30 мин.

Худшие гонщики в современной истории «Ф-1»: Мазепин в окружении великих

Обсуждение «лучшего гонщика сезона» в «Ф-1» нередко вызывает грандиозные споры: ведь на результаты и возможности раскрытия таланта влияет и уровень машины, и работа команды, и везение с неполадками…

Однако за хорошие выступления хотя бы дают очки – чемпионом можно стать как минимум за счет стабильности. Да и достаточно посмотреть динамику набора баллов с причинами их потерь, чтобы хотя бы приблизительно оценить вклад личности в итог.

Но как быть с худшими пилотами? Они часто обитают в подвале пелотона, где и за 20-ю, и за 13-ю позиции дают одинаковые 0 баллов. И за проигрыш трех кругов лидеру, и за отставание от топ-10 в 0,001 секунды дают одинаковые 0 баллов.

Так справедливо ли называть гонщика с последнего места общего зачета «худшим в году»? Авторы авторитетного британского издания The Race попробовали изучить вопрос и составить собственный рейтинг главных неудачников XXI века – и моменты славы получил россиянин Никита Мазепин вместе с пилотами другого российского проекта – «Маруси».

2024

Последнее место в чемпионате: Джек Дуэн («Альпин») – 24-й, 1 гонка, 0 очков, лучший результат – 15-е место

Последнее место среди полноценных участников (24 гонки): Валттери Боттас («Заубер») – 22-й, 0 очков, лучший результат – 11-е место

Худший гонщик сезона по мнению авторов: Логан Сарджент («Уильямс») – 23-й, 15 гонок, 0 очков, лучший результат – 11-е место

Здесь мы имеем сочетание сразу нескольких факторов: и намеки на потенциально хорошие результаты, которые в итоге так ни во что и не материализовались, когда это действительно требовалось. И отставание от напарника по команде Алекса Албона, даже с учетом фактора не очень равных возможностей болидов. Да и количество аварий при отсутствии прогресса во втором сезоне. В итоге то, что в «Уильямсе» решили избавиться от Сарджента посреди сезона, никого сильно не удивило. И то, что его сменщик Франко Колапинто мгновенно обеспечил заметное улучшение результатов, говорит о том, что выбор команды был правильным.

2023

Последнее место в чемпионате: Ник де Врис («Альфа Таури»), 22-й, 10 гонок, 0 очков, лучший результат – 12-е место

Последнее место среди полноценных участников: Логан Сарджент («Уильямс»), 21-й, 1 очко

Худший гонщик сезона по мнению авторов: Ник де Врис

В 2023 году на стороне Сарджента был фактор дебютного сезона в «Формуле-1». Однако в отношении де Вриса мы не можем позволить себе такие же поблажки, ведь с учетом его опыта он должен был быть лучше подготовлен для того, чтобы воспользоваться шансом, который неожиданно получил в составе «Альфа Таури».

Он никогда не казался очевидным и естественным выбором в контексте молодежной программы «Ред Булл» и по ходу той части сезона, что успел провести, не сумел продемонстрировать достаточно убедительных выступлений, или хотя бы намеков на то, что в будущем ситуация точно может улучшиться.

2022

Последнее место в чемпионате: Нико Хюлькенберг («Астон Мартин»), 22-й, 2 гонки, 0 очков, лучший результат – 12-е место

Последнее место среди полноценных участников: Николас Латифи («Уильямс»), 20-й, 2 очка

Худший гонщик сезона по мнению авторов: Николас Латифи

В то время как Нико Хюлькенберг достойно справлялся со своей работой за рулем «Астон Мартин», а уже упомянутый ранее де Врис сумел заработать очки в своей единственной гонке за «Уильямс», в которой он вышел на замену в Монце, именно его напарник на том этапе Николас Латифи стал гонщиком, чьи выступления в сезоне-2022 можно признать наименее впечатляющими.

После несколько обнадеживающего прогресса по ходу сезона-2021, в следующем году Латифи так и не сумел освоиться за рулем болида нового поколения и лишь сделал шаг назад. Так что его сезон можно оценить даже хуже полного аварий выступления Мика Шумахера и крайне разочаровывающего финала Даниэля Риккардо в «Макларене». Хотя любой из них по праву мог бы претендовать на звание худшего.

2021

Последнее место в чемпионате: Никита Мазепин («Хаас»), 21-й, 0 очков лучший результат – 14-е место

Худший гонщик сезона по мнению авторов: Никита Мазепин

Ожидания в любом случае были невелики – тут и состав пилотов, состоящий из новичков, и решение «Хааса» полностью отказаться от развития болида 2021 года ради подготовки к смене технического регламента. Однако Никита Мазепин все равно потерпел полное поражение в борьбе с напарником Миком Шумахером.

Сейчас, оглядываясь назад, тот единственный сезон Мазепина выглядит еще хуже, чем на тот момент – учитывая, что пришедший в команду в 2022 году Кевин Магнуссен своими выступлениями вызвал очень много вопросов к Мику Шумахеру, который, в свою очередь, был заметно быстрее годом ранее (а затем переход в команду Нико Хюлькенберга вызвал еще больше вопросов к уровню Магнуссена).

2020

Последнее место в чемпионате: Джейк Эйткен («Уильямс»), 23-й, 1 гонка, 0 очков, единственный результат – 17-е место

Последнее место среди полноценных участников: Николас Латифи («Уильямс»), 21-й, 0 очков, лучший результат – 11-е место

Худший гонщик сезона по мнению авторов: Николас Латифи

Джейк Эйткен подменял в «Уильямсе» Джорджа Расселла, который, в свою очередь, подменял заболевшего ковидом Льюиса Хэмилтона на Гран-при Сахира, – и в основном запомнился своим вылетом с трассы, который вызвал появление машины безопасности, что, в свою очередь, сбило с курса выступление Джорджа Расселла. При этом до вылета Эйткен производил достаточно хорошее впечатление для гонщика, которого просто бросили на глубину и заставили учиться плавать на ходу.

И это, в свою очередь, плохо отразилось на его напарнике Николасе Латифи, который также слишком сильно и часто уступал Расселлу в скорости по ходу сезона. Даже с учетом того, что для Расселла это был второй сезон, а для Латифи – дебютный.

Пьетро Фиттипальди, заменявший в «Хаасе» попавшего в аварию Ромена Грожана, тоже вполне мог бы претендовать на победу в этой категории – он опередил Эйткена в общем зачете только за счет того, что в двух своих выступлениях финишировал 19-м и 17-м. Хотя с учетом того, как команда задействовала его для помощи напарнику Кевину Магнуссену, а также штрафа на старте, его выступления можно считать вполне приемлемыми, хоть и не слишком заметными.

2019

Последнее место в чемпионате: Джордж Расселл («Уильямс»), 20-й, 0 очков, лучший результат – 11-е место

Худший гонщик сезона по мнению авторов: Роберт Кубица («Уильямс»), 19-й, 1 очко

Учитывая то, как должна была сложиться карьера Роберта Кубицы в «Формуле-1» до его судьбоносной аварии в ралли, и все то, через что ему потребовалось пройти, чтобы вернуться на старт спустя столько лет, называть его худшим гонщиком того сезона, по ощущениям, кажется ужасной идеей.

Но, к сожалению, именно тот сезон доказал, что физические ограничения, с которыми столкнулся Роберт, оказались слишком существенными, чтобы он вновь мог стать топ-пилотом «Формулы-1». И то преимущество в квалификациях, которое обычно было у Расселла над Кубицей, было слишком велико, учитывая положение команды.

При всем при этом Кубица не утратил остроты реакции и гоночного мастерства – и частично благодаря этому ему удалось все-таки опередить Расселла, заработав одно очко по итогам дикого Гран-при Германии. Он избежал последнего места в чемпионате, хоть этот результат и противоречил общей тенденции его выступлений.

2018

Последнее место в чемпионате: Сергей Сироткин («Уильямс»), 20-й, 1 очко

Худший гонщик сезона по мнению авторов: Брендон Хартли («Торо Россо»), 19-й, 4 очка

Единственный сезон Сергея Сироткина в «Формуле-1», проведенный в «Уильямсе», получился более заслуживающим уважения, чем об этом обычно вспоминают. Хотя все они, вместе с напарником Лансом Строллом и выступавшим за «Макларен» Стоффелем Вандорном, вполне могли бы претендовать на победу в звании «худшего гонщика» сезона-2018. Да и Маркус Эрикссон тоже, если бы на более поздней стадии сезона не сократил отставание в скорости от своего напарника по «Зауберу» Шарля Леклера.

А вот Брендон Хартли по итогам полного сезона в «Торо Россо» все-таки немного уступил Стоффелю Вандорну в финале нашего «конкурса».

С самого начала чемпионата казалось, что запоздалое появление Хартли в «Формуле-1» получится не слишком продолжительным. Хартли за весь сезон набрал лишь 4 очка, в то время как его напарник по команде Пьер Гасли – 29. И хотя в среднем Хартли не слишком сильно отставал от напарника, по пиковым выступлениям он вообще не мог приблизиться к Гасли, и у него не получалось пользоваться ситуацией в те уик-энды, когда «Торо Россо» смотрелась достаточно сильно.

2017

Последнее место в чемпионате: Дженсон Баттон («Макларен»), 25-й, 1 гонка, 0 очков, единственный результат – не добрался до финиша

Последнее место среди полноценных участников: Маркус Эрикссон («Заубер»), 20-й, 0 очков, лучший результат – 11-е место

Худший гонщик по мнению авторов: Джолион Палмер («Рено»), 17-й, 16 гонок, 8 очков

Несмотря на то, что разовое возвращение Баттона в «Формулу-1» – в составе «Макларена» на Гран-при Монако, пока Фернандо Алонсо участвовал в гонке «500 миль Индианаполиса», – обернулось тем, что Дженсон подцепил «Заубер» Паскаля Верляйна и отправил его в барьеры, его темп до штрафа на стартовой решетке, который он получил не по своей вине, был весьма неплох – особенно для человека, который внезапно вернулся в «Ф-1» в условиях смены технического регламента.

Сезон Эрикссона в «Заубере», учитывая слабые возможности машины, получился довольно крепким. И хотя Антонио Джовинацци, подменявший травмированного Верляйна на Гран-при Китая, выступил просто ужасно, хороший дебют на Гран-при Австралии, состоявшийся чуть ранее, уберег его от звания худшего гонщика сезона.

Так что данная «награда» уходит Джолиону Палмеру – который настолько сильно отставал от Нико Хюлькенберга в «Рено», что команда решила заменить его на Карлоса Сайнса на завершающей стадии сезона. И это мнение не изменилось даже после аномального шестого места Палмера на Гран-при Сингапура.

2016

Последнее место в чемпионате: Рио Харьянто («Манор»), 24-й, 12 гонок, 0 очков, лучший результат – 15-е место

Последнее место среди полноценных участников: Маркус Эрикссон («Заубер»), 22-й, 0 очков, лучший результат – 11-е место

Худший гонщик по мнению авторов: Рио Харьянто

Считать Харьянто типичным «рента-драйвером» с потенциально нового для «Ф-1» рынка было бы слишком, учитывая то, что он появился в «Ф-1» после достаточно сильного сезона в GP2, а в квалификациях неоднократно опережал напарника по «Манору» Паскаля Верляйна.

Но в целом уровень его выступлений был слишком нестабильным, и когда в середине сезона у спонсоров Харьянто кончились деньги и Рио убрали из команды, пришедший Эстебан Окон позволил сделать заметный шаг вперед.

В то же время выступления Маркуса Эрикссона в том сезоне многие недооценивают, учитывая его положение в общем зачете, поскольку хоть его напарник по «Зауберу» Фелипе Наср и привлек к себе больше внимания, заняв 9-е место на дождевом Гран-при Бразилии, и тем самым помог «Зауберу» в командном зачете, Эрикссон в целом по сезону смотрелся сильнее.

2015

Последнее место в чемпионате: Кевин Магнуссен («Макларен»), 22-й, 1 гонка, 0 очков, единственный результат – не добрался до финиша

Последнее место среди полноценных участников: Уилл Стивенс («Манор»), 21-й, 0 очков, лучший результат – 14-е место

Худший гонщик по мнению авторов: Пастор Мальдонадо («Лотус»), 14-й, 27 очков

Магнуссена с его разовым возвращением, который подменял травмированного Фернандо Алонсо в «Макларене», можно сразу вычеркивать, поскольку его машина сломалась еще до начала Гран-при Австралии.

Уилл Стивенс, Роберто Мери и Александр Росси не набрали ни одного очка, выступая за проблемную «Марусю» / «Манор», однако каждый из них выжимал из имеющейся техники больше, чем это делал Пастор Мальдонадо в «Лотусе» по ходу последнего для себя сезона в «Формуле-1».

В частности, в квалификациях его уничтожил напарник по команде Ромен Грожан, и хотя некоторые сходы в гонках происходили не по вине Пастора, ошибок для гонщика, который проводил уже пятый для себя сезон в «Формуле-1», было слишком много. После того, как «Рено» вновь приобрели «Лотус», руководству потребовалось не слишком много времени, чтобы принять решение избавиться от Мальдонадо до начала сезона-2016.

2014

Последнее место в чемпионате: Андре Лоттерер («Катерэм»), 24-й, 1 гонка, 0 очков, единственный результат – не добрался до финиша

Последнее место среди полноценных участников: Эстебан Гутьеррес («Заубер»), 20-й, 0 очков, лучший результат – 12-е место

Худший гонщик по мнению авторов: Макс Чилтон («Маруся»), 21-й, 16 гонок, 0 очков, лучший результат – 13-е место

У Мальдонадо и Эстебана Гутьерреса в тот сезон было достаточно неплохих моментов, чтобы избежать звания «худшего», в то время как довольно странные единичные выступления Лоттерера и Стивенса за «Катерхэм» не очень подходили для того, чтобы вообще их учитывать – хотя с учетом обстоятельств оба продемонстрировали достаточно впечатляющие выступления.

Так что в итоге наиболее невзрачные выступления в том сезоне оказались на счету Макса Чилтона, который ничего не мог противопоставить напарнику по «Марусе» Жюлю Бьянки – до его трагической гибельной аварии на «Сузуке».

2013

Последнее место в чемпионате: Макс Чилтон («Маруся»), 23-й, 0 очков, лучший результат – 14-е место

Худший гонщик по мнению авторов: Эстебан Гутьеррес («Заубер»), 16-й, 6 очков

Седьмое место на «Сузуке», очевидно, стало самым ярким моментом дебютного сезона Гутьерреса за «Заубер», но даже при этом на финише он отстал от напарника по команде Нико Хюлькенберга на 20 секунд.

В остальном же откровенно плохая форма в квалификациях, что особенно бросалось в глаза, сделала его самым слабым гонщиком того сезона, поскольку даже пилоты тащившихся позади «Катерхэма» и «Маруси» смотрелись предпочтительнее.

2012

Последнее место в чемпионате: Педро де ла Роса («ХРТ»), 25-й, 0 очков, лучший результат – 17-е место

Худший гонщик по мнению авторов: Нараин Картикеян («ХРТ»), 24-й, 0 очков, лучший результат – 15-е место

В данной ситуации сложно судить кого-либо, с учетом того, что по ходу своего последнего сезона в «Формуле-1» команда «ХРТ» становилась только слабее. И тем не менее, хоть Нараин Картикеян и опередил своего напарника Педро де ла Росу за счет более «высокого» 15-го места, добытого на Гран-при Монако, в целом по ходу сезона он заметно уступал в скорости испанцу.

2011

Последнее место в чемпионате: Карун Чандок («Лотус»), 28-й, 0 очков, 1 гонка, единственный результат – 20-е место

Последнее место среди полноценных участников: Тимо Глок («Верджин»), 25-й, 0 очков, лучший результат – 15-е место

Худший гонщик по мнению авторов: Нараин Картикеян («ХРТ»), 26-й, 8 гонок, 0 очков, лучший результат – 17-е место

Было ли единственное выступление (еще и с разворотом болида) Каруна Чандока за «Лотус» на «Нюрбургринге» настолько плохим, чтобы присудить ему звание худшего гонщика того сезона? Как кажется, делать такие выводы на основе одной единственной гонки все же не стоит. Так что его можно отпустить.

Вместо него звание снова уходит к невезучему Картикеяну – сначала он оказался в тени напарника по «ХРТ» Витантонио Лиуцци, а затем и вовсе потерял место за рулем болида, в итоге пропустил большую часть второй половины сезона, чтобы у «Ред Булл» была возможность натаскать молодого Риккардо. Вскоре Риккардо начал опережать Лиуцци, что свело на нет все усилия Нараина вернуть место.

2010

Последнее место в чемпионате: Кристиан Клин («ХРТ»), 27-й, 3 гонки, 0 очков, лучший результат – 20-е место

Последнее место среди полноценных участников: Тимо Глок («Верджин»), 25-й, 0 очков, лучший результат – 14-е место

Худший гонщик по мнению авторов: Сакон Ямамото («ХРТ»), 7 гонок, 26-й, 0 очков, лучший результат – 15-е место

Злополучное появление в чемпионате сразу трех новых команд в отношении пилотов означало встречу и с новыми лицами, и неожиданные возвращения, и переходы проверенных лидеров, которые стали ссориться друг с другом по пустякам, оказавшись в своем собственном мире, оторванном от остального пелотона в 2010 году.

Бывшему пилоту системы «Ред Булл» Кристиану Клину стоит отдать должное – получив возможность провести несколько Гран-при (провел две гонки за «ХРТ» в конце сезона), он опережал постоянного пилота «ХРТ» Бруно Сенну. Так что последнее место в рейтинге получает Сакон Ямамото – которому как раз так и не удалось опередить Бруно Сенну, когда он посреди сезона заменил в команде Каруна Чандока.

Рассматривалась тут и кандидатура Лукаса ди Грасси – поскольку его отставание от напарника по команде «Верджин» Тимо Глока было очень уж велико. Особенно учитывая неплохие выступления ди Грасси в GP2 и опыт тестов за рулем болида «Ф-1». Однако здесь свою роль сыграла разница в характеристиках двух болидов команды, так что оснований поставить его ниже Ямамото все-таки было недостаточно.

2009

Последнее место в чемпионате: Лука Бадоер («Феррари»), 25-й, 2 гонки, 0 очков, лучший результат – 14-е место

Последнее место среди полноценных участников: Кадзуки Накадзима («Уильямс»), 20-й, 0 очков, лучший результат – 9-е место

Худший гонщик по мнению авторов: Лука Бадоер

Иногда в рамках выбора по-настоящему худшего гонщика мы отмечаем, что пилот, выходящий на замену на одну-две гонки, просто не подпадает под критерии отбора, поскольку выборка оказывается слишком мала.

Однако данная поправка отменяется в том случае, если результаты временно выступавшего за команду гонщика оказались настолько плохи, что альтернатив ему просто не видится.

Лука Бадоер, возможно, и правда не выступал в «Формуле-1» уже десять лет в тот момент, когда «Феррари» срочно вызвала его на замену после ужасной аварии Фелипе Массы на «Хунгароринге». Однако до того момента, как тесты в «Ф-1» были запрещены, он все равно успел провести на трассе достаточно времени, чтобы стряхнуть с себя десятилетнюю ржавчину.

Безоговорочно последнее место в обеих квалификациях (в то время как Кими Райкконен за рулем этой «Феррари» выиграл один из тех уик-эндов) и очень слабые выступления, несмотря на смягчающие обстоятельства.

Ну хорошо, его сменщик Джанкарло Физикелла тоже дважды оказывался на последнем ряду стартовой решетки и за рулем той проблемной «Феррари» так и не набрал ни одного очка за пять попыток – и это хоть чуть-чуть улучшает картину для Бадоера. Но не настолько, чтобы все-таки избавиться от звания безоговорочно худшего пилота того сезона.

2008

Последнее место в чемпионате: Энтони Дэвидсон («Супер Агури»), 22-й, 4 гонки, 0 очков, лучший результат – 15-е место

Последнее место среди полноценных участников: Адриан Сутиль («Форс-Индия»), 20-й, 0 очков, лучший результат – 13-е место

Худший гонщик по мнению авторов: Кадзуки Накадзима («Уильямс»), 15-й, 9 очков

Самый сложный в данной эпохе сезон для определения худшего гонщика, учитывая наличие сразу семи претендентов.

Такума Сато и Энтони Дэвидсон сделали все возможное, выступая за рулем болидов умирающей «Супер Агури». И то же можно сказать про Адриана Сутиля и Физикеллу в «Форс-Индии» – у которой после кончины «Супер Агури» зачастую был самый медленный болид. Физикелла смотрелся чуть сильнее Сутиля, но этого недостаточно, чтобы отправить Адриана на последнее место списка.

Множество неудач и падений было и у Нельсона Пике-младшего в «Рено», и Себастьяна Бурдэ в «Торо Россо», но и спасительных для них хороших моментов тоже было не так уж мало. Да, Пике оказался в лидерах заезда на «Хоккенхаймринге» по чистой случайности, но он действительно здорово держался, чтобы сохранить второе место, в то время как Бурдэ зачастую просто не везло.

Так что в очень упорной борьбе звание худшего уходит новичку «Уильямса» Кадзуки Накадзиме, который оказался внизу списка из-за отсутствия пиковых выступлений и зачастую очень сильного отставания от напарника по команде Нико Росберга.

2007

Последнее место в чемпионате: Маркус Винкельхок («Спайкер»), 25-й, 1 гонка, 0 очков, единственный результат – сход

Последнее место среди полноценных участников: Энтони Дэвидсон («Супер Агури»), 23-й, 0 очков, лучший результат – 11-е место

Худший гонщик по мнению авторов: Сакон Ямамото («Спайкер»), 24-й, 7 гонок, 0 очков, лучший результат – 12-е место

Маркуса Винкельхока точно нельзя назвать худшим гонщиком «Ф-1» сезона-2007, учитывая, что в своем единственном Гран-при в составе «Спайкера» на «Нюрбургринге» он умудрился даже какое-то время лидировать, пусть и случилось это из-за совершенно безумной ошибки с выбором шин.

Однако эту корону вполне можно отдать его сменщику Сакону Ямамото – поскольку тот, оказавшись в кокпите по ходу сезона, по скорости оказался уж очень далеко позади своего напарника Адриана Сутиля.

2006

Последнее место в чемпионате: Франк Монтаньи («Супер Агури»), 27-й, 7 гонок, 0 очков, лучший результат – 16-е место

Последнее место среди полноценных участников: Такума Сато («Супер Агури»), 23-й, 0 очков, лучший результат – 12-е место

Худший гонщик по мнению авторов: Юдзи Иде («Супер Агури»), 25-й, 4 гонки, 0 очков, лучший результат – 13-е место

Трое из четырех гонщиков, выступавших за наспех собранную команду «Супер Агури» в дебютном для нее сезоне, с учетом тяжести условий смогли избежать позора.

А вот Юдзи Иде в своих нескольких проведенных гонках проигрывал Сато по 2,5 секунды на круге, а затем и вовсе был лишен суперлицензии за то, что на этапе в Имоле перевернул «Спайкер» Кристиана Альберса.

Форма Иде в местных японских гонках была намного лучше, чем в «Формуле-1», но нельзя отрицать, что его непродолжительный отрезок в «Ф-1» получился просто ужасным.

2005

Последнее место в чемпионате: Рикардо Зонта («Тойота»), 27-й, 1 гонка, 0 очков, единственный результат – сход

Последнее место среди полноценных участников: Такума Сато («БАР»), 23-й, 1 очко

Худший гонщик по мнению авторов: Патрик Фризахер («Минарди»), 21-й, 11 гонок, 3 очка

Ситуация в нижней части таблицы чемпионата 2005 года была сильно перетасована бойкотом Гран-при США в Индианаполисе со стороны команд, которые использовали шины «Мишлен». В результате чего в очки попали все машины «Джордана» и «Минарди». Последний сезон Сато за «БАР» вышел неудачным, однако его темп был лучше, чем можно предположить, если посмотреть на положение в чемпионате.

Спорный этап в Индианаполисе также повлиял и на ситуацию с тем, какой пилот официально занял последнее место в общем зачете. Рикардо Зонта после аварии и травмы Ральфа Шумахера, что и вызвало панику с возможным отказом шин, пересел за руль «Тойоты», а потом оказался среди пилотов, которые официально сошли с дистанции гонки сразу после прогревочного круга.

Картикеяна можно считать претендентом на звание худшего гонщика, поскольку Тьягу Монтейру выжимал больше из тех редких возможностей, когда оказывался за рулем болида «Джордана». И, как известно, был вознагражден за это попаданием на подиум в том же Индианаполисе. Так что в самом низу рейтинга оказывается Патрик Фризахер – просто потому, что среди трех гонщиков «Минарди», он произвел наименее хорошее впечатление в сравнении с Альберсом и Робертом Дорнбосом.

2004

Последнее место в чемпионате: Джанмария Бруни («Минарди»), 25-й, 0 очков, лучший результат – 15-е место

Худший гонщик по мнению авторов: Зольт Баумгартнер («Минарди»), 20-й, 1 очко

Тут можно привести доводы в пользу выбора Джорджио Пантано, учитывая то, каким разочарованием обернулось его пребывание в «Джордане» в сравнении с ожиданиями – особенно с учетом успехов в юниорской карьере.

Или Марка Жене, за два крайне неудачных выступления за «Уильямс», после которых того посадили за скамейку запасных и предпочли ему Антонио Пиццонью на время отсутствия травмированного Ральфа Шумахера.

Или даже Жака Вильнева, учитывая, насколько ужасным вышло его камео – случившееся после того, как в «Рено» решили уволить Ярно Трулли.

Но в конечном итоге тут вы просто не можете пройти мимо Зольта Баумгартнера, который неизменно проигрывал в «Минарди» Джанмария Бруни – хоть Баумгартнер в итоге и набрал одно очко по итогам гонки в Индианаполисе.

2003

Последнее место в чемпионате: Зольт Баумгартнер («Джордан»), 24-й, 2 гонки, 0 очков, лучший результат – 11-е место

Последнее место среди полноценных участников: Йос Ферстаппен («Минарди»), 22-й, 0 очков, лучший результат – 9-е место

Худший гонщик по мнению авторов: Николас Кьеза («Минарди»), 23-й, 5 гонок, 0 очков, лучший результат – 11-е место

Еще один тяжелый для определения худшего гонщика год, поскольку составы у команд в целом были весьма неплохими. Так что все сводится к сравнению двух пилотов, выходивших на замену.

Баумгартнер, подменяя в «Джордане» травмированного Ральфа Фирмэна, сильно уступал конкурентам в скорости. Но то же самое можно сказать и про Николаса Кьезу, который в «Минарди» занял место Джастина Уилсона, который в свою очередь ушел на повышение в «Ягуар», заменив там Пиццонью. При этом у Кьезы было больше гонок на адаптацию. Да и ожидания были выше – учитывая, что у него на счету была победа в гонке в «Формуле-3000».

Так что на последнем месте в упорной борьбе оказывается Кьеза, поскольку Пиццонья и Фирмэн смогли набрать достаточно очков, чтобы убрать себя из списка кандидатов на звание худшего.

2002

Последнее место в чемпионате: Энтони Дэвидсон («Минарди»), 23-й, 2 гонки, 0 очков, ни разу не финишировал

Последнее место среди полноценных участников: Педро де ла Роса («Ягуар»), 21-й, 0 очков, лучший результат – 8-е место

Худший гонщик по мнению авторов: Алекс Юнг («Минарди»), 20-й, 15 гонок, 0 очков, лучший результат – 7-е место

Хоть Дэвидсон и попал в аварии в обоих своих выступлениях за «Минарди», он по крайней мере не так сильно проигрывал по скорости, как заменивший его Алекс Юнг.

Де ла Роса, на тот момент впервые закончивший чемпионат на последнем месте, что для гонщика «Ягуара» было более удивительным, чем впоследствии для гонщика «ХРТ», даже с учетом регулярных проигрышей напарнику по команде Эдди Ирвайну очевидно заслуживал большего, чем ноль очков по итогам сезона.

2001

Последнее место в чемпионате: Алекс Юнг («Минарди»), 26-й, 3 гонки, 0 очков, лучший результат – 16-е место

Последнее место среди полноценных участников: Фернандо Алонсо («Минарди»), 23-й, 0 очков, лучший результат – 10-е место

Худший гонщик по мнению авторов: Гастон Маццакане («Прост»), 25-й, 4 гонки, 0 очков, лучший результат – 12-е место

Юнг, дебютируя в «Ф-1» за «Минарди» в последних гонках того сезона, оказался слишком медленным и явно не в своей лиге. Однако в тот момент у него было оправдание в виде статуса новичка, и человека, которого бросили бороться с Алонсо – который в свою очередь также будучи новичком, порой творил какие-то невиданные чудеса за рулем совершенно неконкурентоспособной машины.

Второгодке Гастону Маццакане положено меньше поблажек, учитывая то, насколько сильно он уступал в скорости Жану Алези в тех четырех гонках, что успел провести, прежде чем в «Просте» выкинули его обратно в «Карусель пилотов», подобрав на его место Лучано Бурти, а «Ягуар» заменил Бурти на де ла Росу.

2000

Последнее место в чемпионате: Лучано Бурти («Ягуар»), 23-й, 1 гонка, 0 очков, единственный результат – 11-е место

Последнее место среди полноценных участников: Жан Алези («Прост»), 22-й, 0 очков, лучший результат – 9-е место

Худший гонщик по мнению авторов: Гастон Маццакане («Минарди»), 21-й, 0 очков, лучший результат – 8-е место

Если не учитывать Бурти, поскольку у него было не слишком много шансов проявить себя в единственной гонке за «Ягуар», когда Ирвайн заболел в середине гоночного уик-энда в Австрии, «победа» в данной категории снова уходит Маццакане.

Да, в «Минарди» на фоне Жене он смотрелся лучше, чем можно было предположить с учетом его достижений до попадания в «Ф-1». Он даже успел записать на свой счет непродолжительное сражение с «Маклареном» Мики Хаккинена за третье место в переменчивых условиях гонки в Индианаполисе. Но этого все же оказалось недостаточно, чтобы перевесить остальные невзрачные выступления.

В том году было довольно много пилотов, не набравших ни одного очка за весь чемпионат, но разочаровавшего новичка Ника Хайдфельда можно простить с учетом того, какой удар он получил по своей уверенности в себе, оказавшись за рулем ужасного болида команды «Прост» сразу после доминирования в «Формуле-3000». А его напарник по команде Жан Алези каким-то образом умудрился квалифицироваться седьмым в Монако, поэтому явно заслуживал большего, чем последнее место в чемпионате по очкам.

Педро Диниз не сумел заработать ни одного очка в «Заубере», но при этом достойно смотрелся на фоне Мики Сало, который только что перешел в команду из «Феррари». А ноль в графе набранных очков у Джонни Херберта в «Ягуаре» был в большей степени обусловлен кошмарной надежностью болида, нежели выступлениями самого гонщика.

Источник: The Race

Что еще почитать о былом величии «Ф-1»?