Все зарплаты гонщиков «Ф-1»: треть банка зарабатывает пара из «Феррари»
Каждый год перед стартом сезона главное нидерландское гоночное издание Racingnews365 выкатывает список зарплат гонщиков «Формулы-1».
Благодаря им мы знаем, сколько зарабатывает четырехкратный чемпион Макс Ферстаппен и сколько предложили Льюису Хэмилтону при переходе из «Мерседеса» в «Феррари».
Для сравнения – ситуация в 2024-м: много истекающих контрактов и будущая бомба в лице семикратного.
Как же сказался на рынке пилотов его трансфер и последовавший вихрь перестановок и перезаключений?
Для составления рейтинга Racingnews365 обратился к различным источникам в паддоке «Формулы-1»: профильные издания, инсайдеры команд, агенты, менеджеры пилотов, игроки на коммерческом рынке, некоторые боссы.
Раньше для издания такой рейтинг составлял один из самых осведомленных и авторитетных журналистов с 30-летним опытом в паддоке Дитер Ренкен. Однако с 2023-го он вошел в ростер советников президента ФИА по автоспорту и «Ф-1» – пришлось обходиться без него из-за конфликта интересов.
Цифры, представленные ниже, показывают годовой «базовый» доход гонщиков и не включают бонусы от команд за победу в гонках или финиш на подиуме. Они также не включают контракты с личными спонсорами.
Общий банк всей стартовой решетки «Ф-1» в сезоне 2025-го составляет 262 млн долларов, причем практически половина приходится на Макса Ферстаппена и Льюиса Хэмилтона.
В прошлом году на 20 пилотов тратили 268 млн, ровно половина уходила на топ-3. Получается, банк уменьшился за счет смены опытных пилотов на волну новичков, при этом влияние топов стало больше. Только Скудерия теперь тратит под 100 млн за сезон лишь на базовую зарплату!
Для удобства разбиваем все на категории.
1. Зарплаты до 5 млн долларов
Изак Аджар – очередной выпускник академии «Ред Булл».
Он не доминировал ни в одной серии, не был чемпионом, но взял второе место «Формулы-2» в прошлом сезоне и оказался следующим в цепочке на повышение. Логичнее было двигать его, пока другой суперталант Арвид Линдблад работает над накатом и суперлицензией. Изак получил «минималку» по стандартному контракту с программой.
Джек Дуэн – новичок «Альпин» и бывший член программы «Ред Булл», пришел в «Ф-1» после отказа французов от Эстебана Окона и срыва переговоров с более опытными ребятами вроде Сайнса.
Его повысили из резервистов и симуляторщиков еще на последнем Гран-при предыдущего сезона, но он до их пор гонщик-загадка. В «Альпин» уже подстраховались, взяв в резервисты впечатлившего в 2024-м Франко Колапинто, и теперь, кажется, сын пятикратного чемпиона мира по мотогонкам первый кандидат на выход. А ведь сезон еще не начался!
И даже имя с потенциально богатым австралийским рынком Джеку не помогает: в пелотоне есть не менее сильные и раскрученные представители региона из команд покруче (Пиастри и Лоусон). Зарабатывает дебютант абсолютный минимум, как и принято в его условиях: даже сумма в рейтинге может оказаться сильно завышенной по сравнению с реальной.
Лиам Лоусон дождался звездного часа: не просто вернулся в «Формулу-1», но занял место в одном из трех быстрейших болидов пелотона.
Давление на новозеландца свалится огромное, но он доказал, что способен с ним справиться. Однако по деньгам сильно не выиграл, поскольку все еще состоит на стандартном контракте всей программы «Ред Булл» – для команды и компании хоть какая-то экономия после потери спонсоров Переса.
Зато для таких ребят в соглашениях прописывают масштабную и щедрую систему премий за очки, подиумы и прочие достижения – и если Лиам поедет как надо, то выбьет в разы больше базового гонорара.
Оливер Бермэн начнет первый сезон «Ф-1» не в качестве возможной подмены, а как боевой пилот.
«Хаас» взял британца на двухлетний минимальный контракт с опцией продления и отзыва в Скудерию – дебютантам по таким обычно много не платят, а основу возможных заработков составляют бонусы за результаты.
Андреа Кими Антонелли получил первый стандартный контракт новичка и готовится к первому сезону в «Ф-1».
«Мерседес» хоть и самая богатая и прибыльная команда «Ф-1», платит только звездам. Недавно первый спонсор Боттаса (который провел в «Мерседесе» лучшие годы карьеры) признался, что Валттери начал зарабатывать больше миллиона только в 2019-м уже с победами и подиумами.
Юки Цунода мечтал начать новый год в «Ред Булл», но остался во второй команде. На зарплате, правда, это не скажется: японец до сих пор на довольно небольшом контракте программы для «второго уровня», его гонорар не изменился бы с трансфером.
Однако Юки получает доплату как пилот и амбассадор «Хонды»: соглашение с автопроизводителем рассчитано за пределы 2028-го, а по некоторым инсайдам, вообще предполагает возможность продления на всю карьеру.
Габриэл Бортолето виртуально опережает Оскара Пиастри: победа в «Ф-3» в первый сезон – победа в «Ф-2» – переход в «Ф-1» (причем без года на симуляторе). Пока начнет в «Заубере» рядом с опытным Хюлькенбергом, который как минимум научит его стабильности и квалификационной скорости.
Дела бразильца еще три года назад приняла агентская компания Фернандо Алонсо A14, он очень привлекателен для большого латиноамериканского рынка (еще бы – давно там не было такой восходящей звезды), а его отец – по сути, владелец всех главных национальных гонок, одного из национальных телекоммуникационных операторов и местного стриминга.
Габриэл точно получит нужную раскрутку, а вопрос денег для него, скорее всего, вторичен.
Ланс Стролл выступает за команду отца, так что любая сумма гонорара весьма условна. Срок контракта пилота «Астон Мартин» не называется по очевидной причине.
Тем не менее, предыдущие финансовые отчеты команды раскрывали обратные «спонсорские» выплаты от компаний пилота в адрес команды: то ли для работы с потолком расходов и оптимизацией налогов, то ли это такие штрафы от отца парню за плохие результаты…
Например, в 2022-м они составили под миллион долларов после падения очков с 34 до 18. В 2023-м Ланс набрал 74 балла, и выплаты пропали из отчетов, но в 2024-м он выбил всего 24 пункта – отчета в публичном доступе пока нет, но представить корректировку итоговой суммы можно.
2. Зарплаты от 5 до 10 млн долларов
Оскар Пиастри уже не новичок «Ф-1», но его контракт пока не тянет на сделку победителя Гран-при. Просто его перезаключали еще до прорывных результатов второго сезона – оттого команда успела зафиксировать более выгодные условия на пару ближайших лет.
И, конечно, ему вписали щедрые бонусы.
Эстебан Окон устал быть в команде, которую изрядно штормит каждый сезон. Тем более, что француза позвали в «Хаас», где руками нового шефа Айо Комацу создается что-то принципиально новое при синергии старой модели, «Феррари» и новых партнеров из «Тойоты».
«Хаас» впервые дорос до потолка бюджетов, позволил себе частные тесты на машинах предыдущих лет и пилотам тоже может платить достаточно серьезные деньги. Кроме этого, в американской команде Окон будет лидером, ведь рядом с ним посадили новичка Бермэна.
Нико Хюлькенберг прошлые годы провел в одной из самых бедных команд стартовой решетки, но воспользовался возможностью творить историю в «Заубере» – вести ее на пути трансформации в заводскую «Ауди».
Да, в прошлом году это была худшая команда (всего 4 очка в Кубке конструкторов), но у них огромные амбиции, да и немец получил солидную прибавку в 5 млн долларов с контрактом на 3 года – гарантированный кокпит до его 40-летия.
Алекс Албон получил серьезного напарника в лице Карлоса Сайнса, а до этого – новый контракт с «Уильямсом» с заметной прибавкой в 5 млн долларов.
Под новые затраты с более активной реновацией базы владельцы даже влили очередную сотню миллионов, так что некогда легендарная команда вновь может платить, как другие большие игроки на рынке. Было бы прекрасно, если бы в новом сезоне пилоты «Уильямс» разбивали болиды реже, чем в 2024-м.
Пьер Гасли начинает новый сезон в качестве лидера «Альпин». В прошлом году он продлился до 2026-го и получил прибавку в 1 млн.
Карлос Сайнс тянул с выбором команды, имея варианты с «Заубером» и «Уильямсом». В итоге по сравнению с контрактом в «Феррари» №55 потерял всего два миллиона – 10 против 12.
«Ауди», скорее всего, смогла бы платить и побольше, но их перестройка началась позднее, чем у команды из Гроува, а значит, и ждать результатов пришлось бы дольше.
3. Более 10 млн долларов за сезон
Джордж Расселл имеет контракт на нынешний сезон, но скоро его ждет продление – либо до флагманского, либо до уровня «не впечатлил на фоне новичка».
Ведь это первый год, когда британец будет лидером при молодом напарнике Антонелли – и результат сезона точно определит дальнейшую карьеру №63 и в финансовом, и в гоночном смыслах. Источник же откорректировал его зарплату в сторону уменьшения – с 18 млн до 15: вероятно, из-за разницы в курсах («Мерседес» платит в фунтах стерлингов).
Ландо Норрис перед стартом прошлого сезона надолго продлил контракт – и получил базовую зарплату в 20 млн долларов еще до гонки за титулом.
Но, по данным RacingNews365, в контракте есть пункты, позволяющие британцу досрочно уйти из команды, если он захочет. Как бы там ни было, Норрис дополнит уже имеющуюся сумму солидными спонсорскими контрактами, а также бонусами: в «Макларене» их прописывают щедро.
Еще у Ландо личная медиаимперия в стриминге и киберспорте, успешная линейка картов и экипа, а также и активная распродажа мерча.
43-летний Фернандо Алонсо продолжает выступать на высшем уровне, и у него есть шанс остаться в «Ф-1» и после внедрения нового регламента: контракт действует до конца 2026-го. Тогда ему исполнится 46 лет!
Шарль Леклер сохранил цифры прошлого сезона, но есть нюанс: срок контракта сократился с 2029-го до 2028-го: видимо, инсайдер предпочел учитывать «гарантированные» годы без опции выхода по желанию пилота, о которых писала итальянская пресса после суперсделки в 2024-м.
Известно, что монегаск получил уникальное предложение, по которому его доход будет увеличиваться вплоть до последнего сезона – в конце светит годовая сумма в 54 млн!
По сравнению с прошлым годом, Льюис Хэмилтон получил значительный прирост – с 45 млн в «Мерседесе» до 60 млн в «Феррари». Причем сюда не входят личные контракты со Скудерией, которые подразумевают взаимодействие между брендом Хэмилтона и «красными».
По данным RacingNews365, 60 млн – базовая чистая зарплата, а общий доход за пределами трассы достигнет отметки в 100 млн долларов. Однако Льюис обойдется без бонусов за любой результат – так он работал и заключал сделки еще в «Мерседесе».
Несмотря на все старания Ферстаппена, за пределами трека до британца ему очень далеко. Одним присутствием и одним постом в социальных сетях Льюис все еще способен привлекать огромную платежеспособную аудиторию. В век социальных сетей это очень важно.
Макс Ферстаппен как четырехкратный чемпион мира заработает за сезон предположительно 65 млн долларов – на 10 млн больше. «Ред Булл» вряд ли расстроился из-за такого повышения, особенно держа в уме его умопомрачительный перфоманс на Интерлагосе при сложных погодных условиях: с 16-го места на 1-е.
Ту победу многие в паддоке назвали одной из лучших в истории.
Нидерландец – из тех, за кем выстраивается очередь из спонсоров, но чемпион придирчиво выбирает каждого, поскольку не любит публичность и маркетинговые активности.
Макс сотрудничает с EA Sports, безалкогольным брендом Player 0.0 и бродкастером Viaplay, а еще его агент Раймонд Вермюлен превратил линейку мерча в империю, где выставляются и марки некоторых других гонщиков. Существуют и живые магазины – огромные павильоны, похожие на музеи.
Кроме того, в 2025 году он заработает дополнительные деньги в «Ред Булл» за счет бонусов (вплоть до миллиона за каждую победу, по последним инсайдам), а также команда покрывает его взносы за суперлицензию – тоже серьезная сумма свыше миллиона (из-за большого количества очков).
Набежать может очень много – потому верьте, когда Ферстаппен делает заявления в стиле «если куда-то и перейду, то деньги точно не станут мотиватором». Этот парень уже создал команду Verstappen.com Racing и купил отцу полный сезон в чемпионате Европы по ралли, а сын его агента получил несколько полноценных сезонов в ДТМ – денег Максу точно хватает.
Читайте больше о деньгах в «Формуле-1»:
Зарплаты гонщиков «Формулы-1» в 2024-м: $268 миллионов на всех
Бывший мойщик машин – самый высокооплачиваемый босс «Ф-1»: чем он так хорош?
В «Ф-1» новый рекорд: «Мерседес» ушел с молотка за $53 миллиона! Вот все самые дорогие машины
Финансам «Ред Булл» в «Ф-1» предрекали крах без спонсоров Переса. Угрозы оправдались?
«Ф-1» убирает в ротацию трек-монумент для новых Гран-при. А почему шейхоэтапы неприкасаемы?
Африка жаждет «Ф-1»: ЮАР молится на Хэмилтона и готовый трек, а Руанда – на 💰💰💰 от шейхов
Владелец «Ф-1» – главная спортивная империя планеты с капиталом $44 млрд. А что еще им принадлежит?
В «Ф-1» спонсорская лихорадка. Итог – болиды-баннеры, названия команд уродуют
Кому принадлежат команды «Ф-1»? 6 миллиардеров, 4 автозавода, а теперь и Райан Рейнольдс
Сколько зарабатывают команды «Ф-1»: самая богатая, чемпион, середняк, аутсайдер, игрушка миллиардера
Как зарабатывают команды «Ф-1»? А на что тратят? Чемпион – не самый богатый
Источник: RacingNews365
Фото: Gettyimages.ru/Mark Thompson, Rudy Carezzevoli, Clive Mason, Clive Rose, Peter Fox, Robert Cianflone, Joe Portlock, Mark Sutton; East News/Bob Kupbens/Icon Sportswire