18 мин.

Что случилось на Гран-при Монако: как командная тактика аутсайдеров превратила гонку в клоунаду?

Все обгоны и быстрые мысли.

Середина первого европейского турне выпала на Гран-при Монако – самый престижный и необгонный этап года. Тут физически сложно опережать соперников на треке, потому что огромные современные болиды и без того с трудом влезают в узкие улочки и смены направлений в резких поворотах.

Перед заездом в Монте-Карло командам не приходится страдать от длинных и трудных перелетов, а половина пилотов и так живет именно здесь – для них Гран-при фактически домашний, они спят в своих постелях и идут на заезды пешком (или пользуются велами).

Зато для инженерного штаба Монако – традиционный вызов: и в смысле расчета стратегии для правильного момента пит-стопа, и по настройкам болида, и по адаптации техники к самым резким поворотам. Да, для Монте-Карло фактически производят подвески с уникальными свойствами – особой возможностью поворота колес: ведь только здесь нужно вращать руль на такой большой градус. Раньше для Монако вообще выпускали особенные подвески, но сейчас, с потолком расходов, их используют еще на паре медленных и городских треках.

Однако именно пилотажный фактор становится даже важнее – ведь из-за медленного характера трека здесь любой даже «быстрый» поворот на самом деле «средний» по меркам «Ф-1». А именно в медленных и техничных мастерство гонщиков дает наибольшую разницу.

Чем же славится трек Монте-Карло, кроме узости, близких барьеров и затяжных крутых поворотов?

Высокие городские поребрики – они нивелируют фишки продвинутой «антикивковой» подвески «Макларена», гарантирующей «оранжевым» буст прижимной силы;

Низкий износ любых покрышек из-за медленного и ненагруженного характера трека – здесь редко кто-то сталкивается с перегревом из-за жары;

Очень переменчивая погода сбивает стабильность у уязвимых к ветру машин. Дождь же вообще обычно помогает конкурентам фаворита в этом сезоне – Ферстаппен на мокром треке выглядит непобедимым;

Но особенно важными стали физические изменения – почти на всей дистанции трека положили новый скользкий асфальт. А еще для создания новых возможностей для обмена позициями и стратегических шахмат на Гран-при дебютирует правило двух обязательных пит-стопов.

«Пирелли» даже разработал особенный сверхмягкий состав С6 – но все равно оценка трека от шинного поставщика подчеркивает, насколько уровень машины здесь меньше вклада пилота.

Уровень нагрузки на шины – 1 из 5. Cам по себе асфальт достаточно скользкий – 2 из 5 по зацепу. Механическое сцепление при этом только 2 из 5.

● Зато эволюция – «ускорение» благодаря накату круг от круга – 5 из 5. Такие же показатели – для уровня нагрузок при разгонах, и требования к прижимной силе.

● Зато нагрузки на торможениях – 1 из 5, а все типы перегрузок – 2 из 5. И распределены относительно равномерно – сильнее всего страдает только задняя левая шина.

Она, тем не менее, не так важна для направления болида в повороты – здесь главное не добить передние.

***

Главный элемент адаптации машин в таких условиях, помимо изменений в подвесках, – огромные задние антикрылья. Скудерия вообще привезла прошлогоднее – 2024 года – чтобы победить нехватку прижима и нестабильность в задней части.

«Макларен», помимо заднего антикрыла, привез еще две версии балочного крыла разной степени нагруженности, а также расширенные передние тормозные воздуховоды – на случай долгих кругов в грязном воздухе. Изменения такого же типа – у «Рейсинг Буллз», «Уильямса» и «Заубера»;

● У «Ред Булл» такие же изменения. Но еще Ферстаппен получил новую турбину и гибридную части. Цунода сразу признал: из-за аварии на предыдущем этапе в Имоле он получил старое днище, поскольку новых запчастей не хватило. В итоге его «Ред Булл» – менее управляемый и нагруженный, чем у напарника;

«Астон Мартин» привез детали для большей аэронагрузки под трек, но еще добавил закрылков и туннелей в задние тормозные воздуховоды;

«Феррари» привезла только твики для трека, как и «Альпин» (только Колапинто получил новый кинетический гибридный рекуператор), и «Хаас».

Только «Мерседес» решил обойтись вообще без новых деталей и приехал с тем же пакетом, что и в Эмилии-Романье.

*** 

Практики постоянно прерывались желтыми и красными флагами: гонщики искали пределы возможного для нынешних болидов и новых шин С6, ведь в нынешней суперплотной «Ф-1» даже 0,2 секунды могут отбросить из топ-5 за пределы топ-10. Особенно опасной выглядела авария Хэмилтона в конце третьей практики – он разбил всю правую часть болида, и Скудерия сменила ему носовой обтекатель, переднее антикрыло, переднюю подвеску и всю заднюю часть с коробкой передач. По сути, квалификацию Льюис начал на новой свежесобранной машине.

Но в тренировках потому многие быстрые попытки срывались, как и гоночные отрезки, – даже примерные ориентиры темпов одного круга и длинных отрезков остались весьма приблизительными. В главный отчетный квалификационный период играть в стратегическое самосдерживание не представлялось реальным. 

Прежде всего во время практик проявился провал плана по повышению зрелищности и скорости Гран-при через особый супермягкий состав С6 для Монако и подобных треков. Из-за нехватки тестов команды просто не разобрались, как его «включать», – и оказалось, что известные составы С5 («софт» на обычных трассах, «медиум» – здесь) не медленее. «Хаас» даже вновь опробовал более жесткий комплект С4 («медиум» обычно, «хард» здесь) на быстром круге – и вновь его примеру последовали несколько команд, как и на предыдущем Гран-при в Имоле. Тогда такой подход помог «Мерседесу» и «Астон Мартин» квалифицироваться сильно выше ожидаемого.

В самой квалификации же парад блокировок и аварий продолжился. Антонелли разбил машину о барьеры в конце первого сегмента, Хэмилтон заблокировал Ферстаппена, а болид Расселла отключился в туннеле из-за сбоя аккумулятора уже во втором сегменте. В итоге же несмотря на постоянное доминирование Леклера и «Феррари», поул на ленточке с рекордом круга и минимальным отрывом забрал Норрис – вспомнил, наконец, как собираются идеальные круги!

Время Норриса зафиксировало новый рекорд трассы Монако всех времен.

***

Оценка поведения шин в практиках и квалификации вместе с правилом двух обязательных пит-стопов сорвала даже приблизительный расчет быстрейшей стратегии. Сам поставщик резины «Пирелли» открыто признался: стартовать можно на чем угодно, случиться может что угодно!

Все из-за минимальной разницы в тормозном пути со 150 км/ч на всех отрезках: «софт» выигрывает у «медиума» мизерные 0,7 метра и только 2,5 метра – у «харда».

Износа с круга тоже словно не существовало – 0,05 секунды у «софта», 0,035 секунды у «медиума» и 0,01 секунды у «харда». Теоретически всю дистанцию можно проехать на одном комплекте, а потому первые пит-стопы вероятны хоть на первых же кругах – для самой длинной «подрезки» в чистом воздухе. Разница в скорости между комплектами тоже некритичная: желтые ободы проигрывают красным только до 0,1 секунды на круге,  а белые – около 0,35 секунды.

Особенно с учетом наименьшего влияния автомобиля безопасности на чистое время пит-стопа по сравнению с обычной остановкой в боксах: 14,4 секунды против 19,4 секунды. 5 секунд – наименьшая разница во всем календаре, а вероятность выезда сэйфти-кара – 43% (при виртуальном СК и красных флагах – 29%). В чистом воздухе отыгрывать такое может быть даже проще.

Прогноз погоды же тоже не обещал влажных сюрпризов – но и жару первоначально в планы тоже не закладывали: +19 градусов по Цельсию и облачность.

***

Стролл получил позицию штрафа за аварию с Леклером еще в самом начале первой практики, и затем еще три позиции за блокировку Гасли в квалификации. Бермэна наказали на 10 мест за обгон в режиме красных флагов. Сайнса и Колапинто простили за то же нарушение. Хэмилтон тоже получил три позиции штрафа за помеху Ферстаппену.

И стартовые комплекты показали, какой планируется стратегический разнобой: от прикатанного «софта» до свежего «харда»...

Лоусон – изношенный на 6 кругов «софт», Цунода – свежий, Гасли – прикатанный на 6 кругов «медиум», у Албона – проехавший 4 круга, у остальных – относительно свежий. Причем с Лоусоном команда попыталась обмануть соперников: прямо перед стартом ему сменили состав на желтые ободки.

Ход гонки:

● Норрис с огромной блокировкой и дымом из-под колес едва удержал лидерство в гонке!

● И Бортолето уехал в барьер в середине первого же круга! Цунода, Берэмн, Гасли заехали в конце первого круга, пока включали режим виртуального автомобиля безопасности.

● Рестарт на 5-м круге – и тут же Норрис и Леклер оторвались от Пиастри на 5 секунд. Заехавшие на пит-стоп отставали от пелотона только на 6 секунд.

● На 8-м круге Бермэн из группы остановившихся нагонял пелотон с темпом на 3 секунды с круга быстрее лидера Норриса. 

● На 9-м круге Гасли разбил переднюю часть болида о «Ред Булл» Цуноды! Ему приказали остановиться, вывесили двойные желтые флаги, но Пьер дотянул до боксов – потому что тормоза не работали нормально! 

● На 11-м круге вернули гоночные условия, но закрыли въезд на пит-лейн. Закрытый режим продлился до 12-го круга.

● На 15-м круге Аджар, Колапинто и Хюлькенберг тоже побывали в боксах. Цунода и Бермэн перепрыгнули всех, кроме Аджара – его «Мини-РБ» осталось 8-й. Лоусон отлично затормозил пелотон – темпом на 3 секунды медленнее остальных. 

● На 17-м круге в боксы заехали Алонсо с Оконом – вернулись между Аджаром и Лоусоном.

● Стролл заехал на пит-стоп на 19-м круге – и Бермэн тут же взял и вторую остановку. Тут же в боксах побывал и Хэмилтон – вернулся 5-м, впереди Аджара. Его стратегия пересиживания сработала. 

● Норрис заехал в боксы на 20-м круге и вернулся 4-м – впереди Хэмилтона. Торможение пелотона Лоусоном ради Аджара спасло всех впереди и обессмыслило правило двух пит-стопов.

● Аджар тоже подхватил вторую остановку уже на 20-м круге и вернулся вновь 8-м.

● Пиастри заехал в боксы на 21-м круге «для обгона Леклера», но его обслужили на 2 секунды дольше обычного! 3,8 секунды – кошмар для оранжевой команды.

● Леклера обслужили за 2 секунды на 23-м круге – Норрис вернулся впереди Шарля, но Пиастри остался позади. 

● На 25-м круге новые правила окончательно обессмыслились – поскольку любые желающие выйти из паровозика Лоусона через пит-стоп просто попадали бы в следующий паровозик Цуноды. Командная тактика развалила всю логику двух пит-стопов. 

● Бортолето и Колапинто тоже побывали на втором пит-стопе на 28-м круге.

● На 29-м круге все перешли на тактику вроде Аджар-Лоусон: Сайнс начал тормозить пелотон ради Албона, Цунода – ради Ферстаппена. Макс заехал в боксы на 29-м круге и вернулся 4-м. Как и Окон – на второй пит-стоп.

● Лоусон заехал на первый пит-стоп только на 33-м круге и вернулся 10-м – даже не в хвосте. Албон побывал в боксах на 34-м круге и вернулся позади Лоусона.

● На 35-м круге мотор Алонсо начал терять мощность. 

● На 38-м круге мотор на болиде Алонсо окончательно сварился – «Астон Мартин» сошел.

 ● На 42-м круге Албон и Лоусон сразились в боксах за 8-е место во время второй остановки – и болид «Рейсинг Буллз» остался впереди.

 ● На 44-м круге Албон и Сайнс поменялись позициями – Алекс заступил на роль сдерживающего пелотон.

● Пиастри тем временем на 45-м круге опять чуть не убрал машину в барьеры – как несколько раз в квалификации, практиках и первой фазе гонки. 

● На 49-м круге Оскар заехал и на второй пит-стоп – вернулся позади Ферстаппена 4-м. 

● Леклера обслужили на 50-м круге в ответ на шаг «Макларена» – и Шарль вернулся впереди Пиастри с преимуществом в 9 секунд. 

● На 51-м круге «Макларен» обработал и машину Норриса – вернулся 2-м. Сайнс остановился в первый раз – и остался 9-м. Расселл тем временем обогнал Албона за пределами трека и оказался 10-м.

● На 53-м круге Расселлу прилетел штраф в виде проезда по пит-лейн за обгон со срезкой – ведь он по радио сказал, что «примет наказание, ведь Албон пилотировал неаккуратно». И тут же Антонелли повторил маневр Джорджа – но сразу вернул позицию. 

● Сайнс заехал на второй пит-стоп на 56-м круге, Расселл параллельно отбыл штраф – Карлос вернулся 9-м, Джордж – 10-м.

● На 57-м круге Хэмилтон заехал на второй пит-стоп и вернулся 5-м – перед Аджаром. Топ-5 оторвался от 6-й позиции почти на круг.

● На 63-м круге Ферстаппен оторвался от Хэмилтона на 44 секунды – и оказалось: если он остановится в боксах, то окажется 4-м, а если не остановится и получит штраф в 30 секунд – окажется все тем же 4-м, но только в случае завершения гонки красными флагами. Иначе – дисквалификация.

● На 65-м круге Расселл наконец остановился в первый раз… И вернулся 11-м!

● На 67-м круге «Уильямс» вновь разменял Албона и Сайнса – Алекс вышел на 9-е.

● К 70-му кругу Норрис сдерживал Леклера уже больше 10 кругов – и тут уже не выдержал и попросил по радио Пиастри поближе: «Где Оскар? Мне он нужен, чтобы надавить на Леклера».

● Только к 73-му кругу Расселл побывал на втором пит-стопе и остался 11-м, а Антонелли свалился на 18-е после первой же остановки.

● Цунода все-таки заехал на пит-стоп на 76-м круге – «Ред Булл» не дождался красного флага. Ферстаппен заехал на 77-м круге – получил свое 4-е место. 

● Норрис вернулся в схватку за чемпионат – наконец собрал решающий круг, почти без помарок проехал напряженнейший Гран-при, в котором стратегия была не ясна до самой ленточки, но и Леклер сделал что мог!

Но самые важные персонажи этапа – в середине пелотона. Аутсайдеры из «Мини-РБ» и «Уильямса» полностью определили облик Гран-при, превратив новые правила в подсчет времен, потенциальных штрафов и оставшихся кругов. Хакнули этап командной тактикой и вдвоем забрали максимум очков. Окон же воспользовался их стратегией на правах удачного безбилетника!

Быстрые мысли: хаос и клоунада в гонке не повлияли на расстановку – квалификация все решила

По Гран-при Монако всегда трудно судить об актуальной расстановке сил среди болидов – скорее об уровне команд и мастерстве их адаптации к условиям через настройки и стратегию. И, конечно, пилоты с их вкладом в прогрев шин и пилотаж играют максимальную роль.

Особенно с учетом нивелирования разницы в технике из-за установок под медленные виражи: в Монако все машины в принципе настраивают на высокий дорожный просвет и мягкую подвеску, потому перестают страдать те команды, кто так и не сделал хороший болид со стабильной аэродинамической платформой и не научился опускать днище как можно ближе к асфальту без побочных эффектов.

И, конечно, обязательные два пит-стопа окончательно все перемешали!

● Главным примером и стала «Феррари» – оказалось, в равных условиях итальянцы научились быстрее всех равномерно прогревать передние и задние шины. А дальше любитель максимального риска по-домашнему Шарль Леклер взял на себя работу по реализации возможности машины. Тем не менее, в квале Скудерия умудрилась подставить Хэмилтона и спалить сразу два его комплекта «софта», осложнив ему стратегию.

«Макларен» воспользовался универсальностью машины – Пиастри и Норрису требовалось собрать решающий круг, и Ландо наконец это сделал. Оскар внезапно ударился в ошибки – его болид срывало в быстрых виражах, словно лидер чемпионата чрезмерно атаковал повороты ради сохранения первого места. Хотя именно обратная тактика помогла Пиастри выигрывать гонки и возглавить «Ф-1» – но и важность квалификации в предыдущих заездах не имела такого же значения. Норрис на этот раз сумел все собрать идеально – и приблизился к напарнику на расстояние одного финиша на подиуме повыше.

«Ред Булл» все-таки слишком сильно страдал от поребриков и кочек – оставалось только надеяться на ошибки конкурентов. Но в квалификации их выдалось не так много.

«Мерседес» с новыми менее гибкими антикрыльями внезапно утратил способность к плавному распределению нагрузки по осям машины – уже на втором треке подряд. Авария Антонелли и поломка на машине Расселла в квалификации просто еще зарезали потенциал – но открыли окно для экспериментов с тактикой.

● Новинки «Астон Мартин» сработали как надо и в Монако – темп Алонсо на одном круге все вновь показал.

«Уильямс» вновь показал мастер-класс по настройкам и по адаптации к трековой ситуации. Босс Джеймс Воулз вновь показал, кто на самом деле был скрытым архитектором хитрых ходов доминировавшего «Мерседеса» второй половины 2010-х.

«Альпин» опять страдала больше всего прежде всего от слабой командной работы – словно с уходом шефа Оливера Оукса из трекового управления вновь пропали четкость и скорость принятия решений. Оттуда и чрезвычайно частые попадания в трафик, и выезды невовремя, и провальные стратегии – раскрыть потенциал машины в таких условиях не представилось возможным.

«Мини-РБ» продемонстрировала плюсы не самой быстрой, но стабильной и сбалансированной машины для Монако: ее пилоты хоть и рисковали больше остальных (только Аджар несколько раз влетал в барьеры в практиках), но зато изучили пределы чуть ли не лучше всех. Особенно по части правил и командной работы – и выжали сразу два места в топ-10! Наверное, лучшая гонка в новейшей истории команды с точки зрения общего взаимодействия всех отделов.

«Хаас» пострадал от хаоса трафика и красных флагов – сессия Бермэна еще в практиках фактически отправилась в мусорку. Однако Окон доказал, как круто работают шинные эксперименты американцев на таких треках – и пробился в топ-10 квалификации, а затем воспользовался благоприятной ситуацией. Уровень бело-серого американского болида позволяет выжимать максимум из таких ситуаций – а большего от середняка просить невозможно.

«Зауберу» немного помогло снижение эффекта от грязного воздуха на более медленном треке, потому отставание от пелотона стало меньше.

Следующая серия схватки – уже 30 мая-1 июня в Барселоне. Причем она действительно способна многое поменять: с этого этапа вступит в действие директива об ужесточении проверок на гибкость для многих антикрыльев, и расстановка сил в пелотоне может измениться. «Феррари» очень на это надеется, хотя «Мерседес» и «Макларен» уже в Имолу привезли обновленные менее гибкие антикрылья. Сработает ли расчет Скудерии?

Что еще почитать о Гран-при Монако?

Фото: x.com/F1