Как отыграть 47 позиций
Гран-при Азербайджана, дебютный в таком статусе, подарил нам самую яркую гонку текущего сезона, а то и нескольких последних сезонов Формулы-1, и вместе с ней - огромное количество тем для обсуждения. Я бы хотел из них всех остановиться на одной - и это снова правила и наказания за их нарушение. Моя излюбленная, можно сказать, тема.
При этом речь пойдет не о трусливом "стоп энд гоу" от судей за безобразное поведение Феттеля, а о наказании, которое уже все успели обсмеять еще в прошлом году, так что в текущем воспринимают уже спокойно, как данность. Это штрафы за превышение лимита компонентов силовых установок на сезон. Обладателями оных явились снова пилоты "Макларена", на сей раз Алонсо получил плюс 40, а Вандоорн - плюс 35 позиций на стартовой решетке. Фернандо в квалификации показал 16-е время, а Стоффель - 19-е, следовательно, стартовать они должны были 56-м и 54-м соответственно. Но поскольку в пелетоне всего 20 машин, то они оказались 19-м и 18-м, впереди не показавшего никакого времени Джолиона Палмера.
Что же получается?
Во-первых, Стоффель квалифицировался 19-м, получил штраф в 35 позиций и стартовал в итоге… Восемнадцатым!
Во-вторых, согласно штрафу, Алонсо должен был стартовать 56-м, а его напарник - 54-м. То есть на момент старта между Стоффелем и Нандо должно было быть две позиции, а значит, на решетке они должны были располагаться один позади другого и между ними должны были быть 16 метров и еще одна машина. То есть чтобы Алонсо опередить Вандоорна, ему нужно было сначала пройти еще одного соперника, а только потом взяться за Стоффеля. Но в реальности ничего подобного не было, их поставили на решетку рядом - 18-м и 19-м. То есть Стоффель не получил должного преимущества за счет того, что ему сменили на один компонент меньше, чем Фернандо. В чем же тогда смысл 5 позиций разницы в штрафах, если в итоге они все равно встают на решетку рядом?
Еще больший вопрос - по отношению к другим участникам гонки, первый из которых - Маркус Эрикссон. Швед завоевал в квалификации 18-е место, из-за штрафа Алонсо поднялся на 17-е. Сам Алонсо должен был стартовать, я не устану повторять, 56-м. На 39 позиций дальше, чем Эрикссон. И 39 позиций - это не просто 300 метров стартовой прямой. Это еще и 38 машин между ними, которых нужно было бы обогнать испанскому чемпиону мира прежде чем начать борьбу с Эрикссоном. Вопрос: куда делось законное преимущество Маркуса и почему вместо 38 пилотов между ним и Алонсо оказался один-единственный Вандоорн?
Фернандо Алонсо в итоге приехал на финиш девятым, заработал первые в сезоне очки, а в интервью - уж не знаю, в шутку или всерьез - заявлял, что мог бы и вовсе победить. Как вы думаете, мог бы рассчитывать на победу или даже первую десятку пилот, стартовавший 56-м? Мог бы он за дистанцию Гран-при, даже такого сумасшедшего, отыграть 47 позиций? Я вот сомневаюсь. Но делать этого Алонсо и не пришлось, поскольку при семи сошедших для попадания в очки ему хватило опередить, помимо товарища по несчастью по имени "Хонда", всего-то троих: два "Заубера" и Грожана. Которые не нарушали правила, не меняли компонентов силовой установки, но это их не спасло. Разве справедливо?
А что будет дальше? Позади чуть больше трети сезона, все лимиты давно выбраны, а значит, "Макларен" продолжит заменять эти японские коробки с гвоздями если не на каждом первом, то на каждом втором Гран-при, то есть продолжит нарушать правила и - правильно, фактически ничего на этом не терять по сравнению с теми, кто правил не нарушает. Плюс - команда Зака Брауна по сути получает прописку на последнем ряду стартового поля до самого Абу-Даби, а значит, теряется всякий смысл вообще выпускать машины под номерами 2 и 14 на квалификацию. Зачем тратить резину и драгоценный ресурс их хрустального двигателя? Установочный кружок проехали, отметились - и можно мороженку кушать. А то и вовсе не выезжать, все равно последний ряд, какая разница, с временем или без.
И вот вопросы. Ребята, которые придумывали это правило - они удовлетворены? Они этого добивались? Спортивный принцип, справедливость - торжествуют? Понятно, они хотели ограничить расходы команд. Чьи расходы они в итоге ограничили? "Мерседеса" и "Феррари", у которых и так все хорошо с деньгами? А расходы "Макларена" и "Хонды" они сильно ограничили?
Когда придумывались именно такие меры наказания, именно такое количество позиций на стартовой решетке (10 за первый сверхлимитный компонент и по 5 за каждый последующий), его авторы складывали эти позиции? И соотносили ли получившуюся сумму с количеством машин, участвующих в чемпионате? Если да, они должны были понять, что подобный штраф физически невыполним. Все равно что прописать в уголовном кодексе ссылку на Марс или, например, отрубание третьей ноги. Это наказание, которое априори невозможно привести в исполнение. И которое превращает вершину автоспорта - в фарс. В тупой *** цирк (с).
Ой, сколько надежд на Чейза Кэри…
Правило оказалось недееспособным по очень простой причине: если двигатель получился у производителя надежным, то оговоренного количества блоков хватает на сезон и наказывать команды, использующие надежный двигатель, не приходится. За редким, редчайшим исключением. А вот если двигатель такой, как у "Хонды" в последние три сезона - то он выбирает весь лимит уже к первой трети сезона и дальше начинается шапито.
Надо придумывать другой способ заставить команды экономить на двигателях. Этот не сработал.
Но вот только напомните мне, ведь изначально то правило вообще шло так, что пилот реально должен был отбывать все наказание. Только потом пошли на то, что несуществующие позиции на трассе как бы пропадали и провинившиеся занимали последние места в пелетоне.
Это как 107% - вроде правило есть, но его нет.
Такая же глупая логика, кстати, заложена и в правило начисления штрафных балов за нарушения пилотов. Оно тоже кому-то надо? Также нет!
Ни один из зрителей не заинтересован в том, что бы команды стартовали черт знает где от гран-при к гран-при, а также пилоты пропускали гонки. Такие правила только закапывают F1.