Главные фото в истории «Ф-1» по ее же выбору: дремлющий Шумахер, прыжок болида, Мэнселл подвозит Сенну
Зимний перерыв в «Ф-1» – традиционная пора итогов, ожиданий и рефлексии. В том числе о далеком прошлом: к тому же, серия входит в год 75-летия!
«Формула-1» выбрала самые легендарные фото в своей истории: в список вошли не только современные герои, но и те, о ком многие могли даже не слышать.
За каждым снимком скрываются сильный сюжет и эмоции, которые переживали персонажи.
Эмоции Пьера Гасли после победы на Гран-при Италии 2020 года
Первая победа в карьере гонщика «Альфа Таури».
Кевин Магнуссен разбил болид, на трассу вызвали автомобиль безопасности, Гасли успел провести пит-стоп до того, как это случилось, вышел в лидеры и не отдал победу. На фото он сидит на подиуме и пытается осознать, что произошло.
Ведь он выиграл за середняка-аутсайдера после провального и сжигающего отрезка в «Ред Булл» (тогда его понизили по ходу сезона, заменив на дебютанта Алекса Албона), а все последние круги его прессинговал Карлос Сайнс на «Макларене». После традиционной церемонии награждения все ушли с подиума, а Пьер остался – в одиночестве и обессиленный от эмоций.
Последний кадр Энцо Феррари в боксах команды – на тестах в Имоле 1985 года
Энцо сидел совсем один вокруг предметов, символизирующих его жизнь: бензобаки, смазочные материалы, инструменты, элементы кузова.
По словам легендарного фотографа Эрколе Коломбо, сделавшего снимок, в тот же день Ники Лауда помирился с Феррари, они мило поболтали.
Группа механиков «Макларена» на Гран-при Европы 2011 года
В 2009 году в «Формуле-1» впервые появилась новая система – KERS. Она позволяла накапливать кинетическую энергию, которая возникает при торможении болида. За год до этого ее тестировали на машинах «БМВ-Заубер», и одного из механиков ударило током. В «Макларене» первыми нашли выход, надев резиновые перчатки, которые не проводят ток.
Однако конкретно этот снимок стал легендарным скорее из-за активного использования: именно его чаще всего вставляют в любые общие тексты про «Ф-1» для упоминания пит-стопов или слаженной работы в команде.
Подобных «стоковых» кадров сотни и тысячи, но этот – самый частый. Вы его видели! Ведь правда же?
Стартовая решетка Гран-при Германии 1968 года
Жаки Икс, Крис Эймон и Йохен Риндт заняли первый ряд, но гонку в труднейших погодных условиях с отрывом в 4 минуты выиграл легендарный Джеки Стюарт.
Кадр – квинтэссенция эпохи: демонстрация разнообразия машин, старого подхода к расположению болидов на решетке (вместо нынешнего парного), кошмарный дождь (в таких условиях больше не гоняются!), да и старый трек со старыми структурами безопасности даже без оград... Стюарт позднее призывал отменять и бойкотировал такие заезды и автодромы.
Михаэль Шумахер на Гран-при Японии 1998 года
Немецкий гонщик в красном комбинезоне лежит на ящиках во время свободных заездов.
На тот момент пилот «Феррари» претендовал на победу в чемпионате, взял поул, а его главный соперник стартовал вторым. Все пошло не по плану уже на старте, так как Шумахер заглох и откатился в конец стартовой решетки. Отыграв кучу позиций и выйдя на третью строку, на 28-м круге Михаэль наехал на обломки, получил медленный прокол и сошел с дистанции.
Чемпионом «Ф-1» стал Мика Хаккинен, который выдал мегастарт, выиграл гонку и захлопнул калитку для титульных надежд Шумахера.
Именно последовавший контекст и сделал кадр легендарным.
Макс Ферстаппен на Гран-при США 2023 года
Это 50я победа Макса – причем он приехал в Остин уже трехкратным чемпионом мира. В спринте стартовал 6-м, но, несмотря на проблемы с тормозной системой, вырвался в лидеры и победил. После нидерландец выиграл и основную гонку.
Эдди Чивер на предсезонных тестах на «Поль-Рикаре» 1984 года
Эдди Чивер за рулем «Альфа Ромео» 890T 1984 года во время предсезонных тестов на «Поль-Рикаре» – один из первых, кто в том году опробовал бортовую камеру с трансляцией на ТВ-передатчики в режиме реального времени.
Технологию обкатывали несколько лет подряд и все никак не могли добиться стабильной и качественной картинки без помех, провалов и отключений. На тех тестах впервые удалось проверить технологию без сбоев и перейти к внедрению.
Стартовая решетка Гран-при Австрии 1972 года
Эмерсон Фиттипальди из «Лотуса» взял поул, а первые 6 мест на старте заняли пилоты 6 разных команд.
Очередной пейзаж той эпохи, от которой спустя пару лет ничего не останется: зрители – прямо на оградах, фотографы – на барьерах, трибуны нависают над дорогой, а трек от зоны свободного размещения отделяют только небольшие однослойные металлические конструкции.
Даниэль Риккардо на Гран-при Монако 2018 года
В 2016 году пилот «Ред Булл» Даниэль Риккардо лидировал на Гран-при Монако, но закончил вторым из-за ошибки команды на пит-стопе: долго не могли заменить шины.
Два года спустя №3 взял поул, а на его болиде во время гонки возникли проблемы с силовой установкой. Австралиец потерял четверть мощности – около 200-250 л.с. буста от гибридной составляющей и качественный разгон. И 50 кругов боролся с машиной, отбиваясь от Феттеля и Хэмилтона.
Заслуженная победа и традиционный триумфальный нырок в бассейн в зоне гостеприимства «Ред Булл» – который запечатлели все камеры. Там же была и съемочная команда Netflix – кадр стал одной из обложек первого сезона, история Риккардо – главной во всем сериале, а сам снимок получил несколько профильных наград.
Шарль Леклер и тифози на Гран-при Италии 2022 года
В 2022 году «Феррари» праздновала 75-летие со дня открытия первого завода в Маранелло – и на Гран-при Италии привезла новую ливрею с желтыми вкраплениями в честь герба города.
С поула стартовал Шарль Леклер, но в гонке из-за сейфти-кара пропустил вперед Ферстаппена и финишировал вторым. Но тифози все равно приняли его как героя.
Пит-стоп Михаэля Шумахера на Гран-при Франции 2002 года
Победа в той гонке позволила немцу стать пятикратным чемпионом «Ф-1», причем позади было всего 11 Гран-при, а впереди еще 6.
А еще этот кадр тоже стал «стоковым» для «Формулы-1» как таковой – словно ее апофеозом и главным моментом. И в смысле триумфа, и в смысле работы в команде, и в смысле сочетания всего самого знакового, что было в «Ф-1» до 2010-х и турбоэры – здесь.
Классический журнальный снимок, который можно смело показывать любому, когда нужно в минимуме слов объяснить величие «Ф-1».
Джим Кларк на Гран-при Германии 1966 года
Прыжок «Лотуса» Джима Кларка на одном из трамплинов «Зеленого ада» «Нюрбургринга».
Снимок сделал легендарный фотограф Райнер Шлегельмильх (входит в клуб «500» – тех, кто работал на 500 и более Гран-при), а сложность поймать такой кадр была в том, что техника не позволяла быстро сделать несколько фото подряд.
Поэтому важно чувствовать момент, когда нужно нажать на кнопку. Все фотографы тех лет стремились сфотографировать болид со всеми четырьмя оторванными от земли колесами, и Шлегельмильху удалось это одному из первых – потому его снимок широко разошелся в моменте и стал как бы «дефолтным» для обозначения той эпохи и тех машин.
Карлос Сайнс на Гран-при Мексики 2024 года
Последняя победа Карлоса Сайнса за рулем «Феррари». Испанец стартовал с поула и довел болид до первой строки. До этого последний раз гонщик «Феррари» побеждал в Мексике аж в 1990-м – это был Ален Прост.
Историчность кадра – и в фоне в виде бывшего футбольного стадиона, и в эмоциях испанца, который гонял весь год, зная об уходе.
Джеки Стюарт на Гран-при Франции 1969 года
В тот день, 6 июля, британцу удалось завоевать первый в карьере «Большой шлем»: стартовал с поул-позиции, лидировал всю гонку и победил с быстрейшим кругом. По итогам сезона Стюарт стал чемпионом «Ф-1».
Найджел Мэнселл и Айртон Сенна на Гран-при Великобритании 1991 года
Найджел Мэнселл после окончания Гран-при Великобритании 1991 года подвозит на своем «Уильямсе» пилота «Макларена» Айртона Сенну.
Британец выиграл, а у бразильца закончилось топливо – и это после грандиозной схватки за победу! №5 взял поул, Волшебник стартовал следом и выиграл первые метры, затем «Уильямс» обогнал «Макларен». Оба отрывались от пелотона до самого финала и навезли всем почти круг – в той же петле остались только Бергер и Прост.
И Айртона квалифицировали четвертым! Сейчас бы Мэнселл получил штраф за подвоз, а Сенну исключили из протокола за недостаточное количество топлива в баке и невозможность пройти проверки.
Фотографы на Гран-при Монако 1968 года
Еще одно фото от Райнера Шлегельмильха. Снято на подъеме к «Казино» и ярко демонстрирует требования по безопасности тех лет.
При приближении болидов фотографы просто вставали с асфальта, а до этого свободно лежали с камерами поблизости от трассы. Теперь на этом месте барьеры с тремя рельсами безопасности и заградительной сеткой.
Монументальное изображение той эпохи – завсегдатай любой ретроподборки. И мемов.
Льюис Хэмилтон на Гран-при Италии 2018 года
Одна из лучших побед Льюиса.
Британец лидировал в чемпионате, поул в Монце взял Кими Райкконен, а второе место ушло Феттелю.
На старте Хэмилтон столкнулся с немцем, и Себа развернуло. Льюис практически не потерял время, а за 9 кругов до финиша обошел финна и стал первым. Именно в Италии установили рекорд: впервые в истории «Формулы-1» все гонщики, которые участвовали и финишировали в каждой гонке сезона, заработали хотя бы одно очко.
После той гонки Льюис закрепил лидерство в чемпионате и отправился за новым титулом, а еще сполна насладился чествованиями от итальянских тифози. Даже несмотря на победу над их командой.
Айртон Сенна на Гран-при США 1991 года
Айртон Сенна в знаменитом шлеме, расцветку которого ни разу не менял за время карьеры. Это была первая гонка сезона, на которой применяли новую систему начисления очков: 10 – 6 – 4 – 3 – 2 – 1. Сенна победил, а из-за низкого интереса к Гран-при в Америке «Ф-1» не возвращалась в страну долгие 9 лет.
Но кадр стал культовым именно благодаря сути: тот самый взгляд Волшебника, полный концентрации, поверх той самой ливреи «Макларена»... Идеальное «за секунду до». Можно смело сказать: без этого кадра не обходится ни один материал о Сенне – не важно, текстовый или визуальный.
Стефан Йоханссон на Гран-при Монако 1985 года
Да, это настоящее фото, а не картина, не фотошоп, не графика и не поздняя реконструкция!
В квалификации участвовало 26 болидов, но на старт вышло только 20, так как больше узкая трасса в княжестве не выдержала бы. В Монако итальянцы привезли заметный пакет обновлений, а уже на первом круге из-под болида Йоханссона вырвался огонь, и он сошел.
Михаэль Шумахер на Гран-при США 2002 года
Михаэль Шумахер едет на стартовую решетку Гран-при США 2002 года.
Перед стартом гонщики, начинавшие с внешней стороны трассы, были недовольны тем, что внутренняя была чистой. Немец сперва проехал мимо своей позиции, но вернулся. На финише Шумахер опережал Баррикелло на несколько секунд, но позволил приблизиться и выиграть. Таймер показал преимущество бразильца в 0,011 секунд – второй самый близкий отрыв первого места от второго в истории «Ф-1» (первый – 0,01).
А культовость кадра – в его символизме: паддок и мир «Ф-1» расступается перед Шумахером (и если вглядеться, можно увидеть, как всех разгоняют работники «Феррари»).
Себастьян Феттель на Гран-при Индии 2013 года
Немцу нужно было всего 5 очков, чтобы завоевать четвертый титул, и после пяти побед подряд все было очевидно. Феттель взял поул, а в гонке победил с отрывом в 29 секунд.
На стартовой прямой пилот «Ред Булл» сперва покрутил «пончики», а затем появилось это фото – поклонение машине, на которой немец выиграл 9 гонок из 9 на последнем отрезке года. Теперь это визуальная метафора слова «самовоз».
Джон Сертис на Гран-при Монако 1964 года
Джон Сертис за рулем «Феррари» 158 надевает перчатки перед первой гонкой 1964 года.
Британец получил новую версию болида, а второй пилот Лоренцо Бандини начал гонку на 156-й, потому что у команды не хватило рук сделать две машины из-за подготовки к «Ле-Ману». За год до этого он перебрался в итальянскую команду и в 1964-м стал чемпионом «Ф-1».
Идеальная демонстрация эпохи и идеи «засучить рукава перед трудной работой» – ведь Сертис еще и стал первым и единственным в истории чемпионом мира и в мото-, и в автогонках.
А какой кадр выбрали бы вы для такой подборки?
Что еще можно почитать о «Формуле-1»:
Как Михаэль Шумахер стал чемпионом мира, когда вся «Формула-1» была против него и команды «Бенеттон»
Шоу Netflix о Сенне – портрет мифа о величайшем бразильце глазами Бразилии. Оттуда такой накал драмы
Магия съемок шоу Netflix о Сенне: полураздетые болиды «Ф-1» на заброшках Аргентины
Гонки 90-х – золото: даже маленькие частные команды творили техреволюции в «Ф-1», ралли и туринге
12 величайших сезонов «Формулы-1». Часть 1: благородство и трагедии
Только 6 гонщиков «Ф-1» брали первые титулы с чемпионами в напарниках. Вот они
2005-й – первый год семикратного чемпиона «Ф-1» в «Феррари»! Где сейчас гонщики того сезона?
Фото: instagram.com/f1
Специально для любителей потрещать про "украденную восьмую чашку", и прочих страдальцев по поводу мелковатого жемчуга.