7 самых зрелищных гонок последней эпохи дозаправок в «Формуле-1»
Sports.ru вспоминает главные события последней эры дозаправок в «Формуле-1» с 1994 по 2009 годы.
На прошлой неделе Стратегическая группа приняла решение рассмотреть вопрос о возвращении дозаправок в «Ф-1» в сезоне-2017. Если идея получит «зеленый свет», то нас ждет четвертая эра топливных войн в «Королевских гонках» после 1950-1958, 1981-1983 и 1994-2009 годов.
Гран-при Сан-Марино 1996 года
На этапе в Имоле в 1996 году Шумахер завоевал первый поул в составе «Феррари». Из-за пробуксовки на старте двукратный чемпион откатился на третье место, но уже на втором круге смог опередить Дэймона Хилла и «сел на хвост» Дэвиду Култхарду из «Макларена». До первой волны пит-стопов статус-кво сохранялся, однако за счет более поздней остановки Михаэль смог все-таки выйти вперед шотландца. И все бы ничего, но оказалось, что Хилл, отстававший на первом отрезке, идет на тактике одного пит-стопа. С пустыми баками Дэймон взвинтил темп, отыграл все отставание, а после заключительной волны пит-стопов он оказался впереди и больше ни разу не уступал плидерство. Шумахер с двумя пит-стопами завершил гонку вторым.
Гран-при Венгрии 1998 года
Гонка на «Хунгароринге» в 1998 году превратилась в настоящее противостояние стратегов «Феррари» и «Макларена». Обгонять на «пыльном картодроме» всегда очень непросто, поэтому неудивительно, что всю первую половину гонки Михаэль Шумахер провел за спиной Дэвида Култхарда. Выйти вперед могла помочь только альтернативная стратегия, поэтому в «Феррари» решили провести второй пит-стоп раньше запланированного и залить меньше топлива, это значило, что Шумахера ждет еще одна остановка. В «Макларене» быстро уловили суть решения конкурентов и поочередно зазвали Култхарда и Мику Хаккинену, причем, обоих заправили до финиша. Но в команде из Уокинга просчитались – Шумахер вышел в лидеры и вырвался на оперативный простор. Весь третий отрезок немец просто летел по трассе, отрываясь все дальше и дальше от заправленных под завязку машин «Макларена». К третьему пит-стопу его преимущество составило больше 20 секунд, что позволило без особых проблем после заключительной дозаправки вернуться лидером в гонку и одержать победу.
Гран-при Люксембурга 1998 года
К предпоследнему этапу сезона-1998 на «Нюрбургринге» сражение за титул между Хаккиненом и Шумахером фактически началось заново: у обоих было по 80 очков. В квалификации Шумахер выиграл поул, в то время как Хаккинен занял только третье место, уступив конкуренту 0,3 секунды. Впрочем, такому большому разрыву были объяснения – в субботу на «Макларене» финна возникли проблемы с двигателем. К воскресенью команда разобралась с неполадками и ситуация изменилась коренным образом.
В начале дистанции Хаккинен прошел Эдди Ирвайна и устремился в погоню за лидирующим Шумахером. С пустыми баками машина «Макларена» оказалась быстрее «Феррари», а поздний первый пит-стоп, на целых четыре круга позже, позволил Хаккинену опередить немецкого конкурента, вынырнув из боксов перед самым носом красной машины.
Большую часть второго отрезка Хаккинен и Шумахер провели рядом – разрыв колебался в районе 0,5-1 секунды, – лишь к ближе к концу гонщик «Макларена» начал отрываться. Ключевым моментом должна была стать вторая волна пит-стопов – Шумахер вновь отправился первым, Хаккинен – спустя несколько кругов. Диспозиция не изменилась, Мика вернулся на трассу с двухсекундным преимуществом, которое и сохранил до финиша.
Гран-при Бразилии 2003 года
«Вероятно, это был наш единственный шанс на победу. Перед стартом я знал, что будет проведено не больше 75 процентов дистанции, поэтому попросил заправить машины под завязку», – рассказал в 2003 году владелец «Минарди» Пол Стоддарт.
Можно смеяться и не верить австралийцу, но в той сумасшедшей гонке на «Интерлагосе» в 2003 году было возможно все, в том числе был шанс проехать Гран-при без дозаправок. Гонщики «Минарди» Джастин Уилсон и Йос Ферстаппен довольно быстро сошли, но пилот «Джордана» Джанкарло Физикелла доказал правильность подобной тактики. Итальянец дозаправился после старта за машиной безопасности и больше не останавливался. «Тихой сапой» Джанкарло поднимался все выше и выше в пелотоне, а к 55 кругу вышел в лидеры. Скорее всего, топлива не хватило бы до финиша, но в тот день все карты сложились. Из-за аварии Фернандо Алонсо был вывешен красный флаг и гонку решили не возобновлять. Изначально победа была присуждена Кими Райкконену, но затем оказалось, что ФИА допустила ошибку в хронометраже, и через несколько дней награду отдали Физико.
Гран-при Австрии 2003 года
С трассой в Шпильберге у Михаэля Шумахера всегда были особые отношения, причем не самые лучшие. До 2002 года этот трек оставался единственным, который не покорился «Красному барону». Первая победа пришла при довольно неоднозначных обстоятельствах, когда напарник Рубенс Баррикелло перед финишной чертой поднял ногу с педали газа и пропустил немца вперед. Фактически первый и единственный реальный триумф Шумахера был в 2003-м, и то, к нему пришлось прорываться в прямом смысле через огонь.
Михаэль стартовал с поула и лидировал до первого пит-стопа, но во время остановки в боксах произошло непредвиденное. Из-за проблем с заправочной машиной топливо попало на болид и вспыхнуло, вся правая сторона оказалась в огне, но Шумахер продемонстрировал потрясающую выдержку, остался в машине, подождал пока механики потушат пламя и как ни в чем ни бывало вернулся на трассу. Достаточно быстро гонщик «Феррари» догнал Кими Райкконена, а когда начал обгонять, впереди задымилась машина лидера Хуана-Пабло Монтойи. За полкруга Шумахер вернулся на первую позицию и устремился к победе, которая стала одной из самых ярких в его карьере.
Гран-при Франции 2004 года
Гонку в Маньи-Куре в 2004 году можно с уверенностью назвать «классикой эпохи дозаправок в «Формуле-1». Тогда в жаркий июльский день сошлись воедино сразу несколько факторов, но, казалось бы, ни один из них не играл на руку «Феррари» и Михаэлю Шумахеру. Без пяти минут семикратный чемпион мира стартовал вторым и первый отрезок провел позади юного Фернандо Алонсо. Даже ранний первый пит-стоп не позволил выйти вперед, после второй остановки размен позициями наконец произошел. Но скорости машин «Феррари» и «Рено» были примерно равны, а заключительный третий пит-стоп за счет более позднего проведения должен был дать преимущество Алонсо. Казалось, все идет ко второй победе «Рено» в сезоне после триумфа в Монако. Флавио Бриаторе, наверное, уже потирал руки, но не тут то было. Где угодно, но только не по тактике «Феррари» образца первой половины 2000 годов могла проиграть соперникам.
Понимая, к чему все идет, Скудерия сделала ход конем и перевела Шумахера с трех на четыре пит-стопа. Предпоследний отрезок дистанции немец проехал в ураганном темпе. Алонсо на более тяжелой машине, естественно, не мог поддерживать столь высокую скорость и все больше отставал. В результате к моменту четвертой остановки в боксах Михаэль создал задел в 22 секунды, которого оказалось достаточно, чтобы после заключительной дозаправки остаться впереди и одержать девятую победу в десяти прошедших гонках сезона.
Гран-при Сингапура 2008 года
Сезон-2008 получился богатым на события – претенденты на титул Льюис Хэмилтон и Фелипе Масса не раз ошибались, теряя солидное количество очков. Можно долго спорить о том, кто заслуживал титул больше. Но вряд ли кто будет отрицать, что один из ключевых моментов в сражении за титул произошел на Гран-при Сингапура. Масса стартовал с поула и уверенно лидировал, но в ход гонки вмешался выезд машины безопасности из-за аварии Нельсиньо Пике, которая, как выяснилось через год, была подстроена. Пилот «Феррари» отправился на пит-стоп, после которого вернулся на трассу последним. Заминка, вырванный заправочный шланг и остановка в конце пит-лейн – такой оказалась цена за поспешные действия Скудерии на пит-лейн. В итоге Фелипе финишировал только 13-м, а в конце чемпионата ему не хватило всего одного очка, чтобы стать чемпионом мира.
Бонус: Опасность дозаправок
Третья эра дозаправок началась с серьезного происшествия на пит-лейн в Хоккенхайме в 1994 году, когда вспыхнула машина гонщика «Бенеттона» Йоса Ферстаппена. К счастью, обошлось без трагических последствий.
В последний год, в 2009-м, также произошел неприятный момент, когда на Гран-при Бразилии Хейкки Ковалайнен едва не сжег машину соотечественника Кими Райкконена.
Фото: Gettyimages.ru/Pascal Rondeau/Allsport UK, Bongarts, Clive Rose, Clive Rose
В 2009 нравилось правило, когда публиковали веса машин, можно было поприкидывать кто когда поедет на первый пит