8 секретов руля болида «Формулы-3»
Гонщик Константин Терещенко рассказывает об особенностях руля болида «Формулы-3».
Сегодня мой рассказ будет содержать описание моего «боевого товарища» – гоночного руля. Руль болида «Euroformula 3 Open» устроен намного проще, чем рули болидов «Формула-1», GP2 и других гоночных серий. Принято считать, что руль служит лишь для направления движения машины, но это не совсем так. Руль для гонщика – это главный центр управления.
Центральным элементом руля Euroformula 3 является цифровой дисплей (9). Обычно цифровые табло у всех команд в чемпионате выглядит одинаково, собственно, как и руль в целом. На нем отражаются следующие показания: время круга, количество оборотов двигателя, давление, температура масла и воды.
При превышении допустимых показателей загорается тревожный сигнализатор «Аларм» (6) с красной лампочкой слева вверху.
В верхней части руля горизонтально расположены 5 одинаковых (1) по размеру, но разных по цвету лампочек. На фотографии они выглядят абсолютно одинаково, но это не совсем так. Они помогают пилоту найти оптимальное время для переключения передачи. По компьютерным играм многим известно, что самое удачное переключение передачи происходит в момент перед последовательным загоранием от желтой лампочки к красной.
Элемент 2 – зеленая и синяя лампочки. При этом синяя располагается ниже чем зеленая .Синяя «горящая» лампочка информирует гонщика о нейтральном положении коробки передачи (N).
У болида Dallara F312 существует и задняя передача. Но ее наличие – это всего лишь требование регламента. Большая часть пилотов обходится без этой передачи на протяжении всего сезона.
2 – (зеленая лампочка) используется при инженерных настройках. 7 – “PIT LIMIT” (зеленая кнопка) – кнопка ограничения скорости на пит-лайн. Мимо здания боксов мы всегда проезжаем на лимитаторе. Активация режима не позволяет разогнаться выше определенной скорости в 60 км/ч.8 – (красная кнопка слева) – служит для сброса Alarm3 – (черная кнопка справа) – переключатель для дисплея. Пилот может самостоятельно в любой момент выбрать, какую информацию выводить на дисплей. Каждый гонщик сам решает, какая информация ему необходима. Мои инженеры считают, что наличие LCD-экрана дает пилоту преимущество, так как он всегда знает, что происходит с его болидом.4 – «RADIO” (голубая справа) – отвечает за радиосвязь: указания команды гонщик слышит постоянно, а чтобы ответить – нажимает эту кнопку. Радиосвязь в моем чемпионате начали использовать недавно, до этого пилот ехал самостоятельно.
Два нижних рычага под рулем (5 и 10) – лепестки переключения передач. Слева (10) – понижение, а справа (5) – повышение.Использование лепестков упростило физически сложное управление болидом на длительных гонках. В моей формуле их начали использовать лишь в этом году. До этого нововведения пилоты пользовались секвентальным рычагом для переключение передач.Руль изготовлен из стали и резины. Его вес составляет около 900 грамм. Обычно руль хранят застегнутым, в рабочем положении в машине.