9 мин.

Шоу Netflix о Сенне – портрет мифа о величайшем бразильце глазами Бразилии. Оттуда такой накал драмы

Наша рецензия на сериал о трехкратном чемпионе «Ф-1».

29 ноября на стриминге Netflix презентовали проект художественного сериала «Сенна» о великом бразильском трехкратном чемпионе «Формулы-1» Айртоне Сенне – с актерами, однако также вперемешку с реальными кадрами Гран-при и полным набором лицензий на использования всех имен, логотипов и названий команд. Историю позиционировали как «описание пути Волшебника от первых шагов в гонках до момента гибели», а к сотрудничеству, помощи к составлению сюжетов, съемок и консультации привлекли семью Айртона. За аутентичностью следила, например, его сестра Вивиан, управляющая благотворительными инициативами брата.

Эти факты дают необходимый контекст: снимали не документалку и не «объективный нейтральный» фильм со сторонней точки зрения. Да и сами создатели картины – не просто зрители или фанаты Сенны с детства, влюбившиеся в гонки и в «Ф-1» во время просмотра его схваток с Простом.

За амбициозным анонсом и намерениями стоит чисто бразильский проект от компании Gullane из Сан-Паулу (родного города Айртона) – с бразильским сюжетом и полностью бразильской командой (основатель и продюсер – бразилец, режиссерский состав – бразильцы, спецы по кастингу, художке и декорациям – тоже). Ее основали еще в 96-м, и до конца 2010-х она снимала фильмы в основном для собственной аудитории – только затем перешла к продаже проектов HBO и затем Netflix. У нее нет супербюджетов, выходов на режиссеров или актеров с мировым именем, да и цели сделать такой флагман не стояло. Обычно подобные проекты стремятся выделиться, предлагая необычный взгляд на произведение или освещаемую тему. Это позволяет привлечь внимание как местной аудитории, так и мировой.

Вот и вышло, что фильм о Сенне из Сан-Паулу для всего мира снимала компания из Сан-Паулу руками почти одних бразильцев из тех мест. Оттуда и две основные философии картины.

Первая – ставка на полную историческую атмосферность и аутентичность происходящего. Все в кадре – от машин до ложечек на столе – должно погружать в мир 70-х, 80-х и 90-х: время жизни и славы Сенны. Показать, что именно его окружало, какие суперхиты мировой и бразильской сцены играли и какие он даже мог сам напевать. Ради живости происходящего и создания того самого теплого чувства близости с персонажем у зрителя.

А второй – немного образный: фактически нам показали не объективную историю Сенны, какой она случилась, а историю Сенны глазами Бразилии и бразильцев. Историю самого популярного бразильского спортсмена ХХ века (да, по опросу в 2001-м он даже обошел Пеле!) такой, как ее видели и прочувствовали дома. Или, может, какой ее захотели запомнить в Бразилии.

Именно поэтому за пределами фан-сообщества Сенны и латиноамериканского интернета отзывы в основном сдержанные и даже саркастичные. Например, сериал критикуют за съемки британских локаций в аргентинских предгорьях: да, англичане почему-то восприняли это так серьезно, что даже начали подшучивать над этим как над киноляпом (BBC насчитала 3000+ соответствующих реакций в соцсетях). Хотя создатели прямо говорили, что нашли похожие треки только в виде пары заброшек в Америке, а визуал для Монако строили в отдельной прибрежной зоне в Уругвае павильоном на 1100 квадратных метров! Но им досталось и за средненькое качество графики при ее относительном засилье на гоночных моментах – тоже как бы упуская момент чисто бразильского производства с бразильским бюджетом. Но это издержки выхода национального проекта на международной платформе с широкой рекламой – мировые амбиции оценивались по общему уровню Netflix.

Больше всего же «Сенну» критикуют за чрезмерную драматичность и однобокость истории. Айртон действительно показан практически безукоризненным романтиком с единственной целью в жизни – победами. Только временами в поле его зрения появлялись семья, любимые, легкие мысли о детях, соперники и друзья, но ненадолго – гонки очень быстро все вытесняли. Сюжет раскрывает его историю как поход избранного через помехи со стороны к главной цели – титула чемпиона мира, и на этом пути сериальный Айртон не концентрировался отдельно на персоналиях или источниках проблем. Нежелающий помогать с оплатой поездки в Европу отец демонстрируется такой же досадной преградой, как и соперник по «Ф-3» из Аргентины, как и Ален Прост, и президент FISA Жан-Мари Балестр.

Сенна из сериала вообще ни на ком из них не концентрируется в смысле «принципиального противостояния» – словно и не было фиксации и баталий с Простом, «Уильямсом», «Рено», «Бенеттоном», Шумахером, Нельсоном Пике или регулятором. Все такие моменты подаются только как «весь мир против Айртона, а он идет дальше, стараясь не обращать внимания – и добивается своего».

Конечно, образ великого Волшебника-чемпиона и сейчас колоссально романтизирован и мифологизирован. Через 30 лет после его трагичной гибели практически не вспоминается противоречивость его личности и поведения, а цитаты вроде «если ты не ринулся в минимальный просвет – то больше не гонщик» (которой Сенна оправдывал намеренное столкновение с Простом!) используют как афоризм для образца поведения пилота. Нет, в сериале демонстрируется момент сам по себе и звучит фраза сэра Джеки Стюарта о «гонщике с наибольшим количеством инцидентов за годы», но исключительно с точки зрения «вот до чего вы меня довели» и все того же образа «досадной помехи».

Сенну показали в сериале человеком, отвечающим в основном на трассе и за кулисами. Когда он сталкивается с конкуренцией, неурядицами или подозрениями в неравной технике, он просто решает вопрос самостоятельно: лучше заучивает трек, едет в Италию и за сутки добывает новый мотор, сам пробивает переговоры и так далее.

Конечно, Айртон был и таким. Но не только таким – и другие стороны его личности тоже вполне неплохо задокументированы, просто их вспоминали и вспоминают все реже. Миф его величия и романтичного образа затмил остальное.

И сериал – по сути не картина о личности или персоне, а картина этого мифа. Его воплощение и доведение до апофеоза.

Бразилия сняла фильм о том, как Бразилия видела восхождение и триумф Сенны – и каким хотела его видеть. Практически идеальным гонщиком-кавалеристом без даже близко равных на трассе. Безусловным любимцем любых моделей, аристократок в Монако и телезвезд. Но при этом скромным и теневым героем, способным (уже после завоевания двух чемпионских титулов!) приехать в фавелы родного Сан-Паулу неузнанным в гости к ребенку, от которого получил трогательное письмо, подарить ему шлем и не собрать огромную толпу вокруг. А ведь там же по сюжету буквально через пару лет на его похороны соберутся миллионы!

Повлияла, кстати, и семья. Например, некоторые фанаты даже в Бразилии недоумевают, почему последняя пассия чемпиона Адриана Галистеу осталась почти без экранного времени, когда двум предыдущим уделено немало внимания – оказалось, это распределение продиктовано пожеланиями именно клана Сенна да Силва.

Но хорош ли сериал сам по себе? Вполне – с воссозданием атмосферы, интеграцией музыкальных суперхитов и строительством образов персонажей действительно справились. Он затягивает и держит, даже когда знаешь, что будет дальше – просто за счет интереса «как именно это изобразят и передадут». Потому ставка на визуал и аутентичность вместе с мифологизацией сработали – уже знакомая история воспринимается совершенно по-другому.

А еще на погружение в ту самую атмосферу здорово влияет смесь из частично настоящих, частично (скорее всего) вымышленных фишечек и мелочей:

• Например, семья и близкие называют Айртона Беко или Бекан («неуклюжий» за проблемы с координацией в детстве), в Англии сперва звали Харрингтоном (не могли правильно прочитать «Айртон»).

• Айртон впечатлил первую команду из «Формулы-Форд» «Ван Димен» тестами на незнакомой машине на незнакомом треке в туман – побил рекорд трассы на первых же заездах, пройдя ее сперва ногами и запомнив повороты и точки торможения. А затем разнес баланс и тормоза.

• Вообще по сюжету Айртон определял неполадки в картах по звуку – но поскольку работал в гараже отцовской компании по производству и ремонту запчастей, все выглядело очень органично.

• Во время гонок колесо в колесо в «Формуле-Форд» в одной из сцен сражений при смене планов с трека на руль и работу с педалями создатели вставили пасхалку для фанатов – Айртон подгазовывал в поворотах в фирменном стиле быстрых резких нажатий.

• Во время посиделок с первой женой на британском пляже она рассуждает о будущих детях, а он закрывает глаза и по памяти воспроизводит прохождение трека по повторам и передачам, отсчитывая время.

• А уже в «Ф-3» при сражении с киношным Мартином Брандлом он раздобыл мотор помощнее за сутки путешествия в Италию, но обнаружил неспособность поддерживать равномерную температуру при британской погоде. В итоге Айртон залепил радиатор изолентой, чтобы тот не остыл, а затем во время заезда отстегнулся на ходу и освободил воздуховод, чтобы двигатель не перегрелся – вряд ли разрешенное действие, но тогда в минорах камер на треках не было, и подтвердить или опровергнуть такое было бы невозможно.

• Айртон пел в караоке песню Everybody Wants To Rule The World с боссами «Хонды», чтобы те поставили для «Макларена» моторы – переговоры вообще проходили в баре при участии Рона Денниса и главы японского концерна.

Прекрасное строительство образа человека, готового пойти на что угодно ради победы, не так ли?

Не хуже работают и чисто атмосферные штуки – хотя визуально и музыкально сериал сильно подхватывает стилистику фильма «Гонка» о противостоянии Лауды и Ханта. И подход к монтажу, и местами основные темы оркестрового саундтрека – в слепом тесте вполне можно и спутать.

Также в атмосферу происходящего здорово вовлекают забавные эпизоды с закулисьем гонок: например, процедура заявки пилотов на сезон от команд. По версии создателей, все происходит в торжественной обстановке на заседании в зале ФИА: боссы команд собираются за большим столом и и торжественно заявляют фамилии президенту и секретариату. Красиво, эпично и драматично!

Так что на самом деле сериал очень даже хорош как художественное полотно «про чемпиона «Формулы-1» – его восхождение и жизнь на треке и за его пределами. И если бы речь не шла о реальном персонаже – да еще и таком, как Айртон Сенна – критики точно было бы меньше.

Но даже экранизация мифа о Сенне выглядит красиво и увлекательно – отличное погружение на пару вечеров. Просто не стоит забывать, кто и зачем снимал – и не ждать от сериала действительной историчности и биографичности.

Что еще почитать о шоу Netflix о Сенне? А еще фильмы про «Ф-1» и гонщиков есть?

Фото: netflix.com; Gettyimages.ru/Pascal Rondeau, John Gichigi