Оказывается, Федерер финансово привлекательнее Роналду и Месси
Спортивная редакция «БИЗНЕС Online» рассказывает об исследовании Forbes, по результатам которого журнал опубликовал список самых дорогих спортивных брендов мира по итогам 2017 года.
Роджер Федерер / Фото: Lintao Zhang, Getty Images
Ежегодно журнал Forbes, специализирующийся на финансово-экономической тематике публикует собственные списки самых дорогих брендов мира. Для исследования авторитетный журнал разработал собственную методику, основанную на открытых источниках и инсайдерских сообщениях. На этой неделе журнал опубликовал итоговый список Fab 40, традиционно разбитый на четыре категории: соревнования, компании, спортсмены и профессиональные клубы.
Благодаря огромным финансовым вложениям в спорт, все представители рейтинга Fab 40 ощущают экономический подъем. За последнее десятилетие стоимость этих брендов увеличилась почти на 200%. Этот рост почти в три раза превосходит показатели фондовых рынков. Единственная категория в данном списке, рост которой проходит относительно медленно, это спортсмены. Редакторы Forbes связывают это с серьезным дисбалансом между «верхушкой айсберга» и остальными «ролевиками». В итоге все сливки забирают себе звёзды, в то время как остальные спортсмены довольствуются крупными контрактами лишь в исключительных случаях.
Forbes Fab 40 определяет ценность лучших спортивных брендов, количественно определяя сумму средств, которое приносит наименование данного бренда. Все показатели, что приведены в списках – это та сумма средств, которую организаторы или же владельцы бренда дополучили только лишь за счет своего наименования.
СУПЕРБОУЛ – САМЫЙ ДОРОГОЙ БРЕНД СРЕДИ СОРЕВНОВАНИЙ
Супербоул - финал главной лиги мира по американскому футболу - вот уже как девять лет подряд возглавляет категорию «соревнования» в рейтинге Fab 40. В последнем матче, в котором «Нью-Инглэнд» феерически обыграл «Атланту», организаторы получили доход в размере 630 млн долларов от реализации билетов, рекламы, спонсорских соглашений и мерчендайзинга. Единственный критерий, на котором НФЛ не смогла должным образом заработать, это pay-per-view. По этому показателю впереди планеты всей WrestleMania, на которую в этом году подписалось более 23 млн человек по всему миру.
Прибыль НФЛ за десятилетие увеличилась почти в два раза. В общей сложности от продажи рекламы во время матча лига за последние десять лет суммарно заработала 2,59 млрд долларов. По сравнению с позапрошлым сезоном, доход от финального матча по американскому футболу увеличился на 5,2%, во многом благодаря тому, что игра завершилась в овертайме. Это позволило увеличить количество рекламных пауз во время матча. Для обычного болельщика супербоул стал историческим событием, после которого на одного «небожителя» в мире стало больше.
На второй и третьей строчке категории «соревнования» располагаются летние и зимние Олимпийские игры. Издатели Forbes отметили, что ценность этих соревнований меняется нечасто, так как они проводятся раз в четыре года, а их бизнес-модель основана, соответственно, на четырёхлетних циклах.
Международные турниры располагаются на четвертой и седьмой строчках. ФИФА планирует, что предстоящий чемпионат мира в России принесет организации более 5 млрд долларов. Бренд «Лига чемпионов» также вырастет в ближайшее время из-за нового телевизионного контракта с американскими телесетями. По сравнению с прошлым сезоном, показатели главного клубного соревнования мира увеличились на 45,7 %. Проблема ФИФА в том, что, несмотря на статус самого популярного турнира на планете, основная аудитория чемпионата мира в разы менее финансово благополучна, нежели среднестатистический житель США. А ему, на самом деле, соккер безразличен, и после провала сборной во время отбора, ФИФА недосчитается несколько сотен миллионов долларов.
NIKE – САМЫЙ ДОРОГОЙ СПОРТИВНЫЙ БРЕНД МИРА
Самыми дорогим спортивным брендом мира американские финансисты считают Nike. Прибыль, полученная владельцами компании исключительно от силы своего бренда, составила 29,6 млрд долларов. Рост по сравнению с прошлым отчетом – 9,6%, что эквивалентно 2,6 млрд долларов. Составители рейтинга отмечают, что такой существенный подъем обусловлен, прежде всего, подписанием контракта с НБА. И это несмотря на то, что объем продаж кроссовок, основного дохода любой фирмой, направленной на производство спортивной одежды и обуви, упал в США на 2%.
Из десяти ведущих организаций лишь две представляют старый свет: аdidas и Sky Sports. Немецкая фирма спортивной одежды исторически считаются главными соперниками американского Nike, а Sky Sports – это телевизионная компания Руперта Мердока, входящий в конгломерат Sky. Им принадлежат права на трансляции чемпионатов Англии, Италии и Германии по футболу, считающимся самыми прибыльными турнирами по футболу.
Наибольшее падение было отмечено у другого американского производителя спортивной одежды Under Armour. Аналитики считают, что это связано с неудачной политикой в Европе и Азии, что не привело практически ни к какой отдаче от вложений.
Главное дерби мира. Как воюют Adidas и Nike
РОДЖЕР ФЕДЕРЕР – САМОЕ ПРИБЫЛЬНОЕ «ЛИЦО» В МИРОВОМ СПОРТЕ
«Бренд» спортсмена рассчитывается несколько иначе, нежели в прочих категориях. Подсчет ведется следующим образом: суммируется весь доход атлета за календарный год, после чего вычитывая среднестатистический доход от десяти ведущих представителей своего вида спорта. Ведь спортсмен может зарабатывать под сотню миллионов долларов в условном гольфе, но при этом таких спортсменов соберется с десяток. Таким образом, спортсмену переплачивают не за имя, а за вид его деятельности. Совершенно иное, когда человек зарабатывает приличные средства в теннисе, где средняя сумма доходов среди элитных спортсменов заметно ниже.
И именно поэтому Роджер Федерер стал самым дорогим «брендом» среди спортсменов. Швейцарец заработал на своем имени на 37 млн долларов больше, нежели другой элитный теннисист. Аналитики отмечают, что такой резкий скачек в цене стал возможен из-за новых контрактов с такими компаниями как Barilla. Это крупнейший производитель пасты в Европе, и Федерер заработает почти 40 млн евро за пять лет, будучи рекламным лицом продукции.
Ни один хоккеист не сумел попасть в итоговый список, но при этом в нем оказался представитель крикета. Вират Кохли, которого любители этого вида спорта называют «индийским феноменом», в феврале нынешнего года подписал контракт с Puma, согласно которому за год он заработает около 13 млн фунтов. Учитывая, что остальные крикетисты зарабатывают в десятки раз меньше, то бренд «Кохли» в Индии и Великобритании, безусловно, очень внушителен.
«ДАЛЛАС КОВБОЙЗ» – САМЫЙ БОЛЬШОЙ БРЕНД СРЕДИ КЛУБОВ
Сравнение в данной категории идет не столько с представителями лиги, сколько с представителями вида спорта. Учитываются разницы доходов между элитными командами мира и обычными клубами. Понятно, что бренд «Манчестер Юнайтед» не может стоить аж на 500 млн фунтов больше, чем наименее привлекательный клуб английской премьер-лиги.
Поэтому данные значения несколько условные. Невозможно рассчитать среднестатистический заработок всех соккерных или бейсбольных команд мира. Поэтому в качестве точки отсчета был взят неизвестный читателям базовый клуб. Forbes не говорят их имена, лишь уточняют, что эта команда всецело обычная, то есть и не на глубоком дне, и не на самых верхах. Им вполне может быть казанский «Рубин», у которого есть определенные проблемы с финансовым fair play.
Самая дорогая команда в мире – это представитель американского футбола «Даллас Ковбойз», чья стоимость бренда возросла более чем в пять раз за последнее десятилетие. До этого на вершине несколько лет располагался бейсбольный клуб «Нью-Йорк Янкиз». Столь существенный прирост у клуба из Техаса получился из-за успешного сезона в НФЛ, во время которого команда выиграла свою конференцию в регулярном сезоне.
25 самых дорогих клубов мира: футбол вне тройки, а хоккея нет вообще
В ТОП-10 же всего три клуба из европейского футбола: «Манчестер Юнайтед», «Реал» и «Барселона». Именно эти команды на данный момент можно назвать всемирными брендами: за них переживают от родных кварталов до далекой Индонезии. Единственный клуб, который в будущем может попасть в Fab 40 – это мюнхенская «Бавария», чей рост сильно затормаживает немецкое законодательство.