11 мин.

«Ф-1» убирает в ротацию трек-монумент для новых Гран-при. А почему шейхоэтапы неприкасаемы?

Дело в деньгах?

В «Ф-1» началась давно анонсированная ревизия календаря. Ее обещали много лет, вся Европа наперегонки реновировала автодромы и переподписывала контракты как можно раньше и на долгие сроки, но… час настал.

В конце 2024-го промоутер Гран-при Нидерландов (между прочим, частная компания – даже несмотря на звучное название Chapman Andretti Partners и наследника Оранской династии и двоюродного брата короля Нидерландов Виллема-Александра принца Бернхарда в основателях) подтвердил непродление контракта после истечения сделки в 2026-м – даже несмотря на победы местного героя Макса Ферстаппена. Требования «Ф-1» растут, а гонка оставалась одной из немногих вообще без господдержки – и промоутер решил «завершить все на пике, пока энтузиазм не спал».

Следующей «жертвой» отчасти стал соседний Гран-при Бельгии на легендарном, красивом, монументальном и ужасном «Спа-Франкоршаме» – одном из самых известных, исторических и любимых автодромов в «Формуле-1».

Контракт на его проведение поддерживается как раз правительством: из бюджетов страны, региона Валлония и соседнего города Льеж. В стране принято отчитываться по расходам каждый год, потому все затраты регулярно проходили публичные ревизии и обсуждения – серьезный рост стоимости взносов вместе с повышением цен за билеты постоянно подталкивал активное недовольство местных год за годом возвращал обсуждение формата «мы не можем столько платить». Убеждения промоутеров и властей в серьезном экономическом эффекте срабатывали только отчасти – все равно Бельгии приходилось придерживаться прижимистой переговорной позиции и подключать высших политиков вплоть до уровня премьер-министра. В результате заключались кратковременные сделки, и уже с 2022-го ходили слухи о потенциальной замене этапа на Гран-при вроде гонки в ЮАР, то на ротацию с другим треком.

В самом начале 2025-го свершилось: «Ф-1» объявила об официальном продлении сделки со «Спа» на 6 лет. Но на 4 гонки – в 2026-м, 2027-м, 2029-м и 2031-м. Можно считать эру ротации европейских этапов официально открытой.

Также в 2025-2026 годах истекают контракты «Ф-1» с Барселоной и Имолой, а еще с Баку. Из Азербайджана приходят противоречивые слухи – то ли хотят продлеваться, то ли решили не сражаться на прежних условиях – вероятно, именно ротация может заинтересовать закавказскую страну (например, чередование с Турцией, неистово рвущейся обратно в календарь). Барселона и Имола, с другой стороны, высказывали желание остаться и запуск соответствующих переговоров, но Гран-при Испании уже законтрактован для Мадрида (с 2026-го по 2035-й), а Италия как раз недавно продлила «Монцу» (до 2034-го, как и «Сильверстоун»). Монако переподписался до 2031-го, венгерский «Хунгароринг» – до 2032-го, «Ред Булл Ринг» оформил сделку до 2030-го.

И знаете, что объединяет все эти европейские треки? Мощная реновация последних лет: перестройка паддока и трибун, активная перекладка и улучшение асфальта, работа над улучшением фан- и вип-зон (с которых «Ф-1» в последние годы как раз получает все больше выручки).

Их запустили в 2022-м и 2023-м после вылета из календаря Франции и первых трудностей Бельгии с продлением – оказалось, что даже легендарный автодром вроде «Спа» вполне считается кандидатом на исключение без улучшения инфраструктуры. Гонка за сохранение места началась.

Бельгия в ней тоже участвовала – запустила обновление трека стоимостью 80 млн евро, множество дополнительных дорогих развлечений для ВИП-посетителей вроде ресторана на подъемном кране над треком, расширила трибуны на 10000 мест и приняла 380 тысяч фанатов.

Все эти достижения подчеркнули и в пресс-релизе «Ф-1» о продлении сделки – видимо, они и помогли вообще оставить этап на ротационных условиях (особенно с учетом истечения сделки с соседними Нидерландами).

Однако остальные с продленными контрактами перестраивались и вкладывались даже более рьяно. Прочие же – вроде Барселоны с Имолой – до сих пор увязли на стадии планов и переговоров.

Фанатам сочетания факторов историчности, огромных вложений и общей ситуации с календарем хватило, чтобы вознегодовать: как вообще посмели двигать священный «Спа-Франкоршам»? На Ближнем Востоке у каждой арабской страны по гонке – почему их не трогают?

А ведь и правда, почему?

Ротация – на самом деле благо и даже не новация

Казалось бы, и правда: достаточно быстрого взгляда на расписание этапов, чтобы удивиться немалому количеству ближневосточных и американских гонок. Например, одних только аравийских: Бахрейн недавно продлился до 2036-го, Саудовская Аравия подписалась до 2031-го (и, по слухам, хочет второй этап вдобавок к Джидде – для ультравизионерской Кидии), Катар – до 2032-го, Абу-Даби – до 2030-го…

В Северной Америке – похожая история: Канада с контрактом до 2031-го, Мексика – с истекающим в 2025-м (но, по слухам, один из самых красочных этапов года продлят), и набор заездов в США: Майами – до 2031-го, Техас – до 2026-го и Вегас – формально до 2025-го. Однако Гран-при в Остине постоянно собирает практически рекордные толпы – сомнений в его продлении нет, а гонку в Вегасе вообще промоутирует и организует сама «Ф-1» с инвестициями в паддок и трассу – первоначальное соглашение с городом предусматривало 10-летний срок, так что можно виртуально считать его закрепленным до 2032-го.

На этом фоне недавнее продление австралийского Мельбурна аж до 2037-го выглядит просто потрясающе – куда более впечатляюще, чем недавние контракты с Японией до 2029-го, и Китаем с Сан-Паулу до 2030-го. Практически все из них подписаны в последние год-два – из прежних в этом кластере осталась только длительная и очень дорогая (одна из самых прибыльных – свыше 60 млн за год) сделка с Сингапуром до 2028-го.

Какие из них вообще сравнимы по значимости, историчности и важности со «Спа»? С точки зрения общего вклада в образ чемпионата – разве что «Сузука» и «Интерлагос», остальные – либо относительно новые этапы, либо уже важные, но еще не слишком «вросшие» автодромы. Потому на первый взгляд претензии и правда выглядят справедливыми.

Но это только на первый взгляд – если не углубляться в детали, не осмыслять ценности и свойства каждого этапа и не осматривать подробности сделок.

Сперва нужно просто принять: рост интереса к «Ф-1» по всему миру и необходимость сделать серию и команды финансово устойчивыми просто неизбежно ведет к расширению числа рынков и локаций. «Чемпионат мира» нельзя десятилетиями катать по тем же местам в двух-трех уголках планеты – и не зря же даже великие велогонки «Тур де Франс», «Вуэльта Испании» и «Джиро» чередуют регионы, города, монументальные горы и даже заглядывают в самые разные страны (как вам тур по Италии, стартующий в Албании?).

Также нельзя и растягивать календарь до бесконечности. Команды, гонщики и персонал сошлись во мнении: 24 Гран-при – абсолютный предел, за которым следует и пресыщение заездами (для зрителей), и истощение (для участников). Будет ли вам интересно смотреть на 36-й этап в конце декабря с уже определенным чемпионом, где едва ползают уставшие пилоты на болидах-франкенштейнах из клея и изоленты (из-за ограничения бюджетов)? Стоит ли того сохранение всех европейских этапов? Все-таки каждый Гран-при должен оставаться событием.

Урезать все обратно до 15-16 Гран-при – тоже больше не выход, к сожалению. Останутся только самые щедрые – и вряд ли это будет «Спа». А ваять чемпионат из одних исторических автодромов – уже анахронизм.

Ротация неизбежна – часть треков попадет в блендер. Вы их увидите, просто не каждый год.

К тому же это не новация: вообще-то ровно на таких условиях десятилетие проводили Гран-при Германии, чередуя «Нюрбургринг» и «Хоккенхаймринг». А еще десятилетия ранее Гран-при Великобритании постоянно прыгал между «Сильверстоуном», «Брэндс-Хэтч» и «Эйнтри». Разве кто-то выступал против?

Много жарких стран в календаре – не только ради денег

Если исключить «исторические» этапы из других частей мира и посмотреть на оставшиеся, их можно разделить на несколько сегментов:

• гонки на крупных и активных рынках;

• гонки в очень «щедрых» локациях на государственных взносах;

• основная часть – Южное полушарие, близость к экватору или в принципе стабильная теплая погода.

Да, ближневосточные и азиатские этапы вместе с новыми американскими служат важной цели: растягиванию периода гонок на весь год.

Ведь в мире не везде стоит одинаковая и подходящая для заездов погода круглый год: в Бельгии и в середине лета бывает трудно ездить из-за проливных дождей, а осенью или весной станет совсем невозможно. Та же история бывает с Великобританией, Монако, Италией и набором других исторических и очень важных для «Ф-1» локаций: на них можно приехать только в ограниченные таймслоты. Все просто не запихаешь – иначе «чемпионат мира» превратится в основном в летний тур по Европе с короткими выездами.

В месяцы с мая по октябрь тоже не впихнешь все 24 этапа – персонал просто взвоет, зрители перестанут ходить на гонки в близких локациях, а вещатели тут же придут с вопросами: вроде «что тогда показывать в оставшиеся полгода»?

Тесты и начало сезона нужно проводить в начале весны, финиш – в начале зимы. Тут-то на помощь и приходит Ближний Восток с более стабильной погодой или этапы в Южном Полушарии (Австралия) или другие заезды близ экватора (Сингапур, Бразилия, Мексика, китайский Шанхай…) По той же причине уникального расположения у африканских претендентов вроде ЮАР или Руанды есть шансы – как и у Колумбии, Кореи, Таиланда…)

Также у большинства таких ближневосточных или южных локаций как раз самые давние или длительные контракты. Причем половина – с особыми условиями по приему тестов, старта или финиша сезона. Такие особенно не подвигаешь по календарю или годам.

Еще можно придумать много причин, почему чередование знакомых десятилетия мест ради открытия новых – хорошо.

Например, с чисто капиталистической точки зрения: большая ценность для каждого Гран-при, больше конкуренция за право проведения, лучше финансовое состояние серии – больше денег у команд – больше конкуренции в чемпионате.

А еще есть чисто зрелищная: напряженные и яркие гонки с огромным объемом событий даже в доминирующие годы нередко случаются именно на незнакомых трассах или треках с измененными условиями – переделанной конфигурацией, асфальтом и так далее. Команды не могут заранее просчитать стратегию на симах и вынуждены экспериментировать и рисковать – кто-то ошибается, кто-то прорывается, кто-то удивляет, а в гонках всегда что-то происходит. 2024-й стал идеальным примером – в нем почти на каждом этапе были то новый формат, то новый асфальт, то новые правила или покрышки.

К сожалению, да, в таких условиях самые старые и самые любимые трассы – которые при этом не могут себе позволить новые финансовые требования – обречены на уступки либо уход. Спросите себя, чего бы хотели больше: десять паровозиков по Монако или один триллер а-ля почти любой Баку?

Не говоря уже о большем количестве возможностей побывать-таки на гонке: чем больше локаций – тем выше шансы, что новая окажется еще ближе к вашему дому.

А как насчет варианта познакомиться с новой экзотической локацией или культурой? Например, тема «Ф-1» в стиле локальных мексиканских музыкантов марьячи просто порвала мир – и кто бы ее услышал и написал вообще, если бы Гран-при не вернулся в Центральную Америку? Или колорит и традиции боления: в Мексике и Бразилии этап – настоящий карнавал, в Японии и Китае – костюмированное шоу, а в аравийских странах – множество знаменитостей с королевскими семьями. Достаточно включить трансляцию за 20-30 минут до старта, чтобы вобрать в себя полностью разнообразие мира.

Представляете, как это помогает развивать и регион? Неудивительно, что государства столько инвестируют в проведение этапов: такое красочное представление страны или города через гонку может действительно вызвать туристический бум. Например, министр спорта ЮАР при обсуждении желания своего Гран-при приводил показатели Венгрии: из 380 тысяч посетителей 200 тысяч – иностранцы!

Также есть вариант вернуть старую локацию – например, Германию.

Или сохранить обе любимые локации в календаре – например, и «Спа», и «Барселону».

Также при любом урезании или переформатировании всегда будут недовольные. Всегда. Однако при ротационной схеме (в отличие от стабильной!) очередность всегда можно поменять и поправить.

«Формула-1» обречена на эволюцию. Стоит воспринимать потерю «Спа» в некоторые года как гамбит-обмен: теряем на время небольшое, чтобы в перспективе получить больше и лучше. Или хотя бы надежду на дальнейшие улучшения.

Что еще почитать о развитии «Ф-1»?

Фото: Jay Hirano/AFLO, IMAGO/Xavi Bonilla/Global Look Press/Global Look Press; Gettyimages.ru/Rudy Carezzevoli, Alex Bierens de Haan, Bryn Lennon