечто подобное можно было увидеть у двух-трех других людей. Потом он отлично разбирался во взаимоотношениях на площадке, умел читать игру. Если дело касалось атаки, он видел уязвимые точки, знал, где можно пойти в проход, в какую сторону идти. В защите – он знал, когда и где можно попытаться осуществить перехват, будь то выход на подстраховку против игрока в посте или правильный выбор позиции, чтобы закрыть коридор для паса. У многих игроков нет такого инстинктивного понимания пространства на площадке, а он был просто невероятен в этом смысле.
Я работал помощником у Лэрри Брауна в 88-м и был просто в ступоре. До сих пор помню все до мельчайших деталей – я сидел на скамейке, и все шло к тому, что мы победим. Не помню счет, но вроде бы мы вели очков пять-шесть. Оставалось несколько минут. Сижу рядом с Брауном, а Майкл подходит к боковой. Он перехватил мой взгляд и сказал: «Даже не думай об этом». Видимо, на моем лице читалось, что мы победим – после чего он надрал нам задницу.
Большую часть матча от меня не было никакого прока. Я совсем не помогал Лэрри Брауну, просто смотрел за тем, как играет Джордан. Я был очень возбужден исключительно из-за того, что был там и мог видеть это. Знаете, каково это – просто другая энергетика. Это как, когда вы приезжаете в Нью-Йорк – вы идете по улице и чувствуете электрические импульсы по всему телу. Вот наблюдать за ним – то же самое. Мне кажется, тогда мне нравилось наблюдать за ним, так как он летал по площадке. Он так высоко прыгал. Так здорово играл в пас. Его огромные ладони, длинные руки, его игровые качества – это все было невероятно. Я смотрел на него как болельщик. И думал о том, что не могу дождаться, когда вновь смогу увидеть его по телевизору»
Джордан – мощный культурный символ
Истерия вокруг Джордана сопровождала «Буллс» уже во время первого три-пита. Согласно проведенному тогда опросу среди детей чернокожего населения Штатов, он сравнялся с Господом в качестве самой уважаемой фигуры после родителей; на вопрос чикагской радиостанции, нужно ли называть его повелителем мира, 41% респондентов ответили «да»; люди приходили молиться перед статуей у United Center. На его имя присылали тысячи посылок с различными вещами, которые нужно было подписать – к большинству прикладывали долларовые бумажки разной ценности.
В 92-м в Чикаго прибыла принцесса из Саудовской Аравии и выразила желание встретиться с Джорданом. Пресс-атташе «Буллс» извинился, но потом заметил: «Члены королевской семьи ждут Майкла в каждом городе, а он у нас один».
В Барселоне во время Олимпийских игр Джордан не выходил из своего номера, так как любое его появление превращалось в народное столпотворение.
Когда «Чикаго» приезжал на товарищеский турнир в Париже в 97-м, французская газета France-Soir вышла с подзаголовком: «Это гораздо круче, чем Папа Римский. Ведь это сам Господь».
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/9/6c/0a685b38f43bf807d387267151615.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
«Помню, как пресс-служба «Буллс» попросила нас заполнить анкету перед одним из сезонов для медиа-гайда, – говорил Уилл Пердью. – И я там написал: «Я бы хотел быть Майклом Джорданом». Я имел в виду именно с точки зрения баскетбола – быть таким же талантливым. Но после первого сезона я сказал, что ни за что на свете не стал бы меняться местами с этим парнем.
Постоянно что-то появлялось. Например, мы прилетели в Детройт в 2.30 утра, на улице ниже нуля, а перед нашей гостиницей выстроилась толпа из трехсот человек – в 2.30 утра! – надеясь получить автограф. Безо всякой гарантии на это! Когда мы прилетали в Нью-Йорк, перед отелем всегда ждали люди – они караулили там команду день и ночь. Мы выходим из самолета, идем в туалет. Майкл заходит в кабинку, чтобы его там не беспокоили – человек отрывает бумагу и подсовывает вместе с ручкой снизу под дверь и говорит: «Эй, слушай, пока ты там сидишь, не мог бы подписать мне?» Я такой: «Да, дайте человеку расслабиться». Я видел, как взрослые топтали детей, пытаясь получить его автограф. Было такое ощущение, что когда он появляется, все будто бы сходили с ума. Я прожил в США, где все боготворят актеров, но не могу представить никого подобного… давайте представим, что всех актеров в одно помещение с Майклом – кто станет центром внимания? Если поместить туда обычного человека, ему будет интересен актер/актриса или Майкл? Это просто безумие. И так продолжается до сих пор. Я помню, в Луивилле проводили Райдер-Кап. Я приходил туда каждый день, и каждый Майкла окружала толпа охранников. Именно его! А не участников турнира».
Джордан занял в американском обществе положение, которое не занимал ни один чернокожий спортсмен до него. Легендами прошлого могли восхищаться, но они никогда не выходили из ограниченного ареала спорта. Мухаммед Али в свои лучшие годы отталкивал часть белой Америки своими политическими взглядами. Мэджик Джонсон разделял подиум с Бердом. А в случае с Джорданом все сошлось одно к одному: его игра, оригинальное продвижение Nike, изменения в культуре и в межрасовых отношениях в 90-х привели к тому, что Джордан оказался одним из главных выразителей этих изменений вместе с Майклом Джексоном, Опрой и в конечном счете Бараком Обамой.
Его культурное влияние не уменьшается до сих пор. Вся лига перешла на огромные шорты. Лысые головы вошли в моду как символ мужественности. А все так же классно продающиеся кроссовки превратили Джордана в первого миллиардера среди спортсменов.
И одновременно образец доступности и человечности
Джордан стал своим для всех. Дети из самых разных стран, из разных социальных слоев не видели в нем черного или белого, пересматривали «Космический джем», росли под песенку «Мы хотим быть как Майк», под бесконечные рекламы с крутейшим Джорданом и принимали его в качестве образца для подражания. Не столько даже спортивного, а просто общечеловеческого.
Наверное, это определялось харизмой. Но уникальность Джордана в этом смысле – это сочетание почти постижимой божественности и человеческой слабости, ощущения «он такой же».
Тот «Чикаго» 90-х не очень походил на спортивную команду. В нем гораздо больше от стремительного религиозного движения, духоподъемного охватывающего всех порыва, процесса обращения в свою веру все новых сотен тысяч даже сторонних от баскетбола людей. Ни до, ни после ни одна спортивная команда не сталкивалась с подобным вниманием прессы, гальванизированным обожанием со стороны болельщиков в других городах, попытках проникнуть в мельчайшие детали их жизни и взаимоотношений. Джордан не выходил из гостиниц, а когда оказывался где-то на публике, то неизменно собирал вокруг себя толпу.
И вот под таким всеохватывающем давлении извне он умудрялся не закрываться, а вести себя столь же непринужденно, как голливудские звезды. Более того, никогда не замечали, чтобы это дотошное внимание как-то утомляло его. (Хотя оно не могло не утомлять).
Тогда журналистам позволялось гораздо больше.
Вышла легендарная книга «Правила Джордана», где его разделывали за ужасное обращение с партнерами.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/3/60/2db2bdeb24d18870f4c0c00e3cd3d.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Его так сильно критиковали за денежные проигрыши в гольф, что это породило конспирологическую теорию о том, что его отца убили за долги сына, а сам он был вынужден уйти из спорта.
Муссировались самые незначительные подробности: ругань в тайм-аутах, события личной жизни, переговоры о новом контракте, внутренние конфликты.
И так получалось, что Джордан в эти понятные для всех, прописанные кучей деталей моменты выдерживал баланс между достоинством и уязвимостью. Тогда, когда чуть ли не терял сознание во время «гриппозной игры». Тогда, когда выиграл четвертый титул в день отца и оплакивал своего отца. Тогда, когда рухнул от бессилия после первой победы, победы, к которой так долго шел.
Любая его слабость, любой негативный фон в конечном итоге помогал ему стать еще ближе, еще симпатичнее.
Как ни странно, но даже маниакальность Джордана делала его абсолютно прозрачным, знакомым и пробуждающим эмпатию: в каждом моменте он стремился к победе, любые проблемы отзывались болью.
Что тут не понять?
Джордан никуда не уходит
Все, что было выше – вполне рациональные доводы.
Что не совсем ясно: почему общепризнанное понимание Джордана как величайшего баскетболиста, если не спортсмена, не уходит из массовой культуры.
«Людям наскучат мои навыки. И то, чего я добился, больше не будет восприниматься как совершенство», – сказал когда-то ЭмДжей, точно так же, ожидая смены караула со временем.
Медиа всегда выдвигают на эту роль кого-то свежего: на место Майкана пришли Билл Расселл и Уилт Чемберлен. Их сменил Карим Абдул-Джаббар, хотя об этом никто не говорил, потому что он предусмотрительно послал всю Америку. Мэджик Джонсон и Лэрри Берд создали баскетбол заново. Им обоим пришлось уступить Джордану. А вот дальше ничего не происходит. Любые сравнения с Кобе или Леброном остаются чисто спекулятивными. Джордан является для современных спортсменов недостижимым «призраком» и не собирается покидать этот пост.
Лишь частично это объясняется фактором времени. Джордан был провозглашен богом в тот момент, когда НБА только начала покорение мира. На волне первых и самых сильных ощущений от «профессионального баскетбола» 90-е остались «золотой эпохой», а ее символ – лучшим баскетболистом всех времен.
Но это не все.
Одновременно вокруг Джордана удобно сложилась непробиваемая мифологическая основа с гениальными анекдотами, историями о трэштоке и проявлениях той самой одержимости, классическими попаданиями или бомбардирскими взрывами. Он оказался кем-то вроде любимого киногероя, персонажа такой бесконечной саги вроде Джеймса Бонда, способного преодолеть любые проблемы и использующего сложности, чтобы сделать шаг вперед.
Спортсмены забываются и уходят из культурного контекста. Но вот такие аномалии, как Джордан, спортивные супергерои, занявшие место между Д’Артаньяном и Майклом Корлеоне, по всей видимости, нет.
22 года назад Майкл Джордан совершил величайший бросок в истории
Фото: globallookpress.com/Icon95 imago sportfotodienst; East News/ASSOCIATED PRESS/East News/JOHN SWART, Michael Conroy; Gettyimages.ru/Tim Defrisco/ALLSPORT, Jonathan Daniel/Allsport
Разве что Надаль на грунте потом делал нечто похожее. но только на грунте.
Марадона, например, 60-го года, Майкл чуть младше, кто там еще был, Пеле, Шумахер, Федерер, Гретцки? Статей и новостей про Майкла до сих пор едва ли не больше, чем про всех остальных вместе взятых. Да и кроссовки MJ крутые, чего уж там.
Майкл лучший.
Когда играл Майкл, не было такой статистики и зацикленности на ней. "У кого лучше статистика тот и сильней?"-так же думал Стив Нэш, когда столкнулся с Робертом Орри, и эта формула оказалась неверной. Также у Леброн и все его друзья в 2012 году перепугались и отдали мяч Коби с его не самой лучшей статистикой, зато со стальными яйцами.
Так было и так будет всегда.
Выигрывает всегда Дух и Воля к победе. Сейчас, конечно, все вокруг дружат, обнимаются-целуются и все такое. Какого хера??!! Я, конечно, выше универа не играл, но всегда, реально всегда ненавидел соперника на той стороне. Много раз и участвовал в таких играх, и видел, когда для победы мастерства было бы мало. Мы, например, тренировались всегда после боксеров и зачастую играли с ними вместо разминки. Там фолы не свистели, зато травля на предмет "вы же баскетболисты, выигрывайте, гы-гы" была на каждом шагу.И мы выигрывали, и реально бились с вероятностью зарубится уже серьезно. Не каждую тренировку, но с завидной регулярностью. Или когда команду соперника ждут приблатненные (иногда и просто фактически уже бандиты) и травят тебя, что, мол, полегче, а то домой повезут. Как Тупак в шикарном фильме с плохим переводом про баскетбол. В таких играх мастерство мало роли играет, а вот недрожащие руки и выставленные локти самое оно.
Так вот, нынче будущих звезд , эти образы по зарабатыванию бабла, думаю, ведут уже с младых ногтей, не дай Бог кто-то тронет или травму нанесет. Играют, блин, как на приставке. А в мое время так не было. Не про баскетбол, конечно, но в интервью Панкратова отлично было сказано, что на любом выездном турнире вероятность получить по пасти была крайне велика. А сейчас, со всеми этими инстаграммами-буллингами-тиктоками все вокруг чифл. Только когда гопота подваливает, то этих чифлов загоняют до слез в две секунды.
Майкл, Коби, старая школа-это гопота. которая прорвалась через всю эту мясорубку, которая играла так, как давно уже не играют сейчас. Рон Артест в 90-е был обычным неплохим баскетболистом, а уже в нулевые он стал великим и ужасным.
Парни из НБА 90-х просто убили бы психологически любую команду сейчас. Вот буквально любую.И хрен меня кто в обратном убедит. Видел и то, и то.