4 мин.

Почему нужно болеть за баскетбольную Австралию

Олимпиада только началась, а у Австралии уже две сенсационных победы.

alt

Все грани сущности австралийской сборной проявились на последних минутах матча с Сербией:

Пара беспощадных фолов под своим щитом от Инглса и Андерсена.

Сверхзвуковой Пэтти Миллс.

Ключевой момент матча – совершенно непредсказуемый подбор в атаке от Эндрю Богута при «-4».

Ледяная кровь Инглса, похоронившего сербов трехочковыми со слабой стороны (0 из 2 до этого, 2 из 2 за предпоследнюю минуту).

И равнодушное выражение лица Люка Лонгли на скамейке – плавали, знаем, ничего сверхъестественного.

Главная прелесть баскетбола и, возможно, основное его преимущество заключается в том, что для того чтобы преодолеть разницу в классе на высоком уровне, здесь недостаточно лишь организации. Любые значимые последовательные победы проистекают из тесного смешения понятного и обоснованного и чего-то совершенно непредсказуемого иррационального, что врывается в игру, словно высшее вознаграждение за преданность, характер, смелость.

Это сочетание – именно то, что влюбляло в сборную России Дэвида Блатта: жесткая энергозатратная работа переставала быть рутиной благодаря трехочковым Фридзона, Мони, Шведа, не всегда логически обоснованным, но всегда оправдываемым бессмертным правилом «Мяч не врет».

Это сочетание – то, что заставляет подарить свое сердце на этом олимпийском турнире самой близкой им – по духу, настрою, ментальности «Один за всех» – команде Австралии.

С одной стороны, все, что создает преждевременную сенсацию «бумеров», вполне объяснимо.

Это самая старательная и самая жесткая команда Игр: иначе и быть не может, когда в «краске» дежурят мрачноватые парни Бэйнс и Богут, а периметр выжигает цепной пес Мэттью Деллаведова.

alt

У австралийцев есть необходимый любой современной команде «стритболист», разрывающий защиту – если позиционное нападение застревает, то Миллс обязательно найдет коридор. С тех пор как Грегг Попович заставил разыгрывающего избавиться от толстозадости, он обзавелся роликами, на которых ловко уезжает от стоячих соперников.

Андрею Леманису удается выжимать из ограниченной ротации максимум и еще чуть-чуть. У него не так много полезных игроков и еще меньше полезных баскетболистов, но и против длинной скамейки сербов этого вполне хватило. Некоторые находки выглядят совсем неожиданно: 70-летний Дэвид Андерсен, все так же прекрасный своими дальними попаданиями; Эндрю Богут не просто с пасами из хай-пост, как в «Голден Стэйт» – Эндрю Богут в роли настоящего пойнтцентра; появляющиеся для того, чтобы поработать, дать остальным передышку, помочь в мелочах Лиш, Бэрстоу, Брокхофф; пугающее сочетание в «краске» Богут-Бэйнс и хитроумные взаимодополнения между Миллсом и Деллаведовой, между Бэйнсом и Богутом.

Вполне добротная геометрия атаки – снайперы, растянутый периметр, много пространства для врываний и достаточная свобода при пик-н-роллах.

И, конечно, многочисленные кенгуру на трибунах.

С другой стороны, прелесть и в том, что эта попытка рационализации ничего не объясняет.

Австралия ограничена и в плане глубины, и в плане разнообразия позиционного нападения.

Но там, где что-то не получается, непременно следует воодушевляющий непрогнозируемый шокирующий импульс.

То это трехочковый (что?!) Эндрю Богута (ЧТО?!).

То зашкаливающая эффективность Деллаведовы. У него 13 передач, 23 очка (7 из 8, 3 из 4 трехочковых) и загадочное умение доводить парашюты до адресата, даже несмотря на толкучку под кольцом.

alt

То такие своевременные корявости Дэвида Андерсена.

И наконец, вот эти попадания Инглса в стиле «тушите свет».

Зимой, когда НБА ушла на перерыв Матча всех звезд, костяк сборной Австралии провел расслабленный уикенд на яхте. Новая олимпийская вариация «команды друзей» в Рио идет по пути сборной Блатта и использует все те же знакомые средства – умиротворение удачи и ответственных за нее через воодушевленный привлекательный труд.

Еще одна черта этой команды доводит сравнение с бронзовыми медалистами и невозможность не сопереживать австралийцам до 99-процентной точности. Несмотря на то, что сейчас они подошли максимально близко к заполучению стратегически важного второго места в группе, все это предельно хрупко: и ограниченная ротация, и иррациональная часть побед, и нестабильность Миллса не позволяют расслабиться даже самым вальяжным болельщикам. Успех Австралии так же хрупок, как и здоровье Эндрю Богута.

Так что все это идеальный рецепт для того, чтобы эмоциональная привязанность сделала олимпийский турнир максимально интересным: любые прогнозы с этой командой не работают, в нее нужно верить.

Фото: REUTERS/Jim Young