Квят целит в Электро-«Формулу». Технологии и конкуренция там мощнее, чем в «Ф-1»!
Вот уже 4 года как Даниил Квят вне «Формулы-1».
После ухода из программы «Ред Булл» в конце 2020-го он весь 2021-й работал резервным гонщиком «Альпин», а затем покинул Гран-при.
С тех пор Квят искал себя в других сериях, выступая в NASCAR, REC, «24 часах Ле-Мана» и WEC – то в моноклассе прототипов LMP2, то в заводских гиперкарах. Однако сейчас проявил интерес к гонкам, которые много лет надеются дать серьезный бой «Формуле-1» − речь про «Формулу Е». Болиды-электрокары, которые долго никто не воспринимал всерьез.
В середине февраля Даниил провел тесты за команду «Пенске» c мотором от французской DS – люксовым электроподразделением концерна Stellantis. Россиянину должны были дать 40-минутную сессию, чтобы он почувствовал болид новой спецификации Gen3 EVO, а за неделю до старта Квят прошел через подгонку сидений и поработал на симуляторе в Париже.

Тесты завершил на 5-м месте, а после внезапно сообщали, что в следующем сезоне хотел бы место боевого пилота: «Я не против этой идеи. Нужно будет изучить множество деталей, но да, потенциально я заинтересован в переходе в «Формулу Е».
Чемпионат становится все лучше, все интереснее. Гонки довольно быстрые, сама идея чемпионата и продвижение защиты экологи мне нравится. Но и сам чемпионат здесь интересный. «Формула Е» на протяжении нескольких лет привлекает внимание крупных производителей, а значит, имеет большую ценность.
Мне нравятся многие аспекты «Формулы Е» – как и то, что это (в отличии от WEC) индивидуальный вид спорта. То есть эти гонки больше похожи на то, на чем я вырос. И почему бы не выступать одновременно в WEC и «Формуле Е»? Некоторые пилоты совмещают серии, так что это не самая плохая идея. Но да, если мы захотим пойти дальше, нам предстоит многое обсудить».
Почему вообще Квят обратил внимание на «Формулу Е»?
В «Формулу-1» его вряд ли вернут, а его заводская команда «Ламборгини» пока снялась с участия в WEC и осталась только с одним гиперкаром в американской серии IMSA. Проект состязаний с болидом «Супер-Формулы» на ИИ A2RL (где Даниил отыгрывал роль тренера-бенчмарка) пока застопорился на доработку модели, и на 2025-й запланирован только один ивент (26 апреля).
Теперь в календаре Квята очень мало гонок, ему всего 30 лет, а выступлениями в американских спорткарах гоночный голод не утолить – можно только пропасть с радаров мировых производителей.
Как прошли тесты в «Формуле Е» для Квята?

Одиннадцати новичкам в Джидде предоставили актуальные болиды электрической «Формулы» и дали 40 минут на обкатку.
Долгое время лидировал 19-летний итальянец Габриэле Мини, слушатель академии «Альпин» и прошлогодний дебютант «Формулы-2». Однако незадолго до клетчатого флага его опередил Куш Маини, 24-летний индиец, также из академии «Альпин» и «Ф-2».
Квят накрутил чуть больше кругов, чем гонщики, которые практиковались вместе с ним. Россиянин стал 5-м, проиграв более секунды лидеру.

«Все прошло хорошо. Я проехал и тестовые, и гоночные, и даже квалификационные отрезки – для понимания особенностей машины. Было довольно весело! Ближе к концу я уже пилотировал более уверенно и мог атаковать более агрессивно, − поделился Квят в интервью Marca. − Этими машинами достаточно сложно управлять, потому что они сильно отличаются от другой техники. Это и не традиционные «формульные» болиды, и не GT – нечто уникальное. Они нестабильно двигаются на торможениях, и адаптироваться надо постепенно. Проще становится, только когда понимаешь их механику».
Почему Квяту интересно перейти сюда боевым гонщиком? Спортивная конкуренция и развитие!
«Чемпионат стабильно и постоянно растет, в нем участвуют заводские команды крупных автопроизводителей – DS, «Ниссан»… Важные имена, сильный чемпионат. Если учесть все факторы, то именно здесь – самое острое соперничество среди всех чемпионатов. Хотя, конечно, «Формула-1» всегда забирает 99% внимания прессы».
Как тесты в «Пенске» стали возможны? Руководитель команды Фил Чарльз в прошлом работал в «Торо Россо», и именно под его наблюдением россиянин готовился к дебюту в «Формуле-1». Позже Чарльза повысили до главного гоночного инженера команды. Тогда британец высоко оценивал шансы Квята на успех в «Ф-1» (и отчасти был прав: Даниил поездил за «Ред Булл» и взял несколько подиумов).
Кстати, Квят не первый раз пробовал себя в «Формуле Е» и даже мог гоняться в этой серии. Перед сезоном-2018/19 его позвали в команду «Махиндра», но параллельно пилота решили вернуть в «Торо Россо» – и выбор в пользу «Ф-1» был очевидным.
Затем в апреле 2023-го Квята позвали на тесты в Берлин за китайскую команду «Нио 333». Правда, это было предыдущее поколение болидов «Формулы Е», а у Квята уже нашелся контракт с «Према»/Iron Lynx на гонки на выносливость и выход по их линии в заводской итальянский «Ламборгини» для доводки гиперкара к чемпионату мира и «24 часам Ле-Мана».
Тогда требовалось много времени и сил проводить на тестах, симуляторе и заводе для подготовки новой техники, и в тот момент «Ламборгини» еще не знала о новых требованиях по выставлению двух гиперкаров на стартовую решетку WEC. Квят сконцентрировался на итальянской марке и ИИ-проекте A2RL, а к 2025-му выяснилось: «Ламборгини» не потянет по деньгам требуемую правилами программу.
И тема с «Формулой Е» вернулась – после срыва перехода в японскую «Супер-Формулу» из-за трудностей с выплатой зарплаты.
Так что кто знает – может, в конце 2025-го Даниил наконец дебютирует в электрической «Формуле».
Авторитетное издание The Race предполагает, что новые тесты и давнее знакомство с Филом Чарльзом помогут Квяту не просто стать резервным гонщиком, а получить более значимую роль.
Раньше их инсайды о Квяте и вообще электрочемпионате оправдывались.
Что из себя сейчас представляет «Формула Е»? Болиды местами – быстрее и круче «Ф-1»

На старт нового сезона электрической «Формулы» вышло 11 команд: «Порше» (заводская), «Пенске» (альянс с концерном Stellantis), «Макларен» (на спонсорские деньги саудовской королевской семьи и с моторами «Ниссан»), заводской «Ниссан», заводская «Махиндра», заводской «Ягуар», заводской «Мазерати», частный «Андретти» (с миллиардерами-инвесторами и моторами «Порше» ), частный «Энвижн» (с моторами «Ягуара»), частная «Киро-Купра» (с инвесторами-звездами, поддержкой суббренда концерна «Фольксваген» и моторами «Порше»), и «Лола Ямаха» (альянс двух заводов и команды ателье «Абт», принадлежащей «Ауди».).
Результаты в серии настолько плотные, что на стартовой решетке нет ни одного коллектива, который хотя бы раз не побеждал. Причем минимальное количество − две − у «Купры» Тиктума и Бекманна.
Плотность командного зачета этого сезона впечатляет − 4 команды в 5 очках.

В командном заметно посвободнее − явный лидер, преследователь и остальные. И это притом, что Роулэнд провалил первую гонку нового сезона, а 20-летнй Барнард – вчерашний новичок из юниорок с одним сезоном в «Ф-2» и «Ф-3».

В «Формуле Е» стартовал 11-й сезон, гонщики используют уже третье поколение электромобилей, получивших название Gen 3 Evo. Как утверждают в серии, их болиды местами быстрее, чем у «Ф-1». И это правда.
Gen 3 Evo – самый быстрый одноместный гоночный автомобиль серий ФИА. Его разгон от 0 до 100 км/ч всего 1,86 секунды – на 30% быстрее, чем у современных болидов «Ф-1». Кроме этого обновления позволили повысить производительность на 2%, что сняло с лучшего времени круга на трассе в Монако около 2 секунд.
Теперь у болидов «Формулы Е» новый агрессивный обвес – для более сильного, прочного и аэродинамичного кузова. Кроме этого, впервые на электроболиде появился полный привод, доступный во время квалификации, старта гонки в «режиме атаки». Эта функция обеспечивает максимальное ускорение и контроль, повышая остроту ощущений в критические моменты гонки и усиливая соперничество пилотов.
Стоимость одного болида «Формулы E», включая силовой агрегат, в эпоху Gen3 ограничена и составляет не более 835 тысячи евро: 340 тысяч за шасси, 245 тысяч за батарею от Williams Advanced Engineering (старая техноветка команды «Ф-1» с оборонными и государственными контрактами, проданная инвестиционному фонду для спасения организации от банкротства), 227 тысяч евро за другие детали от производителя и 12 700 евро за систему безопасности гало. Административный взнос в «ФИА» больше не взимается, как это было в эпоху Gen2.
В новом поколении улучшили сцепление шин с асфальтом − Hankook iON дали прирост в 5-10%. И так как серия позиционирует себя очень экологичной, то в релизе также отчитались, что шины на 35% состоят из переработанных и экологически чистых материалов.

Вот еще несколько фактов про новые болиды «Формулы Е»:
Максимальная скорость − 321,89 км/ч.
Рекуператоры на торможениях доведены до мощности в 600 кВТ – в итоге они генерируют почти 50% энергии, необходимой для гонки. Да, во время самой гонки!
Мощность мотора при этом – 350 кВТ, или 470 л.с. Да, рекуператоры выходят почти в два раза мощнее – «Ф-1» в нокауте.
Самый эффективный формульный болид в истории − электродвигатель с КПД более 95%, значительно превосходящий КПД 40 %, характерный для двигателей внутреннего сгорания из «Ф-1».
Перерабатываемые батареи, получающие вторую жизнь − их детали используют для производства новых. Кроме этого в шасси используют углеродное волокно и натуральные материалы. К примеру, лен.
Конкретные области болида, имеющие отношение к дорожным вариантам авто, открыты для разработки командами и производителями, что позволяет напрямую передавать технологии в автопромышленность.
Новая технологическая разработка – подзарядка на пит-стопе: за 30 секунд в середине гонки для получения дополнительной энергии.
Да, в «Формуле Е» новая эра: наконец запустили экспресс-зарядку, и она работает!

Автопроизводители долго и красочно критиковали чемпионат за неповоротливость и долгие внедрения инноваций: рынок электромобилей развивается так стремительно, что любая новая идея для нового поколения шасси электромобилей часто устаревала еще не стадии обсуждения (не говоря уже о тестах и внедрении).
Для возврата и приобретения мирового интереса как к пионеру технологий в индустрии «Формуле Е» требовалось нечто особенное и невиданное на дорогах общего пользования. И чемпионат вспомнил экспресс-зарядку в гараже, как дозаправка в старой «Ф-1».
Перед Гран-при Саудовской Аравии «Формула Е» открыла новую страницу истории: наконец попробовала технологию подзарядки Pit Boost, обеспечивающую 10% прироста энергии (9,85 квт-ч). Этого момента ждали долго, тестовый прогон был за пределами трассы и вот добрался до гонок.
Теперь есть высокоскоростная зарядка в 600 кВт, которая за 30 секунд заполнит батарею на оставшуюся часть гонки. Это быстрее, чем у Tesla Supercharger.
Но почему так медленно, если сравнивать с дозаправками, которые в прошлом были в «Ф-1»? Таковы законы физики. За определенное время в батарею можно безопасно поместить столько энергии.
Вообще, электрическая серия более открыта к новшествам и не такая консервативная, как «Ф-1». Так что для любого гонщика, который решится перейти в «Формулу Е», такой шаг не стоит считать откатом.
Что по зарплатам в «Формуле Е»?
В электрической серии не платят таких денег, как в «Формуле-1». Это и неудивительно, учитывая годы существования, а также общий интерес.
Средний заработок гонщиков «Формулы E», по данным The Race (по состоянию на февраль 2020-го), составляет около 750 тысяч евро в год. Считается, что лучшие гонщики электрической серии зарабатывают от 2,2 до 2,8 миллиона евро в год. Ожидается, что зарплата будет увеличиваться на 10-15% в сезон, в соответствии с ростом самой серии.
В первом сезоне было всего несколько гонщиков, которые зарабатывали более 350 тысяч евро. Быстрый рост зарплат заставил «Формулу E» с осторожностью подходить к этому вопросу, особенно в свете ограничения расходов, которое распространяется на многие другие области серии.
В декабре 2023 года все тот же The Race подкорректировал инсайды: пиковые выплаты гонщикам составляют около 2 млн, а диапазон 500 тысяч – 1,2 млн, как считается, покрывает большую часть сетки.
При этом в дирекции планировали ввести потолок зарплат, но пока эту идею отложили до сезона-2026/27. Если Квят все же подпишется с кем-то из заводов, то еще успеет хорошо заработать.
Что еще почитать про Квята и «Формулу Е»:
Как прошел 2024-й для автогонщиков из России? Полный обзор: от Квята до выпуска своего суперкара
Гонщиков в сезоне «Ф-1» можно заменить удачно? Да (главный сюрприз 2024-го), но какие были провалы!
Квята не взяли в японскую «Ф-1» из-за санкций? Но как – он же гоняется в ЧМ с этапом в Японии?!
Суперчемпионом можно стать и после «Ф-1». Вот 8 самых ярких примеров (и десяток поменьше)
Расписание главных автогонок мира на 2025-й: пара чемпионатов уже стартовала!
Фото: Gettyimages/Hector Vivas / Stringer Jaguar Racing; Julien Delfosse/Keystone Press Agency/Global Look Press
Многое ли изменилось после этого и как удалось преодолеть неустойки за развитие болида нового поколения? Со старым собирались кататься до 2026