Норрис совсем не похож на фаворита «Ф-1» – посмотрите, сколько ошибок!
Впервые в карьере лидер «Макларена» Ландо Норрис начал сезон в статусе одного из главных претендентов на чемпионский титул: за межсезонье английская команда улучшила болид и заметно оторвалась от конкурентов по чистой скорости. По всем метрикам на всех четырех прошедших Гран-при у оранжевых абсолютно лучшая машина. Причем как по скорости на одном круге, так и по гоночному темпу.
Норрис стартовал достойно: несмотря на непростые погодные условия, уверенно выиграл первую гонку в Австралии. Да и по итогам четырех Гран-при британец по-прежнему сохраняет лидерство в личном зачете и, возможно, большинству болельщиков покажется, что все для него развивается гладко. На самом деле, №4 чувствует себя не в своей тарелке, жалуется на болид и допускает немало ошибок. Вряд ли кто-то сейчас с уверенностью назовет Ландо Норриса, а не его напарника, Оскара Пиастри, истинным первым номером «Макларена». И это при том, что за спиной британца шесть сезонов в «Ф-1», немалый опыт, тогда как его партнер проводит лишь третий год в высшем гоночном классе.

Не секрет, что Ландо − психологически не самый крепкий гонщик. Он слишком зависит от чужого мнения, остро реагирует на критику извне и, естественно, это влияет на его пилотаж. Норрис не скрывает этого всего, чем нередко пользуются конкуренты – особенно успешны в играх разума парни из «Ред Булл». Нередко комментарии Гельмута Марко и Кристиана Хорнера несут в себе угрозу душевной организации №4.
Да, сейчас Норрис далеко не в низшей точке, но на Гран-при Бахрейна пилотировал нервно: торопился с атаками, плохо просчитывал маневры и, кажется, в конечном счете оказался на подиуме вопреки собственным стараниям, а не благодаря им. Из-за этого после финиша пилот выглядел подавленным:
«Я поплатился за ошибки, которые не должен был совершать. Гонка получилась трудной. Не важно, мог бы я достать Расселла [если бы гонка продлилась еще один круг] или нет, этого все равно не случилось. Хорошая новость в том, что я заработал очки. Плохая – что мы не достигли того результата, которого могли бы. Честно говоря, я вообще удивлен, что сейчас хоть чего-то добиваюсь в плане результатов, с учетом моих текущих ощущений за рулем болида.
Я не чувствую себя комфортно, я недоволен. Я не чувствую себя хорошо, так что я на самом деле весьма удивлен тому, что при этом добиваюсь таких результатов. Просто что-то не работает, не щелкает. У меня нет ответов.
У меня не получается проезжать круги так, как я делал это в прошлом сезоне. Тогда я знал, как мне проходить каждый без исключения поворот. Я понимал абсолютно все, что происходило с машиной, как и почему. Я чувствовал машину идеально. В этом же году я чувствую все ровно наоборот. Даже в Австралии, несмотря на победу, я никогда не чувствовал себя уверенно за рулем болида.
Просто наша машина работает просто потрясающе, и это в данный момент помогает мне избегать больших проблем. Я даже близко не показываю тот уровень пилотажа, на который способен, и это неприятно».
Давайте рассмотрим подробнее, как проходил для Ландо Норриса каждый отдельный Гран-при − от победной Австралии до сложного Бахрейна.
Гран-при Австралии
Норрис ворвался в новый сезон практически идеальной гонкой в Австралии. Он взял поул, отлично стартовал, удерживал болид на трассе в очень переменчивых условиях, хотя тот же Пиастри умудрился вылететь в предпоследнем повороте, контролировал соперников при рестартах и одержал первую победу в Мельбурне и пятую в карьере. Многообещающее начало, но дальше что-то пошло не так.
Гран-при Китая
На гонке в Шанхае был абсолютно новый асфальт, который доставил всем пилотам немало проблем. Всего одна свободная практика, а затем спринт − когда успеть получить важный опыт? Ландо по меркам скорости «Макларена» и перформансу коллеги Пиастри (третье место) провалил квалификацию к спринту (стал шестым), а затем и ошибся на первом же круге: зацепил гравий, лишился трех позиций, повредил шины.
Практически весь спринт №4 плелся на границе десятки, вне очковой зоны, но все же смог с трудом обойти Ланса Стролла и стал восьмым.
Шанхайская трасса в принципе выглядела трудной для Норриса: в четырнадцатом повороте Ландо дважды допускал идентичные ошибки – выходил слишком широко и терял драгоценное время. Причем оба раза это происходило в третьем сегменте квалификации к спринту и основной гонке, когда должна быть максимальная концентрация, а у тебя позади уже некоторое количество попыток.
«Я ошибся. Заблокировал шины в последнем повороте. Сегодня нам было сложнее работать с болидом, мы оказались недостаточно быстрыми – все просто. У нас возникло немало трудностей.
Сегодня те проблемы, которые мы испытывали, проявились ярче. Ничего более, если честно. Просто слишком много ошибок и болид, которым слишком сложно управлять.
Мне кажется, на протяжении всего дня мы испытывали трудности с блокировкой передних колес, а в последнем повороте – с попутным ветром. Очень похоже на Бахрейн, просто более ветрено. Когда дует ветер, у нас возникает больше проблем.
Думаю, и я, и Оскар [Пиастри] испытывали трудности – но очевидно, мне было сложнее с ними справиться. Стараюсь приложить достаточно усилий, чтобы компенсировать нехватку скорости», − прокомментировал произошедшее Норрис.
Скриншот из трансляции после квалификации к основной гонке − вместо тысячи слов. Несмотря на то, что на тот момент Пиастри не демонстрировал чего-то сверх, Норрис откровенно мучился в болиде.

Сама гонка прошла относительно спокойно, если не считать дисквалификацию обоих болидов «Феррари» и Пьера Гасли из «Альпин». Последние круги Ландо Норрис сражался со своей машиной − возникли проблемы с педалью тормоза, приходилось нажимать на него до конца. Но британец справился и даже под давлением Расселла доехал на вторую позицию.
Гран-при Японии
В квалификации к Гран-при Японии казалось, что Ландо собрал все силы в кулак и выдаст результат. Если в первом сегменте он уступал и Пиастри, и Ферстаппену, то во втором привез обоим практически 0,4 секунды. В финальной попытке британец развить успех не смог из-за того, что болид «Ред Булл» четырехкратного чемпиона внезапно нашел скорость и выдал мегакруг − на 0,012 секунды быстрее, чем у Ландо.
На старте Норрис и Ферстаппен поставили болиды так, чтобы в первом повороте была серьезная борьба, но ее не случилось. Все попытки «Макларена» под номером четыре хоть как-то оказать давление на «Ред Булл» были тщетны, а своего шанса Ландо дождался только во время пит-стопа. И что он сделал? Попытался обойти соперника справа, но не вспомнил о том, что там газон. Или британец рассчитывал, что любящий играть локтями Ферстаппен его так просто пропустит?
В итоге Норрис не просто не прошел четырехкратного, но еще и потерял драгоценное время. Плюс несколько кругов ушло на то, чтобы с шин ушла собравшаяся на них трава. Вместо того, чтобы собраться и с холодной головой попытаться отыграться, Ландо выбрал путь нытья и суеты.
Дошло до того, что британец оказался под атаками партнера по команде − Пиастри. Австралиец умолял команду отдать приказ пропустить его, так как №81 чувствовал силы побороться с Ферстаппеном. Шанс Оскару не дали, а эксперты раскритиковали «Макларен» за безвольность и отсутствие риска.
После «Сузуки» Норрис был очень критичен к своему перформансу и анонсировал изменения в пилотаже.
«Я не буду менять свой подход к Гран-при, но пересмотрев то, как прошли первые этапы сезона я могу сказать, что теперь временами буду действовать в более атакующем ключе.
Думаю, что временами я буду хотеть рисковать сильнее в стремлении выиграть гонку. Хотя нет гарантий, что это будет срабатывать. Могут возникать ситуации, когда я буду действовать агрессивно, но застряну в трафике, или Оскар Пиастри сам обойдет меня за счет «андерката» или «оверката», и в итоге я потеряю позиции, а не отыграю.
И я должен понимать, что порой все может складываться именно так. Я хочу признать второе место хорошим результатом, но мне нужно выигрывать гонки, а не довольствоваться вторыми местами».
Гран-при Бахрейна
В квалификации к Гран-при Бахрейна в первых двух сегментах Ландо Норрис был в группе лидеров − не выпадал из тройки. Но в третьем допустил ошибку уже в первом повороте − вошел слишком быстро, потерял болид и допустил пробуксовку. Графика показала, что только в этом месте Ландо потерял примерно 0,12 секунды. По итогу он проиграл Пиастри больше − около 0,4 с.
А еще умудрился накосячить еще до старта гонки. После прогревочного круга пилоты выстроились на решетке, но Ландо чуть раньше отпустил сцепление и выкатился за пределы белой линии. На скриншоте видно, как его колеса находятся за белой чертой, тогда как у остальных до.

Причем заложил британца его друг Макс Ферстаппен. Он несколько раз повернул голову направо, после чего нажал на радио и с усмешкой сообщил гоночному инженеру, что Норрис стоит за пределами решетки.
У Ландо была лучшая реакция на погасшие огни и он мигом отыграл сразу три позиции: поднялся с шестой на третью. Правда, быстро получил штраф за нарушение процедуры старта в плюс пять секунд.

За счет самого быстрого болида пелотона британец спокойно отыграл эту потерю. Правда, пришлось повозиться и допустить несколько ошибок. После рестарта оказался в бутерброде из «Феррари», атаковал Леклера, но и сам защищался от Хэмилтона. В итоге Ландо ошибся, выехал за пределы трассы и вернулся перед Льюисом. Пришлось возвращать позицию, иначе был риск нового штрафа.
В концовке гонки Ландо устроил серьезную проверку для Шарля Леклера и его «Феррари». Причем итальянцам тактику испортила машина безопасности, что дало шанс британцу. Монегаск демонстрировал чудеса защиты и в какой-то момент вынудил Норриса ошибиться: №4 пропустил точку торможения и вынужденно заблокировал передние колеса. Был риск, что это серьезно повлияет на резину, но «хард» у Леклера работал не лучшим образом и по итогу Норрис смог вырваться вперед.

Фанаты подсчитали, что Леклер боролся с более быстрым болидом «Макларена» целых шестнадцать кругов. При этом у монегаска были проблемы с тормозами и DRS и более жесткая резина − «хард» против «медиума».
За несколько кругов до финиша британцу показали черно-белый флаг − слишком часто нарушал пределы трассы.
После гонки, когда тройка призеров собралась в комнате неловкого молчания, на большом экране показывали хайлайты. Расселл, Норрис и Пиастри уселись на мягкие кресла и увидев две свои неудачные атаки на Леклера, Ландо произнес: «Да кто эта марионетка!»
Стелла признал проблемы Норриса, но верит, что тот исправится
Поток самокритики со стороны Ландо Норриса в какой-то момент стал настолько большим, что пришлось вмешаться руководителю «Макларена» Андреа Стелле. Итальянец защищает подопечного не столько от прессы, сколько от него самого.
«Я ни разу не видел профессионального спортсмена или пилота – если речь об «Ф-1», я видел многих чемпионов мира – которым было бы абсолютно комфортно в болиде, когда он не делает в точности то, что ты хочешь.
Неприятная ситуация, но Ландо справляется с ней, если говорить по существу, так же, как другие чемпионы, которых я видел в прошлом. Ландо, если уж на то пошло, действует изящнее.
Я знаю, что некоторые другие чемпионы в прошлом гораздо больше говорили бы, что проблема в чем-то еще. Вот что меня восхищает в Ландо, вот почему я чувствую себя счастливчиком на посту руководителя команды: он привык впитывать все и брать вину на себя. Он полностью разгружает команду, говоря: «Это не ваша вина, ребята, а моя».
Это не совсем точно, ведь мы знаем, что внесли некоторые изменения в машину, которые осложнили жизнь Ландо. Некоторые пилоты, как только возникает проблема, винят команду. Это нездоровая ситуация, так не выстроишь отношения», – заявил Стелла.
Поможет ли это? Узнаем уже в ближайший уик-энд, когда «Ф-1» приедет в Саудовскую Аравию.
Что еще почитать про Ландо Норриса и «Макларен»:
«Не хочу быть убийцей и плохим парнем ради титула». Правила битвы от лидера «Ф-1» Норриса
«Макларен» – безвольный! Хочет титулы «Ф-1», но боится риска ради победы – в идеальной ситуации
«Макларен» – быстрейший в «Ф-1», но не подходит лидеру команды. Чем же машина так хороша?
Норрис годами сражался с ментальными проблемами. И «Макларен» не слишком помогает
Норрис сам проиграл титул «Ф-1»: эти 12 ляпов стоили больше очков, чем отрыв Ферстаппена
Чего не хватает Норрису до титула «Ф-1»? Советы гоночного мира
Новый мессия, комик и питбуль с лицом ребенка. Все герои «Ф-1» – суперкратко

Фото: Gettyimages.ru/Rudy Carezzevoli
Главная проблема Норриса, как собственно и его главный плюс как товарища по команде - это его манера поведения вне гонок. Весь такой весельчак, "свой в доску", парень по соседству - называйте как хотите. Но такие люди чемпионами не становятся. Мягкость в Ф-1 никогда не прощалась. Ландо нужно хотя бы чуточку стать эгоистом и сволочью. И тогда дело сдвинется в нужную сторону
Оскар же в этом плане более замкнут и сосредоточен на достижении цели. И боюсь, что когда на определенном этапе сезона командному мостику Маков нужно будет выбирать условного первого номера - дружелюбной атмосфере между пилотами настанец конец