5 мин.

Формула - в программе Олимпийских игр?

Недавно немцы с F1 Insider написали у себя на сайте, что автоспорт (а конкретно - гонки на открытых колесах) может войти в программу Олимпийских игр - причем уже с Токио-2020. Верится, конечно, с трудом, но, предупреждают наши сомнения авторы, в теннис на Олимпиадах еще совсем недавно тоже не верилось - а что ныне? Сравнение с теннисом, безусловно, не очень корректно, однако, практика показывает, если будет на то воля высших спортивных чинов - чего только не учредят.

Вообще, сама идея включить формульные гонки в программу Олимпийских игр очень хороша - для болельщиков, для маркетинга, да даже для популяризации автоспорта, ведь Олимпиады, особенно летние, смотрит до половины населения Земли. Особенно представьте, как круто было бы, если бы провели не одну, а несколько олимпийских гонок, как в плавании или легкой атлетике - на разные дистанции или с разной конфигурацией трека (дорожная и овал, спринт и 500 миль - ух, неси меня мечта!) Понятно, олимпийская медаль никогда не станет главным трофеем в автоспорте, это больше шоу, но с другой стороны - хороший вышел бы Большой шлем для карьеры топ-пилота: выиграть Гран-при Монако, Инди-500, 24 часа Ле-Мана и олимпийскую гонку! Из ныне действующих на это мог бы покуситься, например, Хуан Пабло Монтойя ;)

Однако, когда начинаешь примерно представлять себе, как это можно организовать, начинаются сплошь вопросы - в большинстве своем без ответа. Первое - это трек. Представить себе, что к списку необходимых олимпийских объектов добавится стационарный автодром, совершенно невозможно: во-первых, это страшно дорого, во-вторых, далеко не все страны и города, претендующие на проведение Игр, заинтересованы в развитии у себя автоспорта такого уровня, а строить одноразовый автодром - сами понимаете, ни в какие рамки. Что же, выбирать столицы Олимпиад только из числа городов, в окрестностях которых есть трассы "Формулы-1"? Бред. Получается, должна быть городская гонка. Мечты об овалах, понятно, сразу отметаются, но и без этого - разумно ли перекрывать на несколько дней движение в городе, в котором проходят Олимпийские игры, а значит, полномасштабное транспортное сообщение ему жизненно необходимо? В общем, задачка не из простых.

Второй вопрос - как отбирать пилотов для участия в олимпийской гонке (гонках)? Авторы упомянутой заметки - напомню, немцы - предположили, что по аналогии с другими индивидуальными видами спорта каждая страна получит право выставить по три спортсмена, а значит, их, Германии, честь будут защищать Себастьян Феттель, Нико Росберг и Нико Хюлькенберг. Представительство шикарное, не поспоришь, но если вспомнить, сколько федераций входят в FIA - каждой что ли по три места давать? Или распределить квоты согласно какому-нибудь рейтингу? Крайне сложно будет такой рейтинг создать, поскольку гоночных серий в мире очень много, все они очень разные (даже формульные, а если учесть еще кузова и прототипы!), да и чисто на результаты не во всех из них можно опереться как на достоверное мерило: по той же "Формуле-1" Венесуэла (в лице П. Мальдонадо) и Мексика (С. Перес), не говоря уже о Голландии (М. Ферстаппен), будут стоять в рейтинге выше, к примеру, Испании (Ф. Алонсо, К. Сайнс и Р. Мери). На фига ж нам такой рейтинг? Остается разве что собрать в Токио действительно всех, а уже там, на месте, провести серию каких-то квалификационных заездов. В принципе, довольно реалистичный вариант, хотя тоже не без нюансов.

Но проблемы трассы и отбора гонщиков - вообще ерунда по сравнению с главным вопросом: на какой технике ехать? Понятно, это должна быть моносерия, иначе никакого смысла в этой олимпийской гонке не будет. Все те же ребята из «F1-инсайдера» предполагают, что такой серией может стать Formula E - им и городские трассы привычны, и не шумно будет, да и в августе у них как раз гонок нет. Однако Formula E совершенно четко стремится уйти от того, чтобы быть моноклассом; уже с сезона 2015/16 в чемпионат приходят производители (что логично для серии, которая самой сутью своей имеет развитие новых технологий автомобилестроения), а к тому же 2020 году это наверняка будет полноценный конструкторский чемпионат. Кто тогда - "Формула-2"? WSR 3.5 (или как она там будет называться без Renault)? Особо больше некому, все-таки техника должна быть более-менее приличного уровня, иначе у топ-пилотов не будет никакого интереса в этом сомнительном мероприятии участвовать.

Но допустим, даже Formula E осталась бы моносерией (или любую другую взять - неважно). Конкретные болиды принадлежат конкретным командам - eDAMS, Andretti, NEXTEV и др. Они должны будут сами привезти свою технику в тот же Токио? Пусть даже им компенсируют транспортные расходы, самим членам команд - большая ли радость тащиться бог знает куда непонятно ради чего? Опять же на месте - кто будет эти машины обслуживать, какие механики, инженеры? Кто будет вести гонку с капитанских мостиков? Все те же Aguri, Venturi и Mahindra? Как тогда определять, какой гонщик в какой команде поедет (включая квалификации)? Ведь это вопрос совсем не праздный, даже в моносериях есть команды топ-уровня, а есть аутсайдеры. Плюс технику неминуемо будут бить, она будет ломаться - кто и за чей счет будет все это ремонтировать? Опять команды? Даже если, повторюсь, им компенсируют затраты - оно им надо? Им к сезону готовиться нужно (а если это не Formula E - то тем более, они уже в сезоне), а не всем этим геморроем заниматься. Да и насчет компенсаций, извините: кто будет компенсировать-то? Организаторы игр? МОК? FIA? Национальные автофедерации, чьи гонщики попадут в эти аварии?

Вопросы, одни вопросы...

А вы как думаете, друзья, возможно ли и нужно ли включать автогонки в программу Олимпийских игр?