Трибуна
9 мин.

Шеф «Феррари» препарирует проблемы: урон от прессы, страдания Хэмилтона, слабости болида «Ф-1»

Весной и в начале лета руководитель Скудерии пережил несколько непростых месяцев, но в последнее время дела явно пошли в гору: после дебюта нового днища в Сильверстоуне и новой подвески в Спа машина прибавила, Шарль Леклер в Венгрии завоевал поул, а с самим Вассером продлили контракт. 

Фредерик Вассер

Тем не менее, главная задача – выиграть чемпионат, снова не выполнена, и в этом году уже вряд ли может быть достигнута. А в следующем году вступает в силу новый регламент, и все придется начинать с нуля. 

Фредерик Вассер – о том, что происходит в команде, и почему никак не удается выйти на чемпионский график.

– Ваш контракт был продлен после долгого периода неопределенности. Насколько спокойнее вы теперь можете работать?

Васcер: Эту неопределенность вызвали слухи. И их распространял не я, а СМИ. Ни «Феррари», ни я ничего не говорили. Но сегодня подобного рода «шума» не избежать. Я не хочу всех журналистов грести под одну гребенку, но с появлением интернета статьи стали куда более агрессивными. Это следствие давления – погоня за кликами. Когда эти слухи впервые появились в Канаде, я действительно разозлился, потому что они зашли слишком далеко.

Моего технического директора Лоика Серра обвинили в том, что он плохо работает. Но машина 2025 года была практически готова еще до того, как Лоик к нам присоединился (в октябре 2024-го). С Шарлем Леклером было то же самое: некоторые регулярно писали, что он уходит в «Мерседес». Никого не интересовало, что он постоянно подтверждал наличие долгосрочного контракта с «Феррари». Это влияет на команду. В Италии люди реагируют эмоциональнее. Без этого шума мои переговоры с «Феррари» прошли бы куда быстрее.

– Навредило ли это «Феррари»?

Васcер: Речь тут не обо мне. Такие вещи могут приводить к тому, что люди в команде теряют концентрацию. Посмотрите на «Ред Булл» и то, что там происходило в последние недели – было столько слухов вокруг Ферстаппена. А сила «Макларен» в том, что им удалось держаться в стороне от всех этих историй и потрясений. Поэтому я и объявил о подписании Льюиса [Хэмилтона] еще до начала прошлого сезона. Если бы я сделал это между Имолой и Монако, многие впали бы в панику. А так Карлос [Сайнс] с самого начала все знал и успел переварить ситуацию до старта сезона. Его фокус оставался на работе.

– Во второй половине прошлого сезона «Феррари» и «Макларен» были примерно равны. Теперь это уже не так. Это «Макларен» стал лучше или «Феррари» хуже?

Васcер: В последние три-четыре уик-энда мы смогли сократить отставание до двух десятых. В начале сезона у нас было много проблем с работой на трассе: проблемы с качеством, потом дисквалификации. Мы немного потеряли нить. Тут все зависит от деталей, и квалификация в Будапеште – хороший пример. Стоит сосредоточиться не на том, и ты сразу сильно теряешь. Если бы Шарль проехал на две десятых медленнее, он был бы шестым, а не первым. Очень трудно в каждый отдельный момент понять, на чем именно нужно сосредоточиться, чтобы быть быстрым.

Шарль Леклер в Венгрии

– В этом году «Феррари» пошла на самые большие изменения машины по сравнению с прошлым сезоном. Не привело ли это поначалу к потерям?

Васcер: Это было правильное решение. Но в начале сезона нам пришлось учиться адаптировать машину к новой архитектуре.

– Чего вам не хватает, чтобы догнать «Макларен»?

Васcер: Машина «Макларен» великолепна в работе с шинами, особенно на мокрой трассе или в жару. Нас немного выбили из колеи дисквалификации [в Китае]. После этого нам приходилось оставлять запас по клиренсу. А все знают, что эти машины крайне чувствительны к высоте дорожного просвета. Каждый миллиметр – это позиция на старте. Если нет полного контроля над высотой подвески, страдает конкурентоспособность. Решая эту проблему, теряешь фокус на других вещах: подготовке шин к квалификации, прогревочных кругах и т.д.

– С какими ограничениями «Феррари» пришлось мириться в начале сезона?

Васcер: Все крутится вокруг стабильности аэродинамической платформы. Уже два года мы гораздо больше внимания уделяем управляемости и предсказуемости машины, нежели чистой прижимной силе. Нужно убрать колебания прижимной силы, возникающие при поворотах колес, крене или клевке машины. Самый большой шаг в этом направлении мы сделали в Монце в прошлом году. Тогда пилот может выжать больше из пакета. Если он не уверен в том, как поведет себя машина, то оставляет слишком большой запас.

– Умение «Макларен» работать с шинами они сохранят и в сезоне-2026. Это вас беспокоит?

Васcер: Мы все изо всех сил пытаемся понять, что можно перенести в 2026 год. Это касается подвески, тормозной системы. Только аэродинамику перенести невозможно. Ноль. Разве что общий подход: важна управляемость. Там могут возникнуть перепады нагрузки при смене моторного режима. Не случайно многие команды в этом году инвестировали в подвески: «Макларен», «Мерседес», мы. Все, что мы при этом узнаем, может пригодиться в следующем году.

Шарль Леклер в Спа

– Установка anti-lift на задней оси оказывается большое влияние. И тот, кто спланировал это заранее, имеет преимущество. Как  с этим у «Феррари»?

Васcер: Для нас это стало шагом вперед. Я бы сделал его раньше. Но такие серьезные изменения посреди сезона никогда не столь же эффективны, как изначально заложенные. Цена, которую ты вынужден платить за это – больший вес, аэродинамические потери и изменения в динамике. Мы строили машину под другой тип подвески. Когда мы привезли новую заднюю ось в Спа, я нервничал: это был спринт-уик-энд, нужно успеть опробовать все типы шин, а времени на настройки подвески почти нет. В итоге все прошло неплохо. Мы использовали спринт как тесты.

– Насколько сложно найти правильный тайминг для выпуска машин в квалификации?

Васcер: Это невозможно сделать. Отрывы крайне малы. У всех разная стратегия прогрева шин, и редко удается идеально вывести их в рабочее окно. То в трафике застрянешь, то на выезде из боксов придется слишком долго ждать – тогда мотор перегреется или шины остынут. Худший сценарий – если в начале круга шины еще не в рабочем окне по температуре. Тогда машина скользит, и они слишком сильно перегреваются. Каждый раз тебе кажется, что теперь-то ты понял, как подготовить шины, а потом выясняется, что нет.

– Почему Льюису Хэмилтону так трудно?

Васcер: Часто это просто обстоятельства, и Льюису в последнее время не везло. В Будапеште он в Q1 был впереди Шарля, а в Q2 проиграл всего одну десятую. Для прохода в финал ему не хватило 15 тысячных. В итоге один – первый, другой – двенадцатый. Выглядит глупо, но разница минимальная. Ретроспективно я должен признать, что мы с Льюисом недооценили переход в другую среду. Он 18 лет провел в одной и той же системе – «Макларен» и «Мерседес» можно считать «одним домом». Английская команда, та же моторная среда.

Между «Феррари» и «Мерседесом» разница больше, чем между «Мерседесом» и «Маклареном». Когда Льюис пришел в «Феррари», мы наивно думали, что он все будет контролировать. Но он не Карлос Сайнс, который каждые пару лет меняет команду и привык к этому процессу. Льюису понадобилось 4-5 гонок, чтобы взять ситуацию под контроль. С Гран-при Канады он уже идет по плану.

– Что вы можете сделать, чтобы Хэмилтон чувствовал себя комфортно?

Васcер: Сохранять спокойствие. Отталкиваться от того, что первый шаг уже сделан. Не позволять себя сбить таким вещам, как в Будапеште. Льюис очень самокритичен и всегда впадает в крайности. Иногда слишком жестко оценивает машину, иногда – себя. Он хочет максимум от себя и от команды. Нужно его успокоить и объяснить: в Q2 он был всего на десятую медленнее того, кто потом взял поул. Это не катастрофа.

Но сообщение, которое он посылает вовне, только усугубляет ситуацию (Хэмилтон в интервью после квалификации в Венгрии назвал себя бесполезным и посоветовал команде сменить гонщика). Обычно он так говорит только прессе, а на брифинге уже спокойнее. Это его стиль. Для меня это не проблема. Он многого требует – от других и от себя. Но с этим я могу жить. У меня был Нико Хюлькенберг в «Формуле-3» – такой же. Требовал очень многого, но и сам всегда выкладывался.

Льюис Хэмилтон

– Разница между Леклером и Хэмилтоном – только в деталях?

Васcер: Мы решаем проблемы шаг за шагом. Они не огромные, просто выглядят так. Если тормозная система не такая, как хочет пилот, то он теряет полдесятые. Снаружи трудно сразу понять, где именно он их теряет. Но такие минимальные различия могут разрушить весь уик-энд. Это разница между Q2 и Q3. Льюис иногда преувеличивает проблемы, которые чувствует. Команда пытается отреагировать, и все бросаются решать именно это.

– Эти машины с граунд-эффектом требуют особого стиля пилотирования. Может быть, Хэмилтону с этим трудно?

Васcер: Думаю, нет. Пока было «дельфинирование», возможно. Но сейчас мы держим это под контролем.

– Насколько «Феррари» близка к вашему идеалу?

Васcер: Если я когда-нибудь подумаю, что мы достигли цели, это будет начало конца. В «Макларен» работают потрясающе. Но и у них нет «секретного оружия», которое дает три десятые преимущества. У них есть десять мелочей, каждая из которых дает по 0,02 секунды. Мы должны продолжать подход «улучшать все в комплексе». Было бы наивно думать, что одна личность принесет чудо. Чудес не бывает. Но мы на правильном пути.

– Полгода назад вы беспокоились, что в 2026 кто-то может сильно вырваться вперед. Сейчас вы думаете так же?

Васcер: Никто не может предсказать, что произойдет при такой реформе правил. Никто в 2009-м не ожидал, что «Браун» с двойным диффузором уедет от всех на четыре десятые. И это была команда «из ниоткуда». На этот раз изменения еще больше: шасси, мотор, топливо, шины, спортивный регламент. В каждой области можно найти решающий фактор. По моторам нас ждет новая задача: сейчас главное – мощность, а в следующем году – управляемость. Один мотор может быть хорош в Монце, другой – в Монако или Будапеште. Почти как раньше, когда турбо сражались с атмосферниками.

– И будет важно быстро реагировать на разработки?

Васcер: Надеюсь, да. В реагировании мы хороши. А неопределенность делает следующий сезон захватывающим для зрителей. Допустим, кто-то найдет полсекунды за счет лучшего использования шин или лазейки в шасси. Тогда будет трудно компенсировать это только мотором.

Источник – Auto Motor und Sport.

Автор блога – комментатор «Формулы-1» на телеканале Setanta Sports. Подписывайтесь на его телеграм-канал.

Фото: пресс-служба «Феррари».