9 мин.

Новый суперболид «Формулы E» – с беспроводной зарядкой и разгоном до сотни за 1,8 секунды! Конкурент «Ф-1»?

Главная электрическая серия мира «Формула Е» показала гоночную машину на сезоны с 2026-го по 2030-й. И... есть на что посмотреть.

Болид станет мощнее, больше и тяжелее, чем его предшественник, Gen3. Gen4 уже протестировали на треке, и он проехал почти 8000 километров.

Одна из ключевых особенностей: Gen4 будет работать в режиме постоянного полного привода. В нынешней версии такая возможность активируется только в дуэльной фазе квалификации, на старте гонки и в режиме атаки.

Максимальная мощность увеличится с 350 кВт до 600 кВт (или 815 л.с.), а рекуперация энергии – с 600 кВт до 700 кВт. Максимальная скорость – 320 км/ч, а разгон от 0 до 100 км/ч произойдет за 1,8 секунды, что на 30% быстрее, чем у болида «Ф-1». Обещают, что с круга новое поколение снимет до десяти секунд. Эффективность двигателя будет почти 100%, а регенерация энергии составит 40%.

Болид нового поколения на 520 мм длиннее Gen3 Evo, имеет колесную базу 3080 мм по сравнению с нынешними 2705 мм и ширину 1800 мм вместо 1707 мм.

И не забываем про Pit Boost – быструю зарядку, которая будет еще быстрее. Хотя конкретные данные по новой модели пока не раскрываются. Пока технология подзарядки обеспечивает 10% прироста энергии (9,85 квт-ч) и всего за 30 секунд заполнит батарею на оставшуюся часть гонки. Такая скорость обусловлена законами физики: безопасно поместить определенное количество энергии можно за такое количество времени.

Вот как выглядел первый быстрый пит-стоп для болида нынешней спецификации Gen3 Evo на Гран-при Саудовской Аравии 2025 года. Нам в режиме реального времени показывали, насколько мгновенно у гонщиков заряжалась машина для продолжения борьбы. А ведь не так давно пилотам приходилось перебегать из одного авто в другой!

Характеристики Gen4 выведут «Формулу E» на второе место в списке главных гоночных серий мира

Другие важные изменения – двухступенчатый аэродинамический пакет, а также больше свободы для команд в отношении дифференциальных систем. В теории они заинтересуют автопроизводителей, так как откроют дополнительные возможности для развития шасси.

Но по совокупности характеристик получается полноценная серия №2 по скорости и технологичности после «Формулы-1».

После того, как завершат первоначальные испытания прототипа, каждая команда-участник получит собственный образец. Позже машины подвергнутся реальным испытаниям. Один из ведущих инженеров «Формуле Е» в интервью The Race объяснил, почему все работает именно так:

«Прототип никогда не проходит через достаточно жесткие испытания, поскольку люди, которые его тестируют, никогда не будут подвергать его таким тяжелым нагрузкам, как это делают команды. Так было при проверке Gen3: сперва было все в порядке, а затем начали возникать проблемы, ведь производители использовали различные компоненты».

Генеральный директор «Формулы E» Джефф Доддс также подтвердил, что много что происходит в момент, когда новые модели попадают в руки командам.

«Как мы знаем, [производители] берут что-то блестящее и делают это сверхзвуковым. Поэтому мы с нетерпением ждем реакции на эту машину, когда она выйдет на трассу, и рады поделиться этим с вами и со всеми остальными».

По умолчанию четвертое поколение болидов традиционно вводят на четырехлетний цикл правил. Но это не жесткое ограничение, которое не может измениться. Вполне вероятно, что Gen4 просуществует дольше или эта модель ускорит эволюцию и появление уже пятого поколения.

«Если бы у нас была готова твердотельная батарея или химический состав элементов достиг такого уровня, что мы бы сказали: «Вау, мы этого хотим», мы могли бы запустить автомобиль Gen5 через два года после Gen4. Или мы бы перешли на слик-шины, или изменили шасси. Важно понимать, что четырехлетний цикл неизбежен».

Директор ФИА по автоспорту Марек Наварецки рассказал, что в новом поколении электроболидов ставку делали на эффективность.

«В новом поколении автомобилей вы заметите значительные улучшения в системах контроля тяги, торможения и других функций, что сделает их еще более эффективными. Однако основными критериями останутся соотношение производительности и надежности, а также энергоэффективность».

Когда ФИА вместе с производителями определяла, какими характеристиками должен обладать Gen4, то ключевыми признали элементы «дорога – трасса» и наоборот. «Ягуар», «Стеллантис», «Ниссан» и «Порше» имеют в своем ассортименте большой выбор автомобилей, поэтому было очень важно, как эта технология будет восприниматься на трассе и, наоборот, на дороге.

«В массовом производстве электромобилей все больше внедряют системы управления, – отметил Винсент Гайардо, технический руководитель проекта Gen4 ФИА. – Поэтому производителям предоставили свободу в использовании контроля тяги, распределения крутящего момента, ускорения и торможения».

Все это полностью открыто. Что касается дифференциала спереди, у нас есть компонент поставщика, сзади он полностью открыт, но мы снова решили перейти к тем же правилам с активным дифференциалом, где привод находится в FPK [передний комплект силовой передачи, который поставляется Marelli], но контроль давления и работы находится под ответственностью производителя или команды.

Это сделано для того, чтобы обеспечить этим авто максимальную производительность в поворотах, вращении, ускорении и торможении, чтобы показать, как легко реализовать такую вещь на электромобиле».

Болид стал больше, но есть проблема: некоторые трассы слишком узкие. Что с этим будут делать?

Наварецки считает, что никаких серьезных проблем, связанных с увеличившимися размерами машин Gen4, не будет. Во время разработки нового поколения это явно принимали во внимание, плюс практически все трассы достаточно гибкие для изменений.

«Мы уже провели полную оценку трасс, как существующих, так и тех, на которых, возможно, сможет выступать «Формула E». Конечно, мы должны учитывать более высокую скорость, которая напрямую связана с большей потенциальной энергией в случае любого столкновения. Но все эти аспекты уже оценил наш отдел безопасности.

Стандарты очень строгие. У нас уже есть стандарт для уличных гоночных трасс, как в случае с Монако, «Формулой-1» и многими другими уличными трассами, предназначенными для этого типа авто.

Я бы сказал, что мы не видим в этом серьезных препятствий. Вероятно, на некоторых трассах нам придется внести некоторые изменения по сравнению с текущим дизайном трассы. Но в дизайне, связанном с безопасностью, серьезных изменений не будет».

Первое групповое тестирование для зарегистрированных производителей «Формулы E» — «Порше», «Ниссана», «Ягуара», «Стеллантиса» и «Лолы» —– состоится на следующей неделе в испанском Монтебланко. 

Первые отзывы о новом поколении – вау. Сравнения с «Ф-1»!

В июле, во время одних из первых испытаний болида «Формулы Е» нового поколения, тест-пилот и гонщик развития серии Джеймс Росситер был настолько доволен разработкой, что поделился восхищенными отзывами с владельцем «Лолы» Тиллем Бехтольсхаймером.

«Он буквально влюбился в эту машину, – вспоминает Бехтольсхаймер. – Его глаза светились радостью, когда он говорил о том, насколько захватывающим было управление и какая она быстрая. Было очевидно, что это не просто слова.

Он рассказал о планах установить активные дифференциалы спереди и сзади, а также электронную тормозную систему. Все эти инновации должны были стать частью новой линейки производителя.

Бехтольсхаймер также отметил, что для этой машины можно создать множество инженерных инструментов. Она похожа на чистый лист, и в некоторых аспектах почти не уступает лучшим решениям, которые используют команды «Ф-1».

Удалось ли создать серьезного конкурента для «Формулы-1»?

Альтернатива «Ф-1»? Получится переманивать гонщиков?

Генеральный директор «Формулы Е» Джефф Доддс верит в свою серию и болид нового поколения. По его словам, он будет настолько хорош, что магнитом приманит гонщиков из других видов автоспорта:

«Мы открываем новую главу — историю с почти удвоенной мощностью, значительно более быстрыми кругами, разными уровнями прижимной силы, постоянным приводом на все колеса и 800 лошадиными силами. Мы хотим, чтобы люди по-настоящему вдохновились тем, что их ждет.

Я считаю, что некоторые гонщики, которые раньше, возможно, не придавали большого значения Формуле E, теперь могут взглянуть на Gen4 и сказать: «Мне это нравится. Я уверен, что есть много талантливых пилотов, которым может понравиться идея нового этапа карьеры и шанс оставить свое имя в истории «Формулы E».

До сих пор в среде гонщиков довольно громки разговоры о том, следует ли отказаться от мечты гонять в «Ф-1» и в какой момент это стоит сделать. Вполне вероятно, что в какой-то момент самая быстрая серия перестанет быть единственным привлекательным местом для продолжения карьеры.

Некоторые гонщики, такие как Ромен Грожан и Кевин Магнуссен, покидали «Формулу-1», но затем возвращались. Однако для молодых пилотов, таких как Джек Дуэн или Чжоу Гуаньюй, получить второй шанс маловероятно. Многие из тех, кто сейчас выступает в «Формуле-1», вряд ли задержатся надолго. Например, Себастьян Буэми и Жан-Эрик Вернь, осознав свои перспективы, перешли в «Формулу Е». Оба стали чемпионами, а Вернь даже дважды.

Большие амбиции и практичность редко сочетаются в автоспорте. Но вряд ли Паскаль Верляйн или Антониу Феликс да Коста, которые перестали бороться за «Ф-1», сказали бы, что сейчас они несчастливы.

При этом «Формула E» развивается неравномерно. Промоутеры утверждают, что сейчас она на подъеме, но популярность гонщиков и их активность в соцсетях не растут. Возможно, «Формула-1» отнимает всю аудиторию? Теперь есть шанс сравнить их на равных.

Телеграм-канал автора блога

Что еще почитать про «Формулу Е»?

Фото: fiaformulae.com; IMAGO/THOMAS FENETRE, Panoramic/Keystone Press Agency/Global Look Press