15 мин.

«Ред Булл» снова не взял самого успешного гонщика системы в команду к Ферстаппену. Но почему?

Теперь он под угрозой вылета из Гран-при.

Сезон-2024 в «Формуле-1» можно сравнить с одной большой сагой с долгожданным финалом – хотя бы временно разрешилась история с местом второго пилота в «Ред Булл».

Слабые выступления Серхио Переса – одна из главных причин, почему «быки» потеряли титул в командном зачете. Результаты мексиканца просели еще в первой половине сезона, когда он продлил соглашение на два года, а потому через полтора месяца в «Ред Булл» уже впервые напомнили, что «контракт бесполезен, если нет результата».

Так возобновились слухи из 2023-го о потенциальной замене Переса на пилота второй команды «РБ» (со следующего года это «Рейсинг Буллз») Даниэля Риккардо. 35-летний австралиец как раз выступал за основной коллектив с 2014-го по 2018-й. Однако Риккардо тоже провалился: его напарник Юки Цунода оказался лучше и в квалификациях, и в гонках (37 очков у японца против 18 у Дэна).

«Ред Булл» пришлось переключиться на заблиставшего аргентинца Франко Колапинто: осенью он заменил Логана Сарджента в «Уильямсе» до конца сезона. Новичок показывал неплохие результаты на одном из слабейших болидов чемпионата (даже приезжал в очки), а за его спиной – огромный латиноамериканский рынок и целая кипа спонсоров. Даже многолетние партнеры Переса из национальной Scuderia Telmex выразили готовность поддерживать Франко.

Казалось, вот подходящая замена Пересу! Нидерландский комментатор «Ф-1» Джек Плой рассказывал: «быки» даже вступили в переговоры о выкупе контракта Франко за 20 млн долларов. Однако в конце сезона звезда Колапинто слегка погасла: из-за необходимости собирать тяжелый болид-франкенштейн из старых и восстановленных деталей чудо-результаты пропали, а на их место пришли сплошные аварии. В Милтон-Кейнсе потеряли интерес.

Выбор сузился до собственных пилотов из младшей команды: Юки Цуноды и Лиама Лоусона. Лиам заменил просевшего по темпу Риккардо, причем уже во второй раз: в прошлом году Дэн сломал запястье из-за аварии во второй практике Гран-при Нидерландов, и новозеландец отъездил вместо него пять гонок.

На стороне Цуноды был опыт: японец провел в «Ф-1» уже четвертый сезон, победил последних трех напарников и вполне освоился. Лоусон же отличился темпом (проехал всего 11 гонок, но показал неплохие результаты, пару раз оказавшись в очках) и психологической устойчивостью. Лиам успел побороться с Серхио Пересом и Фернандо Алонсо и даже едва не завел в их лице врагов в пелотоне – и это его никак не смутило.

Железный характер Лоусона очень подходил «Ред Булл», потому в прессе появлялось все больше слухов о его переходе в основную команду. Цуноде же приходилось с видимым отчаянием и ощутимым нажимом отвечать на вопросы о своей кандидатуре:

«Не знаю. Может быть, вам стоит самим спросить в «Ред Булл» об этом в интервью? Пожалуйста. Честно, у меня нет ответа. И даже когда им задают такой вопрос, в «Ред Булл» отвечают, что «Юки в списке, мы все изучаем». Но я не знаю, правда это или нет. Надеюсь, что правда. Наверное, мне требуется поул и подиум в каждой оставшейся гонке», – говорил Юки.

После работы на симуляторе «Ред Булл» японец уверял: он справится с болидом и «готов сражаться с монстром Ферстаппеном». Далее «Хонда» пробила Цуноде участие на постсезонных тестах за рулем RB20. На протяжении всего месяца пилот продолжал говорить о том, что сделал уже все возможное, чтобы убедить «Ред Булл» в своей скорости. И на тестах команда осталась довольна работой японца – но этого все равно не хватило.

В итоге вторым пилотом объявили Лиама Лоусона. Почему же Юки остался ни с чем?

У Цуноды гигантский прогресс, но на него ушло слишком много времени

В «Ф-1» японец быстро заработал себе отрицательную репутацию инфантильным поведением по радио. Постоянные призывы к команде заткнуться и слишком эмоциональная реакция закрепили за Юки образ капризного ребенка за рулем болида. Его психозов хватило на целую подборку:

Параллельно Цунода не показывал выдающих результатов, зато прослыл техническим неучем: пилот давал инженерам бесполезную обратную связь. Что уж там, поначалу Юки не мог даже нормально изъясняться по-английски. На первых тестах в «Ф-1» он назвал босса «Ред Булл» Кристиана Хорнера «ублюдком»: Цунода тогда жил на окраине Лондона и думал, что это обычное обращение.

Подготовка к гонкам тоже оставляла желать лучшего. Как рассказывал Юки, первые месяцы после тренировок он приходил домой и до конца дня играл в PlayStation 5.

Так продолжаться больше не могло: в середине сезона-2021 японца отправили жить в Фаэнцу – ближе к базе младшей команды. График Цуноды изменился: пилот проводил время на базе и анализировал возникшие проблемы после гонок, начал посещать психолога и продолжил совершенствовать английский.

Постепенно Юки превратился в весьма полезного пилота: в «РБ» то и дело отмечали его прогресс и хорошую отдачу. В этом же году команда наконец смогла заявить, что полностью довольна работой Цуноды.

«Он супербыстрый, – утверждает гоночный директор Алан Пермейн (перешел в «РБ» в начале 2024-го). – Он способен в любое время выжать максимум из болида, особенно на быстром круге. У него очень хороший квалификационный темп.

Я также был удивлен его обратной связью. У него блестящий английский. Если вы не работаете в команде, то все, что вы слышите – истории о его жалобах. Думаю, на этом акцентируют слишком много внимания. Если говорить о его слабостях, то да, это его слабость. И он знает это и активно работает над этим.

Но с точки зрения темпа и обратной связи, скорости на коротких и длинных отрезках он хорош. И он становился только лучше на протяжении года».

В случае с матами по радио Цунода постарался взять себя в руки. Теперь он позволяет себе выплеснуть эмоции только в критичные моменты (как, например, во время аварии на старте Гран-при Мехико), а не при каждом нажатии кнопки переговоров. Юки и сам отмечает, что в этом году стал более сдержанным:

«Уверен, я сделал шаг вперед в этом вопросе. И да, если в прошлом году недовольство моими переговорами по радио имело смысл, то в этом я стал намного лучше. Было не так много ситуаций, когда я терял над собой контроль».

Результаты на трассе тоже и впрямь улучшились. После ухода Пьера Гасли японец не проиграл ни одному напарнику в «Ф-1»: Ник де Врис, Даниэль Риккардо, Лиам Лоусон – каждого из них он превзошел по количеству набранных очков и по темпу в квалификациях. Последнего Юки даже разгромил в квалификационном счете (6-0). Японец настолько продвинулся вперед, что исполнительный директор «РБ» Петер Байер еще летом разглядел в нем нового лидера команды:

«Я полностью уверен, что нам нужен один опытный пилот – и под опытным имеется в виду кто-то вроде Юки, который провел [в «Ф-1»] несколько лет», – сказал босс команды.

Но есть весомая проблема: до нынешней версии себя Цунода добрался только к четвертому сезону в «Ф-1». А сколько бы ему потребовалось на адаптацию в «Ред Булл»? Сейчас, после потери титула и ухода главного конструктора Эдриана Ньюи, «быки» не могут позволить себе возиться с долго прогрессирующим пилотом. Им нужен либо мгновенный результат, либо максимально быстрое развитие пилота. И в этом плане у Юки есть проблема.

Цунода не подошел под критерии «Ред Булл»: в команде ждали большего

В главной команде признают: японец – быстрый пилот, но чистой скорости им мало. Важно умение сохранять ее на протяжении всего сезона – и тут у Юки возникают трудности.

«Он провел две очень хорошие гонки в Бразилии и Лас-Вегасе (в первой японец приехал седьмым, а во второй – девятым – Спортс’‘). К сожалению, до этого он допустил две глупые ошибки в Бразилии. У Юки есть скорость, но ему не хватает стабильности. Но когда у него все складывается, то выходит очень хорошо», – говорил советник «Ред Булл» и глава молодежной программы Гельмут Марко.

В конце концов судьбу Цуноды решила даже не столько стабильность, сколько репутация и затянувшийся прогресс. Лоусон провел в «Ф-1» всего 11 этапов, но за это время проявил себя как психологический титан и быстрый гонщик.

Несмотря на проигрыш напарнику в квалификациях, Лиам в целом был весьма близок к Юки: средний отрыв между ними – 0,3 секунды, но статистику сильно портит всего один этап. В Лас-Вегасе во втором сегменте Лоусон проиграл Цуноде больше секунды – Лиаму помешали красные флаги из-за аварии Колапинто. Без этой неудачи средняя разница была бы всего 0,1 секунды (и то, в половине сессий новозеландец уступил напарнику всего пару сотых).

Выходит, Лиам порой ехал с Цунодой практически в одном квалификационном темпе – а ведь у Лоусона нет даже одного полноценного сезона в «Ф-1», в отличие от уже вполне себе опытного Юки. Которого в программе единогласно считают супербыстрым именно на квалификационном круге. Естественно, в «Ред Булл» впечатлились.

«Инженеры предоставили сравнительные показатели, на которых мы основывали решение. В целом это приятная проблема – оба заслуживали повышения. Но у Лоусона больше пространство для роста в будущем. В особенности психологическая сила стала решающим фактором в итоге.

На трассе Лоусон доказал, что он – жесткий гонщик и не боится борьбы с глыбами калибра Фернандо Алонсо, Льюиса Хэмилтона и Серхио Переса. Теперь посмотрим, как он проявит себя на дистанции всего сезона.

В квалификациях Лиам был примерно на одинаковом уровне с Юки. Интересно посмотреть на его прогресс на одном быстром круге. В гонках он был стабильнее Юки. Некоторые проблемы, конечно, возникали, но все-таки за ним всего десять Гран-при. Ему нужно больше опыта – тогда станет яснее, способен ли он превратиться в выдающегося пилота», – рассказал Марко.

Шинные тесты в Абу-Даби тоже не пошли Цуноде на пользу. С одной стороны, в главной команде убедились в прогрессе Юки: в интервью Хорнер то и дело расхваливал обратную связь от японца. С другой – оказалось, что темп второй пилот на тестах Изак Аджар проехал не хуже – и убедил подписать его на следующий сезона в младшую команду.

«Он был быстрее Юки на тестах на прошлой неделе, что привлекло к нему внимание. Он определенно талантлив. Ему нужна небольшая полировка, но скорость у него есть», – сказал Хорнер.

Против японца сыграл и фактор исторического восприятия: Юки никогда не был главным кандидатом на место в «Ред Булл». До ноября и окончательного отказа от Колапинто «быки», похоже, даже не собирались всерьез рассматривать вариант с японцем. В лучшем случае Цунода шел четвертым в списке – после Переса, Колапинто и Лоусона.  

Даже участие Юки в шинных тестах в Абу-Даби – вовсе не инициатива «Ред Булл»: их предоставили по соглашению с «Хондой», которая поддерживает карьеру японца с самого старта. По словам главы гоночного подразделения компании Кодзи Ватанабе, ему приходилось лично беседовать с Кристианом Хорнером, чтобы выбить место на постсезонных тестах – настолько в «Хонде» хотели дать Цуноде возможность проявить себя.

Вот только скоро таких опций уже не будет: с 2026-го «Хонда» сфокусируется на работе с новым партнером в лице «Астон Мартин», а «Ред Булл» скооперируется с «Фордом». Можно было бы назвать это проблемой для Цуноды, но сам Юки не считает, что его положение в системе «быков» зависело от «Хонды» – даже несмотря на отдельный контракт с гоночной системой автопроизводителя на 2027-й и дальше. У Лоусона таких сделок не было, да и новозеландец и его рынок интереснее для «Форда» – для соперничества с «Дженерал Моторз», их оригинальными брендами и принадлежащему автогиганту австралийскому «Холдену».

Потому «Ред Булл», очевидно, не настолько ценит Юки, чтобы забирать его у «Хонды» и оставлять себе – особенно когда японский партнер начал еще добавлять давления для продвижения протеже. Сам Цунода тоже следует скорее линии японцев: высказывался в прессе все жестче на тему потенциального повышения – временами вплоть до околодетского негодования. То есть вопрос к его эмоциональным вспышкам все-таки остался: может, по радио и перестал выражаться после трех сезонов наставлений, но черта характера и трудности с обучаемостью не исправились.

Возможно, если бы система «Ред Булл» пребывала в том же кризисе, что и пару лет назад при подписании Переса, Юки получил бы шанс. Но сейчас у недавних чемпионов есть как минимум двое пилотов с той же скоростью на уровне «Ф-1» – и если каждый вариант не кажется безрисковым, зачем усложнять положение?

Юки близок к уходу из системы «Ред Булл», а нового места не видно. Неужели 2025-й – его последний год в «Ф-1»?

Следующий год в «Рейсинг Буллз» станет пятым для Цуноды в «Ф-1» и в младшей команде в целом. Задерживаться дальше японцу просто нет смысла: его контракт рассчитан только на один год, так что главная цель Юки в следующем году – показать максимум.

Далеко не факт, что у малоопытного Лоусона все сложится в основном «Ред Булл». В команде уже проходили такое на примере Пьера Гасли, Алекса Албона и Даниила Квята – во всех случаях раннее повышение плохо сказалось на пилотах. Так что, если дела у Лиама пойдут не лучшим образом, у Цуноды есть все шансы занять желаемый кокпит.

«Думаю, он очень решителен. Он знает, что все быстро меняется. Кто мог подумать девять месяцев назад, что мы будем говорить здесь о Лиаме Лоусоне как о нашем пилоте в 2025-м? В этой сфере все быстро меняется – и он [Цунода] в курсе этого. Он знает, что ему нужно показывать, что именно он тот, кто достоин этого места», – сказал Хорнер.

Но что, если Юки не повезет? Скажем, если Лоусон покажет хороший темп или в «Ред Булл» выберут другого пилота, то что тогда будет делать Цунода? В системе «быков» уже намекают на то, что в таком случае готовы к расставанию:

«Мы знаем, что если не сможем предоставить Юки возможность в грядущем году, то какой смысл держать его тут? Нельзя держать пилота в младшей команде пять лет. Нельзя все время оставаться подружкой невесты. В такой момент нужно отпускать их [пилотов] или искать другие варианты», – утверждает руководитель «Ред Булл».

И в команде уже нашли новую кандидатуру – нового пилота «Формулы-2» из программы «быков» Арвида Линдблада. Гельмут Марко уже рассказал, что команда планирует устроить юниору серию тестов в 2025-м, а через год парня хотят повысить в «Рейсинг Буллз» – очевидно, на место Цуноды.

В таком случае у Юки проблемы: в начале года у него были шансы перейти в другие команды (им интересовались в «Альпин», «Хаасе» и «Заубере»/«Ауди»), но «Ред Булл» не отпустил японца. Теперь же большинство вариантов забито наперед: в 2025-м контракты закончатся только у Джорджа Расселла из «Мерседеса», Лиама Лоусона в «Ред Булл» и новичка «Заубера» Габриэла Бортолето. Первый вариант – сразу мимо: в «Мерседесе» никогда не интересовались Юки. Второй и третий случаи возможны только при провале Лоусона или Бортолето.

Можно еще вспомнить про опцию с «Кадиллаком» – новой 11-й командой, которая дебютирует в 2026-м. Там как раз искали одного опытного пилота. Только непонятно, достаточно ли опыта Цуноды или нужен кто-то вроде Серхио Переса, у которого более 10 сезонов в «Ф-1». Да и как тогда быть с длительной сделкой с «Хондой»? Ведь мотористом «Кадиллака» уже объявлена «Феррари».

Получается, Цунода рискует провести последний год в пелотоне. Перспективы остаться в «Ф-1» с каждым днем все меньше и меньше, и дальнейшее будущее кажется туманным. Юки говорил, что уже задумывается о новой команде, но вполне возможно, что придется расширить поиски до уровня гоночных серий.  

Что еще почитать про ситуацию со вторым пилотом «Ред Булл»:

Фото: Panoramic/Keystone Press Agency, Diogo Cardoso/Keystone Press Agency, Jay Hirano/AFLO/Global Look Press, Panoramic/Keystone Press Agency; Gettyimages/Mark Thompson, Clive Mason