17 мин.

18-летний сменщик Хэмилтона в «Мерсе» за полгода превратился в качка-машину. Как?!

Экспресс-подготовка к нагрузкам «Ф-1».

В 2025-м «Формулу-1» ждут грандиозные перемены, ведь семикратный чемпион Льюис Хэмилтон перешел из «Мерседеса» в «Феррари». Внезапное решение №44 реализовать-таки мечту со Скудерией вскипятило рынок пилотов на густой основе слухов «кто же займет его место в «Мерседесе»?

Недавние доминаторы выбрали максимально неожиданный и рисковый вариант: боевая подготовка 18-летнего итальянского некствана Кими Антонелли. И если в его гоночных способностях сомнений не возникало – все-таки он выиграл каждую серию, в которую заглядывал в экспресс-пути в «Ф-2». А в главной молодежке даже с пропуском ступени «Ф-3» не потерялся и в 17 лет: пару раз едва промахнулся мимо поула, зато выиграл спринт на легендарном «Сильверстоуне» и основной заезд на трудном «Хунгароринге».

А на бельгийском ужасном «Спа» выдал вот такой обгонище с сантиметровым заделом от стены – еще и в дождь:

В итоге во время домашнего этапа Антонелли на Гран-при Италии «Мерседес» подтвердил все официально. И вызвал новую волну вопросов: а выдержит ли юниор настолько быстрое продвижение? Ведь его и в «Ф-2»-то забросили с небывалой скоростью, а в нынешней «Ф-1» и вовсе нагрузки колоссально выше.

Чем сложна современная «Ф-1»? Сочетанием кардио, силовых и когнитивных нагрузок

Во-первых, рекордно длинные календари из 24 Гран-при – до 120 минут каждый, с часовыми квалификациями, спринтерскими уик-эндами, практиками и тестовыми сессиями. Для сравнения: в нынешней «Ф-2» – только 14 этапов с одной часовой практикой, фактически одной попыткой в квалификации, 45-минутной спринтерской гонкой и примерно часовой основной.

Да, обычно физическая форма выпускников «Ф-2» не вызывает сомнений насчет готовности к Гран-при, но и речь обычно идет о более обкатанных парнях с «Ф-3» за плечами, а также многочисленными полноценными сессиями за рулем болида. И, конечно, крайне редко все же кого-то запускают в машину «Ф-1» в возрасте моложе 20 лет без длительной предварительной подготовки – иначе рывок в мощности и длительности заездов слишком велик.

Просто сравните нагрузки от параллельных региональным «Формулам» серий и «Ф-4» (где Кими ездил до «Ф-2») и нынешней «Ф-1» – большинство пилотов неспроста обживаются хотя бы в «Ф-3» или промежуточных ступенях!

Прыжок по части перегрузок и длительности гонок выдает колоссальный прессинг на тело. Даже опытный Кевин Магнуссен по возвращении в «Ф-1» в 2023-м жаловался на невероятную боль в шее после первого этапа, а уже в 2024-м внезапный новичок Оливер Бермэн на Гран-при Саудовской Аравии едва держал голову к финишу!

В итоге на воротнике остались здоровенные вмятины:

И ведь британец изначально числился резервистом двух команд и попал в болид уже после года в «Ф-2»!

На всякий случай стоит вспомнить, насколько же физически сложен пилотаж на вершине автоспорта:

• Кокпит «Ф-1» раскаляется до 50 градусов по Цельсию даже на «средних» по температурам гонках – и только со следующего сезона введут обязательные охлаждающие жилеты. Пилот теряет в среднем 2-3 кг жидкости за гонку, а в особенно жаркие – и больше 4 кг. Все это – в огнеупорных комбинезонах, а питье на гонку – 500-600 мл.

• Пилоты гоняют квалификационные круги на пульсе 200 ударов в минуту. Гонки – в среднем на пульсе 150 ударов, но при стартах, обгонах, пит-стопах и сложных фазах он может возвращаться до 200 ударов. Причем «сложные фазы» часто не ограничиваются отрезками до въезда или после выезда на пит-стопы – иногда «в квалификационном режиме» приходится догонять или отрываться десятки кругов подряд.

• В быстрых поворотах перегрузки могут достигать 8,5g, при смене направлений в быстрых связках такие перегрузки сперва тянут в одну сторону, а затем – в другую. И да, нужно не просто их выдерживать, но и продолжать рулить точно по быстрейшей траектории.

• В зонах жестких торможений и сброса скорости с 300+ км/ч (особенно при обгонах) перегрузки достигают тех же 8g. Параллельно нужно прилагать усилие на педаль в 160 кг, следить за соперником и ловить рулем траекторию на границе сцепления шин.

• Работа с такими перегрузками и сердечным ритмом в 70-80 процентов от максимального сжигает от 1200 до 1500 калорий – как на половине марафонской дистанции, по оценкам главного тренировочного центра для гонщиков Hintsa Performance. Вот почему пилотаж называют «игрой в шахматы на середине марафона».

• При авариях перегрузки иногда выходят за пределы 40-50g.

Да и просто посмотрите, как тело человека без постоянного опыта в болиде «Ф-1» ощущает пилотаж болида «Ф-1»! Это репортер стриминга серии F1 TV Уилл Бакстон (с опытом на болидах «Ф-3» и тестами старой техники «Ф-1» конца 90-х) облачился в костюм, имитирующий нагрузки от актуальной на тот момент машины, и рискнул проехать круг в симуляторе:

Оттого возник вопрос: насколько же будет готов Кими? Ведь еще в 2024-й он входил примерно таким:

172 см роста – и можете сами представить себе вес и мощность! Беспокойство вполне логичное, не так ли? Ведь даже миниатюрного Юки Цуноду физически готовили и доводили до нынешнего «квадратного» уровня три года.

Сезон в «Ф-3» + сезон в «Ф-2» + интенсивная подготовка = прибавка в 15 кг. Причем дебютировал он в Гран-при близко к 21-летию.

Самый близкий аналог юности и подготовленности Антонелли – разве что Ферстаппен, но физика Макса вопросов не вызывала.

«Мерседес», конечно, решил не бросать Кими натурально под танк и весь 2024-й занимался и накаткой парня на треке, и обработкой в тренажерном зале. И к концу года предстал вот таким:

Кажется, вопросов к физической готовности больше нет!

Зато возникает новый: а как он вообще так быстро накачался? Не опасно ли это?

Вердикт тренера и врача: выглядит удивительно, но так и работает точечная подготовка. Антонелли даже вряд ли уникум!

Мы спросили у тренера Михаила Прыгунова – мастера спорта России по бодибилдингу, автора YouTube-канала YouGifted, ведущего тренера онлайн-платформы FitStars. Оказалось, тренеры «Мерседеса» и юниорской «Према» просто грамотно и точно развили природные способности Кими!

«Взглянув на фотографии этого парня, я обратил внимание, что его тело генетически хорошо предрасположено для развития мускулатуры. Даже в возрасте 17 лет, несмотря на то, что он довольно худощавый, все равно имеет явно выраженные мышцы: дельтовидные мышцы, то есть плечи, грудные мышцы, мышцы рук, бицепсы, трицепсы. Видны мышцы пресса, у него небольшой процент жира. То есть по структуре его тело предрасположено к развитию с точки зрения набора мышечной массы, и в этом возрасте – 17-18 лет – наблюдается хороший гормональный всплеск, выброс мужских гормонов, когда мальчик становится мужчиной.

Так что этот результат возможен при грамотном добавлении физических нагрузок – силовых тренировок в тренажерном зале, тренировок на наращивание мышечной массы; правильном выборе режима питания; должном количестве необходимых нутриентов для строительства мышц и развития мускулатуры. В этом плане у него не было совершенно никаких проблем, потому что он тренируется для того, чтобы стать пилотом «Формулы-1», а это вершина автоспорта, где самые лучшие тренеры. У него нет преград.

Поэтому нельзя сказать, что он уникум какой-то. Таких людей очень много; ему повезло с генетикой, у него хорошая структура тела. В его случае так спрогрессировать за год было несложно. В таком молодом возрасте нет проблем с выработкой необходимых гормонов.

[В его случае понадобилось бы] 3-4 силовые тренировки в неделю продолжительностью по 1,5 часа. С хорошей отдачей во время тренировки, с грамотным выбором тренировочной программы, под контролем профессионального высококлассного тренера и с качественным восстановлением такого результата добиться несложно.

Не рановато ли так качаться в 17 лет? Нет, не рановато. Можно даже раньше. Я начал заниматься спортом в 11 лет, это была легкая атлетика и ОФП. Потом, в 14-15 лет мы начали переходить к упражнениям с отягощениями, к силовым тренировкам. В 17-18 лет уже можно, даже нужно заниматься, в тренажерном зале в том числе.

17-летний парень может не уметь управлять своим телом, быть полностью нетренированный, раскоординированный, высокий, худощавый, у которого все тело как на шарнирах. А есть как Кими, который уже и отжимания делает нормально, и подтягиваться может, с весами тренируется, понимает, как управлять своим телом. Координация движения очень важна.

Тренировки зависят от уровня готовности человека. Если он не умеет заниматься с собственным весом, то это отжимания, подтягивания, различные тяги, жимовые движения, которые задействуют несколько суставов в одном упражнении.

Подростку можно начинать в 13-14 лет заниматься на силовых тренажерах. В 12 может быть рановато – тренажеры адаптированы для взрослого человека, но уже можно заниматься с собственным весом, отжиматься от пола, подтягиваться на перекладине, заниматься с резиновыми эспандерами и небольшими гантелями, выполнять приседания, отжимания на брусьях, тренировать мышцы пресса, мышцы спины».

«Для 18-летнего спортсмена с хорошей физической подготовкой и опытом участия в автогонках такие возросшие нагрузки вполне допустимы и не вредят здоровью, – подтвердила и Лариса Андронова, к.м.н., доцент кафедры реабилитации, спортивной медицины и физической культуры Института профилактической медицины Пироговского Университета. – Молодой организм обладает высокой пластичностью, выносливостью и способностью к адаптации. Гонщики, начиная карьеру в раннем возрасте, постепенно привыкают к экстремальным нагрузкам, в том числе высоким перегрузкам и высоким температурам. Кроме того, за важными показателями строго следит команда».

Как вообще готовят пилотов «Ф-1»?

Особенное сочетание нагрузок на пилота во время гоночных уик-эндов параллельно с постоянными перелетами и посещениями десятков спонсорских мероприятий требуют и особенного распорядка, и особенной диеты. Потому вокруг гонщиков еще с 90-х формировались несколько отдельных тренировочных центров с учетом их требований и особенных технологий: итальянская «Формула Медицины» (Formula Medicine, основана бывшими тренерами Михаэля Шумахера и Айртона Сенны на основе необходимости адаптации тренажеров Technogym под специфику нагрузок шеи, рук и ног), финская Hintsa Perfomance (запущенная бывшим тренером Мики Хаккинена) и недавно запущенный во французском Анси новый супертехнологичный центр в арендованном средневековом замке.

Команды обычно предоставляют пилотам выбор: самостоятельный поиск личного тренера либо подбор через одну из этих трех организаций. Физиотерапевт оттуда обычно сочетает в себе роли и массажиста, и автора плана подготовки, и нутрициониста-диетолога – работавший с Кими Райкконеном Марк Арнолл даже разрабатывал формулы персональных витаминных биодобавок для лучшего сна и восстановления и заказывал их у фармацевтов. Такой тренер сопровождает пилота во всех перелетах, Гран-при и даже в отпусках – более 300 дней в году.

Пример силового сета для подготовки к нагрузкам болида «Ф-1» и поддержания формы в течение сезона показывал Эстебан Окон:

Некоторые пилоты предпочитают работать с личными тренерами – и их подготовка выглядит не менее сурово. Например, видео сета Серхио Переса для Гран-при Сингапура уже стало легендарным:

Но после перехода №11 в «Ред Булл» ему все равно пришлось как минимум один раз на предсезонке являться в тренировочный кэмп спортивной программы концерна и сдавать там тесты на легендарной пыточной испытательной машине. На ней физические кондиции и готовность к новой компании проверяют у каждого атлета на контракте с «Ред Булл» – их регулярно проходили и Макс Ферстаппен, и Марк Маркес из MotoGP, и велогонщики, и даже иногда сторонние спортсмены вроде Нико Хюлькенберга.

Благодаря данным оттуда «Ред Булл» всегда знает состояние подписанных атлетов-амбассадоров, может оценить ожидания от сезона или хотя бы его начала и предложить помощь в корректировке или дополнительной подготовке. Также кэмп дает и достаточно данных о восстановлении после травм.

И молодые пилоты программы, конечно, проходят такие же испытания.

У «Мерседеса» и ее Академии подобных мощностей и кэмпов нет – сама организация сотрудничает с Hintsa и занимается подбором лучших мэтчей «гонщик-тренер» через нее. Компания специально ищет спецов под запросы гонщиков и команды и сманивает их хоть из олимпийских сборных по синхронному плаванию, хоть из танцев – главное, чтобы сотрудничество работало.

Но при сотрудничестве с молодежной командой Академия «Мерседеса» часто отдает такой подбор организации-партнеру: ведь сейчас у большинства сильных юниорских структур выстроены все необходимые вертикали для подготовки и доводки своих парней. «Према», «МП Моторспортс», «ВАР», «ДАМС», «Хайтек» и «АРТ» сотрудничают либо с Hintsa, либо с «Формулой Медицины», а испанская «Кампос» работает с клиникой Quiron Salud.

«Према» – постоянный клиент «Формулы Медицины», но именно с Кими «Мерседес» настолько взял забрал подготовку в свои руки, что уже в 2023-м в региональной «Формуле» парня сопровождал персональный тренер именно от команды «Ф-1», подобранный как для боевого пилота. Абсолютно равный подход с тренировкой Расселла, например.

Еще огромную роль сыграл мощнейший гоночный бэкграунд парня: его отец – редчайший энтузиаст автоспорта в хорошем смысле. В прошлом такие становились «гаражистами» – строили команды и машины у себя буквально в заднем дворе и пытались заявляться на все гонки подряд. Из таких выросла, например, «Феррари», но теперь автоспорт изменился и формат больше не работает – к счастью, у энтузиастов остался способ реализации страсти с той же активностью. Теперь такие создают частные команды в клубных гонках, моносериях автозаводов вроде «Кубка «Порше», «Супертрофея «Ламборгини» или «Вызова «Феррари» или даже GT3 или прототипов – в зависимости от финансовых возможностей, уровня знаний и способности привлечь производителя в качестве партнера.

Отец Кими пошел тем же путем: с опытом участия в национальных и европейских чемпионатах по турингу 90-х и 2000-х он запустил в начале 2010-х свою команду «Антонелли Моторспорт». Начал как раз с монокубков, а к 2020-му перешел в GT3 с машинами «Мерседеса» и лицензией и базой в Сан-Марино (да, Марко и его сын формально выступают под разными флагами!). Помогли именно личные знакомства: сын настолько рвал всех в картинге, что переговоры с топ-командами «Ф-1» начались буквально с его восьмилетнего возраста – в 2016-м. Отзывчивее всех оказался «Мерседес» – и сперва Марко обзавелся связями, доказал всем, как умеет готовить гонщиков и команды (особенно сына), и получил парочку суперкаров по клиентским контрактам. Кими же официально зачислили в систему в 2020-м – когда талант уже выглядел неоспоримым.

Однако именно бэкграунд – как и у Ферстаппена – сыграл огромную роль: отец парня знал, когда и как надо начинать подготовку, что именно требуется тренировать, на каких трассах, до каких пределов и в каких направлениях. Более того, в свободное от юниорских гонок время Кими гонял на его болидах GT3 и расширял грани адаптивности – так что и к повышению в «Ф-1» уже подходил в самом правильном и благоприятном состоянии. А талант подготовки его отца так впечатлил, что «Мерседес» помог расширить ему команду и на итальянскую «Ф-4» для продолжения подготовки других юниоров.

Вообще практически любой новичок «Ф-1» сталкивается с огромным скачком запросов к физике – а еще раньше трансферная кампания часто шла до зимы, и у дебютантов оставалась буквально пара месяцев для прогресса. Потому к концу 90-х специализированные тренеры и врачи уже наработали первичные и рабочие планы превращения любого пилота в здоровяка.

Отличным примером стал кейс итальянца Ярно Трулли: его переводили напрямую из «Ф-3» в 97-м. Для физподготовки наняли бывшего врача Михаэля Шумахера и Айртона Сенны Риккардо Чеккарелли – одного из главных партнеров «Формулы Медицины».

«Правильный подбор упражнений позволяет сделать мышцы достаточно сильными. Когда я помогал Ярно Трулли перейти из «Ф-3» сразу в «Ф-1» [в 1997 году], диаметр его шеи за месяц увеличился на три сантиметра. Потом он говорил, что у него не было никаких проблем с шеей во время первой гонки «Формулы-1».

Единственное отличие – Ярно было 23 года, а не 17-18.

Но с тех пор технологии, знания, питание, упражнения и тренировки только улучшались и развивались. Потому пилотов и развивают теперь с самых юных картинговых лет – тогда и закладывается база именно необходимых физических показателей. Ее точечно развивают по всему пути пилота по лестнице к «Ф-1» – и Кими Антонелли просто стал следующим «уровнем» реализации инноваций в технологиях подготовки. И самым наглядным примером.

Его отец теперь займется такой доводкой и дальше, и в будущем мы еще увидим таких юниоров-акселератов. Это больше не опасно и не вредно.

Только необходимо верное окружение – в котором каждый знает, что именно нужно делать, как и до каких пределов. Без помощи отца, «Мерседеса» и «Према» у Кими вряд ли получилось бы так быстро пролететь по лестнице юниорских серий (мимо «Ф-3», например). Понимание процесса – самое важное, так что если хотите быть как сменщик Хэмилтона – начать лучше с подбора ментора. Тогда все получится – и точно без риска для здоровья.

Что еще почитать о Кими Антонелли?

Фото: instagram.com/kimi.antonelli; Gettyimages.ru/Mark Sutton, Chris Graythen, Mike Cooper /Allsport; IMAGO/Eibner/Memmler/Global Look Press