8 мин.

Здесь в России была «Формула-1»: трасса в Сочи для Гран-при теперь улица для прогулок

В октябре 2024-го исполнилось ровно десять лет с момента проведения первого Гран-при России на «Сочи Автодроме». Контракт продлевали несколько раз и ориентировали до 2025 года, но все закончилось на три года раньше − в 2022-м. Еще до окончания договора Гран-при России планировали перевезти в пригород Санкт-Петербурга на свежепостроенную трассу «Игора Драйв». Возникал логичный вопрос: а что с треком в Сочи будет дальше?

Ее могли не успеть сделать еще к 2014-му, так как параллельно строили олимпийские объекты, а скорости работам не добавляли санкции. Звучали даже разговоры о годовом переносе, но строители совершили практически невозможное и сдали все в срок. Однако из-за жестких графиков и конфигурации ее пришлось буквально втискивать в Олимпийский парк.

«Формула-1» в Сочи вряд ли вернется в ближайшее время. За последние практически три года на трассе поменялось очень многое: ее отдали на баланс федеральной территории «Сириус» и переназвали «Сириус Автодромом». Из-за невозможности проводить соревнования высокого международного уровня трек урезали примерно в два раза. Этим решением исключили проведение  российских серий вроде РСКГ или REC: круг слишком короткий, а обилие стандартных 90-градусных поворотов с постоянным радиусом при минимуме прочих вряд ли заинтересует пилотов-профи. С автодрома убрали и дрифт, собиравший именно в Сочи крупные ивенты и полные трибуны.

Кроме того, на треке начали проводить концерты и выставки, чтобы хоть как-то занять пространство и уменьшить расходы на содержание.

Вот как стала выглядеть трасса в процессе урезания по состоянию на декабрь 2023-го. Окончательно работы завершили к началу следующего года.

Остаткам трассы оставили только редкие тест-драйвы, трек-дни для любителей, гоночное и дрифтовое такси, картинг, а также оздоровительно-развлекательные активности вроде марафонов, велопробегов, гонок на колясках и чемпионатов среди водителей автобусов.

«С точки зрения «покатушек» история с новой конфигурацией точно будет работать, потому что 2,3 км – более чем достаточная дистанция, чтобы развлекаться, заниматься тренировками, — рассказывал в интервью «Чемпионату» бывший глава промоутерской компании Гран-при России, а теперь генеральный директор автодрома «Игора Драйв» Алексей Титов. — И никто не отменял зимний период: в России зимой все еще негде ездить, кроме Сочи. Ну приедут люди на технике GT4, утрут слезы купюрой, что у них теперь 2,3 км, сядут и поедут — альтернативы все равно нет. В недружественных странах сейчас сложнее и дороже».

Целый пласт людей, работающих с «Сочи Автодромом», сохраняет такую возможность. А дальше все будет зависеть от текущего управления трассой».

Только к началу 2024 года гоночная программа Бориса Ротенберга смогла провести собственную гонку под названием «Кубок G-Drive SMP F4», которая прошла в рамках «Игр будущего». До этого по трассе в основном крутились авто с закрытыми колесами, а также проводились различные тесты.

В ноябре 2024 года тот же Титов рассказывал, какую трансформацию претерпел «Сириус Автодром». Оказалось, что никаких гонок теперь там нет и не будет, а все что осталось − это беговые марафоны, концерты и покатушки за деньги по малому кольцу. Все дело в том, что собственник решил все перепрофилировать, превратив гоночную трассу в оздоровительный комплекс под открытым воздухом.

«Автодром в Сочи, который сейчас называется «Сириус Автодром», превратился в своего рода торгово-развлекательный комплекс. Такой парк тематических аттракционов с коммерческой недвижимостью. Понимаете, любой имущественный комплекс существует ровно в том формате, который отвечает целям и задачам его собственника. Сейчас на «Сириус Автодроме» проводятся мероприятия по оздоровлению населения – всякие заезды, забеги и прочее. В качестве автоспортивных развлечений там остались музей Ника Панули, гоночное такси, мастер-классы. 

В дополнение к этому сняты все ограничения по аренде площадей, которые были во времена «Формулы-1», когда раз в год нам нужно было готовить объект к Гран-при. Насколько я понимаю, [сейчас на «Сириус Автодроме»] очень большой объем помещений сдан в аренду, а это мечта любого собственника – объект ведь загружен. Все главные функции [автодрома] там сохранены, трасса – гибридная, она собирается и разбирается [при необходимости]. В общем все работает, можно за них только порадоваться».

А как же выглядит та часть, из которой ушли автогонки? Судя по последним фото, которые появились в конце 2024-го, понять, что в прошлом это бывшая трасса «Ф-1», можно лишь по оставшимся на асфальте поребрикам.

С точки зрения «Формулы-1», Гран-при России на «Сочи Автодроме» был далеко не самой зрелищной гонкой. Из-за конфигурации трассы обгоны были очень редкими, но иногда довольно меткими, как в случае с Шарлем Леклером и Кевином Магнуссеном. А что еще нужно зрителю?

Однако своя изюминка и сложности у трека все-таки были.

«Для пилотов трасса достаточно простая, а вот для машин – сложная, – рассказывал бывший гонщик «Уильямса», а сейчас вице-президент РАФ Сергей Сироткин. – Асфальт очень гладкий и скользкий, что приводит к перегреву верхнего слоя резины, а изнутри прогреть шины, наоборот, очень сложно.

Когда приходится проезжать 90-градусные повороты налево, затем направо, затем снова налево, с постоянными разгонами и торможениями – очень сильно нагружаются задние колеса. Любое скольжение на входе в поворот вызывает микроперегрев резины, и он нарастает, как снежный ком. На третьем секторе задние шины совершенно теряют сцепление».

«Здесь никогда не знаешь точно, где выход из поворота – приходится пилотировать по памяти, – восхищался чемпион 2016 года Нико Росберг. – И практически всегда в вираж надо поворачивать раньше, чем кажется. В них очень сложно оценивать нужную скорость. Они похожи друг на друга, но все чуть-чуть разные. Реально сложные. Еще и асфальт не самый цепкий – потому на входе в повороты машина так и норовит проскользить и вырваться из-под контроля».

Медиакоманда «Формулы-1» тоже ценила «Сочи Автодром»: перед Гран-при России 2019-го на официальном сайте серии вышел традиционный пост о каждом этапе «5 причин, почему мы его любим». Статусный и постоянный визитер паддока Крис Медланд выделил в тексте несколько моментов для восхищения: прекрасные виды на олимпийские объекты, близость к горам и морю – «линия побережья выглядит практически идентично пейзажу Монте-Карло». Однако главной причиной для любви к «Сочи Автодрому» стал местный третий поворот – Медланд даже назвал его «культовым» (iconic).

Теперь мы можем зафиксировать окончательные похороны первой российской трассы «Ф-1» или все-таки пока рано?

Что еще можно почитать про Гран-при России и «Автодром Сочи»?

Фото: Гоночные Вёдра, РИА Новости/Алексей Филиппов, Артур Лебедев, Алексей Куденко, Михаил Мокрушин, Иван Мелконян