18 мин.

Признак классного сезона «Ф-1» – психологическая битва фаворитов. Ферстаппен и «Макларен» шатают друг друга!

Пиастри и Норрис отвечают!

«Формула-1» – суперконкурентный вид спорта с большими просторами для соперничества. Инженеры выявляют, кому лучше удалось обуздать воздушные потоки, механики соревнуются в скоростных пит-стопах, а пилоты сражаются за каждую тысячную долю секунды на трассе. Но все это не отменяет сезоны доминирования, когда одна команда побеждает чаще остальных и между гонщиками нет подлинного накала схватки, когда на кону стоит лишь подиум или триумф в отдельно взятом Гран-при вместо вечного приза в виде места в истории.

Так что каждый раз, когда в «Ф-1» появляется больше одного фаворита, схватка расцветает. Каждый пытается воздействовать на состояние противника, выбить из его спокойного состояния, принудить к ошибкам в пилотаже и потерям времени. Так возникают психологические игры с колкими фразочками в прессе – каждая может направить медиа с дополнительными вопросами на цель и его команду, а те из-за давления могут отвлекаться, ошибаться на пит-стопах и в стратегии или просто терять силы на ненужные декорации. В итоге все оборачивается потерей времени на треке – и правильно управляющий психологической битвой андердог внезапно может вырваться в лидеры титульной гонки.

Все легендарные сезоны запомнились такой схваткой. Лауда-Хант, Сенна-Прост, Шумахер-Вильнев, Хэмилтон-Ферстаппен...

Да и в последние годы с усилением конкуренции (теперь все машины в квалификации укладываются в 1,2 секунды!) и ускорением «Макларена» развернулось активное противостояние «оранжевых» и четырехкратного чемпиона Макса Ферстаппена. Причем не только на треке – после каждого финиша стороны продолжают обмениваться колкостями и ремарками. А значит, сезон выходит классным!

Вообще, медиа-противостояние «Макларена» и «Ред Булл» началось еще в прошлом сезоне, когда стремительно набравший форму английский коллектив вдруг стал претендентом на Кубок конструкторов, а у Ландо Норриса появился шанс отобрать у Макса Ферстаппена звание чемпиона мира. Сезон 2024-го завершился своеобразным компромиссом – титул отошел Максу, а лучшим болидом стала машина «Макларена».

Обвинения «Ред Булл» в адрес «Макларена» за обход правил

«Макларен» сохранил лидерство и на старте 2025-го, что вновь породило споры о легальности заднего крыла «Макларена», впервые возникшие еще в прошлом году. Команду обвинили в использовании системы, прозванной «мини-DRS». Макс поначалу пытался не влезать в разборки и заявил: «Я видел видео, но не я придумываю правила. В то же время я не тот, кто проверяет, соблюдают ли эти правила. Я видел все то же самое, что и остальные люди. Я понимаю, что происходит, но я полностью сфокусирован лишь на нашей машине. Это единственное, что я могу сделать».

Однако «Ред Булл» решил вынести борьбу за пределы трассы. Что, в общем-то, является классическим приемом для «Формулы-1». Команда подала запрос в ФИА с просьбой обратить внимание на несколько команд, которые нарушают регламент, используя гибкие антикрылья.

«Ред Булл» ждала маленькая победа, ведь ФИА действительно ужесточила контроль за гибкими задними антикрыльями перед второй гонкой сезона-2025.

По информации The Race, решение принято на основе наблюдений за поведением четырех болидов, включая «Макларен», на предсезонных тестах в Бахрейне и первом этапе в Австралии.

Однако после Гран-при Австралии машина Ландо Норриса была выбрана для инспекции и, согласно отчету ФИА, прошла все необходимые проверки, что делает ее полностью соответствующей регламенту.

Сам Ландо отреагировал на спекуляции «Ред Булл» советом – разобраться со своей машиной: «Мы полностью вписываемся в правила, мы хорошо справляемся. У «Ред Булл» было полно времени, чтобы сделать то же самое, но этого не произошло. Им бы следовало лучше работать, а не продолжать жаловаться».

Ландо также прокомментировал видео, которое разошлось по соцсетям и которое репостнул Йос Ферстаппен. На кадрах сравнивается гибкость элементов «Макларена» и «Ред Булл»: «[Те, кто делают выводы по видео,] весьма невежественны. Откуда они знают, что гнется именно заднее антикрыло? Ниоткуда, это может прогибаться весь болид. Люди могут придумывать, что им хочется, но на самом деле не имеют ни малейшего представления о происходящем».

Позиционирование «Макларена» как нового доминатора – «оранжевые» пытаются увильнуть

Но одно только «мини-DRS» не способно превратить болид в машину, превосходящую конкурентов на каждой трассе. Все таки система работает лишь на прямых. По-настоящему успешным болид делает согласованная работа всех его составляющих, что вызывает восхищение даже у соперников: «Очень странно, что «Макларену» удавалось быстро прогревать свои шины, и при этом добиться очень низкого износа резины. Потому что обычно приходится выбирать либо одно, либо другое. Так что да, на трассе в Мельбурне в «Макларене» блестяще справились с задачей.

Когда ваша машина идеально сбалансирована, то все вдруг становится намного проще. Речь всегда идет о сочетании работы аэродинамического и механического баланса. И на примере «Макларена» можно увидеть, как им удалось попасть в идеальные настройки на этой трассе», – отметил босс «Ред Булл».

И Макс Ферстаппен с ним полностью согласился: «Они очень сильны. Ну, то есть, я отношусь с большим уважением к тому, чего они смогли достичь. Они добились прогресса в прошлом сезоне, и сейчас тоже очень быстры. У них универсальная машина, быстрая на всех трассах».

«Макларен» же, напротив, опровергает все заявления о своем превосходстве и называет комплименты соперников – очередным приемом психологической игры: «Надо реалистично оценивать результаты. Иногда говорят о доминировании, что, на мой взгляд, неуместно. Разговоры о доминировании порой ведут наши конкуренты. Естественно, у всех свои игры, все пытаются оказать давление, но мы очень приземленные люди и сохраняем спокойствие. Мы не будем вестись на это», – заявил босс англичан Андреа Стелла перед Гран-при Бахрейна.

Ландо Норрис и вовсе обвинил прессу в раздувании темы о доминировании оранжевой команды:

«Думаю, люди, которые говорят это, все эти разговоры о «непобедимости»… Это просто бред. Иногда людям хочется нести чепуху.

Это ваша работа, прессы – разбирать такие вещи, а не слушать каждого и перепечатывать все слова. Надо попытаться понять и доказать, что из сказанного отражает факты, а не просто…

Я могу наговорить чепухи, и вы это опубликуете. Но, на мой взгляд, это ваша работа – разбирать факты, чтобы понять, что правда, а не просто публиковать чушь, которую говорят люди.

Год назад у «Ред Булл» все еще был куда более серьезный отрыв, чем у нас сейчас. Два пилота команды доминировали, это факт, и отрывались гораздо сильнее, чем мы...

Для нас это плюс, и мы знаем, что людям нравится обсуждать и говорить разные вещи, неправду. Но, надеюсь, вы, ребята, разберетесь в фактах».

«Макларен», конечно, не отрицает, что построили отличный болид, но на первый план все же выдвигают удачное комбо пилотов:

«Люди любят говорить [о превосходстве «Макларена»], потому что мы единственная команда с двумя хорошими пилотами в данный момент. Вот в чем большая разница, если кто-то из нас выступает гораздо хуже другого или не так сильно, как напарник.

Такое случается значительно чаще, чем с «Феррари» или с «Ред Булл». Макс впереди, а второй пилот оказывается далеко.

Честно говоря, я считаю, что это главный фактор – два хороших гонщика. В некоторых случаях у нас не обязательно быстрейшая машина. Но два хороших пилота подгоняют друг друга, и это оказывает большее влияние, чем ожидают и признают люди», – считает Ландо.

Вот и шеф «Макларена» считает, что в одиночку, к тому же без хорошей машины, даже четырехкратный чемпион Макс Ферстаппен бессилен на дистанции сезона: «Я думаю, что в данный момент Максу Ферстаппену каким-то образом удается самостоятельно обеспечивать ключевую разницу. Но гонщику очень сложно добиваться таких результатов на постоянной основе, когда в сезоне целых 24 Гран-при, и у него нет лучшей машины», – отметил Андреа Стелла.

Ферстаппен и Норрис подкалывали друг друга за поражение Ландо на Гран-при Японии

Одним из самых ярких моментов психологического противостояния стал Гран-при Японии.

Гоночные отношения Макса и Ландо вновь обострились и привели к глупому инциденту на выезде с пит-лейна. Пилот «Макларена» попытался отвоевать позицию после остановки, подрезав Ферстаппена.

Макс тут же отметил: «Он сам вывез себя на траву». Ландо, не согласился и в радиопереговорах со своим инженером заявил, что это Ферстаппен вытолкнул его на газон.

После финиша гонки гонщики лишь посмеются над ситуацией : «Это очень дорогая газонокосилка», – пошутит Макс, а Ландо кивнет в знак согласия.

На пресс-конференции шутки продолжились: «Мне показалось, трава на правой стороне автодрома не очень хорошо подстрижена… И, кажется, Ландо тоже это заметил», – прокомментировал случившееся Макс.

Однако стоило Ферстаппену и пилотам «Макларена» разойтись по индивидуальным интервью, как атмосфера вдруг стала напряженнее. Макс раскритиковал пилотов «Макларена», заявив о превосходстве своего пилотажа: «Я очень рад и горжусь тем, на каком уровне выступаю прямо сейчас. При этом мне в голову приходит мысль о том, а что бы было, если я сидел за рулем другой машины, «Макларена»?

Да вы бы меня вообще не увидели. Сейчас я бы успел доехать до Токио? Да, именно (смеется)».

В другом интервью домашнему Viaplay он даже развил тему: «Я не шутил. Думали, что это была шутка? Нет, это была не шутка.

Мы знаем, насколько узкое рабочее окно у нашей машины и как трудно в него попасть. А потом тебе задают вопрос: «Как бы ты справился за рулем другого болида?» Что ж, я дал честный ответ.

Но в том же интервью я сказал, что этого в любом случае не произойдет, так что нет необходимости рассуждать об этом», – сказал Ферстаппен.

А кто сказал, что этого не произойдет? Вот же Норрис в ответ предложил другу протестировать болид «Макларена»: «Я очень уважаю Макса, но также знаю, что какие-то вещи – неправда. Он может прийти и протестировать нашу машину в любой день, когда захочет, и мне будет интересно понаблюдать за разочарованием на его лице, когда он выберется из болида», – заявил британец перед Гран-при Бахрейна.

Кстати, не все журналисты так плохи, как считает Ландо Норрис.

После этой перепалки бывший гонщик Мартин Брандл с британского Sky Sports F1 заботливо обратился к «Макларену» с советом – не обращать внимания на психологические игры Ферстаппена: «Это палка о двух концах. Он пытался придать импульс своей команде и подразнить двух гонщиков «Макларена». Прямой удар, ведь они оба стали защищаться.

Рискованная стратегия, потому что Макс говорит 1500 человек на базе, только что предоставившим ему машину, с которой он выиграл гонку: «Ваш болид не очень хороший». И это может их демотивировать.

Но затем оба пилота «Макларена» – по крайней мере Ландо сказал примерно то же про свою машину: «Что ж, попробуй, ты будешь разочарован, Макс».

Им не следовало вестись на это, я так не думаю. Хитрая психология от Макса», – порассуждал британец на Гран-при Бахрейна.

Опасную двуликость выражений Макса подметил и босс «папайи»: «Интересно, что думают сотрудники «Ред Булл», которые на него работают. Сочувствую им. Он очень хорош на трассе и превосходно проявляет себя в болиде, но также грамотно ведет коммуникацию. Он умеет подливать масло в огонь», – признал менеджер в эфире итальянского Sky.

Но у «Макларена» есть слабое место: внутренняя конкуренция

«Ред Булл» всеми силами пытается «расшатать» «Макларен» не только внешним давлением со стороны Федерации, но и сеет семена раздора прямо внутри команды, сталкивая пилотов и критикуя политику коллектива в отношении их гонщиков:

«Полагаю, проблема «Макларена» в том, что оба их гонщика борются за победу в чемпионате в личном зачете. И основная трудность в том, что в «Макларене» сделали ставку на обоих гонщиков, разрешая им бороться друг с другом. И в таком положении возникновение спорных ситуаций неизбежно», – отметил Кристиан Хорнер.

«Мы рады тому, что они отбирают очки друг у друга. Лично я считаю, что Пиастри является более психологически сильным и устойчивым гонщиком, в то время как Норрис чуть быстрее в квалификациях», – подметил Гельмут Марко.

Сами же пилоты «Макларена», которыми в разное время интересовались в «Ред Булл», радуются, что не согласились на переход. Оскару Пиастри задали вопрос о том, каких результатов он сам, по его мнению, мог бы добиться, если бы прямо сейчас стал напарником Макса Ферстаппена и оказался за рулем болида австрийской команды:

«Я не знаю. И не планирую этого выяснять! С виду кажется, что машиной «Ред Булл» и правда непросто управлять. Думаю, мы хорошо видели это на примере Лиама Лоусона, а также на примере Серхио Переса в прошлом году. Да даже на примере Юки Цуноды на Гран-при Японии.

Так что, опять же, речь идет о команде и окружении, которые были сосредоточены на Ферстаппене и особенностях его пилотажа на протяжении вот уже почти десяти лет. И мне кажется, что любому гонщику было бы трудно прийти в такую команду и сразу же добиться успеха. Но я очень рад тому, что в данный момент выступаю за «Макларен», а не за «Ред Булл».

Кстати, а вы знали, что в «Макларене» до подписания нового соглашения с Оскаром Пиастри интересовались именно Максом Ферстаппеном? Исполнительный директор компании Зак Браун подтвердил данную информацию, но подчеркнул, что речь шла об одном звонке «для изучения рынка». Стороны не проводили переговоры по существу.

Хотя еще пару лет назад «Ред Булл» активно пытался переманить Норриса, сейчас их любимое «слабое место» для ударов по «Макларену» – слабая психологическая стойкость Ландо в сравнении с непоколебимым Оскаром Пиастри. Советнику «Ред Булл» Гельмуту Марко задали вопрос: «Вы вызвали большой ажиотаж, заявив, что у «Макларена» не тот пилот ехал первым в Сузуке – Ландо Норрис. Также вы сказали, что у Оскара Пиастри крепче нервы».

На что он ответил, ссылаясь на свои прошлогодние заявления: «Мы же это знали, ничего нового».

Именно по принципу «раз тема поднята, ее надо комментировать» в спор вмешались и «эксперты-агенты» со стороны.

Например, нидерландский гонщик Гидо ван дер Гарде: «Норрис вернул позицию, когда прогрел шины, но первый обгон не должен был состояться... Так ты никогда не станешь чемпионом мира. Если продолжишь так пилотировать, будешь позволять такие вещи, не доберешься до титула. Надо использовать каждый миллиметр в борьбе.

Норрис по-прежнему немного волнуется. Также мы можем вспомнить, как Норрис нервничал на последних кругах [Гран-при Австралии], потому что Макс [Ферстаппен] был позади. Соберись, ну же! Ты знаешь, что у тебя хорошая машина, что ты хорош. Просто сделай это».

Или чемпион «Формулы-1» 1997 года Жак Вильнев: «Пиастри – настоящий мастер этого уик-энда. Он контролировал все в квалификации, потом контролировал все в гонке. В то время как его напарник показал признаки того, что может сломаться под давлением», – отметил Вильнев после Гран-при Бахрейна.

norris-stella-2024.png

Шеф «Макларена» встал на защиту своего пилота, заявив, что тот справляется с давлением даже лучше некоторых чемпионов:

«Неприятная ситуация, но Ландо справляется с ней, если говорить по существу, так же, как другие чемпионы, которых я видел в прошлом. Ландо, если уж на то пошло, действует изящнее.

Я знаю, что некоторые другие чемпионы в прошлом гораздо больше говорили бы, что проблема в чем-то еще. Вот что меня восхищает в Ландо, вот почему я чувствую себя счастливчиком на посту руководителя команды: он привык впитывать все и брать вину на себя. Он полностью разгружает команду, говоря: «Это не ваша вина, ребята, а моя».

Это не совсем точно, ведь мы знаем, что внесли некоторые изменения в машину, которые осложнили жизнь Ландо. Некоторые пилоты, как только возникает проблема, винят команду. Это нездоровая ситуация, так не выстроишь отношения», – заявил Стелла.

Ферстаппен сам выписал себя из претендентов на титул

В данный момент Макс Ферстаппен выбрал «позицию жертвы»: досрочно капитулировал и заявил, что в этом году он не претендует на звание чемпиона мира: «Сейчас я не соперничаю с «Макларенами», я просто участвую в чемпионате», – сказал Макс.

После финальной фразы у него уточнили, принимает ли он участие в борьбе за титул – на что нидерландец ответил: «Нет. Мы не боремся за чемпионство, просто пытаемся разобраться с проблемами болида», – считает четырехкратный чемпион.

С ним согласился и Гельмут Марко: «С такими выступлениями, как сейчас, к сожалению, чемпионский титул недосягаем».

Однако и в «Макларене» не спешат прогнозировать собственную победу в чемпионате и списывать «Ред Булл» со счетов: «Посмотрим. Макс [Ферстаппен] был в трех десятых [в квалификации к Гран-при Австралии]. В прошлом году мы отставали гораздо сильнее, а закончили год с лучшей машиной. Мы были более чем в половине секунды от «Ред Булл», а в итоге болид стал быстрейшим.

Знаю, Джордж [Расселл] сказал, что нам можно просто переключиться на 2026-й. Если такой настрой [у «Мерседеса»], чудесно, но у нас другой настрой. Извини, дружище.

Мы знаем, что предстоит большая работа над болидом этого года. Если расслабишься, проиграешь. В «Формуле-1» тебя настигают именно тогда, когда считаешь, что все здорово и классно.

Я действительно думаю, что мы фавориты, ведь команда проявила себя потрясающе, и болид летит. Но в каких-то гонках мы столкнемся с проблемами», – заявил Ландо Норрис еще на старте сезона.

Как сообщает The Telegraaf, «Ред Булл» рассчитывает, что с первыми крупными проблемами «Макларен» столкнется на 9-м этапе сезона – Гран-при Испании. Именно тогда вступает в действие новая техническая директива ФИА, направленная на борьбу с гибкими передними антикрыльями.

Ну а до этого времени австрийцам остается надеяться лишь на сверхталант Ферстаппена – и на треке, и перед микрофонами медиа. Пока работает – Норрис постоянно теряет очки, и Макс всего в 8 очках позади.

Что еще почитать о фаворитах в битве за титул этого года?

Фото: x.com/redbullracingx.com/McLarenF1x.com/F1formula1.com; East News/AP Photo/Shuji Kajiyama, Andrej ISAKOVIC / AFP; Gettyimages.ru/Clive Rose