Секреты Бахрейна. Взгляд гонщика
Сегодня поговорим о треке, который находится в самом маленьком арабском государстве - королевстве Бахрейн.
Трасса носит официальное название - Bahrain International Circuit.Трасса в Бахрейне была открыта в 2004 году, её архитектором, как и большинства современных трасс, стал Герман Тильке. Автодром Сахир спроектирован и построен специально для проведения Формулы-1, которая прошла здесь впервые в 2004 году. Расположенный в 30 км от столицы Бахрейна Манамы, он беспощаден к резине и тормозам. Ветер часто приносит сюда песок, так как трасса расположена в скалистой местности в розовых песчаниках, что, помимо самих характеристик трассы, также отражается на уровне износа резины. Важно отметить, что этот автодром - один из самых красивых, на которых я гонялся. Эксклюзивность данного места не только в том, что почти 6 300 метров полотна расположено на разных высотах, но и тем, что это целый комплекс из шести треков различной длины и конфигурации, включая прямую для соревнования дрегстеров со своим пунктом управления. В темное время суток трасса прекрасна, она подсвечивается более 5 тысячами ламп.Все три дня уик-энда обычно стоит солнечная погода, при этом сложнее и жарче всего бывает в первый день, поэтому пилоты приезжают заранее, чтобы успеть адаптироваться к жарким условиям. Я приезжал в Бахрейн за неделю.
Протяженность одного круга - 5.412 км.Длина трассы - 308.238 км. Кол-во поворотов - 6 левых и 9 правых
На трассе в Бахрейне 8 торможений: четыре длинных прямых и четыре жёстких. В серии GP3 эти торможения выходят на первый план. Они будут происходить на скорости около 270 км/ч, поэтому очень важно найти оптимальный баланс тормозов. Для машины серии GP3 исходный баланс тормозной системы в соотношении 57%-61% (перед/зад) – его можно менять по ходу круга, это делают все пилоты. Кроме того нельзя терять время на разгонах перед прямыми - это ключевой момент.
Поворот 1 - самый удачный участок трассы для совершения обгона. Ширина трассы также способствует удачным обгонам. Торможение перед первым поворотом очень жесткое. На тренировках - достаточно времени, чтобы найти верную точку и подобрать правильный баланс. Необходимо правильно попасть на апекс, а после его прохождения работать на разгон, потому что затем будет длинная прямая.
Второй поворот необходимо стараться проходить с полным газом. В нем лучше использовать самую верхнюю 3-ю передачу. Эта связка очень важна – надо следить за тем, чтобы не было лишних пробуксовок, так как стирание колес проходит просто мгновенно. Это особенность шин Pirelli, которую используют в серии Gp3).
В конце второй длинной прямой еще одно жесткое торможение, тоже не самое сложное. Затем на выходе из правого поворота у асфальта меняется профиль -появляется обратный уклон. Машину лучше не сильно "распустить", чтобы она не "свалилась" слишком далеко.После идет связка правый-левый поворот. Важно, чтобы исходный баланс у машины был хорошим. Крайне необходимо легко перекладывать болид из поворота в поворот на полном газу и не сбрасывать скорость на протяжении второй части связки.
На последующем спуске – медленный правый поворот, за ним идет очередное жесткое торможение, а вот после идет особенный поворот. Он покрыт скользким асфальтом, и важно следить, чтобы задние колеса при ускорении не стирались. Проходить его надо по траектории между апексом и чуть пошире, чем на входе. Постараться удержать оптимальную траекторию всегда сложно.
Следующий поворот – двойной левый с небольшим уклоном. Проходя его, нужно постараться затормозить как можно позже. Важно заранее сместить баланс тормозов назад, чтобы избежать блокировки левого переднего колеса. Таких ошибок очень много – и по ходу тренировки, и в квалификациях, и в гонках. Можно так "оквадратить" себе колеса в этом месте, что будет трясти на протяжении всего последующего отрезка. Необходимо как можно сильнее атаковать поребрик и сразу начинать работать на выход. Следует учитывать, что каждая блокировка на шинах Pirelli - это +0,2 секунды с круга.
Очередная прямая заканчивается левым поворотом. Он проходится на третьей передаче. Это не сложный поворот, но он перетекает еще в один – правый. В квалификации его нужно проходить с полным газом - в гоночном режиме стоит поберечь резину, поэтому нужно ехать с подсбросом газа.
Затем следует очень важный правый поворот. Все пилоты, особенно в квалификации, стараются проехать его как можно быстрее. В нем кажется, что места на выходе больше, чем есть на самом деле, поэтому часто происходят ошибки. Здесь снова отрицательный уклон, в котором машина заваливается на левый бок. Важно почувствовать тонкую грань: проходить на максимуме, не допуская срыва колес. Если выход получится хорошим, это положительно скажется на времени круга.
Последний поворот самый сложный. Важно четко попасть на апекс и не трогать поребрик на выходе. Встреча с ним приведет к серьезной потере времени и даже к поломке днища.Немного обобщу вышесказанное - несмотря на то, что трасса располагает длинными прямыми, я не могу назвать ее скоростным треком.
Инфраструктура комплекса просто впечатляющая: восьмиэтажная башня с террасой на крыше и VIP-местами, современные боксы на 11 мест, 18 специализированных зданий для гоночных команд, очень красивый паддок и крайне комфортные условия для съемки.
КОНСТАНТИН ТЕРЕЩЕНКО