7 мин.

Суперчемпиона «Дакара» сбили на автостраде. Был в коме, лишился ноги, но хочет обратно в гонки!

Знаменитый раллийный штурман Матье Бомель в беде.

Он два десятилетия гонялся в самых сложных и опасных гоночных дисциплинах, избегал там серьезных травм, выиграл четыре «Дакара» с катарским доминатором Нассером Аль-Аттией, стал чемпионом мира в классическом ралли категории WRC-2, взял четыре Кубка мира по рейдам и два титула чемпиона мира в 2022-м и 2023-м.

И теперь попал в ДТП с риском для жизни (даже не для карьеры) на обычной дороге во Франции.

В конце января 2025 года Матье направлялся на исторический Ралли Монте-Карло и остановился на городской магистрали Реймса, чтобы помочь на обочине «Альфа Ромео» одного из участников. В этот момент в него на скорости врезалась другая машина – «Рено» Clio под управлением 73-летней женщины.

В беседе с изданием La Provence отец Бомеля Жерар, бывший мэр коммуны Серест, описал эпизод: «Он увидел разбитую машину и остановился, чтобы помочь людям, когда подъехала другая машина и сбила его. Все очень серьезно, он был в сознании, когда его сбили».

Больше информации об инциденте сообщило местное издание L’Union: Бомель помогал двум участникам исторического ралли Монте-Карло с эвакуатором – их «Альфа Ромео» сломалась, и в тот момент его сбила «Рено» Clio. 73-летняя женщина-водитель получила незначительные травмы и отправилась в больницу. Тест на алкоголь и наркотики дал отрицательный результат. Ее пассажир, 70-летний мужчина, также получил некоторые травмы, но его не госпитализировали.

Некоторое время Бомель провел в искусственной коме. Врачи боролись за его жизнь, а потом за обе ноги. Теперь сам француз сообщил о том, что ему ампутируют правую конечность.

«Как вы знаете, 17 дней назад на обочине дороги я стал участником серьезного инцидента: авто врезалось в другой автомобиль, который врезался в меня. Я могу сказать, что, конечно, чувствую себя гораздо лучше, но я принял одно важное решение. Важное решение для моей жизни – лишиться правой ноги. Так что у меня будет новая, полностью карбоновая система, но, к сожалению, это будет не моя оригинальная конечность».

Матье надеется, что ему удастся сохранить левую ногу, и добавил: «Я перенес две или три операции, во время которых попытались исправить левую ногу, с ней должно быть все в порядке. Так что сейчас мы прилагаем усилия, чтобы все было хорошо. Я уверен в себе...»

Француз поблагодарил всех за добрые пожелания и поддержку, сказав о «любви и силе», которые они ему дали.

«Теперь у меня только одна цель – быть готовым к следующему «Дакару», вывести себя на пик возможностей. И, конечно же, на машине топового уровня в категории T1+ вместе с Гийомом де Мевиусом.

Я дам вам больше информации, как только получу ее, но сейчас настало время для восстановления. Оно точно будет долгим, займет несколько недель, несколько месяцев, но я снова в полном порядке и буду готов ко всему. Надеюсь, скоро увидимся на «Дакаре».

Кто такой Матье Бомель?

Про людей, сидящих во время ралли рядом с гонщиками, вспоминают очень редко, а ведь они делают огромную работу. К примеру, многие знают девятикратного чемпиона WRC Себастьяна Леба, но меньше людей слышали про его бессменного штурмана, монегаска Даниэле Элену.

Французу Матье Бомелю 49 лет, он не только многократный участник «Дакара» в качестве штурмана, но и четырехкратный обладатель Кубка мира по ралли-рейдам – легенда, около 20 лет в сложнейших условиях! Он выиграл престижную гонку вместе с катарцем Нассером Аль-Аттией (2015, 2019, 2022 и 2023), но их дороги разошлись в 2024-м – после десяти совместных сезонов.

Летом того же года Бомель объединился с 30-летним бельгийцем Гийомом де Мевиусом (лучшее место в общем зачете «Дакара» – второе), выступающим в том же классе, что и Аль-Аттия, Леб и Сайнс-старший.

Матье стал штурманом «Мини» Де Мевиуса (ранее выступал на «Тойоте»), и первый же их совместный ралли-рейд, несмотря на победу на одном из этапов, получился не самым удачным – 22-е место. Но любой переход из заводских команд в коллективы послабее всегда требует адаптации.

А еще с переходом из заводской команды в частный коллектив у штурмана растет объем работы за пределами кабины: приходится не только направлять пилота, но и служить механиком, проводить пит-стопы со сменой проколотых колес, экспресс-ремонты техники в пустыне и быстро перебирать все детали агрегата при необходимости. А еще откапываться, управлять рацией и «сигнальным» блоком GPS...

И это помимо прямых обязанностей – сам Бомель в интервью L’Equipe объяснял, в чем заключается его работа в машине и почему она действительно сложная.

«Когда вы находитесь на море, у вас, конечно же, есть курс. Вы стараетесь следовать ему, даже несмотря на небольшой дрейф. Как будто больше ничего сложного нет.

Передо мной огромные дюны, горы и расщелины. И все равно мне нужно выбрать прямой курс, чтобы добраться до обязательной путевой точки. Только вот на суше это невозможно! Если посмотрите карту, то убедитесь, что ехать прямо нельзя. Моя работа заключается в том, чтобы убедиться, что я вернусь на лучший курс, даже когда отклонюсь для маневра на 300-400 метров или на 40-50 градусов. Моя задача – рассчитать, вернуться за нужную дюну и найти идеальную линию.

Это если дюна одна. Но в целом их очень много – целые поля. И поэтому иногда забавно наблюдать по телевизору, как гонщики будто ездят по кругу. Каждый из них надеется, что находится на правильной стороне, но на самом деле все понимают, что далеки от идеала. И вернуться на правильный путь зачастую очень и очень сложно.

Вам нужно знать, что есть точка GPS. У нас их, допустим, сотня, которые нам приходится преодолевать каждый день. Примерно через каждые 20 километров. И чтобы подтвердить эту точку, я должен проехать в пределах 50 метров от виртуальной точки, указанной в GPS, причем я не знаю, где она находится, но дорожная книга должна привести меня туда. Если я сойду с этого пути или немного отклонюсь от него, я заблужусь. Моя задача – с каждым пройденным метром пытаться заново оценить свое положение и понять, нахожусь ли я все еще на идеальном месте, а это не так-то просто».

Так что навигацию, должно быть, такой мастер осилит и с одной ногой. Но с остальной работой штурмана выйдет очень сложно.

Что еще почитать про «Дакар»:

Фото: IMAGO/JULIEN DELFOSSE/Global Look Press