Интригующее начало. Как новые правила обострили борьбу в ДТМ
Долгожданный старт нового сезона ДТМ должен был вынести вердикт новым правилам, которые должны были сделать гонки интереснее. И как показал первый этап в немецком Хоккенхайме, инновации достигли своей цели.
Перед началом нового сезона ДТМ главной темой для дискуссий – и среди участников, и среди журналистов, и среди болельщиков – было внедрение двух новинок, известных по использованию в «Формуле-1»: регулируемого заднего антикрыла (DRS) и более мягкого (опционального) типа шин. Как известно, в «Ф-1» эти решения до сих пор вызывают споры, поэтому организаторы самой престижной «кузовной» серии при разработке своих правил постарались учесть недостатки «королевы автоспорта». На предсезонных тестах новинки зарекомендовали себя хорошо, однако их эффективность в гоночных условиях должен был показать только первый этап в Хоккенхайме.
И новые правила достигли своей цели – борьбы и обгонов стало больше! Достаточно отметить, что в общей сложности за 42-круговую дистанцию гонщики совершили 45 обгонов – это больше, чем за две прошлогодние гонки на «Хоккенхаймринге» вместе взятые (на первом этапе сезона-2012 было зафиксировано 26 обгонов, на финальном – 13). Причем, система DRS, в отличие от «Ф-1», где она за счет аэродинамических особенностей машин с открытыми колесами дает слишком большое преимущество в скорости, не превратила обгоны в ДТМ в простые опережения на прямой.
Изменение угла атаки заднего антикрыла на разрешенные регламентом 16 градусов, как и обещали инженеры, лишь позволяло догоняющему пилоту компенсировать теряемое из-за воздушных потоков от впереди едущей машины время. Благодаря этому к точке торможения преследователь получал возможность выйти на дистанцию атаки или поравняться с соперником. В итоге в Хоккенхайме зрители увидели настоящие очные противоборства и красивые обгоны – причем эти маневры происходили не только перед шпилькой после длинной прямой, где все и использовали механизацию заднего антикрыла, но и на двух следующих более техничных секторах – на «Мерседес-Арене» и «Мотодроме», где прежде такое было большой редкостью. В минувшее воскресенье борьба кипела на каждом участке трассы на протяжении всей дистанции – то, о чем мечтали болельщики!
Введение опциональных шин и правило использования двух разных типов резины по ходу гонки, как и ожидалось, внесли существенное разнообразие в стратегию команд, Каждый гонщик теперь имеет в своем распоряжении по одному комплекту мягких сликов, который нужно использовать в гонке – при этом этот единственный комплект можно использовать дважды по ходу дистанции. После квалификации, когда по новым правилам нужно определиться, на каком типе стартовать в гонке, решения разделились примерно поровну: 10 гонщиков выбрали стандартную резину, а 12 решили провести первый отрезок на опциональной. Это вкупе с DRS также обострило борьбу на трассе.
При этом мягкие шины «Ханкук», в отличие от резиновой продукции «Пирелли» в «Формуле-1», продемонстрировали стабильные характеристики и не превратили гонку в соревнование по экономии покрышек. Так, Дирк Вернер на БМВ провел на опциональном типе 31 круг – из них только девять были быстрее 1:36, но в целом серьезного падения темпа не произошло. Это позволило немцу из команды «Шницер» осуществить впечатляющий прорыв с 20-й стартовой позиции, на которой он оказался после проваленной квалификации, на второе место и год спустя после своего дебюта в ДТМ впервые подняться на наградной подиум.
На финише Вернер уступил только одному пилоту, которому в этот день на «Хоккенхаймринге» просто не было равных – Аугусту Фарфусу. Отличный темп бразильца вкупе с верной стратегией команды «РБМ» с двумя отрезками на мягких шинах обеспечили заслуженную победу гонщику БМВ. Для Фарфуса, также начинающего свой лишь второй сезон в ДТМ, она стала второй после его триумфа на предпоследнем этапе прошлого года в Валенсии и доказала, что не зря соперники Аугусту в преддверии чемпионата называли его одним из потенциальных претендентов на чемпионство.
Мюнхенский концерн начал защиту титула с победного дубля – причем такого результата БМВ удалось добиться впервые с момента своего возвращения в ДТМ в прошлом году. В десятке сильнейших финишировали еще три гонщика на автомобилях «БМВ M3 DTM»: действующий чемпион Бруно Спенглер стал пятым, Джой Хэнд получил отмашку клетчатым флагом на седьмом месте, а Марко Виттман, прорвавшись с 21-й позиции, на которой он оказался после технических проблем в квалификации, на девятую строчку, стал лучшим дебютантом по итогам первого этапа. Итого пилоты «БМВ» набрали в Хоккенхайме 61 очко против 28 у «Мерседеса» и всего 12 – «Ауди».
Вместе с Фарфусом и Вернером на подиум первой гонки сезона поднялся Кристиан Фиторис из «Мерседеса». Для немца, за плечами которого уже два года в ДТМ, этот подиум также стал первым. Причем на пути к «бронзе» Фиторис обогнал в очной борьбе на трассе своего партнера по команде «ХВА» Гэри Паффетта, которого перед началом сезона все считали безусловным фаворитом «Мерседеса». Но если на мягких шинах британец был быстрее, то на жестких его более молодой немецкий напарник не оставил экс-чемпиону никаких шансов. И никакой командной тактики, заметьте.
Паффетт в итоге финишировал четвертым, запомнившись по ходу гонки острым соперничеством со своим главным соперником по борьбе за титул в прошлом году Бруно Спенглером и еще одним пилотом на «БМВ» Мартином Томчиком. Гонщик «Мерседеса» выиграл это сражение, но после финиша подверг канадца и немца резкой критике. Особенно досталось Томчику, маневр которого (Мартин шел перед Бруно и Гэри и после шпильки попробовал помочь своему партнеру по «БМВ», притормозив на прямой британца) он назвал «идиотским» – видимо, еще свежо в памяти их столкновение прошлогоднем этапе в Зандфорте, стоившее Паффетту важных очков в чемпионате (их то в итоге и не хватило для итоговой победы)…
Для «Ауди» первая гонка принесла разочарование, хотя начинался уик-энд для «Четырех колец» очень неплохо. В квалификации ингольштадтцы праздновали успех – Тимо Шайдер вместе с командой «Абт» лучше всех справился со сложными условиями подсыхающей трассы и завоевал 11-й в карьере поул. На старте немец сохранил первую позицию, но когда после трех кругов у Фарфуса по правилам появилась возможность использовать DRS, он вынужден был уступить лидерство бразильцу, а решение не остановиться в боксы на первый пит-стоп сразу после появления на трассе машины безопасности перечеркнула шансы двукратного чемпиона на подиум. Тактическая ошибка отбросила Шайдера на 19-е место, откуда он сумел пробиться на шестое место, став лучшим гонщиком «Ауди» на финише.
Помимо Шайдера, в очках из гонщиков ингольштадтской марки финишировал только Майк Роккенфеллер, ставший восьмым. Троим из восьми пилотов «Ауди» из-за до финиша добраться вовсе не удалось: на машине Адриена Тамбэ, выкрашенной в цвета фильма «Железный человек 3», произошел пожар в самом начале, а Маттиас Экстрем, потеряв капот, умудрился столкнуться со своим партнером Эдуардо Мортарой, вскоре после чего оба вернулись в боксы. А Джейми Грин, Мигель Молина и Филипе Альбукерк после разного рода трудностей закончили гонку в конце пелотона. Словом, новый сезон, несмотря на успех в квалификации, начался для «Ауди» сложно. Утешением для поклонников ингольштадтской марки может служить тот факт, что на финальном отрезке Шайдер уступал в скорости только Фарфусу – и если бы не досадная оплошность команды, вполне мог стать вторым…
Отличное впечатление произвели в Хоккенхайме юниоры «Мерседеса». Паскаль Верляйн, в 18 лет ставший самым молодым гонщиком за всю истории ДТМ, показал в квалификации восьмой результат (во втором сегменте на его счету и вовсе было лучшее время!), а в своей дебютной гонке за счет длинного первого отрезка мягких шинах на протяжении 18 кругов возглавлял пелотон! Правда, после перехода на стандартную резину он и его партнер по команде «Мюкке» Даниэль Хункаделья, который тоже отметился на первой позиции, не смогли поддерживать такой же темп и в итоге завершили гонку на пороге первой десятки, уступив в борьбе за последнее очко на финише другому мерседесовцу Роберто Мери. Для начинающего свой второй сезон в ДТМ испанца оно стало первым в карьере.
Другой новичок ДТМ – экс-пилот «Формулы-1» Тимо Глок – стал героем и неудачником гонки одновременно. Стартовав 15-м, немец за рулем своей желтой «БМВ» начал постепенно прорываться наверх и за счет оттянутого первого пит-стопа даже вышел было на третье место, но затем ошибся в повороте «Закс», попылил по гравию, потеряв несколько позиций и испортив мягкий комплект шин. Последовавшая же вскоре остановка в боксах стала роковой для Глока. Плохо закрепленное механиками новой команды «МТЕК» правое заднее колесо отлетело от машины на подходе к скоростной «Параболике» – лишь чудом Тимо сумел избежать аварии, но все же вынужден был завершить первую гонку в ДТМ досрочно. Тем не менее, дебют оставил позитивные впечатления и наверняка добавил самому гонщику, которого по ходу уик-энда пришел поприветствовать в боксы «БМВ» трехкратный чемпион «Ф-1» Себастьян Феттель, уверенности.
Еще одним неудачником гонки стал Роберт Уикенс – бывший чемпион Мировой серии Renault впервые попал в финальный сегмент квалификации, а в гонке шел на пятой позиции, когда на его «Мерседес» «закусило» дроссель…
Первый этап ДТМ 2013 года в Хоккенхайме оправдал ожидания болельщиков и закрутил интригу. Даже сейчас у чемпионата нет явных фаворитов, а с новыми правилами, как показала прошедшая гонка, шансы на подиум есть даже у стартующих из задних рядов пилотов. Нас ждет исключительно захватывающий сезон, второй этап которого пройдет уже в следующие выходные в британском Брэндс-Хэтче. Затем борьба 22-х гонщиков на «Ауди», «БМВ» и «Мерседес» продолжится в австрийском Шпильберге, немецких Лаузице и Нюрнберге, а в первые выходные августа лучшая «кузовная» серия планеты приедет в Россию – шестой этап чемпионата, который откроет вторую половину нынешнего сезона, состоится на трассе Moscow Raceway. Нет сомнений, что зрителей на трибунах подмосковного автодрома ждет захватывающее зрелище!
P.S.: А в ожидании продолжения этого захватывающего сериала предлагаю еще раз пережить все перепетии первого этапа на «Хоккенхаймринге» – эта гонка стоит того, чтобы пересмотреть ее в записи!
Следуйте за мной на twitter.com/s_bednaruk