11 мин.

Просмотры «Ф-1» на Netflix обвалились, но шоу продлили – похоже, навечно

Эффект слишком велик.

«Формула-1» седьмой год подряд традиционно начинается не только с предсезонных тестов, но и с новым изданием грандиозного «полудокументального» сериала Drive To Survive на Netflix.

10 серий о прошедшем чемпионате мира – разогрев перед следующим. Формат оказался находкой, превратился в корпоративный стандарт для любого вида спорта.

И в 2025-м все повторилось: в сеть запустили уже 7-й сезон. И он собрал крайне сдержанные отзывы: например, самый «раскрывшийся» в нем Ландо Норрис уже разнес сериал.

«Необходимо больше показывать правду о людях. Я не люблю фальшивые вещи. Мне нужны факты, я не хочу видеть искусственные сценарии и придуманную чепуху, а там такое есть. Образ Макса [Ферстаппена] и то, как сильно мы были настроены друг против друга… Не надо такое создавать.

Драма и так есть, нужно просто демонстрировать факты. Не стоит придумывать ничего лишнего. Надо немного вернуться к реальности – [сериал] слишком далеко отошел.

Если представляешь кого-то некорректно, у людей складывается неверное представление о человеке. В каком-то смысле это почти ложь. Не думаю, что это правильно. Я не считаю, что можно создавать кому-либо неверный образ, если он не соответствует действительности. Особенно с учетом такого количества фанатов – люди верят тому, что видят».

А смотрят ли и верят ли?

Судя по последним данным, Drive To Survive собирает все меньше внимания и по всему миру, и на ключевых рынках.

● Стартовал под №9 в рейтинге Британии – худший результат в истории шоу;

● Попал в топ-10 только в 39 странах – сезон 6 стартовал в топ-10 61 страны;

● 19,2 млн часов мировых просмотров за первую неделю –12% по сравнению с прошлым (21,8 млн);

Особенно показательна динамика падения просмотров именно в Британии – страну вообще считают идеальным полигоном для замеров успешности онлайн-шоу. Дело в компактном, но очень большом, разнообразном и платежеспособном рынке и огромных возможностях собирать и анализировать статистику, сопоставляя с часами просмотров (благодаря местным корпоративным стандартам). Потому для любых онлайн-премьер показатели Королевства – мерка реальной мировой успешности.

А для шоу про «Ф-1» все это вдвойне верно, поскольку Британия – «домашний» рынок серии с наибольшим количеством заинтересованных фанатов.

Но даже здесь просмотры обвалились катастрофически!

Тем не менее, шоу официально продлили на восьмой сезон – кинокомпания Box To Box уже приступила к съемкам, а тема потенциальной отмены или закрытия даже не обсуждается. Хотя обычно Netflix безжалостно относится к проектам с подобной динамикой – так уже в отбой ушли документалки про теннис и велоспорт от той же компании, а теперь рассматривается и судьба шоу про гольф Full Swing (который, казалось бы, совсем недавно проводил собственный выставочный матч Netflix Cup с пилотами «Ф-1» и прямой трансляцией на стриминге).

Важность успеха Drive To Survive для «Ф-1»

Но почему теряющий популярность сериал не закрывают? – Шоу до сих пор помогает капитализации бренда серии: все больше и больше спонсоров с большими контрактами подписываются с командами и чемпионатом, чтобы мелькнуть и на Netflix.

Например, до старта нового сезона «Ф-1» ценность появлений спонсоров в шоу оценили в $2,9 млрд – и это рост на 128% по сравнению с 2021-м.

Да и долговременный эффект на рост аудитории неоспорим!

Более того, совместное продвижение «Ф-1» через сочетание стримингов Netflix и собственной площадки F1TV продемонстрировало сдвиг и в инструментах просмотра гонок. В последнем годовом отчете «Ф-1» шеф серии Стефано Доменикали раскрыл: к средней аудитории одного Гран-при в 66 млн человек по «обычным» ТВ-каналам теперь добавляется 20 млн зрителей на всевозможных онлайн-площадках.

Общая кумулятивная аудитория Гран-при за 2024-й оценена в 1,6 млрд зрителей – из которых 500 млн принес онлайн (из них 230 млн смотрели нарезки лучших моментов на ютубе).

И сдвиг продолжится, ведь по последним исследованиям схем медиапотребления по всему миру агентство Nielsen выяснило: свыше 54% домохозяйств уже подключили ТВ к смарт-системам, интернету и стримингам. Так что при сохранении присутствия на ключевых платформах эффект достижения и вовлечения все новой и новой аудитории будет только сохраняться.

Почему же тогда популярность сейчас падает?

Причина успеха шоу ретроспективно выглядит даже очевидной для продюсера Гэя-Риза:

«У вас тут сексуальные молодые мужчины гоняют на спорткарах и рискуют жизнями. То есть это вообще основа для уравнения успеха. Моя 18-летняя дочь даже не знала, как правильно будет произнести по буквам «Формула-1». А теперь она одержима – это блестяще.

«Ф-1» – очень скандальный мир. Вот почему здесь так круто делать шоу. Есть герои и злодеи. Люди рвутся за победой любой ценой и делают ради нее что угодно.

Это очень плодородная почва для сериала, потому что она набита контентом. Персонажи не меняются. А остановка опасная, политическая, скандальная и полная слухов. Это ключевые ингредиенты.

Теперь все в некотором роде играют в догонялки с Drive to Survive. Мир теперь так работает. А для тех, кому не нравится ситуация, я бы сказал: ну, смотрите – корабль уже уплыл. Теперь Drive To Survive имеет собственное место в культуре. И набрал собственную фанбазу.

Мы делали многие шоу, и я ими горжусь, но DTS – первое такое и до сих пор самое большое. Оно показывает человеческую природу. Это наше старшее дитя, у него всегда особое место в сердце нашей компании.

Думаю, каждый раз, когда мы заканчиваем сезон, думаем «Ну, это может быть конец». Но каждый раз вновь появляется запрос на него еще и еще. Конечно, нашим друзьям из Netflix и «Ф-1» диктовать в некоторой мере, сколько оно должно длиться. Но это все еще то же самое большое и шумное шоу, которого ждут люди. И пока они продолжают им наслаждаться, пока молва о нем остается такой же сильной, люди будут включать. Каждый год есть ожидания, что выйдет хорошо. И я ощущаю огромное личное вложение в то, чтобы полагаться на все это.

Сейчас мы счастливы открыть восьмой сезон. Есть шоу, которые длятся 20, 30 сезонов. Некоторые вещи идут и идут и идут. Так что кто знает? Но да, мы бы определенно продолжали бы снимать его сколько выйдет. Но в наши времена все меняется так быстро – нельзя просто твердо рассчитывать на что угодно».

Тем не менее, популярность и стиль Drive To Survive вызвала даже открытый бунт против их подхода вместе с попыткой сделать по-своему и лучше. Например, из Бразилии на Netflix приехал собственный художественный сериал про Айртона Сенну – портрет Волшебника глазами его нации.

А еще меняются и условия рынка: по сравнению с началом 2020-х сейчас мир накрыла настоящая стриминговая война с нереальным количеством контента. Практически все кинокомпании, коммуникационные корпорации и медиагиганты завели собственные платформы (от Paramount+ до той же Apple) и забрали себе произведенные ранее картины, запустив еще и дополнительные уникальные проекты.

Netflix наравне с Amazon и остальными долгожителями рынка столкнулся с оттоком лицензий и тоже нарастил съемки оригинальных сериалов для компенсации «свободного пространства». Все это наложилось на накопленный годами контент, который тоже никуда не пропал и продолжает активно продвигаться, рекламироваться и предлагаться к просмотру.

В итоге любому среднему пользователю теперь приходится делать постоянный выбор между одним-двумя стримингами (ведь держать подписку сразу на все невозможно – дорого выйдет!), и часть аудитории в принципе могла уйти в другие места. А оставшиеся и привлеченные другими проектами оказываются перед океаном накопленными годами шоу – и даже при желании посмотреть Drive To Survive добраться до него сразу же не всегда выходит. Уровень внешней и внутренней конкуренции теперь просто запредельный.

А ведь еще многие «новые» фанаты «Ф-1» после просмотра Drive To Survive решают не ждать нового сезона и сразу включаются в гоночные соцсети, медиа и просмотр Гран-при. Привлекать их обратно к сериалу для повторения тех же историй может быть сложно: они как раз и могут выбирать скорее смотреть что-то другое на стримингах.

«Перекормленность» контентом выражается и в статистике: в той же Британии за 2024-й только один англоязычный сериал сохранил те же показатели просматриваемости на первой неделе нового сезона. Так что динамика Drive To Survive – вполне рыночная и просто соответствует трендам: нужно сравнивать не с прошлыми сезонами, а с нынешним положением просмотров шоу, досматриваемостью и степенью удовлетворенности зрителей с площадкой.

И никаких инсайдов и рассуждений о недовольстве показателями пока нет.

Netflix захочет большего и пойдет за правами на гонки?

Даже несмотря на падения рейтингов собственного шоу, Netflix много лет не отрывает взгляд от перспектив покупки и прямых трансляций «Формулы-1». Например, в 2022-м он вместе с Amazon зарубился с постоянным вещателем ESPN за трехлетний контракт: предлагал 80 млн. Однако серия не подписалась со стримингами (даже несмотря на предложение Amazon в 100 млн за год!) и продлила сделку со знакомым телевещателем. За постоянно растущую сумму от 75 до 90 млн.

«Несколько лет назад мы не претендовали на «Ф-1», но теперь мы бы определенно это рассмотрели, – признал босс Netflix Рид Хастингс в интервью для немецкого Spiegel. – Проблема в том, что мы не контролируем источник трансляции – если речь дойдет до переговоров с «Ф-1», мы определенно потребуем какого-то контроля».

А вопросы тогда действительно возникли: например, права на стриминг в интернете остались за «Ф-1» и ее F1 TV. Этот пункт был одним из ключевых, поскольку сделки с Amazon, Comcast и Netflix однозначно предусматривали переход в онлайн. Чемпионат давно объявлял о желании самостоятельно развивать цифровые трансляции и, видимо, пока не готов был продавать главный продукт даже американцам – хотя ESPN и получил право перенести «небольшое число» гонок на стриминг ESPN+ по эксклюзивной подписке.

С тех пор многое изменилось: «Ф-1» открыла эру «стороннего стриминга» с DAZN и Movistar в Испании и части Европы – теперь F1TV там недоступен, а смотреть гонки в интернете можно только у официального вещателя. А у ESPN в конце 2025-го как раз истекает контракт – и серия вновь вышла на тендерные обсуждения со стримингами, только теперь Netflix противостоит еще и Apple помимо прежнего держателя прав.

Однако с динамикой развития рынка возникли и новые потенциальные трения: ведь стриминги подобного калибра теперь претендуют прежде всего на глобальные права, а не только на региональные (даже американские).

А «Ф-1» как раз недавно продлила большие сделки с Canal+ на вещание во Франции, со Sky на Британию, с Tencent на Китай, продала локальным вещателям права на Ближний Восток, Индию и Африку… И это помимо сделки с DAZN.

Сейчас модели монетизации гонок «Формулы-1» уже немного отличаются от подходов и запросов китов вроде Netflix, потому стриминг вновь может проиграть тендер. Зато действительно продлить Drive To Survive до бесконечности – ведь это даже дешевле: за первые сезоны командам платили по $5 млн, а значит (из условий распределения денег по Договору согласия), общая сумма контракта может составить около 10 млн.

Так что ждем новые сезоны и еще больше экспериментов вроде серий, где гонщики снимают себя сами!

Что еще почитать о бизнесе и успехе «Ф-1»?

Фото: Andreja Cencic/Keystone Press Agency/Global Look Press; Netflix