Первые гости советских хоккеистов - сборная команда «Рабочего союза спорта и самообороны» из Латвии (февраль 1926 года)
История международных встреч советских хоккеистов ведет свой отсчет с февраля 1926 года (по крайней мере так утверждает газета «Красный спорт» от 20 ноября 1927 года), когда в Ленинград приехала латвийская рабочая сборная команда, представлявшая «Рабочий союз спорта и самообороны»*. Гости дважды встретились со сборной Ленинграда: 21 февраля «по финско-латвийским правилам» - 0:19 и 23 февраля «по советским правилам» - 1:7, уступили 1:4 сборной ленинградского Союза коммунальщиков (игра состоялась, видимо, 25 февраля) и сыграли вничью 1:1 (27 февраля?) с местным «Эстонским клубом».
* - Союз «Рабочий спорт и гвардия» (Союз «Рабочий спорт и самооборона»; «Рабочий союз спорта и самообороны») / Savienība «Strādnieku sports un sargs» - спортивная организация Латвийской социал-демократической рабочей партии (ЛСДРП), существовавшая с 8 июня 1921 года по 15 мая 1934 года. Изначально называлась «Спортивный союз рабочих» / «Strādnieku sporta savienība» / SSS (новое название с 15 июня 1925 года). С 1922 года в нее входило подразделение, позднее названное Sargu sekcija (Гвардейская секция), которое охраняло различные рабочие мероприятия от возможных нападений. Первый стадион на месте нынешней «Даугавы» был построен силами «Рабочего спорта и гвардии». В октябре 1929 года его основатель и бессменный руководитель Бруно Калниньш/Bruno Kalniņš, выступая в Праге с трибуны V конгресса Люцернского спортинтерна (ЛСИ), предложил «запретить всякие спортивные встречи с Советским Союзом» (с перевесом в один голос - 26 против 25, при 25 воздержавшихся - депутаты поддержали его и конгресс дал старт «спортивной блокаде Красного спортинтерна»). Рабочий союз был запрещен после того, как власть в Латвии захватил премьер-министр Kārlis Ulmanis (до ноября 1918 года - Карл Индрикович Ульманис), осуществивший 15 мая 1934 года государственный переворот, повлекший за собой установление авторитарного режима, приостановление действия конституции, роспуск парламент и ликвидацию все партий. На момент ликвидации организация насчитывала более 6 500 членов, только четверть из которых также были членами ЛСДРП
Афиша первых двух матчей сборной Латвии из газеты «Спартак» (Ленинград) № 7 от 21 февраля 1926 года
«Союз насчитывает в своем составе около 50 кружков с 4 000 членов, при чем наибольшее число членов сосредоточено, конечно, в крупных городах Риге, Либаве* и Виндаве**. Из отдельных секций в спортивном отношении особенно сильны легко- и тяжелоатлеты, занявшие во Франкфуртской Олимпиаде прошлого года классные места. Со спортивными играми дело обстоит хуже: латышам-рабочим не с кем соревноваться, так как ни в Литве, ни в Эстонии нет рабочих команд; с буржуазными же командами встречи не разрешены. Таким образом, игры в Ленинграде явились для латышей первой пробой сил» (ленинградская газета «Спартак» № 8 от 28 февраля 1926 года).
* - Лиепая - самый западный город Латвии (третий по величине после Риги и Даугавпилса), незамерзающий порт
** - Вентспилс - еще один портовый город
24-28 июля 1925 года. Франкфурт-на-Майне. I Летняя Рабочая Олимпиада. Латвийская делегация. На этих соревнованиях в ее копилке пять золотых, две серебряные и шесть бронзовых медалей (журнал «Тюёвяен урхейлулехти» № 7 за август 1925 года)
«Латвийское правительство, конечно, косо смотрит на рост Рабочего союза, но принуждено терпеть его существование, ввиду наличия крепкой рабочей партии у себя, в парламенте (38 мест из 100). Союз черпает материальные средства путем сбора членских взносов, но иногда удается выжать кое-что из так называемого правительственного культурного фонда, так, например, поездка на Франкфуртскую Олимпиаду была под давлением рабочей партии субсидирована правительством» (ленинградская газета «Спартак» № 8 от 28 февраля 1926 года).
24-28 июля 1925 года. Франкфурт-на-Майне. I Летняя Рабочая Олимпиада. Ольга Дривин/Olga Drivin (№ 28; золото Игр в метании копья и серебро в метании диска) и Евгения Индерссон/Eugenie Indersson (№ 29; три бронзы Игр в метании копья, прыжках в длину и троеборье) - сильнейшие легкоатлетки латвийского «Рабочего союза спорта и самообороны» (журнал «Тюёляйснайстен урхейлулехти» № 4 за апрель 1926 года)
«РАБОЧИЙ СПОРТ В ЛАТВИИ. Беседа с Б. Калниным*. Приехавший с латвийской баскетбольной командой председатель «Рабочего союза спорта и самообороны» член латвийского сейма Бруно Калнин в беседе с нашим сотрудником сообщил ряд интересных сведений о рабочем спорте в Латвии: «Рабочий спортивный союз» насчитывает в настоящее время в своих рядах 5 000 членов. Организационное построение союза таково: по всей стране имеется 98 отделов (клубов), входящих в 9 областных отделений, подчиненных центральному правлению. Для выбора правления союза ежегодно происходит съезд уполномоченных. В отделах имеются различные секции спорта, отряды пионеров, самообороны, хоровые м музыкальные секции, драмкружки. Работой этих секций руководят соответствующие секции правления. Союз располагает двумя оборудованными спортивными площадками - в Риге и Либаве. Медицинский контроль проводится врачами, работающими в больничных кассах. Начало рабочего спортивного движения в Латвии было положено в 1921 году. До этого момента рабочие входили в буржуазный союз, в котором, несмотря на то, что туда входят клубы национальных меньшинств, учащихся и военных, имеется теперь всего 15 тысяч членов. Главным тормозом в развитии рабочего спортивного движения являются финансовые затруднения. Союз существует исключительно на членские взносы и доходы с соревнований (последние дают очень мало). Профессиональные организации не оказывают материальную поддержку спортивному движению, вследствие чего мы имеем недостаточное количество помещений, спортинвентаря и инструкторов; так, например, на весь союз имеется всего один платный инструктор. Помимо этого, буржуазные организации через хозяев и помещиков давят на своих служащих и батраков, угрожая им увольнением, если они вступят в «Рабочий спортивный союз». Однако, несмотря на тяжелые условия, «Рабочий спортивный союз» имеет в некоторых видах спорта (легкая атлетика, бокс и борьба) лучшие достижения, чем у буржуазных организаций, и почти не уступает последним в остальных видах спорта» (еженедельник «Физкультура и спорт» № 11 от 17 марта 1928 года).
* - Бруно Калнин (Бруно Калниньш / Bruno Kalniņš) - латвийский политик, журналист, спортивный функционер (на V конгрессе Люцернского спортинтерна/ЛСИ (октябрь 1929 года, Прага) явился инициатором спортивной блокады Красного спортинтерна/КСИ и Советского Союза), основатель и председатель «Рабочего союза спорта и самообороны», хоккеист (с мячом и с шайбой)
1925 год. «Представители латвийского рабочего спорта». Бруно Калниньш - второй справа (двухнедельный иллюстрированный журнал «Известия физической культуры» № 15 за август1925 года)
8-9 августа 1925 года. Рига. Праздничное шествие спортсменов Союза «Рабочий спорт и гвардия» (журнал «Тюёвяен урхейлулехти» № 8 за сентябрь 1925 года)
27 февраля 1928 года. Москва. Баскетбольный товарищеский матч. «Совторгслужащие» (Москва) - сборная Латвии «Рабочего союза спорта и самообороны» - 42:23 (еженедельник «Физкультура и спорт» № 11 от 17 марта 1928 года)
Относительно правил, по которым тогда играли в Латвии, существуют противоречивые мнения. Так газета «Красный спорт» писала (№ 9 от 28 февраля 1926 года), что в Латвии играют по правилам, принятым на Скандинавском полуострове, «т.е. с высокими воротами, высоким мячом, подъемом палки [клюшки] выше плеча, падением вратаря, без бортиков и т.п.». А в «Википедии» (ru.wikipedia.org) говориться, что в Латвии «размеры ворот были существенно меньше общепринятых». Встречаются утверждения, что в командах играло по девять человек. Не вносят ясности и старые рижские фотографии (правда, на них «буржуазные» команды), на которых можно увидеть низкие (как в СССР) ворота и бортики.
1920-е годы. Рига. Каток клуба «Унион». Снимок из коллекции В. Шмидберга (Латвийский музей спорта) / enciklopedija.lv
31 января 1926 года. Рига. Каток «Армейского спортивного клуба» (АСК). «Аматерс» (Рига) / Sporta biedrības «Amatiers» - «1-е Рижское общество велосипедистов» / I Rīgas Riteņbraucēju biedrības. Снимок из коллекции В. Шмидберга (Латвийский музей спорта) / enciklopedija.lv
«Из приезжавших за последние годы в Ленинград рабочих команд, сборная хоккейная команда «Латвийского рабочего стрелкового союза», посетившая северную столицу 21 и 23 февраля, оказалась, пожалуй, наислабейшей. В этом нет ничего удивительного, так как латвийцы играют в хоккей всего второй год и за это время не имели ни одной сколько-нибудь серьезной встречи - ни в Эстонии, ни в Литве нет рабочих команд, а с буржуазными рабочие-латвийцы раз навсегда решили не играть. Против гостей не нашли ничего лучшего, как выставить сборную команду Ленинграда; чтобы слегка уравновесить шансы игра происходила по финско-латвийским правилам, т.е. с высокими воротами, высоким мячом, подъемом палки [клюшки] выше плеча, падением вратаря, без бортиков и т.п. На деле вместо равновесия шансов латвийские правила сильно облегчающие, дали ленинградских хоккеистам, обычно скованным строгими нормами возможность «отвести душу» и поиграть в свое удовольствие. Последнему не мало способствовало и полное неумение латвийцев играть с серьезными противниками. В составе Ленинграда налицо приятные изменения, коснувшиеся, главным образом, центровой тройки; вместо сильно сдавших за последнее время Карнеева и Колотушкина, в ряды сборной команды вступили Марков и М. Бутусов. У латвийцев играли Рехтшпрехер, Удрис*, Кустонис, Дале*, Рудзат, Лаукс*, Козловский*, Лапин, Калнин**, Зарин и Гельман. О самой игре можно сказать очень немного слов, так как всерьез воспринимать силы латвийцев не приходится. Команда почти целиком состоит из неопытных игроков, зачастую даже плохо держащихся на коньках и не обладающих хотя бы минимальными техническими навыками. Некоторое исключение составляют кое-кто из центровых**, да юный вратарь, несколько злоупотребляющий падением на лед. Результат был ясен в самом начале, так как через 11 минут в воротах Латвии сидело уже 8 мячей. Игра стала смахивать на тренировку в одни ворота, при чем загнать туда мяч старался каждый кто только мог. К перерыву в воротах оказалась уже «чертова дюжина» мячей, что дало ленинградцам повод не волноваться и провести за вторую половину еще 6 мячей, выиграв с общим счетом 19:0. Статистики подсчитали, что из 19-ти мячей Шпигель забил пять, Марков - 5, М. Бутусов - 4, П. Филиппов - 2, Горелкин, Иванов и Батырев по одному. Хорошо судил по необычным для себя правилам В. Быстров» (газета «Красный спорт» № 9 от 28 февраля 1926 года).
* - по данным ice-hockey-stat.com Удрис (Alfreds Ūdris) выиграл первый чемпионат Латвии по хоккею с шайбой 1931 года по версии «Рабочего союза спорта и самообороны» в составе команды «Ворота свободы» (Brīvības vārti), а Дале (Artūrs Dāle), Лаукс (Lauks) и Козловский (Kozlovskis) стали последними победителями этого турнира в 1934 году, выступая за «Центр Риги» (Rīgas Centra). Осенью 1929 года союз решил сменить бенди, как называли хоккей с мячом в Латвии, на хоккей с шайбой, но не все хоккеисты его приняли и несколько команд распалось. Чемпионат союза 1930 года (в Риге тогда набралось всего три команды, в которых насчитывалось тридцать пять хоккеистов) провести не удалось из-за погоды
** - на месте центрфорварда в латвийской сборной играл основатель и бессменный руководитель «Рабочего союза спорта и самообороны» Бруно Калнин (Бруно Калниньш / Bruno Kalniņš), представлявший «Центр Риги» (Rīgas Centra)
21 февраля 1926 года. Ленинград. Стадион имени В.И. Ленина. Рабочая сборная Латвии (фото К. Ждановского из двухнедельного иллюстрированного журнала «Известия физической культуры» № 5-6 за март 1926 года)
«21 февраля на стадионе им. В. И. Ленина приехавшая команда Латвийского рабочего союза встретилась с первой хоккейной сборной Ленинграда. Состав последней был слегка изменен к лучшему: Г. Филиппов, Иванушкин, Полежаев, П. Филиппов, Воног, Батырев, Иванов, Шпигель, Марков, Бутусов М. и Горелкин. Переконструированное, таким образом, нападение значительно выиграло в смысле большой быстроты темпа и богатства комбинаций. У латышей играли Рехтшпрехер, Кустопис, Удрис, Доле, Рудзит, Лаукс, Козловский, Лапин, Кальнин (председатель Союза), Зарин и Гельман. Приехавшая команда, составленная из малоопытных игроков, конечно, не могла оказать сколько-нибудь серьезное сопротивление ленинградцам, бывшим к тому же в особом ударе. Ведение игры по финско-латвийским правилам только облегчило нашим хоккеистам игру и в результате огромный разгром латвийской команды с небывалым счетом - 19 :0 (до тайма 13:0). Побежденные довольно плохо еще держатся на коньках, весьма слабы технически и совсем не сыграны между собой. Некоторое впечатление оставил только мальчик-вратарь, нисколько себя не жалевший и спасавший неоднократно свои ворота от гибели. Публики для международного мачта было маловато» (ленинградская газета «Спартак» № 8 от 28 февраля 1926 года).
21 февраля 1926 года. Ленинград. Стадион имени В.И. Ленина. Ленинград - рабочая сборная Латвии - 19:0 (13:0). Команда хозяев (internationalhockeywiki.com)
«После понесенного латвийцами поражения от первой сборной Ленинграда (со счетом 19:0), гости не потерялись и продолжили свои гастроли с относительно удивительными для себя результатами, проиграв свою вторую игру против сборной Ленинграда (по советским правилам) только со счетом 7:1. В этой игре латвийцы применили довольно удачную тактику защиты, группируясь всей командой, примерно, в площади своих ворот, при таких условиях пробить мяч в ворота было нелегко. Третью свою игру - против сборной Союза коммунальщиков - гости также проиграли 4:1 и только встреча с равным по силе противником - командой «Эстонского клуба» (слабейший клуб Ленинграда) - закончилась ничейным счетом 1:1, при чем и тут гости отквитались только за 5 минут до конца. 28 февраля латвийцы, провожаемые представителями ЛГСФК и сборной хоккейной команды, уехали к себе на родину» (газета «Красный спорт» № 10 от 7 марта 1926 года).
21 февраля 1926 года. Ленинград. Стадион имени В.И. Ленина. Рабочая сборная Латвии (ленинградская газета «Спартак» № 10 от 14 марта 1926 года)
21 февраля 1926 года. Ленинград. Стадион имени В.И. Ленина. Ленинград - рабочая сборная Латвии - 19:0 (13:0). Фото из ленинградской газеты «Спартак» № 10 от 14 марта 1926 года
25 февраля 1926 года. Ленинград. Каток коммунальщиков (Союза работников коммунального хозяйства). Сборная Союза работников коммунального хозяйства (СРКХ) Ленинграда - сборная Латвии SSS - 4:1