Если вы не следите за НБА, то лишаете себя лучшего развлечения в мире
Здравствуй, Кавай, и еще несколько досужих вопросов о землетрясении в НБА.
– Ладно, я сюда заглянул только, чтобы написать про футбол в комментариях… Но чисто для прикола: так почему НБА – это суперразвлечение?
– Вот вам только косвенные признаки – только за две недели этого лета НБА полностью переродилась:
– два лучших игрока лиги – MVP команд-финалистов – сменили клубы;
– действующий чемпион – «Торонто» – мигом утратил релевантность;
– угнетающая всех, а особенно нервных болельщиков «Рокетс», в течение пяти лет империя добра, лучезарных улыбок, мамы Карри, дочки Карри и пинания нижними конечностями в паховую область ушла в небытие;
– Половина игроков из топ-30 в лиге за последние два года сменили команды.
Серьезно, только в этом: Кавай, Дюрэнт, Кайри, Энтони Дэвис, Пол Джордж, Эл Хорфорд, Кемба Уокер, Дианджело Расселл, Джимми Батлер и Расселл Уэстбрук;
– Половина из них перешли в совершенно неожиданные команды;
– Мы увидели непредсказуемые действия менеджмента: от смертельного ва-банка, когда ради титула жертвуют будущим, до неожиданного построения команды вокруг огромного неповоротливого состава и двух центровых («Филадельфия») – и это в 2к19 – вокруг двух хлипких разыгрывающих («Голден Стэйт»), вокруг казавшихся еще недавно однотипными легких форвардов («Клипперс»), вокруг доминирующих на мяче танцоров Уэстбрука и Хардена («Хьюстон»)…
– И неожиданный переход инициативы в руки многолетних неудачников;
Главные бенефициары этого лета:
1. «Клипперс», худшая команда в истории баскетбола;
2. «Нетс», которые последние четыре года представляли собой выжженную землю, по ней вышагивал Шон Маркс и упорно бросал семена в дымящийся асфальт;
3. «Лейкерс», у которых случился коллективный разрыв ахилла в 2013-м.
– этим летом на рынок свободных агентов вышли 194 игрока. Из них 72 уже выбрали другие клубы (еще 78 пока не подписались), а еще 43 были обменены;
– В общем, НБА за несколько дней саморегулировалась таким образом, что открыла совершенно новую эру – из лиги, где полностью и бесповоротно доминировал «Голден Стэйт», она превратилась в лигу, где на титул теоретически могут претендовать больше семи клубов. Вам нужно промотать эру «Уорриорс», эпоху «Большого Трио» в «Майами», нулевые с «Бостоном», «Лейкерс», «Сан-Антонио» и «Детройтом», 90-е с «Джорданом и Оладжувоном, 80-е – с «Бостоном» и «Лейкерс», «Филадельфией» и «Хьюстоном»… И вот только тогда вы наткнетесь на что-то подобное…
Самое поразительное – это, впрочем, не косвенные признаки, а собственно причины. НБА, вроде бы не являясь единым организмом, тем не менее ловко подстраивается под развлекательные требования нашего времени и преподносит героев совершенно нового типа.
Сравнивать НБА 90-х и 20-х с точки зрения околобаскетбольного драйва – довольно глупое занятие.
Потому что критерии принципиально отличаются.
Старая модель ориентировалась на парадигму положительных и отрицательных героев, своих и чужих.
Баскетбол прошлого предполагал эмоциональную связь с объектом боления. Игроки любимой команды воспринимались как родственники, потеря с ними была болезненной, а связь не разрушалась даже после перехода в другой клуб.
Каждая их ошибка превращалась в драму тысяч людей.
Джордан попался на том, что проиграл кучу денег на пари – этот сугубо индивидуальный недостаток всерьез обсуждали как колоссальное пятно на репутации.
Брайант обвинялся в изнасиловании – больше всех не повезло даме, которая выступила с обвинениями, так как болельщики «Лейкерс» все это восприняли как выпад в свой адрес и устроили ей ад.
Леброн Джеймс перешел в «Майами» – его майки сжигались, публика аплодировала владельцу, выводившему проклятия с помощью Comic Sans, а «Хит» официально назывались «Империей зла».
Проблемы игроков становились личными проблемами болельщиков. Несовершенства игроков напоминали болезнь близкого. Их слабости ложились позором на всех причастных. Уход воспринимался как непростительное предательство.
И все это еще тогда, когда гугла не существовало.
Разница между НБА 90-х и современностью – это разница между «Властелином колец» и «Игрой престолов». В первом отличия между добром и злом настолько банальны, что в наше время Толкина уже упрекают в оголтелом расизме – черт возьми, как же можно было не найти хоть какие-то положительные черты у орков, что за великодержавный эльфийский шовинизм?! Во второй – герои двигают повествование, но с ними невозможно сколько-нибудь ассоциироваться: в лучшем случае их просто убьют в конце первого сезона, а то и вовсе окажется, что вы всю дорогу сопереживали больному диктатору.
И НБА – за счет того, что суперзвезды получили абсолютную власть вне площадки – прошла тот же путь.
Супергерои НБА – это спортивные звезды нового формата. Они в равной степени способны на геройства и безобразия, их не сдерживают в рамках приличия ни привязанность болельщиков, ни этические рамки, вокруг них все меняется слишком быстро, кажется, по-киношному неестественно быстро… Их противоречивость и непредсказуемость гораздо более востребованы в наше время, чем что бы то ни было еще. Столько же востребованы, как в 90-х были востребованы верность клубу, образцовое поведение и джентльменские принципы.
В 90-х Чарльз Баркли хотел плюнуть в чужого болельщика, но попал в девочку. Плевок вырос до размеров снежного кома, превратился в скандал национального масштаба и привел к тому, что звезда долго ассоциировалась с фразой «Я – не пример для подражания». Даже сам Баркли при этом понимал, что это только эпатаж – он не может одной фразой уничтожить существующую модель, он все равно остается примером для подражания.
Сейчас Пол Джордж мог бы вопить о том, что хочет стать «примером для подражания», но вряд ли бы смог кого-нибудь зацепить. В прошлом сезоне этот интересный господин выпустил документальный сериал, посвященный решению остаться в Оклахоме (и, естественно, особенным чувствам к лучшему другу Расселлу Уэстбруку). В этом – по первому свистку Кавая собрал вещи, помахал рукой другу Уэстбруку и выпустил короткое, но гораздо более убедительное видео «Мы едем домой, АААААААААААААААААААА». Все это есть в интернете, все это никого не волнует – теперь нужны сложные, фактурные трикстеры-развлекатели, а не туповатые благородные рыцари, ограниченные этическими координатами.
И в этом еще одно важное отличие от 90-х.
Раньше историю двигал сюжет, в котором уже находилось место для того или иного героя. «Чикаго» шел за вторым три-питом, и все видели, как Арагорн клал победные броски на последних секундах, Гэндальф перехватывал мячи в падении, а рыжий хоббит промахивался, получал по щщам, затем попадал под сирену и над всеми иронизировал.
Теперь сюжет задает уже сам трикстер. Не важно, как там выступят «Клипперс» и «Лейкерс» по ходу сезона. Мы точно знаем, что это будет фантастическая эпопея – жесткое столкновение двух не видящих будущего мафиозных кланов, за которым издалека с хмурыми лицами будут следить оставленные на обочине Грегг Попович, Блэйк Гриффин и «Торонто».
НБА – это суперразвлечение, потому что в ней сами границы спорта – вот этой устаревшей парадигмы «самопреодоление – команда – сплоченность – свои/чужие – победа или крах» – окончательно размыты. Мы не понимаем ничего: ни правил игры (они легко нарушаются), ни мотивации (она перестала ограничиваться стремлением к победе и деньгами), ни глубины и низости характеров (кажется, что они трансформируются в балансе с остальными)…
НБА – это такая сошедшая с ума после смерти Рагнара версия «Викингов»: точно известно только одно – то, что все совершают спонтанные поступки, интригуют, предают, хотят чего-то своего да побольше и не останавливаются.
– Самый бесполезный, но запавший факт, который мы узнали этим летом?
– В то время, когда Пол Джордж увяз в легендарной истории со стриптизершей, он встречался с дочкой Дока Риверса, своего нового тренера в «Клипперс».
Вспоминайте об этом всякий раз, когда оказываетесь в неловкой ситуации. В конце концов, «примеры для подражания» хоть на что-то нужны.
– Самая очевидная тема, которую никто не обсуждает?
– На самом деле, главная тема этого межсезонья – это боль.
Жил на свете частник бедный. Это был долларовый миллионер с идеальной работой, благополучной семьей и потрясающими увлечениями.
Расселл Уэстбрук горел, выходил на поле с пробитой головой и верил в настоящую дружбу.
Дэмиан Лиллард горел, тащил на себе не пойми кого и верил в то, что жизнь вознаграждает упорных.
Грегг Попович горел, менял стиль под тех, кто ему доставался, снимал нагрузку с лидеров, комбинировал, держался в любых условиях и верил в то, то можно долбить камень и в итоге разбить его.
Блэйк Гриффин ломался, восстанавливался, ломался, восстанавливался и верил в то, что его клуб – это семья.
Торонто коллективно сходил с ума, сумел полюбить лишенное эмоций существо, не надеялся на ответные чувства, но верил, что всем этим завоюет сердце даже железного человека.
Стеф Карри пожертвовал своим статусом единогласного MVP и верил в то, что хотя бы при прощании Кевин Дюрэнт поведет себя не как Кевин Дюрэнт.
Непредсказуемость героев – это прекрасно, это завораживает, это дает лиге огня. Но вокруг них все рушится, с порой ужасными последствиями для конкретных людей.
Допустим, Карри все равно будет улыбаться. Допустим, Попович уже достаточно выиграл (надеюсь, он забыл русский и никогда этого не увидит). Торонто хотя бы повезло, что тот мяч попрыгал и зашел.
Все остальное – угнетающая печаль, на которой даже не хочется задерживаться.
Лиллард сколько угодно может утешать себя тем, что он не такой, как все. Благородные поражения остаются поражениями. Он – гораздо более показательный пример того, что теперь всем нужно объединяться и переступать через чужие интересы, чем сами активные участники всей этой движухи.
Гриффин был сослан в Детройт, как только «Клипперс» поняли, что могут заполучить Ленарда.
Уэстбрук столько лет был идеальным другом, столько отдал клубу и Оклахоме, столько выплеснул сил, эмоций, перенес столько травм… И все для того, чтобы получить очередной нож в спину от своего очередного друга.
НБА – это безжалостный бизнес, но все же обычно он щадит людей определенного статуса – ну, как минимум суперзвезд, преданных своим клубам и партнерам.
У Гриффина хотя бы были травмы, Дженнер и кулачная история. У Уэстбрука ничего это не было: он – первая локальная суперзвезда, которую просто отторгают. И кажется, это гораздо больше говорит об эпохе, чем о самом Уэстбруке.
– Самая неуместная тема, которую некоторые обсуждают?
– Боль Ленарда.
Да у Кавая есть проблемы с бедром. Но это новости примерно двухгодичной давности.
Проблемы с бедром не помешали ему играть по 40 минут в 24 матчах плей-офф.
Проблемы с бедром не помешали ему провести индивидуально самый сильный плей-офф со времен Джордана.
Проблемы с бедром не помешали ему стать лучшим игроком в лиге в 28 лет.
Проблемы с бедром не помешали всем трем клубам, с которыми Ленард согласился вести переговоры, предлагать ему максимальный контракт.
Проблемы с бедром не помешали «Сан-Антонио» сделать все, чтобы удержать Ленарда и попытаться уговорить его вернуться.
Проблемы с бедром не помешали «Лейкерс» убить свое межсезонье ради шанса побороться за него.
Проблемы с бедром не помешали «Клипперс» убить свое ближайшее будущее ради того, чтобы заполучить его.
Проблемы с бедром не помешали раскричавшему о болях Кавая Дэнни Грину ждать, когда тот примет решение – и понять, что он не может вернуться в «Рэпторс».
Проблемы с бедром не помешали Полу Джорджу бросить все и рвануть к Каваю.
Проблемы с бедром не помешали Ленарду подписаться на короткий трехлетний (на самом деле, двухлетний) контракт.
И так далее.
Про травмы в НБА все можно узнать у Гордона Хэйворда – первая игра, лихой прыжок, и тебе уже ставят диагноз во всех киевских поликлиниках. Но все, что мы знаем о Ленарде, делает подобный ракурс не слишком уместным. Давайте еще обсудим плечи Джорджа, возраст Леброна или колени Уильямсона.
– А что же самое важное в переходе Ленарда?
– Самое важное – то, как именно он проходил. Потому что это какое-то изощренное коварство макиавеллевского толка.
Поистине страсть к завоеваниям — дело естественное и обычное; и тех, кто учитывает свои возможности, все одобрят или же никто не осудит; но достойную осуждения ошибку совершает тот, кто не учитывает своих возможностей и стремится к завоеваниям какой угодно ценой.
Во-первых, полная конспирация.
Все, как дикие, бросились подписываться, а Ленард вроде бы долго тормозил.
Казалось, что он сомневается, что он ездит по собеседованиям и не может принять решение.
На самом деле, товарищ просто хитроумно тянул время.
Даже собеседования были расписаны соответствующим образом: сначала «Клипперс», потом все остальные…
Если государь, проповедуя мир и верность, последует тому, что проповедует, то быстро лишится могущества и государства.
Во-вторых, информационные вбросы.
Ленард заблокировал всех инсайдеров – и это было крайне непривычно, ведь в НБА сливается любой пук.
Сначала они активно твердили про «Лейкерс», потом Джейлен Роуз сказал про 99 процентов в «Торонто»….
Цель – хорошенько напугать «Клипперс» и манипулировать остальными.
Что лучше: чтобы государя любили или чтобы его боялись. Говорят, что лучше всего, когда боятся и любят одновременно; однако любовь плохо уживается со страхом, поэтому если уж приходится выбирать, то надежнее выбрать страх.
В-третьих, интриганство высшей пробы.
Ленард обратился к Ирвингу.
Ленард обратился к Батлеру. Тот уже настроился в «Хит».
Ленард обратился к Дюрэнту. Отказ, но – «уважительная реакция».
Ленард обратился к Джорджу, человеку, который подписал новый контракт всего год назад. Реакция: «Для такого тихого человека он чересчур убедителен».
Ленард дал «Клипперс» время и при этом как будто угрожал остаться в «Торонто» – об этом можно косвенно судить по тому, что «Оклахома» предлагала Джорджа и Уэстбрука «Рэпторс».
Из всех зверей пусть государь уподобится двум: льву и лисе. Лев боится капканов, а лиса волков, следовательно, надо быть подобным лисе, чтобы уметь обойти капканы, и льву, чтобы отпугнуть волков. Тот, кто всегда подобен льву, может не заметить капкана.
Наконец, осознание всей своей мощи.
«Лейкерс» разгребли место под третью звезду, Леброн готов был отдать команду Ленарду, Дэвис при этом сидел и помалкивал в тряпочку.
«Клипперс» отдали все пики, чтобы Ленард и Джордж осенили их хотя бы на два года.
Весь рынок свободных агентов замер, пока Ленард катался между Торонто и Сан-Диего.
Кавай был лучшим игроком лиги в плей-офф. Кавай был лучшим игроком лиги этим летом.
Это демонстрация абсолютной власти, как она есть. В последний раз нечто подобное мы наблюдали во время возвращения Леброна в «Кливленд», но даже там не было и близко такого ощущения, что человек держит за яйца ту часть лиги, которая имеет хоть какое-то значение: Джеймс договаривался со стоящим на выход из «Миннесоты» Кевином Лавом (а не чуваком из первой символической сборной), Джеймс не портил межсезонья прямым конкурентам, Джеймс запросил у Гилберта безумно много, но все равно не душу и пять пиков, как это произошло тут…
Еще раз. Где этот чертов инвалид?
На месте Леброна стоило бы не мечтать о призраке, а почаще оглядываться: этот молодой человек мыслит сугубо практично – он взял все приемы Джеймса, еще больше раздвинул рамки дозволенного и идет за его наследием.
– И что, у тебя совсем не найдется ничего для самых маленьких читателей?!
– Только загадка.
Почему Леброн Джеймс настолько привлекательный партнер, что за два последних года – когда на рынке побывали почти все звезды лиги – с ним захотели играть только влюбленный в него с детства Энтони Дэвис и получивший за это грандиозное удовольствие 30 млн за два года Дэнни Грин?
Причем среди звезд были два уроженца Лос-Анджелеса, которые очень хотели вернуться в родной город.
Время пошло.
– Насколько удивительны переходы этого лета в контексте истории НБА?
– Хм. В двух словах стоит обрисовать рейтинг трансферной офигительности в НБА. Прежде всего, существует 10 видов «обычных» обменов/переходов:
1) Обмены пиков
2) Переходы глубоких скамеечников с надеждой, что они заиграют в другой команде
3) Переходы игроков ротации с надеждой, что им можно дать новую более значимую роль
4) Переходы добротных ролевиков
5) Переходы ветеранов, на которых всегда приятно посмотреть
6) Переходы игроков стартовой пятерки
7) Переходы ведущих игроков стартовой пятерки
8) Переходы звезд третьего эшелона
9) Переходы звезд второго эшелона
10) Переходы суперзвезд
Затем стоит выделить еще и «особые случаи», которые довольно логично разбиваются на 10 дополнительных категорий:
11) Переход, который уже состоялся, но который потом блокируют «по баскетбольным причинам»
Классический пример: Крис Пол в «Лейкерс» в 2011-м
Составляющие: Дэвид Стерн отменил состоявшийся переход, выбрал гораздо худшие условия от «Клипперс» и создал долгоиграющую дискуссию на тему «А что, если бы…»
12) Возвращение одной из главных звезд в истории после победы над ВИЧ
Классический пример: Мэджик Джонсон в 96-м
Составляющие: У «Лейкерс» была средненькая, но яркая команда с проблемным четвертым номером. У Мэджика – желание уйти из спорта на своих условиях. У всех – обманчивое ощущение, что «волшебство» можно воскресить спустя 5 лет и 30 килограммов.
13) Переход очень-очень хорошего, но не звездного игрока, меняющего статус команды-претендента
Классический пример: Майкл Томпсон в «Лейкерс» в 87-м
Составляющие: Один из главных претендентов получил столь важную деталь, сделавшую его основным фаворитом и давшую дополнительный импульс костяку.
14) Переход нескольких стареющих звезд в звездную команду
Классический пример: «Бруклин»-2013
Составляющие: Скептики что-то бурчали про минуты Пола Пирса и здоровье Гарнетта, но никто не слушал: Михаил Прохоров создавал команду мечты за немыслимые деньги.
15) Обмен одной звезды второго эшелона на другую
Классический пример: Обмен Марка Агуайре на Эдриана Дэнтли
Составляющие: Лидер «Пистонс» Айзейя Томас настоял на том, чтобы такой переход совершился. Формально Дэнтли считается лучшим баскетболистом, но Агуайре идеально подошел «Детройту» и помог команде победить.
16) Переход звезды второго эшелона, полученной в обмен на сомнительные активы
Классический пример: Пау Газоль в «Лейкерс» в 2008-м
Составляющие: Капчак выменял Газоля из «Мемфиса» на то, что тогда называлось мешком картошки, тремя рваными носками, коллекцией фантиков и сломанным водным пистолетом, а на деле выросло в Марка Газоля и несколько томов уголовного дела. В итоге следующие три сезона «Лейкерс» оказывались в финале, а стук, издаваемый лбом Грегга Поповича при ударах об стену, использовался калифорнийцами в качестве метронома.
17) Создание чего-то убийственного по именам, но не по сути
Классические примеры: «Лейкерс»-2004 (Гэри Пэйтон, Карл Мэлоун, Хорас Грант + Кобе Брайант и Шакил О’Нил), «Лейкерс»-2012 (Дуайт Ховард, Стив Нэш + Кобе Брайант, Пау Газоль)
Составляющие: «Лейкерс» собирали сборную мечты и становились чемпионами лета. Потом дело заканчивалось полным фиаско, но билеты уже были давно все распроданы.
18) Переход суперзвезды
А) с загадочными целями
Классический пример: Джимми Батлер в «Майами» (2019)
Составляющие: Человек, который позиционирует себя как внебрачный сын Джордана в лиге кексов и не может и подумать о поражении, решил провести пик карьеры на южном побережье. Потому что здесь кайфовал его друг Уэйд.
Б) Чтобы срубить денег
Классический пример: Эл Хорфорд в «Филадельфии» (2019)
Составляющие: 34-летний центровой сжалился над Эмбиидом и решил ему больше не мешать. Цена вопроса – 4-летний контракт на 100 миллионов.
В) Чтобы быть причастным к победам
Классический пример: Кемба Уокер в «Бостоне» (2019)
Составляющие: Уокер даже не ждал разрешения ситуации в «Лейкерс». Ему не дали денег в «Шарлотт», и он определился самым первым из звезд этого лета – вернулся в родную Новую Англию в команду, где у него будет возможность показать себя с лучшей стороны.
19) Объединение друзей-суперзвезд с неясными целями
Классический пример: Дюрэнт и Ирвинг в «Бруклине» (2019)
Составляющие: Переход, каждый элемент которого взрывает мозг:
Один из двух лучших игроков в лиге до травмы на пике карьеры:
1. Уходит из создающей идеальные для него условия команды, в которой мог бы бороться за титул еще несколько лет;
2. Объединяется с самым непредсказуемым и, мягко говоря, странным персонажем в лиге;
3. Переезжает в клуб, не имеющий никаких победных традиций, проверенного тренера, доказавшей состоятельность игровой модели;
4. Жертвует деньгами ради своего приятеля – выпавшего из реалий НБА Деандре Джордана;
5. Соглашается на переход еще ДО встречи с руководством и избегает встречи со Стефом Карри, так как знает, что тот его переубедит за минуту (чтобы процитировать вот эти пяти пунктов, не нужно быть Карри).
Все это из-за бизнеса в Нью-Йорке и планов по созданию медиа-империи.
Нет слов. Удивительно и бестолково.
20) Переход суперзвезды, чтобы построить медиа-империю и новую супекоманду вокруг себя
А) На пике
Классический пример: Шакил О’Нил в «Лейкерс» (1996)
Составляющие: Самый большой контракт на тот момент, доступ к музыкальной и кино-индустрии, команда с Ником Ван Экселем – Шак отказался от проверенного тандема с Хардуэем ради будущего в «Лейкерс».
Б) На сходе с пика
Классический пример: Леброн в «Лейкерс» (2018)
Составляющие: Джеймс нацелился в Голливуд и решил, что там-то без проблем привлечет других звезд. Удивительное пренебрежение к немногим оставшимся годам карьеры со стороны одного из лучших игроков в истории.
21) Переход суперзвезды, который создает один из лучших дуэтов в истории
Классический пример: Энтони Дэвис в «Лейкерс» за все активы мира (2019)
Составляющие: Энтони Дэвис настолько влюблен в Леброна, что готов забыть о своем статусе лучшего «большого» лиги и многолетнего не состоявшегося претендента на MVP, чтобы стать вспомогательным элементом и тащить на себе королевское наследие.
Когда-то Чарльза Баркли обменяли в «Лейкерс» к Мэджику Джонсону, и он на радостях напился прямо во время матча.
Спустя тридцать лет мы все же это увидим.
22) Создание суперкоманд:
А) Путем хитроумных обменов
Классический пример: «Бостон»-2008
Составляющие: За одно лето Дэнни Эйндж собрал команду, которая сразу же выиграла титул и претендовала еще как минимум на два.
Б) Путем сговора звезд и их решимости пожертвовать зарплатой ради титулов
Классический пример: «Майами»-2010
Составляющие: ЛеБрон, Уэйд и Бош договорились, что выиграют вместе «не одно, не два, не три…», и четыре года подряд доходили до финала.
В) Через повышение потолка зарплат
Классический пример: «Голден Стэйт»-2017
Составляющие: «Уорриорс» обыграли Дюрэнта, а потом забрали его к себе, чтобы продлить династию на пару лет.
23) Возвращение величайшего в истории игры из бейсбола в 33 года
Классический пример: Майкл Джордан (1995)
Составляющие: Самый яркий чемпион в истории баскетбола сделал паузу, поняв, что устал от бешеного ритма лиги, постоянного внимания и частичной потери мотивации. Спустя полтора года, набив бейсбольных шишек, став мудрее и не растеряв талантов, он возвращается, чтобы доминировать в лиге еще три года.
24) Возвращение суперзвезды на самом пике карьеры в родной клуб
Классический пример: ЛеБрон Джеймс в «Кэвз» (2014)
Составляющие: Джеймс простил все обиды, попросил, чтобы простили его, и предпочел райские места Майами-бич суровому Кливленду. Следующие четыре года – использование всех ресурсов «Кэвз» для того, чтобы утвердиться в качестве лучшего игрока в истории. Задумка могла бы стать гениальной (четыре финала и первый за тысячу лет титул Кливленда), если бы из ниоткуда не вырулила оклендская банда.
25) Переход действующего MVP финала и парня из первой символической сборной в команду родного города
Классический пример: Кавай Ленард и Пол Джордж в «Клипперс» (2019)
Составляющие: Действующий MVP финала легко бросает свою чемпионскую команду, ставит на уши всех Королей, мистеров Логотипов и прочих миллиардеров, обзванивает всех суперзвезд и мгновенно производит «Клипперс» в главные фавориты по версии букмекеров.
Никто не утверждает, что «Клипперс» будут четыре следующих года в финале. Но пять вещей делают этот переход совершенно непостижимым:
– впервые переходит действующий MVP финала;
– впервые мы видим, чтобы так дерзко, с пренебрежением к любым формальностям выхватывали суперзвезду из другой команды и весело щелкали по лбу нацелившимся на «Большое Трио» «Лейкерс»;
– впервые кто-то согласился по собственной воле играть за «Клипперс»;
– впервые объединяются не друзья, не побитые жизнью горемыки, а люди, которые верят, что идеально дополняют друг друга: здесь учитывают и Дока Риверса, одного из лучших тренеров лиги, и глубину состава с двумя лучшими шестыми, и концепцию, издали напоминающую «Чикаго» Джордана – защитный треугольник из берсеркеров;
– этим переходом затронуто слишком много команд: от откатившейся в перестройку «Оклахомы» до взгрустнувшего «Торонто», от зависших с мольбой «Лейкерс» до всех напустивших слюни претендентов.
Это все одновременно неожиданно и логично. Именно вот так.
Резюме: короче, это лето точно установило рекорд по числу самых диких переходов.
– Когда они успели подружиться?
Вернее, в какой конкретно момент Ленард проникся уважением к Джорджу?
– Что вообще мы узнали этим летом?
1. Запрет на «тамперинг» никого не интересует.
Мэджик Джонсон – все же гений. Умудряется так классно подмигивать, что его одного и штрафуют. И это тогда, когда вся лига успела спокойно договориться еще до открытия рынка в обход вообще всех правил.
«Клипперс» так и вовсе смогли:
– рассказать, что собираются выкупить у Nike логотип Ленарда и подарить ему;
– послать Дока Риверса на телевидение, чтобы тот произнес: «Ленард больше всех напоминает Джордана»;
– засветиться на домашних матчах в Торонто с приветом от «Клипперс».
«Тамперинг»? Его придумали для Мэджика.
2. Секретность возможна и в нашем гиперпрозрачном мире.
Кавай ко всему прочему заставил «Клипперс» жить по своим правилам. Мало того, что мы ничего не знали о его маневрах, так еще и обмен Джорджа был проведен совершенно по-тихому.
Инсайдеры очнулись только тогда, когда все уже было сделано.
3. Длительность контрактов – это фикция.
Дэвис попросил обмена за два года до истечения соглашения. Джордж – за три.
Если так пойдет дальше, то лига введет специальный мораторий, на время которого запрещены обмены, только уже не для клубов, а для игроков.
4. Кто-то все же хочет играть за «Клипперс».
Выяснилось, что в Лос-Анджелесе есть вторая команда. И туда готовы прийти звезды.
5. Младшие братья выросли.
«Клипперс» и «Нетс» играли в свои куличики, никому не мешали, и никого особенно не трогали, хотя вели себя подчас дерзко – первые завешивали майки «Лейкерс», вторые размещали баннеры в Нью-Йорке.
Но этим летом все изменилось: «Клипперс» рискнули всем, когда увидели, что у «Лейкерс» очень серьезные претензии на титул; «Бруклин» не просто подписал двух звезд, а через это еще и опозорил «Никс».
Это война.
6. Клубы хотят побеждать и рисковать здесь и сейчас: дорога к титулу открыта (хотя «Рокетс» нам два сезона рассказывали, что они вторые в лиге после «Голден Стэйт»)
Последние годы мы видим, что цена драфт-пиков выросла как никогда. И о пиках драфта-2022 и вовсе говорят с придыханием.
Но, когда на кону все, тут не до активов. «Клипперс» и «Лейкерс» вообще не интересуются будущим – нужно забирать лигу сейчас, пока не нарисовался еще какой-нибудь неочевидный претендент.
Оба клуба отдали практически все, что только могли отдать.
7. Участник Матча звезд может быть просто «активом»
«Уорриорс» потеряли Дюрэнта, но сумели утащить тушку Дианджело Расселла, ограниченно свободного агента, которому некуда было деваться.
Последний и сам понимает, что в «Голден Стэйт» он ненадолго и с сугубо прикладными целями – помочь им пережить следующий сезон и уйти в качестве актива за что-то более полезное для команды.
«Голден Стэйт» настолько привыкли к куче звезд, что вот к таким почти звездам относятся с непристойной утилитарностью – как к живым консервам, за которые можно что-то получить.
8. «Супермаксы» не работают
Не только не удерживают звезд, но и отторгают их – те обижаются, когда им делают более адекватное предложение. Как получилось, например, с Кембой.
9. Зато все еще работает «стабильность»
На фоне разразившегося хаоса остаются островки спокойствия, где верят в то, что стабильность, сыгранность, опыт совместного взаимодействия на дистанции гораздо полезнее, чем нелепые прыжки.
«Сан-Антонио», «Денвер» и даже «Хьюстон» верят в свои модели. Кто-то может пытаться их усилить даже Уэстбруком, кто-то удаляет не прижившиеся элементы, но надежда на внутренний рост – тайная мудрость НБА.
10. В НБА решают личные «хотелки», а вовсе не рынки или менеджмент
Нынешнее лето в НБА – странная иллюстрация самых разных характеров и типажей.
Много лет нам рассказывают про угрозу клубов с больших рынков. (Если не считать «Лейкерс», то в XXI веке такие команды с трудом и в плей-офф-то попадают).
Последние годы нам рассказывают про доминирование клубов с хорошим менеджментом. (Ну да, звезды действительно переходят в «Бруклин» и «Клипперс», но только переходят-то они туда из клубов типа «Голден Стэйт», «Бостона» и «Торонто», где менеджмент явно не хуже).
Личные «хотелки» – это полномасштабное раскрытие звезд. Только ради этого и стоило придумать это межсезонье.
Кайри Ирвинг выбирает дружбу, суперпуперзвезду рядом и любимую команду детства. (Последние два года твердил, что хочет быть первой звездой в побеждающей команде).
Джимми Батлер уходит из потенциально лучшей команды Востока и выбирает небольшой рынок, но армейскую дисциплину и статус главного. (Последние два года хвастался, что ему все все равно – статистика, роль, деньги, лишь бы побеждать).
Кевин Дюрэнт выбирает бизнес, Нью-Йорк и Кайри Ирвинга. (Последние годы защищал свое право объединиться с «Голден Стэйт»-73-9).
Ленард выбирает Лос-Анджелес и возможность бороться за титул в качестве первой звезды. (Последний год уверял, что не ушел бы из «Сперс», если бы те его не предали).
Пол Джордж выбирает Лос-Анджелес, но только не в команде Леброна. (Последние год клялся в любви оклахомцам).
Энтони Дэвис выбирает Леброна и все дополнительные преимущества в виде пик-н-роллов, съемок в фильме, Лос-Анджелеса и бурлящей в межсезонье энергии поклонников Джеймса. (И он – единственный, кто честно вербализировал свои не очень привлекательные намерения).
У каждого есть своя логика. Но она совершенно точно не универсальна.
– Почему нас ждут несколько лет шикарного развлекательного контента?
– Следующие несколько сезонов в НБА – это абсолютное откровение.
Этим летом мы удостоверились лишь в трех вещах:
1. Джерри Уэст – лучший комбинатор лиги в истории, никому не удавалось с такой непринужденностью создавать команды с несколькими суперзвездами и уговаривать столь разных людей, как Шак, Дюрэнт и Кавай.
2. «Никс» – на своей волне.
3. Козьи какашки – это наименьшая из проблем «Финикса».
Все остальное – полнейшая неопределенность.
Исчезли все доминанты, все опостылевшие аксиомы, все возможные иерархии размыты и подвергаются постоянной переоценке.
Претендентов на звание чемпиона слишком много.
Претендентов на звание лучшего игрока лиги еще больше.
То же самое со всем остальным – доминирование «Голден Стэйт» создало много иллюзий и заставило многих заявить о себе как о лучших, великих и прочее, если бы только не эти пуляющие черти…
В этом иллюзорном мире:
«Сан-Антонио» – чемпион, если бы не Заза.
«Хьюстон» – «лучшая команда» лиги.
С тупорылым Уэстбруком невозможно ничего выиграть.
«Юта» – команда, которая проигрывает только «Голден Стэйт» и «Хьюстону».
Леброн – «царь зверей», который принципиально отказывается выходить в плей-офф.
Кевин Дюрэнт – не лучший игрок, хотя брал два MVP финала подряд и шел к третьему.
Харден и Адетокумбо – MVP, которым немного не везет в плей-офф.
Ленард – «не MVP», который всю регулярку готовится к плей-офф.
«Филадельфия» – «в одном броске» от финала конференции, а то и финала.
«Клипперс» даже без звезд «боролись» с «Голден Стэйт».
И так далее.
В НБА заканчивается эпоха Леброна и Дюрэнта, Хардена и Карри. И завершается самым лучшим образом: все разбрелись по парам и готовы доказать, что именно их сочетание заслуживает вершины. Империя «Голден Стэйт» распалась на крошечные королевства, каждое из которых будет пытаться возвыситься за счет остальных. Здесь нет лишних: у каждого за спиной – свое мощное наследие, своя история побед и «почти побед», свои притязания, свои права…
Ближайшие сезоны – идеальный тест, где уже не будет места для каких-либо оправданий, каких-либо иллюзий. Каждый выбрал что-то свое: свою команду, своего идеального спутника в баскетбольной жизни, комфортные для себя условия. И каждый будет отвечать за этот выбор.
Здесь совершенно точно нет явного протагониста. Кайф этой истории – война всех против всех, где уже не оправдаться внешними обстоятельствами, где не будет времени все переиграть.
С Уэстбруком «Рокетс» точно выиграют чемпионат. Но для титула нужны лидерские качества
Уэстбрук закрывает чемпионское окно «Хьюстона»?
Три года назад НБА разбрасывалась деньгами. Тогда 64 млн получил и Тимофей Мозгов
Фото: Gettyimages.ru/Vaughn Ridley, Ronald Martinez, Michael Reaves, Maddie Meyer, Jayne Kamin-Oncea, Lachlan Cunningham, Al Bello, Sarah Stier, Steve Dykes, Ethan Miller, Gregory Shamus, Streeter Lecka; globallookpress.com/imago sportfotodienst, Burt Harris/Pi, Brian Rothmuller/Icon Sportswire, Thearon W. Henderson, Javier Rojas/Pi; instagram.com/antdavis23; instagram.com/kyrieirving; REUTERS/Nick Turchiaro-USA TODAY Sports
Единственная ремарка - если бы ЛеБрон крал только год назад подписавших контракт звезд, разрушая тем самым даже не свою франшизу - его смешали бы с говном. А не сравнивали бы с Маккиавели.
Свиридов - тупо лучший
Это было бы эпично
Учитывая, что единственные конкуренты Филы на востоке это Бостон и Милуоки, то довольно ожидаемо. Ослабляем Бостон + строим команду которая заточена на то, чтобы остановить Яниса.