4 мин.

Движение в мозг

А также в душу, сердце и другие части тела, открытые для высокого искусства, спортивного адреналина и галимой пропаганды. 

Ну что, пришла пора и мне поделиться своими впечатлениями от «Движения вверх».

Прежде всего хочу сказать, что я очень, очень скептически отношусь к самому жанру спортивного кино. Наверное, примерно по такой же причине, как фронтовики, с которыми мне доводилось обсуждать эту тему, категорически не воспринимали фильмы о войне. Когда ты знаешь обо всем не понаслышке, особенно остро реагируешь, если что-то «не так». А у далёких от спорта людей «не так» получается почти все. Начиная от показа самих соревнований, продолжая взаимоотношениями, ну и далее по списку. Один только раз видел красиво снятый спорт – это был южнокорейский фильм про настольный теннис, но и то прочитал, что актёры только имитировали движения, а шарик им пририсовывали уже потом…

Так вот, баскетбольная составляющая «Движения» лично у меня особого отторжениях не вызвала – такое испытал чуть ли не впервые в жизни. На мой взгляд, нет ничего страшного, что киношный финал Олимпиады-72 оказался зрелищнее настоящего. Если авторы фильма решили уделить столько времени самому матчу, это надо было делать именно так. Иначе вышло бы скучно. Извините, но сейчас любой защитник, играющий в ФНЛ, сделает из Пеле котлету, а чтение Тургенева – пытка, сопоставимая с необходимостью слушать, как из крана капает вода. Иное время – иные ритмы. Если когда-нибудь появится фильм о бесконечных матчах Карпова с Корчным и Каспаровым, едва ли его авторы заслужат упрёк, что на экране не были воспроизведены в режиме реального киношного времени все партии этих великих баталий. Впрочем, и самих подобных матчей больше уже никогда не случится.

Правда, в знаменитом американском фильме, снятом спустя четверть века после победы хоккейной сборной США в Лейк-Плесиде, исполнителям пришлось заново учить технические приемы, к тому времени вышедшие из моды, и резко сбросить скорости. Наверное, если у нас будут снимать фильм про ретро-футбол, его авторам тоже придётся быть внимательными к деталям. Но я не думаю, что скучноватая баскетбольная эстетика полувековой давности так уж дорога или хотя бы знакома даже десяти процентам зрителей «Движения вверх».

Конечно, я заметил множество разных несоответствий и неточностей, связанных с показом самой игры. А о тех, на которые не обратил внимания, прочитал в рецензиях более наблюдательных и эрудированных коллег. Но ведь ловля блох и должна быть любимым занятием любого человека, не желающего погружаться в засасывающего нас болота фейков и манипуляций (ещё это иногда называется факт-чекингом). Так что я искренне не понимаю, когда перечисление разнообразных косяков вызывает неподдельное возмущение тех, кому фильм безоглядно понравился. Он бы и мне, может, понравился безоглядно и безапелляционно, если бы я хуже знал баскетбол и не жил в СССР.

В то же время, могу сказать, что по моим ощущениям, все обнаруженные ляпы не то что не вызывают возмущение, но как-то даже и вовсе не особо режут глаз. Вот кому в этом плане хочется посочувствовать – так это героям Олимпиады и особенно их близким. Вот для них любая шероховатость, любое отступление от правды – это действительно заноза на всю оставшуюся жизнь..

Обычно в спортивных фильмах бывает наоборот – жизненные перипетии выглядели более реальными. На этот раз гармонии не получилось по другой причине. По бесогонской шкале Михалкова фильм, наверное, является почти нейтральным, однако, на мой взгляд, идеологической мерзости в нем все равно хватает. Например, наградили единственного ярковыраженного дебила украинской фамилией, а украинских баскетболистов из золотой мюнхенской команды едва упомянули сквозь зубы. Или показали великого Модестаса Паулаускаса в духе современных телерепортажей из Прибалтики, после которых оттуда выдворяют российских так сказать журналистов. А ещё «не заметили» трагедию, произошедшую во время Олимпиады. Это – мой далеко не полный перечень примеров такого рода, но тут уж как в том анекдоте: «А ведь мог и убить»…

Тем не менее, взвесив все за и против, все равно назову фильм, пожалуй, одним из лучших о спорте, который мне довелось посмотреть. Но во время просмотра я никак не мог отделаться от одной и той же навязчивой мысли. Она заключается в том, что спорт все равно остаётся куда ярче и интереснее того, как он выглядит в литературе и кинематографе. И персонажи в нем глубже и колоритнее, и сюжеты такие, что никакому сценаристу не придумать. Уверен, что если все это сдобрить необходимой минимальной дозой художественного вымысла, можно получать такие шедевры, которые будут сводить с ума даже самых далёких от спорта людей.

Ведь это – одна из немногих сфер нашей жизни, где все по-настоящему. И я не сомневаюсь, что миллиарды людей, которые смотрят матчи, гонки и всякие прочие заплывы, были бы готовы перекочевать в кинотеатры, если бы им дали возможность испытывать там те же эмоции.

И вот, «Движение вверх», при всех его недостатках, стало для меня подтверждением той мысли, что это реально. Равнодушных в зале, как мне показалось, не было. И это – при том, что все, худо-бедно, знали результат…